Профилактика уличной и бытовой преступности в СССР в 70 - 80-е годы: историко-правовой и сравнительно-правовой анализ
(Лукиных И. Д.) ("История государства и права", 2009, N 18) Текст документаПРОФИЛАКТИКА УЛИЧНОЙ И БЫТОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В СССР В 70 - 80-Е ГОДЫ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ И СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ
И. Д. ЛУКИНЫХ
Лукиных Иван Дмитриевич, соискатель кафедры уголовно-правовых дисциплин Международного института экономики и права.
В целях повышения эффективности государственной многоуровневой системы профилактики правонарушений, совершаемых в общественных местах и в быту, предлагается использовать положительный опыт СССР 1970 - 1980-х гг.
Во исполнение поручения Президента РФ от 26 сентября 2005 г. Приказа МВД России N Пр-1564, при поддержке полномочных представителей Президента Российской Федерации с 2006 г. в субъектах Федерации ведется планомерная работа сначала по воссозданию, формированию, а затем и укреплению государственной системы профилактики правонарушений в субъектах Российской Федерации, городах, районах и муниципальных поселениях. В целях укрепления взаимодействия в предупреждении преступлений между органами внутренних дел и органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, а также выработки предложений по повышению эффективности деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, ее методического и нормативно-правового обеспечения в субъектах Российской Федерации, городах, районах и муниципальных поселениях создаются межведомственные комиссии по профилактике правонарушений. В 2008 г. состоялось первое заседание правительственной комиссии по профилактике правонарушений, которое проходило в режиме видеоконференцсвязи с участием руководителей МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации. Комиссия была создана Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2008 г. N 216 <1>, ее председателем был назначен глава МВД России Р. Г. Нургалиев. "Начиная работу по формированию государственной системы профилактики, мы не сомневались, что найдем поддержку многих руководителей органов власти и управления, общественных организаций и религиозных конфессий, - указывает Р. Г. Нургалиев. - Можно отметить, что проблема профилактики правонарушений сегодня решается властью совместно с органами внутренних дел, а не как ранее - милицией в одиночку" <2>. -------------------------------- <1> Постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2008 г. N 216 "О правительственной комиссии по профилактике правонарушений" // СЗ РФ. 2008. 7 апреля. N 14. Ст. 1410. <2> Стенографический отчет о заседании Государственного совета "О первоочередных мерах по реализации государственной системы профилактики правонарушений и обеспечению общественной безопасности". Ростов-на-Дону. 29 июня 2007 г. // URL: http://www. kremlin. ru/appears/2007/06/29/2033_type63378type63381_136621.shtml (офиц. сайт Президента России) (дата обращения: 07.06.09).
Думается, что дальнейшая работа по повышению эффективности работы государственной многоуровневой системы профилактики правонарушений должна строиться с учетом того положительного опыта, который был накоплен в СССР. В частности, обратим внимание на подразделения правопорядка и организации профилактической работы, которые в 70 - 80-х годах создавались по месту жительства по предупреждению преступлений, совершаемых в общественных местах и в быту. Именно в эти годы уголовная политика была направлена на совершенствование государственной системы профилактики преступлений. Основные задачи и функции центров правопорядка и организации профилактической работы по месту жительства (опорные пункты) осуществляли районные, городские комитеты коммунистической партии <3>. Они же утверждали перечень предприятий, учреждений и организаций, входящих в состав центра и состав координационного совета. Руководители территориальных комитетов компартии периодически заслушивали отчеты о работе центра, ставили отдельные задачи, диктуемые оперативной обстановкой. Координационный совет центра охраны правопорядка в работе взаимодействовал со многими районными, городскими органами и организациями. Членами координационного совета являлись представители основных организаций, принимающих участие в работе центра охраны правопорядка. В частности, в состав координационного совета входили: -------------------------------- <3> Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 25 июня 1980 г. "Положение об общественных пунктах охраны порядка в РСФСР" // ВВС РСФСР. 1980. N 27. Ст. 772; Указ Президиума Верховного Совета Латвийской ССР от 29 июня 1980 г. "Положение о Центре по охране общественного порядка и предупреждению правонарушений" (цит. по: Индриков З. Центры охраны правопорядка и организация профилактической работы по месту жительства: Учеб. пособ. для работников милиции / Под общ. ред. А. В. Вазниса. Рига: МВД Латвийской ССР. Управление уголовного розыска, 1976).
- председатель товарищеского суда домоуправления (колхоза, совхоза); - председатель домового (уличного) комитета; - представитель домоуправления (управляющий домами, или главный инженер, или секретарь партийной организации домоуправления); - заместитель начальника штаба ДНД микрорайона, он же руководитель группы индивидуальной профилактики; - заместитель начальника штаба ДНД по оперативным вопросам (по охране общественного порядка); - член штаба ДНД, он же руководитель группы по обеспечению безопасности дорожного движения; - заведующий общественной юридической консультацией; - старший группы внештатных участковых инспекторов милиции (внештатных сотрудников милиции); - участковые инспекторы милиции микрорайона; - представитель школы, профтехучилища (организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы, заместитель директора по воспитательной работе); - командир (начальник штаба) оперативного комсомольского отряда ДНД; - воспитатель детской комнаты (подросткового клуба) домоуправления; председатель комиссии по работе с детьми и подростками при исполкоме сельского, поселкового Совета депутатов трудящихся; - руководитель группы наглядной агитации штаба ДНД; - другие представители организаций, общественности, в зависимости от особенностей микрорайона, сложившихся традиций и оперативной обстановки. Именно координационный совет на своих заседаниях путем анализа состояния правопорядка в микрорайоне (исходя из данных сотрудников милиции и штаба ДНД) давал оценку эффективности проводимых мероприятий и определял пути и меры по укреплению общественного порядка и улучшению воспитательной работы с правонарушителями, устранению обстоятельств, способствующих совершению правонарушений. Считалось, что сотрудники милиции и общественные организации в отдельности не всегда могли правильно и своевременно наметить наиболее эффективные меры по решению данных проблем <4>. Так, одной из наиболее важных и актуальных проблем, которую решали центры и их координационные советы в те годы, была борьба с пьянством и алкоголизмом <5>. В этих целях координационные советы принимали меры к организации пресечений случаев пьянства в микрорайоне, противоалкогольной пропаганды и индивидуальной работе с лицами, страдающими алкоголизмом. Успешное же решение вопросов борьбы с пьянством, как известно, во многом предрешает эффективность борьбы с правонарушениями в сфере бытовых отношений, с уличными преступлениями, хулиганством, нарушениями общественного порядка несовершеннолетними <6>. -------------------------------- <4> Индриков З. Указ. соч. С. 20. <5> Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 июня 1972 г. "О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма" // ВВС РСФСР. 1972. N 25. Ст. 639. <6> Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1985 г. "Об усилении борьбы с пьянством" // ВВС РСФСР. 1985. N 21. Ст. 738.
Роль координационного совета центра охраны правопорядка состояла в следующем: - члены совета не вправе были вмешиваться в деятельность, основанную на соответствующих нормативных актах государственных органов и общественных организаций, не вправе были и контролировать деятельность входящих в состав центра общественных организаций и должностных лиц; - на основе анализа состояния охраны правопорядка в микрорайоне коллективным путем вырабатывались решения, рекомендации по укреплению социалистической законности, усилению охраны общественного порядка, улучшению индивидуальной воспитательной работы с правонарушителями; - решения и рекомендации координационный совет реализовывал через своих членов - должностных лиц, руководителей соответствующих государственных органов и общественных организаций, которым партийная организация и исполнительный комитет поручали обеспечивать укрепление правопорядка в микрорайоне. Анализируя состояние индивидуальной воспитательной работы с правонарушителями, координационный совет намечал меры по улучшению этой работы и в необходимых случаях входил с ходатайством в общественные организации, предприятия, учреждения по месту работы или учебы правонарушителей, а также в комиссию по делам несовершеннолетних об утверждении наставников, шефов или назначении общественных воспитателей. В отдельных случаях на заседания координационного совета приглашались правонарушители и представители предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений, где работали тогда или учились эти лица, родители или другие члены семьи для решения вопросов о совместных действиях по перевоспитанию правонарушителей. Заседания координационного совета проводились не менее одного раза в месяц и оформлялись протокольно. Отчетность координационного совета заключалась в следующем:
Вид отчетности Орган, куда направлялся отчет
Представление информационных Районный, городской материалов о состоянии комитет КП правопорядка в микрорайоне. Представление предложений, направленных на активизацию деятельности организаций, входящих в состав центра, на укрепление социалистической законности и правопорядка
Представление отчетов о состоянии Исполнительный комитет охраны право порядка и предложений районного, городского по его укреплению. Постановка Совета депутатов вопросов перед комиссиями по делам трудящихся несовершеннолетних, по борьбе с пьянством, наблюдательной комиссией
Информирование о состоянии Территориальные органы общественного порядка в внутренних дел микрорайоне. Представление сведений о лицах, склонных к совершению правонарушений
Информирование об участии центра Районные, городские в профилактике правонарушений, комитеты ВЛКСМ о состоянии правонарушений молодежи в микрорайоне. Внесение предложений по улучшению воспитания несовершеннолетних в микрорайоне
Информирование о деятельности ДНД Районный, городской и постановка вопросов по усилению штаб ДНД деятельности ДНД
Информирование о лицах, в отношении Предприятия, учреждения и которых необходимо провести организации, закрепленные индивидуальные профилактические за микрорайоном мероприятия по месту работы, а также о лицах, исправивших свое поведение
Анализ полномочий центров правопорядка и организации профилактической работы по месту жительства в СССР позволил сделать ряд выводов и предложений, которые могут способствовать дальнейшему укреплению современной государственной многоуровневой системы профилактики правонарушений в нашей стране. 1. Ответственность в целом за состояние общественного порядка и уровень бытовой преступности и правонарушений должны нести органы государственной власти, местного самоуправления соответствующих административных образований. Органы внутренних дел, в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Российской Федерации по борьбе с преступностью (выявление, раскрытие и пресечение преступлений), в общесоциальных профилактических мероприятиях должны участвовать в качестве исполнителей и решать те задачи по выявлению, устранению или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих совершению преступлений, которые перед ними поставили органы государственной власти и местного самоуправления. Милиция должна способствовать в силу своих правоохранительных (в частности, оперативно-розыскных) полномочий оказанию профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением, на факторы, способствующие криминальным проявлениям в обществе. 2. Неблагоприятные изменения в уровне и динамике рассматриваемых видов преступности не могут быть исключительно виной территориальных органов внутренних дел. Оценка эффективности их усилий в данном направлении должна осуществляться на основе показателей непосредственной оперативно-служебной деятельности. Что касается оценки профилактических мероприятий в общественных местах и в быту, то эффективность нейтрализации факторов, способствующих повышению уровня криминальной активности в данных сферах, зависит в основном не от специально-криминологических мер, направленных на фактически уже свершившиеся факты, сложившиеся криминальные проявления, а от активных действий органов государственной власти и местного самоуправления, направленных на оздоровление экономической ситуации региона, финансирование социальных программ, улучшение качества жизни и духовного развития населения. 3. Деятельность субъектов профилактики уличных и бытовых преступлений должны координировать и направлять районные, городские комитеты той партии, которая представляет абсолютное парламентское большинство и поддерживается значительной частью населения. Таковой является Всероссийская политическая партия "Единая Россия", членами которой являются около 2 млн. совершеннолетних граждан страны. Согласно п. 2.1.1 Устава партии "обеспечение соответствия государственной политики, решений, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, интересам большинства населения Российской Федерации" является основной целью "Единой России" <7>. Политическую ответственность за состояние и результаты профилактики правонарушений, ответственность перед носителем власти в нашей стране - российским народом, по нашему мнению, должна нести именно такая политическая партия и персонально руководители ее районных, городских комитетов. -------------------------------- <7> Всероссийская политическая партия "Единая Россия". Офиц. сайт. http://edinros. er. ru/er/text. shtml?32263/100063#2 (дата обращения: 07.06.2009).
Название документа Вопрос: Подскажите, пожалуйста, с чего начать, какие собирать документы для того, чтобы эмигрировать в другую страну на ПМЖ? Какие требования у государства для этого? Хотелось бы решить этот вопрос с наименьшими временными и денежными затратами. Кто может предоставить услуги в области? В нашем городе некуда обратиться за консультацией. Где ее можно получить и куда обращаться на этот счет? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009) Текст документа
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
Вопрос: Подскажите, пожалуйста, с чего начать, какие собирать документы для того, чтобы эмигрировать в другую страну на ПМЖ? Какие требования у государства для этого? Хотелось бы решить этот вопрос с наименьшими временными и денежными затратами. Кто может предоставить услуги в области? В нашем городе некуда обратиться за консультацией. Где ее можно получить и куда обращаться на этот счет? Мария, г. Омск
Ответ: Прежде всего хотелось бы отметить, что смена государства проживания - это очень серьезный, можно сказать, кардинальный поворот в судьбе человека. Считаю, что для принятия такого решения нужны веские основания. Причем в связи с экономическими сложностями, ростом безработицы и другими проблемами, обусловленными мировым финансовым кризисом, социальной напряженностью в отношениях коренного населения к иммигрантам вряд ли Вас примут с распростертыми объятиями. В каждом государстве свои особенности и проблемы, с которыми могут столкнуться выезжающие на ПМЖ. Практически во всех странах иммиграционное законодательство требует, чтобы лицо, въезжающее в страну на постоянное место жительства, имело определенный уровень доходов и могло бы материально обеспечить себя и членов своей семьи. Буквально недавно я вернулся из служебной командировки в Израиль, поэтому могу рассказать, какие подводные камни могут подстерегать Вас, если, например, Вы решите выехать на постоянное место жительства в Израиль. Необходимо учитывать, что по закону все граждане Израиля, а также все постоянно проживающие на территории государства по достижении 18 лет подлежат призыву на службу в ЦАХАЛ (Армия обороны Израиля), причем в армию призываются как мужчины, так и женщины. Срок срочной службы для мужчин - 36 месяцев, для женщин - 24 месяца. Закон распространяется на евреев и (для мужчин) на друзов и черкесов. Христиане и мусульмане могут служить в армии добровольцами. Однако на практике имеют место случаи, кстати, описанные и в сети Интернет, когда и христиан призывали в армию. Это только один пример по отдельно взятой стране. При переезде на ПМЖ в другое государство нужно иметь в виду, что Ваш диплом об образовании может быть не признан в данном государстве и потребуется либо его легализовывать, либо дополнительно получать образование в этом государстве, чтобы иметь возможность работать по специальности. Процедуры въезда на ПМЖ в различных государствах обусловлены законодательством этих государств. Поэтому для ответа на заданный вопрос Вам нужно определиться, в какую страну Вы хотели бы уехать для постоянного проживания, и обратиться за разъяснениями в посольство этого государства. Я уже не говорю о приобретении гражданства того государства, куда Вы захотите уехать - это отдельная история. Кроме того, не во всех государствах возможно иметь двойное гражданство, и вполне вероятно, что придется отказываться от российского гражданства. За консультацией по вопросам оформления документов для выезда на ПМЖ в другое государство Вы можете также обратиться в юридические консультации, специализирующиеся в данном направлении, либо самостоятельно найти необходимую информацию в сети Интернет. ФМС России подобные услуги не оказывает. Вопросы выезда из Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".
П. В.Смагин Федеральная миграционная служба
Название документа Вопрос: При каждом районном отделении ОУФМС есть фирма, которая продает и заполняет бланки, заявления и другие документы за плату. Купить чистые и заполнить самим невозможно. Правомерно ли это? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009) Текст документа
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
Вопрос: При каждом районном отделении ОУФМС есть фирма, которая продает и заполняет бланки, заявления и другие документы за плату. Купить чистые и заполнить самим невозможно. Правомерно ли это? Оксана, Оренбург
Ответ: Организации, которые оказывают гражданам услуги по заполнению бланков заявлений и других документов, представляемых в территориальные органы ФМС России, не являются их структурными подразделениями и осуществляют свою деятельность на коммерческой основе, за плату. Навязывание такой услуги гражданам, конечно, неправомерно, гражданин должен сам решить, будет ли он заполнять упомянутые формы документов самостоятельно или обратится за помощью к упомянутым коммерческим организациям. Практически все формы бланков, используемых в ФМС России, размещены на официальном сайте Службы fms. gov. ru. Если у Вас имеется информация по упомянутым вопросам о конкретных фактах злоупотребления должностными лицами в системе ФМС России, просьба ею поделиться, порядок нужно наводить совместными усилиями граждан и Службы.
П. В.Смагин Федеральная миграционная служба
Название документа Вопрос: Для подтверждения неиспользования права бесплатной приватизации требуются справки о прописке за все время ее проведения. В связи с обменом паспортов исчезли сведения о прописке и выписке за предшествующие годы. В паспортном столе и ЖКУ мне разъяснили, что необходимо самому делать запросы о прописке и выписке отдельно во все места проживания. Как подтвердить периоды временного отсутствия прописки, пробелы? Где находятся паспорта, можно ли получить необходимую справку о моем перемещении до 2003 г. в "едином окне"? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009) Текст документа
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
Вопрос: Для приватизации жилья необходимо подтвердить, что не использовано право бесплатной приватизации. К справкам о неучастии в приватизации требуются справки о прописке за все время проведения государством этой акции. В связи с обменом паспортов, проводившимся в 2003 г., исчезли сведения о прописке и выписке за предшествующие годы. В этот период у меня было проживание в районе Крайнего Севера, проживание на время учебы в Москве (временная прописка в общежитии), служба в армии. Эти данные имелись в сданном мною паспорте старого образца, а кроме того, он подтверждал и имеющиеся пробелы между выпиской и пропиской. В паспортном столе и ЖКУ, куда на обмен был сдан паспорт, такую справку (выписку) мне не дали и разъяснили, что мне необходимо самому делать запросы о прописке и выписке отдельно во все места проживания. А как подтвердить периоды временного отсутствия прописки, пробелы? Прошу объяснить, где находятся паспорта, которые мы сдали вкупе с приложенной ксерокопией, и можно ли получить необходимую справку о моем перемещении до 2003 г. в "едином окне"? Не думаю, что эти сведения не нужны государственным органам и не сохранились, тогда почему они закрыты для граждан? Олег, Ульяновская область
Ответ: К сожалению, в Вашем случае установление сведений о регистрации по местам проживания возможно только путем направления соответствующих запросов по местам Вашего проживания, а в части службы в армии - в военкомат. Вопросы получения справок в "едином окне" не входят в компетенцию ФМС России, но представляется, что такую справку без подтверждений на соответствующие запросы Вам вряд ли выдадут. В отношении сданных паспортов очевидно, что речь идет о старых паспортах СССР. Нужно обратиться по месту сдачи старого паспорта, но, скорее всего, они уже уничтожены в установленном порядке.
П. В.Смагин Федеральная миграционная служба
Название документа Вопрос: Во время моего отсутствия в квартире (социального найма) без моего согласия зарегистрировалась моя супруга. При обращении в ТП ОУФМС с просьбой предъявить документы, на основании которых была произведена регистрация, я получил ответ, что это внутренние служебные документы, дела о регистрации хранятся не более пяти лет и тут же автоматически уничтожаются. Правомерен ли этот отказ? Какими правовыми актами регламентируется срок хранения документов, подаваемых на регистрацию, являются ли эти акты открытыми? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009) Текст документа
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
Вопрос: Во время моего длительного отсутствия в моей квартире (жилье социального найма) зарегистрировалась моя супруга. Согласия на ее регистрацию, предусмотренного положениями действующего законодательства, у меня никто не запрашивал. При обращении в местный ТП ОУФМС с просьбой предъявить мне документы, на основании которых была произведена регистрация, я получил ответ от начальника ОУФМС, что с данными документами я не могу быть ознакомлен, так как это внутренние служебные документы и о выдаче копий не может быть и речи. Правомерен ли этот отказ? Кроме того, мне было сказано, что все дела о регистрации хранятся не более пяти лет и тут же автоматически уничтожаются. Какими правовыми актами регламентируется срок хранения документов, подаваемых на регистрацию, являются ли эти акты открытыми? Алексей, Московская обл.
Ответ: Уважаемый Алексей! К сожалению, ответить на Ваш вопрос без изучения всех обстоятельств описанной ситуации не могу. В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения, а также члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Если Ваша супруга указана в договоре социального найма жилого помещения как член семьи, то регистрация по месту жительства (пребывания) Вашей супруги осуществлена в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Если же Ваша супруга не указана в договоре социального найма жилого помещения, то в соответствии со статьей 9 Закона действия или бездействие должностных лиц могут быть обжалованы гражданами в вышестоящий в порядке подчиненности орган, вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо непосредственно в суд. В части правомерности отказа должностного лица территориального органа ФМС России в ознакомлении Вас с упомянутыми документами, скорее всего, это связано с наличием в них персональных данных (еще раз повторюсь: сложно давать оценку без изучения всех обстоятельств). Статьей 3 Федерального закона "О персональных данных" определено, что персональные данные - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу, - являются конфиденциальными. Распространение персональных данных не допускается без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания. Приложением 15 к Административному регламенту предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденному Приказом ФМС России от 20 сентября 2007 г. N 208, определен перечень документов с указанием конкретных сроков их хранения. Это открытый документ, в нем подробно расписаны все процедуры в части постановки граждан Российской Федерации на регистрационный учет, он включен во многие правовые справочно-информационные базы документов, в том числе и в КонсультантПлюс. Со своей стороны я бы посоветовал Вам написать заявление (насколько я понял, Ваше обращение в подразделение территориального органа ФМС России было устным) на имя руководителя данного территориального органа и получить письменный ответ, который (в том случае, если он Вас не удовлетворит) Вы сможете обжаловать. Из собственной практики могу сказать, что требование подробного письменного ответа дисциплинирует чиновников и "неразрешимые" устно вопросы в письменном виде успешно решаются.
П. В.Смагин Федеральная миграционная служба
Название документа Вопрос: Отличается ли в правовом смысле проживание от прописки и в чем это различие? Может ли быть постоянным проживание в РФ, притом что прописка в РФ была временной, затем (после 1992 года) постоянной? Обязательно ли решение суда об установлении факта постоянного проживания на территории РФ, либо органы ФМС вправе рассматривать совокупность доказательств и признавать этот факт за основу принимаемых решений (при наличии соответствующих доказательств, разумеется)? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009) Текст документа
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
Вопрос: Отличается ли в правовом смысле проживание от прописки и в чем это различие? Может ли быть постоянным проживание в РФ, притом что прописка в РФ была временной, затем (после 1992 года) постоянной? Обязательно ли решение суда об установлении факта постоянного проживания на территории РФ, либо органы ФМС вправе рассматривать совокупность доказательств и признавать этот факт за основу принимаемых решений (при наличии соответствующих доказательств, разумеется)? Эдуард, Москва
Ответ: Уважаемый Эдуард! Вы задали вопрос в несколько некорректной форме. Судя по заданным вопросам, Вас интересуют правоотношения в части, касающейся российских граждан. Институт прописки прекратил свое существование в 1993 году, когда в России на законодательном уровне было введено понятие "регистрация граждан по месту жительства и по месту пребывания в пределах Российской Федерации" (ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"). В этой связи Вас, очевидно, интересует соотношение правовой составляющей терминов "проживание" и "регистрация граждан". Нормативного определения термина "проживание" в российском законодательстве нет. Само понятие "проживание" предполагает наличие у гражданина места, где он мог бы жить, место жительства, однако российский гражданин не привязан строго к своему месту жительства, как крепостные крестьяне в дореволюционной России. Регистрационный учет граждан привязан к месту нахождения гражданина и строится исходя из того, что гражданин может находиться в каком-либо месте на территории Российской Федерации постоянно (преимущественно) или временно. Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина. Местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение. В соответствии с Законом Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации подлежат регистрации по месту пребывания (ст. 5 Закона) и регистрации по месту жительства (ст. 6 Закона). Вопрос, обязательно ли решение суда об установлении факта постоянного проживания на территории РФ либо органы ФМС вправе рассматривать совокупность доказательств и признавать этот факт за основу принимаемых решений (при наличии соответствующих доказательств, разумеется), необходимо решать в каждом конкретном случае с учетом имеющихся обстоятельств и подтверждающих документов. Формально нам было бы удобнее, чтобы все решения принимал суд. Однако все возможные варианты рассмотреть не представляется возможным, поэтому необходимо обратиться в территориальный орган ФМС России. В каких-то случаях потребуется решение суда, а в каких-то, возможно, будет достаточно компетенции ФМС России, нужно смотреть по конкретной ситуации. Причем считаю, что здесь очень важно избежать коррупционных проявлений и максимально снизить возможности принятия чиновниками "усмотренческих" решений. Мы были бы признательны за предоставление сведений о конкретных фактах злоупотреблений и проявления коррупции в системе ФМС России.
П. В.Смагин Федеральная миграционная служба
Название документа Вопрос: ФМС направила в Правительство РФ поправки в Закон "О праве граждан РФ на свободу передвижения...". Почему законопроект до сих пор не согласован в Правительстве? Какие разногласия и возражения он вызвал? Когда его текст будет обнародован для антикоррупционной экспертизы? Почему возможность направить уведомление предусмотрена только при регистрации по месту пребывания? Куда согласно поправкам должны обращаться граждане с заявлениями о регистрации? Кто будет являться объектом регистрационного учета в исправленном Законе? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009) Текст документа
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
Вопрос: Еще в апреле прошлого года ФМС официально сообщила, что направила в Правительство РФ поправки в Закон "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", направленные на упрощение порядка регистрации россиян. В связи с этим прошу ответить на ряд вопросов. 1. Почему этот законопроект до сих пор не согласован в Правительстве и не внесен в Госдуму? Какие разногласия и возражения вызвал законопроект? 2. Когда текст законопроекта будет обнародован на сайте ФМС для антикоррупционной экспертизы? 3. Почему в этом законопроекте возможность направить уведомление предусмотрена только при регистрации по месту пребывания, а процедура регистрации места жительства остается прежней? 4. Куда согласно разработанным поправкам должны обращаться граждане с заявлениями о регистрации: непосредственно в ФМС или к сотрудникам жилищных эксплуатационных органов? 5. Кто будет являться объектом регистрационного учета в исправленном Законе - все граждане РФ, проживающие на ее территории, или только лица, проживающие в жилых помещениях и помещениях временного проживания, т. е. делается ли попытка охватить учетом также и граждан РФ, проживающих в иных жилищах, к примеру: на дачах, в автофургонах, на водных судах, в офисах и т. п.? Или подобных "маргиналов" учитывать в качестве населения РФ вовсе не обязательно? Андрей Хромов, Москва
Ответ: На ваши вопросы могу сообщить следующее. 1. Законопроект согласован в Правительстве Российской Федерации, однако Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации высказало отдельные предложения, заслуживающие внимания. В этой связи осуществляется доработка законопроекта с учетом высказанных замечаний и предложений, после чего данный законопроект будет повторно представлен в Правительство Российской Федерации. 2. На сайте ФМС России законопроект будет размещен перед направлением в Правительство Российской Федерации, если удастся устранить все замечания и согласовать позиции заинтересованных ведомств (мы ориентируемся на октябрь 2009 г.). 3. Регистрация по месту пребывания не влечет за собой таких правовых последствий, как регистрация по месту жительства. Таким образом, законопроектом предусматривается возможность при регистрации по месту пребывания уведомлять органы регистрационного учета почтовым отправлением, что позволит уравнять права граждан Российской Федерации по отношению к правам, предоставленным иностранным гражданам при постановке их на миграционный учет по месту пребывания. Процедура регистрации по месту жительства является более значимой и предусматривает в том числе проставление штампа о регистрации по месту жительства в паспорте гражданина Российской Федерации (что, как Вы понимаете, сделать по почте не представляется возможным). 4. Для регистрации по месту жительства в жилых помещениях, принадлежащих гражданам на праве собственности, граждане могут обращаться как к должностным лицам, ответственным за регистрацию, так и непосредственно в орган регистрационного учета. Для регистрации по месту жительства в жилых помещениях, предоставленных гражданам по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предусмотрено обращение граждан к должностным лицам, ответственным за регистрацию. Что касается регистрации по месту пребывания, то для граждан законопроектом предусматривается возможность при регистрации по месту пребывания уведомлять органы регистрационного учета почтовым отправлением. 5. Законопроектом предусмотрено, что регистрационный учет граждан по месту пребывания и по месту жительства будет носить уведомительный характер и отвечает требованиям обеспечения прав и свобод граждан в сфере государственного управления. Регистрация или отсутствие таковой не влекут за собой возникновение каких-либо прав или обязанностей и не являются условием реализации или ограничения прав и свобод гражданина. Фактически регистрационный учет представляет собой лишь способ учета граждан, проживающих на территории Российской Федерации, по месту их пребывания либо жительства. Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно; место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма) либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
П. В.Смагин Федеральная миграционная служба
Название документа Вопрос: В Москве актами мэра и правительства введена процедура регистрации собственниками жилья родственников и третьих лиц, отличная от норм действующего федерального законодательства и прямо противоречащая ему. Кто наделил московские власти полномочиями на издание таких актов и правом на решение вопросов о том, целесообразно и можно ли нам регистрировать без их разрешения родственников не по прямой линии (т. е. не родителей-детей, братьев-сестер, дедов-внуков)? В отношении временной регистрации положение аналогичное... (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009) Текст документа
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
Вопрос: В настоящее время в Москве на уровне актов мэра и правительства введена процедура регистрации собственниками жилья родственников и третьих лиц, не только отличная от норм действующего федерального законодательства, но и прямо противоречащая ему. Тексты московских актов вывешены в приемных для населения всех городских отделений ФМС, хотя ни мэр, ни правительство Москвы, ни даже городская Дума не вправе издавать такие акты, а ФМС и городские органы - их применять (тем более что они не зарегистрированы в Минюсте). Акты ограничивают права москвичей - собственников жилых помещений! Они предусматривают обязанность доказывать родство с тем, кого хочешь прописать, а если это племянник или иной непрямой родственник - заключать с ним договор и регистрировать его в ДЭЗе, что вообще неприемлемо с позиции права. Как Вы прокомментируете сложившуюся ситуацию? Кто наделил московские власти полномочиями на издание таких актов и правом на решение вопросов о том, целесообразно и можно ли нам регистрировать без их разрешения родственников не по прямой линии (т. е. не родителей - детей, братьев - сестер, дедов - внуков)? В отношении временной регистрации положение аналогичное... Барьеры увеличились, а весь метрополитен заклеен объявлениями о содействии в получении регистрации и прописки, как легальной, так и фальшивок. Игорь Владимирович, Москва
Ответ: Пунктом 1 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года N 928 "Вопросы Федеральной миграционной службы", определено, что "Федеральная миграционная служба (ФМС России) является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции", а пункт 3 данного Положения устанавливает: "ФМС России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства внутренних дел Российской Федерации по вопросам координации и контроля деятельности ФМС России, а также настоящим Положением". Пунктом 5 Типового положения о территориальном органе Федеральной миграционной службы, утвержденного Приказом МВД России от 2 декабря 2005 г. N 983, установлено, что территориальный орган ФМС России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации, приказами и распоряжениями ФМС России, а также Положением о территориальном органе. Это исчерпывающие перечни тех актов, которыми должны руководствоваться ФМС России и ее территориальные органы. Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон) введен институт регистрации в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Законом и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 (далее - Правила), а также ведомственными актами ФМС России определен исчерпывающий перечень документов, представляемых гражданами при их регистрации по месту пребывания, истребование уполномоченными должностными лицами иных непредусмотренных документов является избыточным. В частности, договор безвозмездного пользования не предусмотрен указанными законодательными и нормативными правовыми актами. Статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что понуждение к заключению договора граждан и юридических лиц не допускается. В соответствии со статьей 9 Закона действия или бездействие должностных лиц могут быть обжалованы гражданами в вышестоящий в порядке подчиненности орган, вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо непосредственно в суд. Были бы признательны Вам за предоставление более конкретной информации по данным фактам, поскольку прокомментировать описанную Вами ситуацию достаточно сложно без рассмотрения материалов и документов, имеющих к ней отношение.
П. В.Смагин Федеральная миграционная служба
Название документа Вопрос: Сегодня действующими нормативными актами государственная услуга регистрации граждан по месту жительства поставлена в зависимость от усмотрения работников жилищных организаций, которые по правилам должны готовить документы и передавать их в подразделения ФМС. Подобное положение дел приводит к многочисленным злоупотреблениям, а должностные лица ФМС ссылаются на то, что они за это не отвечают. Правомерно ли это? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009) Текст документа
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
Вопрос: Сегодня действующими нормативными актами государственная услуга регистрации граждан по месту жительства поставлена в зависимость от усмотрения работников жилищных организаций, которые по правилам должны готовить документы и передавать их в подразделения ФМС. Подобное положение дел приводит к многочисленным злоупотреблениям, а должностные лица ФМС ссылаются на то, что они за это не отвечают. Правомерно ли это? Александр, Москва
Ответ: Территориальные органы ФМС России осуществляют регистрационный учет граждан по факту их вселения в жилые помещения. Вопросы вселения находятся в компетенции жилищных организаций. Правилами регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, предусмотрено, что для регистрации по месту жительства необходимо представить: документ, являющийся основанием для заселения в жилое помещение (договор, свидетельство о праве на наследство жилого помещения, решение суда о признании права пользования жилым помещением, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, либо иной документ или его надлежаще заверенная копия), а также документ, удостоверяющий личность, и заявление установленной формы о регистрации по месту жительства или по месту пребывания. Вопросы, связанные с реализацией гражданами их жилищных прав, регулируются гражданским и жилищным законодательством Российской Федерации. Федеральная миграционная служба и ее территориальные органы не уполномочены федеральным законодательством на принятие решений о вселении граждан в жилые помещения. Жилищные организации не входят в структуру ФМС России, поэтому для защиты от злоупотреблений работников данных организаций Вам следует обратиться в вышестоящие органы, в прокуратуру либо в суд.
П. В.Смагин Федеральная миграционная служба
Название документа Вопрос: Мы с мужем и двумя детьми проживаем в частном доме. Муж прописан в доме, я с детьми - нет. Нам отказывает в прописке сотрудник ФМС подполковник Ярцева по причине того, что наш дом списан. Мэр Анивского района дал добро на прописку. Куда нам обратиться для решения данного вопроса? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009) Текст документа
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
Вопрос: Мы с мужем и двумя детьми проживаем в частном доме. Муж прописан в доме, я с детьми - нет. Нам отказывает в прописке сотрудник ФМС подполковник Ярцева по причине того, что наш дом списан. Мэр Анивского района дал добро на прописку. Куда нам обратиться для решения данного вопроса? Анна, Сахалинская область, Анивский район, п. Воскресенское
Ответ: Уважаемая Анна, не совсем ясна ситуация по изложенной Вами проблеме: как может быть списан частный дом и на каком основании Вам отказано в постановке на регистрационный учет. В соответствии со статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования. Сложно дать правовую оценку без изучения всех обстоятельств и имеющихся документов в Вашем случае, но в целом лично мне представляется сомнительным, что отказ в регистрации Вас и Ваших детей по месту жительства в жилом помещении, принадлежащем на праве частной собственности Вашему мужу, обоснован. Согласно статье 9 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" действия или бездействие государственных и иных органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и иных юридических и физических лиц, затрагивающие право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, могут быть обжалованы гражданами в вышестоящий в порядке подчиненности орган, вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо непосредственно в суд.
П. В.Смагин Федеральная миграционная служба
Название документа Вопрос: Для оформления прописки на даче необходимо обращаться в ФМС по месту расположения участка. Планируется ли передача полномочий по указанному вопросу в органы местного самоуправления, паспортный стол? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009) Текст документа
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
Вопрос: Для оформления прописки на даче необходимо обращаться в ФМС по месту расположения участка. Планируется ли передача полномочий по указанному вопросу в органы местного самоуправления, паспортный стол? Федорычева Наиля Амировна, Ульяновская область
Ответ: Институт прописки в настоящее время в Российской Федерации упразднен, граждане Российской Федерации подлежат регистрационному учету по месту жительства и по месту временного пребывания в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 4 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" предусматривает, что в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной полосе или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в остальных населенных пунктах - местная администрация. В настоящее время ситуация изменилась. 25 декабря 2008 года принят Федеральный закон N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьей 5 которого внесены изменения в статью 4 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", согласно которым исполнение государственной функции по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации с 1 января 2011 года в полном объеме возлагается на территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. Функции ФМС России, в том числе в части регистрационного учета граждан Российской Федерации, определены в Положении о Федеральной миграционной службе, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года N 928 "Вопросы Федеральной миграционной службы", и передача полномочий ФМС России в органы местного самоуправления и паспортные столы не планируется.
П. В.Смагин Федеральная миграционная служба
Название документа Вопрос: Почему не внесут поправку в Федеральный закон N 109 о постановке на миграционный учет, чтобы не возникало разночтений по поводу фразы - "по истечении 3-х суток с момента прибытия иностранного гражданина"? По нормам русского языка "по истечении" значит "после", т. е. в пределах разрешенных Законом 90 суток. В реальности данную фразу трактуют как "в течение", что означает, что встать на миграционный учет иностранец должен в течение 3-х дней с момента прибытия, т. е. на 4-е сутки он уже нарушает Закон? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009) Текст документа
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
Вопрос: Объясните, почему так по-разному трактуется фраза из Федерального закона N 109-ФЗ о постановке на миграционный учет - "по истечении 3-х суток с момента прибытия иностранного гражданина"? По всем нормам русского языка "по истечении" значит "после", т. е. на 4-е, 5-е и т. д. сутки, но в пределах разрешенных Законом 90 суток. А в реальности приходится сталкиваться с тем, что данную фразу "по истечении" трактуют как "в течение", что несет в себе совершенно другую смысловую нагрузку, а именно то, что встать на миграционный учет иностранец должен в течение 3-х дней с момента прибытия, т. е. обратившись на 4-е сутки, он уже нарушает Закон. Таким образом, если постановка данной фразы значит "в течение", то почему не внесут данную поправку в действующий Закон, чтобы не возникало разночтений? И еще один вопрос: необходимо ли при постановке на учет иностранца, прибывшего в визовом порядке, предоставлять в дополнение к копиям паспорта, визы и миграционной карты еще и ходатайство о постановке на учет от организации, указанной в визе в качестве принимающей, а на учет он встает на частный адрес? Ольга, Мурманская обл.
Ответ: С октября текущего года вступает в силу Федеральный закон от 19 июля 2009 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации". Данный Федеральный закон принят в целях единообразного толкования норм статей 14, 16 и 20 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" и в связи с необходимостью установления точного периода, требуемого для выполнения законно находящимися на территории Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства, а также принимающей их стороной обязанностей по постановке указанных иностранного гражданина или лица без гражданства на миграционный учет. Внесенные изменения позволили более четко определить этот временной период для выполнения иностранными гражданами или принимающей их стороной соответствующих действий, направленных на осуществление постановки на учет по месту пребывания в Российской Федерации: постоянно проживающими в нашей стране иностранными гражданами - не позднее 7 рабочих дней со дня их прибытия в место пребывания, а временно проживающими и временно пребывающими в России иностранными гражданами - не позднее 3 рабочих дней со дня их прибытия в место пребывания. В отношении вопроса о необходимости предоставлять в дополнение к копиям паспорта, визы и миграционной карты иностранного гражданина еще и ходатайство о постановке его на учет от организации, указанной в визе в качестве принимающей, в случае если на учет он встает на частный адрес, поясню следующее. Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 18 июля 2009 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" определено, что Правила и порядок осуществления миграционного учета устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом. Согласно пункту 28 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", лицо, подающее уведомление о прибытии в территориальный орган Федеральной миграционной службы, организацию федеральной почтовой связи или администрации гостиницы, обязано представить документ, удостоверяющий его личность. Принимающая сторона к уведомлению о прибытии, представляемому (направляемому) в территориальный орган Федеральной миграционной службы, прилагает копию документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, а в отношении временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина - и копию его миграционной карты. Какие-либо дополнительные ходатайства от принимающей стороны при постановке на миграционный учет иностранного гражданина российским миграционным законодательством не предусмотрены.
П. В.Смагин Федеральная миграционная служба
Название документа Вопрос: Прибыл в РФ из государства с визовым режимом. Супруга - гражданка РФ. В соответствии с ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" у меня приняты заявление и документы для получения разрешения на временное проживание. До окончания срока действия визы я состою на миграционном учете по месту пребывания в территориальном органе ФМС. В ФМС пояснили, что мне необходимо получить новую визу, так как по истечении срока действия визы я буду являться незаконно находящимся в РФ. Правомерно ли требование сотрудников ФМС? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009) Текст документа
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
Вопрос: Я прибыл в РФ из государства с визовым режимом. Моя супруга является гражданкой РФ. В соответствии с ФЗ N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" у меня приняты заявление и другие необходимые документы для получения разрешения на временное проживание. Соответственно, до окончания срока действия визы, на основании которой я прибыл в РФ, я состою на миграционном учете по месту пребывания в территориальном органе ФМС. В настоящее время срок действия визы у меня истекает. Сотрудники ФМС пояснили, что мне необходимо получить новую визу, так как по истечении срока действия визы я буду являться незаконно находящимся в РФ. Правомерно ли требование сотрудников ФМС? В соответствии с пунктом 2 статьи 5 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" временно пребывающий в РФ иностранный гражданин обязан выехать из РФ по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором РФ, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона. Исходя из вышеизложенного, если у иностранного гражданина (прибывшего в РФ как в визовом режиме, так и в безвизовом режиме) приняты заявление и все необходимые документы для получения разрешения на временное проживание, но он еще не получил ответ в установленном законом порядке, он является законно находящимся в РФ и ему нет необходимости получать новую визу или продлевать срок действия истекшей визы, на основании которой он прибыл в РФ, а также вставать на миграционный учет. Разъясните, пожалуйста. Алексей, Краснодарский край
Ответ: В соответствии со статьей 25.8 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" виза временно проживающего лица выдается на четыре месяца иностранному гражданину, которому разрешен въезд в Российскую Федерацию для временного проживания, в пределах квоты на выдачу разрешений на временное проживание, порядок определения которой устанавливается Правительством Российской Федерации, или без ее учета. Если разрешение на временное проживание иностранного гражданина в Российской Федерации не получено по причинам, не зависящим от иностранного гражданина, срок действия визы временно проживающего лица продлевается по его заявлению. При получении иностранным гражданином разрешения на временное проживание в Российской Федерации территориальный орган федерального органа, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, продлевает срок действия визы временно проживающего лица на срок действия указанного разрешения. Согласно пункту 49 Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 29 февраля 2008 г. N 40, заявителю выдается справка установленной формы (приложение N 4 к Административному регламенту), подтверждающая прием заявления к рассмотрению. Таким образом, требования сотрудников ФМС России правомерны, Вам необходимо подать заявление о продлении срока действия Вашей визы.
П. В.Смагин Федеральная миграционная служба
Название документа Вопрос: Почему при оформлении разрешения на работу сотрудники ФМС требуют: 1. Муж не может подать документы на РнВП, так как жена, гражданка России, не поменяла фамилию, выходя замуж за гражданина Таджикистана (в семье семеро детей)? 2. У жены, гражданки РФ, - регистрацию по месту жительства при оформлении РнВП мужа, гражданина Узбекистана? Переехали четыре года назад, пятеро детей, все граждане РФ. Собственности не имеют. 3. В семье уроженцев РСФСР, подающей документы на РнВП, на детей требуют оформлять квоту? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009) Текст документа
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
Вопрос: Почему при оформлении разрешения на работу сотрудники ФМС требуют следующее: 1. Если жена гражданка России, муж не может подать документы на РнВП, так как жена не поменяла фамилию, выходя замуж (в Чеховском районе Московской области отказали в приеме документов Ольге П., гражданке РФ, ее мужу, гражданину Таджикистана, причем семья имеет семерых детей, причина - Ольга не меняет свою фамилию на фамилию мужа)? 2. Почему требуют у жены, гражданки РФ, регистрацию по месту жительства при оформлении РнВП мужа, гражданина Узбекистана? Семья переехала на постоянное место жительства четыре года назад, в семье пятеро детей, самому маленькому три месяца, все граждане РФ. Собственности пока не имеют, но строят. 3. Почему в семье, которая подает документы на РнВП как уроженцы РСФСР, на детей требуют оформлять квоту? Макарова, Московская область
Ответ: Перечисленные вопросы в части оформления разрешения на временное проживание в Российской Федерации иностранного гражданина не имеют отношения к оформлению и выдаче ему разрешения на работу. Отказ сотрудников УФМС России по Московской области в приеме документов на РнВП от иностранного гражданина только лишь на том основании, что его жена, гражданка Российской Федерации, не изменила фамилию, вступая с ним в брак, незаконный, поскольку российским законодательством обязательность такого условия не предусмотрена. Согласно пункту 1 статьи 32 Семейного кодекса Российской Федерации супруги по своему желанию выбирают при заключении брака фамилию одного из них в качестве общей фамилии, либо каждый из супругов сохраняет свою добрачную фамилию, либо, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации, присоединяет к своей фамилии фамилию другого супруга. В отношении требования предъявления регистрации у жены иностранного гражданина, гражданки России, при оформлении РнВП данному иностранцу, очевидно, что такое требование обусловлено тем, что РнВП оформляется без учета квоты, в соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", как иностранному гражданину, состоящему в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации. Пунктом 39.4 Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 29 февраля 2008 г. N 40, предусмотрено, что иностранный гражданин, состоящий в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства на территории Российской Федерации, одновременно с подачей заявления, к которому прилагаются 4 личные фотографии размером 35 x 45 мм в черно-белом или цветном исполнении с четким изображением лица анфас без головного убора, в том числе 2 фотографии на несовершеннолетних детей, указанных в заявлении, представляет должностному лицу свидетельство о браке и паспорт супруга. Вопрос: "Почему в семье, которая подает документы на РнВП как уроженцы РСФСР, на детей требуют оформлять квоту?" - также не совсем понятен, поскольку не ясно, о какой такой квоте для детей идет речь. Механизм квотирования для иностранцев, желающих получить РнВП в России, предусмотрен пунктом 2 статьи 6 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации": "Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан". И никакого специального квотирования детей иностранных граждан российским миграционным законодательством не предусмотрено. Тем более что, судя по Вашим предыдущим вопросам, все трое детей являются гражданами Российской Федерации.
П. В.Смагин Федеральная миграционная служба
Название документа Вопрос: Почему в г. Нефтекамске для получения загранпаспорта обязательно надо, чтобы анкету заполнял непременно работник миграционной службы за плату, хотя по правилам достаточно ее заполнить от руки? При этом никаких квитанций не дают. Иначе работник этой службы анкету просто не примет, да еще вместо каких-либо разъяснений тебе нахамит. Как найти управу на таких хамоватых работников ФМС? Пыталась найти его непосредственного начальника, но он недоступен. (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009) Текст документа
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
Вопрос: Почему в нашем городе, Нефтекамске, для получения загранпаспорта обязательно надо, чтобы анкету заполнял непременно работник миграционной службы за плату, хотя по правилам достаточно ее заполнить от руки? При этом никаких квитанций не дают. Иначе работник этой службы анкету просто не примет, да еще вместо каких-либо разъяснений тебе нахамит. Как найти управу на таких хамоватых работников ФМС? Пыталась найти его непосредственного начальника, но он недоступен. Елена, Башкирия, г. Нефтекамск
Ответ: Описанная Вами ситуация, наверное, возможна потому, что граждане, проживающие в городе Нефтекамске, позволяют чиновникам так с собой обращаться. Вы вправе самостоятельно заполнить анкету для получения загранпаспорта. Нормы, предписывающей обязательность заполнения данной анкеты "непременно работником миграционной службы", а тем более "за плату", не существует. Управу на хамство чиновников найти очень просто - жалуйтесь вышестоящему руководству "хамоватых работников ФМС", в вышестоящие инстанции, в суд (желательно письменно). Поверьте, управа на хамов найдется. Чем активнее будет гражданская позиция населения, тем меньше произвола и хамства чиновников.
П. В.Смагин Федеральная миграционная служба
Название документа Вопрос: Можно ли мне вывезти на неделю своих несовершеннолетних детей в Сербию, если я в разводе и местонахождение бывшего супруга (их отца) неизвестно? Как мне быть, если мой бывший муж, может быть, сидит в тюрьме в другом регионе РФ? Что мне делать в этом случае? Какие и куда мне нужно представить документы? И как быть, если после возвращения в Россию они будут находиться с дедушкой? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009) Текст документа
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
Вопрос 10: Можно ли мне вывезти на неделю своих несовершеннолетних детей в Сербию, если я в разводе и местонахождение бывшего супруга (их отца) неизвестно? Как мне быть, если мой бывший муж, может быть, сидит в тюрьме в другом регионе РФ? Что мне делать в этом случае? Какие и куда мне нужно представить документы? И как быть, если после возвращения в Россию они будут находиться с дедушкой? Наталия, Михнево, Московская область
Ответ: Порядок выезда российских граждан, в том числе и несовершеннолетних, из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию определяется Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". Согласно статье 20 упомянутого Закона несовершеннолетний гражданин Российской Федерации, как правило, выезжает из Российской Федерации совместно хотя бы с одним из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей. В случае если несовершеннолетний гражданин Российской Федерации выезжает из Российской Федерации без сопровождения, он должен иметь при себе кроме паспорта нотариально оформленное согласие названных лиц на выезд несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации с указанием срока выезда и государства (государств), которое (которые) он намерен посетить. Данная статья Закона направлена на защиту прав несовершеннолетних и предусматривает, что несовершеннолетний гражданин РФ выезжает из РФ совместно хотя бы с одним из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей. При несогласии одного из законных представителей несовершеннолетнего гражданина на его выезд за границу паспорт не оформляется, заявителю выдается письменное уведомление, в котором указываются основание и срок ограничения, дата и регистрационный номер решения об ограничении, полное наименование и юридический адрес организации, принявшей на себя ответственность за ограничение права данного гражданина на выезд из РФ (Приказ МВД России от 26 мая 1997 г. N 310). В Вашем случае препятствий к выезду Ваших детей на неделю за границу в Вашем сопровождении ФМС России не усматривает, поскольку местонахождение отца детей (Вашего бывшего мужа) неизвестно, его несогласие на выезд ребенка за границу не заявлено, а поскольку дети выезжают за границу вместе с Вами, то письменного согласия второго родителя не требуется. Для выезда за границу Ваших детей потребуется оформить загранпаспорта. Для этого Вам необходимо обратиться в подразделение УФМС России по Московской области, обслуживающее ваш район. Загранпаспорта на Вас и детей должны быть оформлены в порядке, установленном Инструкцией о порядке оформления и выдачи паспортов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, утвержденной Приказом МВД России от 26 мая 1997 г. N 310. Согласно пункту 2.1 упомянутой Инструкции, при оформлении паспорта для пребывания за границей гражданин, достигший 18-летнего возраста, представляет: заявление по форме, установленной настоящей Инструкцией, в двух экземплярах (приложение N 1); свидетельства о рождении его детей, не достигших 14-летнего возраста, их копии, а также иные документы, свидетельствующие о наличии у ребенка гражданства Российской Федерации (в случаях, если заявитель просит выдать им паспорта или внести сведения о них в свой паспорт) (в ред. Приказа МВД РФ от 02.02.2007 N 118); квитанцию об уплате государственной пошлины и оплате стоимости бланка паспорта; четыре личные фотографии установленного образца, а также отдельно на детей (в случаях, если заявитель просит выдать им паспорта или внести сведения о них в свой паспорт) (в ред. Приказа МВД РФ от 12.02.2009 N 128). Заявление установленной формы заполняется на пишущей машинке или от руки разборчивым почерком. Наряду с заявлением гражданином заполняется учетная карточка о выдаче паспорта (приложение N 2). В заявлении гражданин должен указать свои фамилию, имя, отчество (в том числе ранее имевшиеся, дату и место их изменения), пол, дату и место рождения, место жительства, место работы (службы, учебы) в течение последних 10 лет с указанием полного наименования и юридического адреса организации, а также об отсутствии обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации, которые могли бы временно ограничить его право на выезд из Российской Федерации. При наличии в трудовой (служебной, учебной) деятельности гражданина перерывов указывается его место жительства в этот период времени (в ред. Приказа МВД РФ от 07.04.2000 N 360). Трудовая деятельность, указанная в заявлении, заверяется руководителями организаций или их кадровых подразделений (органов) по основному месту работы (службы, учебы) (в ред. Приказа МВД РФ от 07.04.2000 N 360). Сведения о трудовой деятельности граждан, не работающих на момент обращения с заявлением, заверяются сотрудником паспортно-визовой службы органов внутренних дел на основании подтверждающих документов. Для проверки достоверности сведений о трудовой деятельности, указанных в заявлении, сотрудник паспортно-визовой службы органов внутренних дел, оформляющий паспорт, вправе потребовать от гражданина предъявления документа, подтверждающего его трудовую деятельность (трудовую книжку, выписку из нее, справку с места работы) (абзац введен Приказом МВД РФ от 07.04.2000 N 360). За достоверность представленных документов и сведений заявитель несет ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В необходимых случаях гражданин представляет ходатайство организации, направляющей его за пределы территории Российской Федерации (абзац введен Приказом МВД РФ от 07.04.2000 N 360). В отношении вопроса: "И как быть, если после возвращения в Россию они будут находиться с дедушкой?" сообщаю, что данный вопрос не входит в компетенцию ФМС России.
П. В.Смагин Федеральная миграционная служба
Название документа