Антикоррупционная экспертиза нормотворчества

(Юридическая фирма "Гольцблат БЛП", Корпоративная практика / Слияния и поглощения)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009)

Текст документа

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА НОРМОТВОРЧЕСТВА

(Юридическая фирма "Гольцблат БЛП",

Корпоративная практика / Слияния и поглощения)

Информационное сообщение N 53

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 24 июля 2009 года

Юридическая фирма "Гольцблат БЛП" сообщает, что приняты:

- Федеральный закон от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", который вступает в силу 2 августа 2009 года;

- Федеральный закон от 17 июля 2009 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с принятием Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", который вступает в силу 1 августа 2009 года.

Федеральные законы направлены на профилактику коррупции и борьбу с ней в сфере нормотворчества.

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов проводится в целях выявления и последующего устранения коррупциогенных факторов:

- положений, устанавливающих для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил;

- положений, содержащих неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающих условия для проявления коррупции.

Субъектами проведения антикоррупционной экспертизы являются прокуратура РФ, федеральный орган исполнительной власти в области юстиции, иные федеральные органы исполнительной власти, другие государственные органы и организации, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также их должностные лица.

Предусмотрено, что прокуроры проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов названных органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, государственной и муниципальной собственности, значительного числа отраслей законодательства и пр. Федеральный орган исполнительной власти в области юстиции экспертирует проекты федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, проекты отзывов и заключений на проекты федеральных законов и др.

Выявленные коррупциогенные факторы отражаются:

- в требовании прокурора об изменении акта;

- в обращении прокурора в суд в установленном порядке;

- в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы другими органами, организациями, их должностными лицами.

Требование прокурора об изменении акта должно содержать указание коррупциогенных факторов и способов их устранения. Оно подлежит рассмотрению соответствующими органом, организацией, должностным лицом и учитывается ими. О результатах рассмотрения требования сообщается прокурору. Требование может быть обжаловано.

Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией, должностным лицом.

Институты гражданского общества и граждане могут проводить со своей стороны независимую антикоррупционную экспертизу, заключение которой носит рекомендательный характер, однако также подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено. В заключении должны быть указаны выявленные в акте (проекте акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения. По результатам рассмотрения экспертам (гражданину, организации) направляется мотивированный ответ.

Название документа