Общие усилия - общий результат

(Басманов Н. А., Саттаров В. С.)

("Законность", 2009, N 8)

Текст документа

ОБЩИЕ УСИЛИЯ - ОБЩИЙ РЕЗУЛЬТАТ

Н. А. БАСМАНОВ, В. С. САТТАРОВ

Басманов Николай Алексеевич, руководитель следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Республике Коми.

Саттаров Вагиз Сулейманович, первый заместитель прокурора Республики Коми.

Республика Коми по количеству регистрируемых преступлений занимает одно из самых высоких мест в Российской Федерации. Так, в регионе, где проживает 981 тыс. человек, за 2008 г. было зарегистрировано 24585 преступлений, из которых 5235 относятся к категориям тяжких и особо тяжких. На каждые 100 тыс. населения в республике регистрируется 2539,5 преступлений, и соответственно - 540,7 тяжких и особо тяжких.

В 2008 г. в республике возбуждено 22 уголовных дела по ст. 105 УК РФ. Следственная и судебная практика свидетельствует о том, что убийства становятся все более изощренными, преступники прикладывают все больше усилий, чтобы сокрыть труп и замаскировать следы совершенного преступления.

В связи с этим наиболее трудно раскрываемыми являются убийства, связанные с безвестным исчезновением граждан, а также иные особо тяжкие и тяжкие преступления, совершенные в условиях неочевидности.

Раскрытие названных преступлений требует творческого подхода различных служб правоохранительных органов, согласованного планирования следственной и оперативной работы, надлежащего ведомственного контроля и вдумчивого надзора прокурора за ходом предварительного расследования и ведением дел оперативного учета.

Для достижения положительного результата возникает необходимость в тесном взаимодействии всех заинтересованных государственных, и в первую очередь - правоохранительных, органов в борьбе с преступностью.

В Республике Коми применяются разнообразные формы взаимодействия, направленные на раскрытие и успешное расследование неочевидных тяжких и особо тяжких преступлений против личности, в том числе совершенных в прошлые годы.

Одна из форм взаимодействия - межведомственные совещания, на которых обсуждаются ход и результаты следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по нераскрытым тяжким и особо тяжким преступлениям. В работе межведомственного совещания принимают участие руководители прокуратуры Республики Коми, следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по РК и МВД по РК.

Оперативное совещание - один из наиболее важных и, как показывает практика, один из наиболее действенных элементов организации следственной и оперативной работы, форма коллективного рассмотрения текущих вопросов, возникающих в ходе расследования уголовных дел.

Основные задачи межведомственного совещания таковы:

- углубленная и тщательная проработка наиболее значимых вопросов организации следственной и оперативной работы по уголовному делу;

- коллегиальное обсуждение, выработка и принятие решений по организации и тактике проведения конкретных следственных и оперативно-розыскных мероприятий;

- определение конкретных лиц, ответственных за реализацию принятых решений;

- осуществление контроля за качеством и своевременностью исполнения ранее принятых решений.

До создания Следственного комитета при прокуратуре РФ порядок подготовки и проведения совещания именно по нераскрытым тяжким и особо тяжким преступлениям был недостаточно урегулирован. Применялись общие нормы регламента совещаний при руководстве прокуратуры республики. В связи с этим возникла необходимость издания нового организационно-распорядительного документа, который бы четко определил цели, задачи, порядок подготовки и проведения совещания представителей прокуратуры Республики Коми, МВД по Республике Коми и следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Республике Коми.

Совместная работа по созданию и согласованию нового межведомственного нормативного документа началась в середине 2008 г. Был использован накопленный в прокуратуре и других правоохранительных органах республики опыт взаимодействия, а также проанализирована практика аналогичных совещаний в других регионах России.

В итоге 4 сентября 2008 г. издан совместный приказ прокуратуры Республики Коми, МВД и следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Республике Коми об утверждении Положения о межведомственном совещании прокуратуры Республики Коми, следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Республике Коми и Министерства внутренних дел по Республике Коми по нераскрытым убийствам, причинению тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть потерпевших, изнасилованиям и иным действиям сексуального характера.

В данном приказе и утвержденном им Положении урегулированы все важнейшие процедурные вопросы подготовки и проведения межведомственного совещания, определены его цели и задачи, участники и приглашаемые лица.

Межведомственное совещание проходит под председательством руководителя следственного управления с обязательным участием заместителя прокурора и первого заместителя министра внутренних дел республики. В совещании принимают участие работники центральных аппаратов всех трех ведомств. В качестве приглашенных участвуют работники территориальных следственных отделов следственного управления, руководители и оперативные сотрудники территориальных органов внутренних дел, надзирающий территориальный прокурор.

Подготовка совещания обеспечивается отделом криминалистики следственного управления. Криминалистами отслеживаются дела, имеющие проблемы в раскрытии и доказывании. Когда мер, принимаемых на местах для раскрытия и расследования преступлений, не достаточно и они не дают необходимого результата, отделом криминалистики ставится вопрос о необходимости заслушивания того или иного дела при руководителе следственного управления.

В ходе подготовки к совещанию в соответствующих ведомствах изучаются уголовное и оперативно-поисковое дела, о чем составляются справки соответственно следователем и сотрудником уголовного розыска, затем - руководителем следственного отдела, начальником УВД (ОВД) и надзирающим прокурором, а также зональным прокурором-криминалистом. После этого уголовное и оперативное дела направляются для проверки в центральный аппарат соответствующего ведомства, где по результатам изучения составляются справки. Такое многоступенчатое изучение уголовных и оперативных дел позволяет уже при подготовке к совещанию выявлять основные недостатки следственной и оперативной работы, четко сформулировать предложения, направленные на их устранение, выдвижение версий, а в итоге обеспечить раскрытие и успешное расследование преступления. Кроме того, высокий статус совещания уже сам по себе дисциплинирует работников следственного управления Следственного комитета при прокуратуре, оперативных сотрудников МВД и прокуратуры, а также не дает возможности самоустраниться или допустить волокиту по делу.

Совещания проводятся, как правило, не реже двух раз в месяц по графику заслушивания уголовных дел, утвержденному руководством трех ведомств. В график включаются наиболее сложные уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, по которым лица, их совершившие, не установлены либо по которым возникли серьезные проблемы в доказывании. Наиболее сложные уголовные дела ставятся на контроль и повторно включаются в график для заслушивания.

За 2008 г. на межведомственных совещаниях были заслушаны ход и результаты следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по 21 уголовному делу. В результате проведения совещаний и реализации предложенных на них мероприятий было раскрыто 7 преступлений, после чего 5 дел об убийствах и о групповом изнасиловании направлены в суд. Таким образом, оказалось раскрытым каждое третье преступление из категории "глухарей".

Приведем наиболее яркие примеры эффективности межведомственного совещания в плане раскрытия преступлений.

11 марта 2008 г. было возбуждено уголовное дело по факту убийства Т. в Воркуте. Более полугода следствие не могло установить лицо, совершившее преступление. За это время информация о ходе и результатах расследования дважды заслушивалась на межведомственном совещании. На втором совещании, после коллективного обсуждения, следователю было предложено повторно и более тщательно проверить круг общения родственников погибшего на предмет причастности к совершению преступления. Следует отметить, что на тот момент следствие и оперативные службы г. Воркуты отказались от дальнейшей проверки этой версии. Было также установлено, что в течение 4 месяцев по делу не проводилась оперативно-розыскная работа. Выявленным нарушениям в ходе проверки оперативно-поискового дела прокуратурой была дана принципиальная оценка, по результатам которой активизирована деятельность оперативных служб, привлечены к ответственности исполнители. Реализация же определенных на оперативном совещании мероприятий позволила установить лицо, совершившее преступление. Им оказался знакомый матери убитого. Воркутинским городским судом он осужден за убийство на длительный срок лишения свободы.

В г. Ухте в ночь с 14 на 15 февраля 2008 г. несовершеннолетняя Д. была изнасилована в микроавтобусе. Через некоторое время установили подозреваемого К., который первоначально дал признательные показания. Однако следователь без достаточного закрепления этих показаний освободил подозреваемого из-под стражи. Оказавшись на свободе, К. сразу же отказался от признания своей вины и выдвинул алиби, которое подтвердили его знакомые, - якобы в момент совершения преступления он находился совсем в другом месте. На межведомственном совещании, после тщательного изучения уголовного дела, следователю и оперативным сотрудникам было дано указание затребовать и проанализировать биллинговую информацию в отношении подозреваемого и лиц, подтверждающих его алиби. Этот тактический ход позволил исключить алиби К., поскольку данные биллинга показали, что подозреваемый был в секторе совершения преступления, а его знакомые - нет.

На особом контроле в следственном управлении Следственного комитета и прокуратуре республики находилось уголовное дело по факту совершения насильственных действий сексуального характера в отношении малолетней П. в г. Инте в августе 2008 г. Потерпевшая, в силу своего возраста, не могла дать четкое описание преступника, прямых очевидцев преступления не было. В городе с населением в 50 тыс. человек найти преступника было очень не просто. Ход и результаты расследования преступления с сентября 2008 г. ежемесячно заслушивались на межведомственных совещаниях, на которых были выработаны алгоритмы действия следственных и оперативных служб. Оперативная работа не прекращалась ни на один день, следствие не приостанавливалось. Имеющиеся версии отрабатывались и проверялись оперативным, следственным и экспертным путем. В результате планомерной реализации выработанных на совещаниях мероприятий в марте 2009 г. удалось установить лицо, совершившее это преступление.

Следует отметить, что следственным управлением категорически запрещалось приостанавливать уголовные дела за неустановлением лица, совершившего преступление, до полной отработки всех версий. Как показывает практика, приостановление дела влекло снижение активности оперативно-следственной работы. Поэтому ни по одному из этих дел следствие не приостанавливалось, несмотря на сроки. По указанию прокуратуры и следственного управления аналогичное взаимодействие было организовано в городах и районах Республики Коми. Проводились и другие мероприятия по активизации работы в этом направлении.

Предпринятые меры, направленные на повышение эффективности взаимодействия правоохранительных органов по раскрытию и расследованию особо тяжких преступлений против личности, позволили повысить раскрываемость убийств с 89% в 2007 г. до 94,8% в 2008 г. Это самый высокий показатель раскрываемости в Республике Коми за последние 6 лет. За 4 месяца 2009 г. все убийства и преступления, связанные с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего, повлекшие его смерть, раскрыты. Кроме того, в 2008 г. было раскрыто 12 убийств и 14 преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 111 УК, совершенных в прошлые годы.

Название документа