Конституционно-правовые основы жизнеобеспечения граждан в Стратегии национальной безопасности России

(Пашин А. Л.) ("Конституционное и муниципальное право", 2009, N 20) Текст документа

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН В СТРАТЕГИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ <*>

А. Л. ПАШИН

Пашин А. Л., заведующий кафедрой финансового и предпринимательского права Юридического института Орловского государственного технического университета, кандидат юридических наук, доцент.

Конституционно-правовое обеспечение безопасности граждан предполагает разработку системы социальных ценностей, учитывающей в первую очередь жизненно важные интересы личности, сущность и принципы ее жизнеобеспечения. В статье исследуются факторы, формирующие угрозы и опасности жизненно важным интересам человека и конституционного строя в целом; определяются правовые критерии безопасности личности по сферам жизнедеятельности, а также высказываются предложения, направленные на создание в обществе условий для конституционно-правового обеспечения безопасности личности. Ключевые слова: Стратегия национальной безопасности России; основы жизнеобеспечения граждан; социальные ценности; критерии безопасности личности.

Constitutional-law ensuring security of citizens contemplates working out of the system of social values taking into account firstly vital interests of a person, essence and principles of sustenance thereof. The article studies the factors forming menaces and dangers to vital interests of a person and constitutional regime as a whole; determines legal criteria of security of a person in accordance with the spheres of life activities; and also proposes to create conditions for constitutional-law ensuring security of a person. Key words: Strategy of national security of Russia; fundamentals of sustenance of citizens; social values; criteria of security of a person.

В Стратегии национальной безопасности России до 2020 г. признано приоритетом устойчивого развития повышение качества жизни граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения <1>. Конституционная система безопасности провозглашает высшей ценностью государства личность, права и свободы человека и гражданина. Конституционно-правовое обеспечение безопасности граждан предполагает разработку системы социальных ценностей, учитывающей в первую очередь жизненно важные интересы личности, сущность и принципы ее жизнеобеспечения. Не менее актуальными задачами конституционно-правовой науки являются: исследование факторов, формирующих угрозы и опасности жизненно важным интересам человека и конституционного строя в целом; определение правовых критериев безопасности личности по сферам жизнедеятельности, а также создание в обществе условий для конституционно-правового обеспечения безопасности личности, включая развитие науки конституционного права. Конституционно-правовой подход к безопасным условиям жизни человека позволяет сформулировать основные требования к обеспечению безопасности личности, и прежде всего необходимость, адекватность мер защиты от угроз жизненно важных интересов личности, включая социальную гарантированность и безвозмездность обеспечения безопасности. -------------------------------- <1> См.: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года" // СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.

Приоритетность человека над всеми иными социальными ценностями, научность в определении мер по конституционно-правовому обеспечению безопасности и при анализе угроз безопасности не исключают последовательный приоритет жизненно важных антикризисных интересов. Особо надо подчеркнуть важность учета демографических приоритетов при антикризисном развитии; гласности и законности обеспечения безопасности; предупредительный характер мер безопасности и социальную компенсацию ущерба, нанесенного человеку неправомерными действиями. Исследование конституционно-правовой безопасности Российской Федерации как вида безопасности и проблемы правового регулирования жизнеобеспечения граждан позволяет акцентировать внимание на антикризисных ценностях, жизненно важных интересах личности, общества и государства. Отражая национальные цели Российской Федерации и учитывая потребности конституционно-правового обеспечения национальной безопасности, антикризисных ориентаций в сфере экономики, данная концепция несколько изменяет представления россиян о безопасности личности, общества и государства. Ее становление проходит неоднозначно в условиях мирового экономического кризиса, по-своему преломляется в правосознании граждан. Известно, что политики и ученые постепенно отошли от узкой трактовки национальной безопасности только как безопасности государственной. В существовавших в России подходах к государственной безопасности до 1993 г. безопасность личности была фактически подчинена безопасности государства. Такое положение, отражающее "эгоизм" государства, характерно для тоталитарных режимов, нарушающих естественные права человека. И тем более не ставился вопрос о безопасности граждан в условиях глобализации рынка и экономического кризиса. Россия, встав на демократический путь развития, ориентированный на правовые, конституционные ценности, пересмотрела и мировоззренческие подходы к безопасности личности, общества и государства, т. е. стала разворачивать правосознание к безопасности личности как основополагающей составляющей объектов национальной безопасности в контексте жизнеобеспечения граждан. Конституция Российской Федерации 1993 г. (ст. 2) провозгласила: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". Отсюда возникает потребность в научной проработке конституционно-правовых проблем жизнеобеспечения на основе личной, общественной и государственной безопасности. Необходим научный анализ национальных ценностей и жизненно важных интересов не только государства, но и рыночных кризисных отношений личности, общества и государства <2>. Также возникла необходимость в прогнозировании реальных и потенциальных угроз этим интересам в изменившемся мире, во внутренней жизни страны. -------------------------------- <2> См.: Зорькин В. Д. Конституция и права человека в XXI веке. К 15-летию Конституции Российской Федерации и 60-летию Всеобщей декларации прав человека. М., 2008. С. 15.

Изучение всех аспектов конституционно-правовой безопасности России будет способствовать выработке более широкого взгляда на обеспечение безопасных условий жизни человека, который охватывает также развитие норм законодательного регулирования деятельности органов государственной власти, институтов гражданского общества по улучшению жизнедеятельности граждан. Речь идет о совершенствовании конституционно-концептуальных подходов к национальной, региональной и глобальной безопасности, повышении качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения населения. Именно такая безопасность, выражающаяся в потребности человека, общества и государства в устойчивом и прогрессивном жизнеобеспечении, имеет свою историю, законы и закономерности формирования. В частности, на конституционно-правовое развитие могут оказывать воздействие объективные и субъективные, внешние и внутренние факторы (экономические, политические, гражданские, военные и др.). Безопасные условия жизни народа достигаются проведением единой государственной политики во всех сферах жизнедеятельности общества, а также системой мер правового, и прежде всего конституционного, экономического и организационного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности и государства. Для этого разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности. Наряду с этим определяются основные направления деятельности органов государственной власти в данной области, формируются, реформируются органы правового обеспечения национальной безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью. В системе государственной власти, а также в соответствии с интересами закона и рыночной экономики образуются государственные органы и общественные организации, призванные активно участвовать в обеспечении национальной безопасности <3>. -------------------------------- <3> См.: Лутовинов В. К проблеме формирования стратегии национальной безопасности России // Власть. 2008. N 10. С. 13 - 20.

Закон Российской Федерации "О безопасности" и Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. определяют способы выявления и прогнозирования внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности. В их состав включается: осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации; создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности; управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях. Решение задач обеспечения национальной безопасности в чрезвычайных ситуациях достигается также за счет повышения эффективности реализации полномочий как органов государственной власти, так и органов местного самоуправления в области безопасности жизнедеятельности населения. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия <4>. -------------------------------- <4> См.: Громов М. А. О соотношении безопасности личности, общества, государства и демократических конституционных принципов в условиях чрезвычайных правовых режимов // "Черные дыры" в российском законодательстве. 2007. N 5. С. 52 - 55.

Жизненно важные интересы граждан в сфере антикризисных отношений определяют основные ценности человека, подлежащие конституционно-правовой защите, - жизнь, собственность, свобода, здоровье, семья, безопасность. Они же позволяют вычленить их источники - войны, преступность, эпидемии и иные болезни, экономическая, духовная и психическая агрессии, геноцид, негативные космические факторы, возможное воздействие внеземных цивилизаций и других непознаваемых пока сил. Условия конституционно-правового обеспечения безопасности личности - это условия, предоставляющие средства для осуществления нормальной жизнедеятельности (экономические, экологические, государственные, правовые, духовные, социально-психологические, семейно-бытовые, научно-образовательные, культурные). Они включают также условия, обеспечивающие безопасность личности при возникновении опасных ситуаций (военные, юридические, медицинские, социальные, технико-технологические и др.). Субъекты, обеспечивающие безопасность личности, должны быть адресными, то есть охватывать все ее жизненно важные интересы. Адресными являются, например, медицинские учреждения, правоохранительные органы, органы образования и т. д. Однако отдельные жизненно важные интересы в правовом отношении недостаточно защищены государством <5>. Это относится к таким жизненно важным интересам, как рынок, сфера науки, конкурентоспособные технологии, образование, духовность, психика, репродуктивность и генетика человека. -------------------------------- <5> См.: Никитин Д. А. Личная и политическая безопасность человека и гражданина как предмет конституционно-правового регулирования // Юридический аналитический журнал. 2004. N 1. С. 16 - 27.

Субъекты безопасности находятся между собой в определенных отношениях. Эти отношения должны носить правовой характер, т. е. порождать необходимые права и обязанности, не допуская злоупотребления правом. Для каждого вида безопасности граждан устанавливаются юридические факты, которые являются основанием для возникновения соответствующих правоотношений безопасности и ответственности за их нарушение <6>. -------------------------------- <6> См.: Кокорин С. Н. Конституционно-правовая ответственность органов государственной власти России (в контексте национальной безопасности) // Власть. 2009. N 2. С. 120 - 122.

К сожалению, злоупотребление правами человека и гражданина - весьма нередкое явление, так как последствия злоупотребления в современном законодательстве оговорены не совсем четко. Не всегда такие последствия носят чисто правовой характер. Несовершенство законодательства порой "провоцирует" субъекта на такие действия, в которых он не усматривает злоупотребления правом. Отсюда вытекает необходимость в законодательном закреплении самого понятия "злоупотребление правом", его последствий для конституционной безопасности человека и гражданина, особенно в сферах противодействия коррупции, соотношения фактических прав женщин и мужчин, трудовой занятости населения и др. Несмотря на разработанность юрисдикционных форм правозащитной деятельности, до сих пор в России нет единого комплекса основополагающих законов, регулирующих государственную политику, связанную с защитой права граждан на равный доступ к государственной службе, а также права на безопасность граждан, обращающихся с жалобами на незаконные действия должностных лиц. Между тем нужен не акт кодификационного характера, а именно основы правовой безопасности и защиты таких граждан, которые вобрали бы воедино нормы о правах, льготах, иных средствах защиты данных граждан. Целям искоренения правового нигилизма в этих вопросах отвечала бы разработка законодательных актов субъектов Российской Федерации, закрепляющих понятия регионально-правовой безопасности, регионально-правовой защищенности граждан, управления регионально-правовой защитой. Необходимо активизировать в регионах деятельность органов государственной власти, участвующих в стратегическом управлении, в частности в реализации документов стратегического планирования (концепций, доктрин, национальных проектов). В общую систему такого управления и планирования входит реализация права на защиту, презумпция невиновности, приоритетность общепризнанных принципов и норм международного права, обеспечение гарантий неприкосновенности гражданина, охрана чести и достоинства личности, способы защиты ее нарушенных прав и интересов, право на жалобу. Приоритетность защиты прав граждан при решении любого спора (дела о правонарушении) вытекает из положений ст. 2 и 18 Конституции Российской Федерации. В условиях российских реформ особое значение приобрело стимулирование (поощрение) деятельности по формированию правовой культуры и пропаганде знаний о конституционно-правовых основах жизнеобеспечения граждан. Термин "поощрение" в данном случае один из наименее употребляемых в российских документах по правам человека, хотя он определяет усилия, направленные на установление цивилизованного отношения к жизнеобеспечению личности, соблюдению прав человека на национальном уровне, развитию правовой культуры, в рамках которых знания о правах гражданина подкрепляются решимостью воплотить эти знания в практику жизнеобеспечения граждан. Поощрение данного права граждан является одним из конкретных механизмов осуществления прав человека. Эта деятельность является необходимым условием воплощения национальных и международных принципов и норм в сфере защиты прав человека, так как знание механизма защиты права граждан на жизнеобеспечение есть надежнейшее средство защиты от опасности попирания прав и свобод человека. Весьма распространенной формой правозащитной деятельности является проведение семинаров, круглых столов, конференций, на которых совместно с представителями различных государственных, муниципальных органов и общественных организаций обсуждаются наиболее острые проблемы нарушения прав человека. В условиях, когда ломаются устаревшие взгляды на отношения между личностью и государством, исключительно важным аспектом жизнеобеспечения граждан является понимание гражданином своих прав и механизмов их реализации. Многие субъекты гражданского общества взяли на себя функции содействия этим процессам путем распространения знаний о правах человека и воспитания правовой культуры. Такими неправительственными организациями, например, являются Международный союз юристов, Институт прав человека и демократии. Правозащитные структуры прибегают к законным формам привлечения внимания властей к проблемам нарушений прав человека, в том числе и конституционно-правовых основ жизнеобеспечения граждан, таким, как митинги, пикеты, марши протеста, шествия, собрания, сбор подписей и другие. В большинстве случаев таким способом выражается протест против беззакония или нарушения органами государства прав человека. В ходе этих акций представителям исполнительной и законодательной власти соответствующих уровней вручаются выработанные конкретные требования и предложения относительно действий органов государства в той или иной сфере, где обнаружены нарушения конституционно-правовых основ жизнеобеспечения и норм безопасности граждан в субъектах Российской Федерации. Под организацией конституционно-правовой защиты и обеспечения безопасности прав граждан понимаются органы, учреждаемые конституциями, уставами субъектов Федерации или их законами для осуществления конкретных функций в области прав и свобод граждан. Создавая, например, комиссии по правам человека, Российская Федерация, ее субъекты полагаются и на местные культурные и правовые традиции, а также на существующий конституционный строй своего государства, изучая опыт других стран. Комиссии по правам человека существуют во многих странах, составляя часть их демократических институтов. Называются они по-разному: Национальный центр по наблюдению за осуществлением прав человека (Алжир), Комиссия по правам личности (Канада), Национальная комиссия по правам человека (Мексика), Комиссия по правам человека (Новая Зеландия), Верховный комитет по правам человека и основным свободам (Тунис), Постоянная комиссия Содружества по правам человека (Великобритания) <7>. В России из соответствующих международным стандартам национальных учреждений в сфере защиты прав человека сегодня активно действует Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации как совещательный и консультативный орган, рассматривающий обращения граждан о существенных нарушениях прав и свобод человека, расследующий случаи их массового нарушения. -------------------------------- <7> См.: Матвеева Т. Д. Неправительственные организации в механизмах защиты прав человека. М., 1997. С. 122 - 136.

На наш взгляд, принимаемые такими комиссиями решения позитивно скажутся на активизации деятельности по безопасности и защите конституционных прав граждан на реальное жизнеобеспечение. Представляется, что создание аналогичных комиссий по правам человека при главах региональных и муниципальных администраций также будет способствовать расширению этой формы правовой защиты в рассматриваемой сфере. Институт государственной защиты прав человека (ст. 45 Конституции), в свою очередь, требует гарантий на получение квалифицированной правовой помощи гражданам. Реализация права каждого защищать свои интересы и свободы всеми способами, не запрещенными законом, требует знания этих запретов. Определить орган, полномочный разрешить жалобу или заявление, помочь гражданину составить соответствующий документ, - обязанность не только юристов, но и должностных лиц, всех государственных служащих. Обеспечение свободы слова, выражение мнения, составление документов, связанных с участием в качестве представителей жалобщиков, истцов, ответчиков, третьих лиц, оказание правовой защиты привлекаемому к ответственности - все это требует квалифицированной юридической помощи. Вместе с тем ч. 2 ст. 29 Конституции Российской Федерации устанавливает главные правовые барьеры против злоупотребления свободой слова, выражения мнения. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда в этом процессе социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Так, Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 6 июня 1995 г. по жалобе М., оспаривавшего конституционность одного из положений Закона "О милиции", отмечал, что исходя из положений Конституции о равном доступе к государственной службе государство, регулируя отношения службы в органах внутренних дел, может устанавливать в этой сфере и особые правила и обязанности. Это не противоречит ч. 3 ст. 55 Конституции и международным нормам, не является дискриминацией <8>. -------------------------------- <8> См.: Ведомости Конституционного Суда Российской Федерации. 1995. N 2-3. С. 57 - 62.

Правовая защита свободы мысли и слова в процессе реализации прав граждан означает не только возможность беспрепятственно выражать свои мысли и убеждения, но и недопустимость принуждения к их выражению или отказу от них. Этот запрет, предусмотренный ч. 3 ст. 29 Конституции Российской Федерации, обязаны соблюдать все региональные и муниципальные органы, политические партии и другие общественные объединения, их должностные лица, все члены общества. Тем самым охраняется внутренний мир человека, гарантируется свободное развитие личности, в том числе право менять свои убеждения, но не по принуждению, а по собственному выбору в процессе познания реальности и свободных дискуссий. Структура международного механизма жизнеобеспечения граждан, действия прав и обязанностей граждан в правовой сфере весьма слабо разработана в литературе. По нашему мнению, этот механизм является составной частью универсального механизма действия гарантий прав человека, отражающего трансформацию международных стандартов по правам человека в национальные юридические системы правовой защиты граждан и организаций. Сближение законодательств стран СНГ в сфере правовой защиты процесса жизнеобеспечения граждан, как теперь очевидно, должно основываться на демократических принципах. Среди них: соответствие этого законодательства международным стандартам правовой защиты, общепризнанным нормам международного права; обеспечение верховенства закона во всех сферах жизни и деятельности граждан. Здесь же находятся в числе неотложных вопросы координирования проектов внутригосударственных актов в области конституционно-правовой защиты этого права с целью недопущения существенных противоречий или расхождений в законодательствах стран СНГ. Однако создание механизмов защиты конституционного строя, жизнеобеспечения и безопасности граждан оценивается неоднозначно. Федеральные структуры управления видят в этом праве, особенно в конституционной концепции, основу укрепления государственного аппарата. Поэтому необходим конструктивный подход к разработке и конституционного, и административно-правового механизмов, что в конечном итоге определяет реальные перспективы организации власти в целом и создает демократическую систему управления, которая отвечала бы современным требованиям и могла бы способствовать обеспечению выхода из экономического кризиса.

Название документа