Административная деятельность ОВД Казахстана по реализации правовой новеллы - меры пресечения "надзор органа дознания"
(Балтабаев К. Т.) ("Административное право и процесс", 2010, N 1) Текст документаАДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОВД КАЗАХСТАНА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОЙ НОВЕЛЛЫ - МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ "НАДЗОР ОРГАНА ДОЗНАНИЯ"
К. Т. БАЛТАБАЕВ
Балтабаев К. Т., докторант Академии управления МВД России, полковник полиции МВД Казахстана, кандидат юридических наук.
Прогрессивным шагом в деле оптимизации института мер пресечения является введение правовой новеллы - меры пресечения "надзор органа дознания". Разработка эффективного процессуального механизма ее реализации является важнейшей задачей для правоприменителя.
В настоящее время важной является проблема дальнейшей оптимизации института мер пресечения, которая должна обеспечить достижение интересов правосудия с минимально возможным ограничением прав лиц, подвергаемых уголовному преследованию. Следовательно, необходимо формулирование емких, но вместе с тем простых в применении правовых предписаний, сокращение "жестких" репрессивных мер пресечения путем введения правовых новелл. По нашему мнению, в научной разработке нуждается изучение возможности введения в качестве новеллы меры пресечения "надзор органа дознания" <1>, практическая реализация которого позволит значительно сократить применение ареста в судебно-следственной практике. -------------------------------- <1> Балтабаев К. Т. Развитие института мер пресечения в уголовном процессе Казахстана // Фемида: республиканский юридический научно-практический журнал. 2009. N 3. С. 15.
Интерес представляют вопросы, связанные с реализацией органом дознания (территориальным органом внутренних дел) постановления в части осуществления надзора за соблюдения установленных ограничений и наблюдения за надлежащим поведением обвиняемого. Если рассмотреть их более структурированно, то можно выделить следующие направления в административной деятельности органа внутренних дел. Первое - деятельность органа дознания, второе - деятельность административной полиции органа внутренних дел. Применительно ко второй деятельности необходимо более детально рассмотреть работу отдела (отделения) общественной безопасности, старших участковых инспекторов полиции, старших участковых инспекторов по делам несовершеннолетних, участковых инспекторов полиции, участковых инспекторов по делам несовершеннолетних (далее - участковых инспекторов ПДН), дорожной и патрульной полиции, а также других служб органов внутренних дел. При этом надзор и наблюдение в отношении лица, подвергнутого указанной мере пресечения, должны осуществляться соответственно в пределах компетенции органа дознания и его сотрудников. Начальник органа дознания в силу своих функциональных обязанностей осуществляет общее руководство службами органов внутренних дел, контролирует их деятельность и обеспечивает взаимодействие между ними. В случае применения рассматриваемой меры пресечения организует исполнение постановления следователя. При этом обеспечивается взаимодействие административной полиции с другими службами органов внутренних дел в части осуществления надзора за соблюдением установленных ограничений, наблюдения за надлежащим поведением обвиняемого по месту жительства, работы и учебы. В случае сокрытия обвиняемого от органа, ведущего уголовный процесс, координирует работу служб органов внутренних дел по проведению первоначальных розыскных мероприятий. Помимо этого в пределах своей компетенции рассматривает и разрешает ходатайства и жалобы лица, в отношении которого применена мера пресечения "надзор органа дознания". При нарушении обвиняемым установленных ограничений и ненадлежащем его поведении направляет органу, ведущему уголовный процесс, представление об изменении меры пресечения на более строгую. Начальник административной полиции контролирует деятельность должностных лиц, исполняющих постановление следователя о применении меры пресечения. Осуществляет проверку состояния организации надзора и наблюдения по месту жительства, работы и учебы обвиняемого. Периодически направляет списки лиц, в отношении которых применена мера пресечения "надзор органа дознания", в криминальную полицию и другие службы органов внутренних дел для учета и контроля ими при проведении оперативно-профилактических мероприятий. В случае необходимости направляет органу, избравшему меру пресечения, представление об изменении и дополнении перечня надзорных ограничений. При поступлении постановления следователя об избрании надзора органа дознания в качестве меры пресечения, участковый инспектор полиции должен установить наличие факта проживания (регистрации) лица по указанному адресу и уведомить начальника отдела (отделения) общественной безопасности для информирования органа, избравшего меру пресечения. В случае если указанное лицо не проживает по месту жительства (регистрации) и место проживания которого установить не представляется возможным, незамедлительно направляет информацию начальнику органа дознания. Участковый инспектор полиции вносит данные лица, подвергнутого мере пресечения "надзор органа дознания", в паспорт административного участка для осуществления надзора за соблюдением установленных ограничений и наблюдения за его надлежащим поведением. Помимо этого участковый инспектор полиции должен вести картотечный учет и контрольно-наблюдательное производство на лиц, постоянно или временно проживающих на административном участке, в отношении которых применена мера пресечения "надзор органа дознания". Он должен информировать администрацию транспортных организаций (железнодорожного, воздушного, водного транспорта) и соответствующих органов внутренних дел на транспорте о лицах, в отношении которых установлено ограничение на пользование транспортными средствами с целью выявления лиц, допускающих нарушение указанного ограничения. При неявке поднадзорного лица в орган, ведущий уголовный процесс, проводятся проверочные мероприятия по месту его проживания, по результатам которых в орган, ведущий уголовный процесс, представляется рапорт, зарегистрированный в канцелярии органа дознания, копия которого с подтверждающими документами приобщается к КНД. При осуществлении своих обязанностей участковый инспектор полиции имеет право беспрепятственно входить в любое время суток в жилые и иные помещения поднадзорных, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и помещения и осматривать их с целью осуществления надзора за соблюдением установленных ограничений и наблюдения за надлежащим их поведением. Работа участкового инспектора ПДН строится аналогично работе участкового инспектора полиции, за исключением того, что объектом индивидуальной работы является несовершеннолетний обвиняемый, в отношении которого применена мера пресечения. Он осуществляет надзор за соблюдением несовершеннолетним поднадзорным установленных ограничений и наблюдение за его надлежащим поведением в семье, общественных местах, по месту работы или учебы. При необходимости должностное лицо органа дознания решает вопрос о закреплении за несовершеннолетним педагога, наставника по месту его учебы или работы.
Название документа