Безопасность туризма

(Ефимова О. В.) ("Туризм: право и экономика", 2013, N 3) Текст документа

БЕЗОПАСНОСТЬ ТУРИЗМА

О. В. ЕФИМОВА

Ефимова Ольга Владимировна, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин ГБОУ ВПО МГПУ, кандидат юридических наук, доцент.

Для надлежащей реализации права на отдых вне места проживания физического лица законодатель предусматривает разносторонний комплекс мер, объединенных одной общей целью - обеспечить безопасность туриста, а также его имущественных интересов.

Ключевые слова: безопасность, туризм, турист, право на информацию, угроза безопасности.

Safety of tourism O. V. Efimova

Efimova Olga Vladimirovna, assistant professor of the Chair of Civil-law Disciplines of the State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education of Moscow State Pedagogical University, candidate of jurisprudence, assistant professor.

For due realization of the right to rest outside the place of residence of a natural person the legislator provides for various measures united by a single purpose - to ensure security of a tourist as well as property interests thereof.

Key words: security, tourism, tourist, right to information, menace to security.

Считается хорошим тоном провести критику действующего законодательства, регулирующего то или иное общественное отношение. Несмотря на присутствие определенных правовых пробелов или коллизий, следует указать, что предложенные правовые нормы туристского законодательства РФ в целом охватывают процесс развития соответствующей группы общественных отношений, позволяя наиболее полным образом сформировать как содержание правоотношения, так и определить способы и формы защиты нарушенных прав. Это же имеет место и в сфере охраны от потенциальных или имеющихся нарушений прав участников данных правоотношений. Как нередко случается в последнее время, отдых (в том числе и за рубежом) таит в себе множество опасностей для туриста. Находясь в чужой стране, турист потенциально подвержен опасности с различных сторон, начиная от некачественной пищи и заканчивая местными военными действиями. Для исключения таких неприятностей законодатель разработал целую систему мер, направленных на безопасность туризма - временных выездов (путешествий) физических лиц с постоянного места жительства в личных целях, не связанных с извлечением дохода. В целом данные меры определены в главе VII Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" <1> (далее по тексту - Закон о туризме). -------------------------------- <1> Российская газета. N 231. 1996. 3 декабря.

В рамках законодательной дефиниции, представленной в ст. 14 Закона о туризме, безопасность туризма включает в себя как безопасность самого туриста (экскурсанта), так и: - безопасность и сохранность его имущества, - ненанесение ущерба окружающей среде, - материальным и духовным ценностям общества, - безопасности государства. Как видим, законодатель воспринимает безопасность не только для туриста, но и от туриста (к примеру, в отношении окружающей среды). В данной статье мы рассмотрим безопасность в отношении туриста. В то же время в предложенном определении не раскрывается сущность данного понятия. Что же представляет собой собственно безопасность? Анализ норм, регулирующих отношения по безопасности, в той или иной области показывает, что объединяющим значением для восприятия сути безопасности выступает состояние защищенности <2>. -------------------------------- <2> К примеру, ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определяет пожарную безопасность как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Также ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" указывает на безопасность дорожного движения как состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Данное состояние защищенности должно присутствовать у туриста как в отношении себя, так и в отношении своего имущества. Защищенность обеспечивается определенными законодателем мерами, которые можно систематизировать следующим образом: 1) публично-правовые. Определенные законодателем в качестве обязанностей для соответствующих субъектов туристских правоотношений и/или применяемые соответствующими органами государственной власти и исполнения в отношении участников данных правоотношений. К ним следует отнести: а) информационные меры; б) медико-профилактические; в) страховые меры; г) административные; 2) частноправовые. Установленные законодателем в качестве прав для тех или иных участников исследуемых правоотношений, применение которых возможно только по усмотрению самого правообладателя. Указанное деление весьма условно (поскольку в некоторых случаях та или иная мера может быть отнесена и в иную группу), но позволит наиболее наглядно показать меры, обеспечивающие безопасность туризма и в том числе туриста. Рассмотрим вначале публично-правовые меры. В качестве информационных мер можно указать на сформированные законодателем обязанности в правовых связях различных субъектов туристских правоотношений по предоставлению следующей информации: I. Обязанность уполномоченного федерального органа исполнительной власти по отношению к туроператорам, турагентам, туристам - об угрозе безопасности туристов (экскурсантов) в стране (месте) временного пребывания. Порядок и условия осуществления данной обязанности определены в Приказе Минкультуры России от 27.06.2012 N 666 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по туризму государственной услуги по информированию в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов (экскурсантов) об угрозе безопасности туристов (экскурсантов) в стране (месте) временного пребывания" (зарегистрировано в Минюсте России 17.07.2012 N 24930) <3>. Данным Приказом, в частности, определены способы и место осуществления обязанности по предоставлению указанной информации: -------------------------------- <3> Российская газета. N 180. 2012. 8 августа.

а) путем личного обращения заявителя в Ростуризм по следующему адресу: г. Москва, ул. Мясницкая, 47; б) путем размещения на информационных стендах в помещениях Ростуризма (г. Москва, ул. Мясницкая, 47); в) посредством размещения на официальном сайте Ростуризма в информационно-телекоммуникационной сети Интернет: www. russiatourism. ru; г) посредством размещения на Едином портале государственных услуг и муниципальных услуг (функций) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет: www. gosuslugi. ru. Более того, в Информации Роспотребнадзора "Для потребителей туристических услуг" <4> для данных потребителей определена необходимость проверять наличие обязательных сообщений об угрозе безопасности туристов (экскурсантов) в стране (месте) временного пребывания. Данная необходимость не обеспечена принуждением в виде санкции по отношению к потребителям потребительских услуг, но вполне исполнима в силу того, что указанные сообщения публикуются в средствах массовой информации Ростуризмом. -------------------------------- <4> СПС "КонсультантПлюс".

II. Обязанность туроператора, турагента по отношению к туристу - об условиях нахождения в стране пребывания и особенностях путешествия при заключении договора. Данная обязанность определена также в Постановлении Правительства Российской Федерации от 18.07.2007 N 452 "Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта" <5>. Согласно разделу III указанного Постановления обязанность предоставить информацию туристу касается туристского продукта, в составе которого содержатся сведения о потребительских свойствах туристского продукта, о правилах и условиях эффективного и безопасного использования туристского продукта и пр. -------------------------------- <5> Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 30. Ст. 3942.

III. Обязанность туроператора и турагента в отношении уполномоченного федерального органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органа местного самоуправления, специализированной службы по обеспечению безопасности туризма - о чрезвычайных происшествиях, произошедших с туристами (экскурсантами) во время прохождения маршрутов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья туристов (экскурсантов), по территории Российской Федерации. Медико-профилактические меры связаны с необходимостью для туристов пройти профилактику, соответствующую международным медицинским требованиям, если предполагается совершить путешествие в страну (место), где присутствует повышенный риск инфекционных заболеваний. В настоящее время действует Приказ Минздрава СССР от 01.06.1988 N 444 "О мерах по дальнейшему улучшению медицинского освидетельствования лиц, выезжающих за рубеж в командировки и туристические поездки" <6>. Данным Приказом утверждена Инструкция по проведению медицинского освидетельствования лиц, выезжающих за рубеж в длительные, краткосрочные командировки и туристические поездки. В соответствии с п. 2 данной Инструкции осмотр проводится врачом-терапевтом в поликлинике по месту жительства или работы в объеме обследований, предусмотренных Приказом Министерства здравоохранения СССР от 30 мая 1986 г. N 770 <7>. Привлечение иных специалистов, в том числе проведение инструментально-лабораторных исследований, осуществляется лицам в случаях, требующих уточнения диагноза. -------------------------------- <6> СПС "КонсультантПлюс". <7> СПС "КонсультантПлюс".

Объем проводимых медицинских манипуляций определяется в том числе и местом путешествия. Так, письмом Минздрава РФ от 05.06.1997 N 2510/4106-97-32 "О вакцинации против менингита и дифтерии лиц, выезжающих в Саудовскую Аравию" <8> указано, что российские паломники, прибывающие на хадж, должны иметь сертификат о вакцинации против менингита и дифтерии. -------------------------------- <8> СПС "КонсультантПлюс".

Страхование туристов на случай внезапного заболевания составляет основную страховую меру. Данная мера должна в определенной степени обеспечить право туриста на беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи, согласно ст. 6 Закона о туризме. "Под страхованием выезжающих за рубеж туристов обычно подразумевается добровольное медицинское страхование от внезапного заболевания или телесных повреждений в результате несчастного случая в стране (месте) временного пребывания" <9>. -------------------------------- <9> Игбаева Г. Р. Личное страхование туристов, выезжающих за рубеж // Туризм: право и экономика. 2006. N 5.

Наличие страховых правоотношений подтверждается страховым полисом, в котором указывается обязанность по оплате медицинской помощи туристам и возмещению их расходов при наступлении страхового случая непосредственно в стране (месте) временного пребывания. Административные меры связаны с обязанностью государства по защите туристов как на территории РФ, так и за ее пределами. Исполнение данных мер на территории РФ связано с наличием специализированных служб Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий согласно ст. 15 Закона о туризме. Данные службы необходимы для оказания помощи туристам, терпящим бедствие в пределах территории Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.1996 N 924 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" <10> утвержден Перечень сил постоянной готовности федерального уровня единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации. В соответствии с данным Перечнем в качестве таких органов обозначены, к примеру, в системе МЧС России: -------------------------------- <10> Российская газета. N 158. 21.08.1996.

- Национальный центр управления в кризисных ситуациях (орган повседневного оперативного управления силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) в г. Москве; - поисково-спасательные службы и пр. В составе ветеринарной службы: - Департамент ветеринарии (с республиканским эпизоотическим отрядом) в г. Москве; - Республиканская научно-производственная ветеринарная радиологическая лаборатория в г. Москве; - Республиканская научно-производственная ветеринарная лаборатория в г. Москве и т. д. В системе Службы защиты растений - Главное управление химизации и защиты растений (орган управления территориальными службами защиты растений) в г. Москве и иные органы других федеральных органов исполнительной власти, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций. При возникновении чрезвычайных ситуаций как природного характера (к примеру, землетрясение, наводнение и пр.), так и общественного (в частности, гражданская война) на территории иностранных государств государство должно принять меры для защиты интересов российских туристов, в том числе путем их эвакуации в соответствии со ст. 16 Закона о туризме. Порядок действий государства в лице его соответствующих органов и служб определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.1994 N 1451 "О комплексе мер по обеспечению эвакуации российских граждан из зарубежных государств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций" <11>. -------------------------------- <11> Российская газета. N 11 - 12. 1995. 17 января.

К частноправовым мерам обеспечения безопасности туризма следует отнести закрепленные законодателем права туриста и/или туроператора на расторжение или изменение договора о реализации туристского продукта при наличии определенных обстоятельств. Речь идет об обстоятельствах, свидетельствующих о возникновении в месте (стране) пребывания туристов угрозы безопасности их жизни и здоровья, а также опасности причинения вреда их имуществу. Данное право, закрепленное в ст. 14 Закона о туризме, соответствует праву лица на изменение и расторжение договора в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, согласно п. 1 ст. 451 ГК РФ, и корреспондирует с обязанностью уполномоченного федерального органа исполнительной власти информировать определенных участников туристских правоотношений об угрозе безопасности туристов (экскурсантов) в стране (месте) временного пребывания. Обстоятельства наличия угроз личным неимущественным и имущественным правам туриста должны быть подтверждены соответствующими решениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принимаемыми в соответствии с федеральными законами. В качестве примера можно привести Заявление Минспорттуризма РФ, Ростуризма от 31.01.2011 "О поездках российских туристов в Арабскую Республику Египет" <12>, в котором указано на наличие угрозы безопасности жизни и здоровью российских туристов, а также опасности причинения вреда их имуществу, в силу того, что в Египте сложились обстоятельства, серьезно затрудняющие принятие мер по защите российских граждан и оказанию им покровительства со стороны Российской Федерации. -------------------------------- <12> СПС "КонсультантПлюс".

Праву на расторжение указанного договора сопутствует право требования на возврат денежной суммы, размер которой определяется моментом расторжения договора. Если право на расторжение соглашения заявлено до начало путешествия, то размер суммы к возврату должен соответствовать общей цене туристского продукта, если после начала - то в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг. Таким образом, предусмотренная законом система мер как публично-правового, так и частноправового характера в целом направлена на наиболее эффективное обеспечение безопасности туризма, и в частности имущественных и личных неимущественных прав туриста.

Литература

1. Игбаева Г. Р. Личное страхование туристов, выезжающих за рубеж // Туризм: право и экономика. 2006. N 5. 2. СПС "КонсультантПлюс". 3. Российская газета. N 11 - 12. 1995. 17 января. 4. Российская газета. N 180. 2012. 8 августа. 5. Российская газета. N 23. 1998. 6 февраля. 6. Российская газета. N 231. 1996. 3 декабря. 7. Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 30. Ст. 3942. 8. Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" // СПС "КонсультантПлюс".

Название документа