Экстремистские проявления в поведении молодежи в период правовых реформ и кризисных явлений в государстве: проблемы профилактики
(Певцова Е. А.) ("Российская юстиция", 2009, N 7) Текст документаЭКСТРЕМИСТСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ МОЛОДЕЖИ В ПЕРИОД ПРАВОВЫХ РЕФОРМ И КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕ: ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ
Е. А. ПЕВЦОВА
Певцова Е. А., доктор юридических наук, профессор, проректор Академии повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования Министерства образования и науки РФ.
Правовое государство предполагает в качестве объективной предпосылки развитую правовую систему, соответствующую экономическим, социальным, общественно-политическим, культурным и другим потребностям развития общества. Как показывает российский опыт, переход в правовое состояние может сопровождаться одновременно ослаблением социальных связей, противоречиями общественного сознания, снижением уровня общественного порядка, ростом преступности и других правонарушений. В этих условиях особое значение приобретают эффективное правовое регулирование складывающейся системы общественных отношений, укрепление законности, повышение уровня правовой культуры молодежи: той социально-демографической группы, именем которой провозглашен 2009 год. В современных условиях особую угрозу представляют экстремистские проявления в поведении молодежи, что чревато опасностью для России в целом, наносит ощутимый вред ее территориальной целостности, конституционным правам и свободам граждан, особенно на фоне обострения национальных и конфессиональных противоречий. В этой связи глобальной международной проблемой становится борьба с экстремизмом и терроризмом. Этимология слов "террор" и "терроризм" восходит к значению "страх", "ужас" в переводе с латинского. Со временем в это понятие стали вкладывать не только значение прямого насилия, а сам процесс, который вызывает страх и ужас. В научных трудах, которых накопилось немало по теме, прослеживается разнополярность позиций, распространение получили различные классификации форм и видов современной террористической деятельности. Однако есть и попытка дать единую правовую трактовку понятия терроризма как социально-политического явления общественной жизни <1>. Хотя Генеральная Ассамблея ООН приняла более 10 резолюций о национальном, региональном и международном терроризме, но так и не смогла дать единообразного определения терроризма. -------------------------------- <1> См.: Аналитический вестник. Выпуск 17. М., 2003 (Федеральное Собрание Российской Федерации, Аппарат Государственной Думы, Информационно-аналитическое управление).
Ученые относят терроризм к сложным явлениям <2>. В научных исследованиях он понимается и как метод политической борьбы, отвергающий сотрудничество, компромиссы с противодействующей стороной и отражающий наиболее агрессивные установки субъекта, и как негативный социальный протест, развивающийся на различных уровнях, - общество, классы, отдельные общественные слои, этнонациональные и профессиональные группы. Некоторые ученые трактуют терроризм как угрозу насилием, индивидуальные акты насилия или компании насилия, а также международные преступления, совершаемые посредством насилия и устрашения. -------------------------------- <2> Верховский А. М. Государство против радикального национализма. Что делать и чего не делать? М.: Панорама, 2002; Дробижева Л. М., Паин Э. А. Социальные предпосылки распространения экстремизма и терроризма // Социальные и психологические проблемы борьбы с международным терроризмом. М.: Наука, 2002. С. 39 - 59; Лихачев В. Нацизм в России. М.: Панорама, 2002; Политический экстремизм в Российской Федерации и конституционные меры борьбы с ним: Материалы конференции 31 марта - 1 апреля 1998 г. / Отв. ред. О. Е. Кутафин. М., 1998; Василенко В. И. Терроризм как социально-политический феномен. М.: Изд-во "РАГС", 2002; Власов В. И. Экстремизм: сущность, виды, профилактика. М., 2003; Губогло М. Н. Языки этнической мобилизации. М., 1998; Дробижева Л. М. Этничность в современной России: этнополитика и социальные практики // Этнопанорама. 2002. N 1. С. 1 - 9; Исмагилова Р. Н. Воздействие традиционных структур и институтов на межэтнические отношения и этнополитическую ситуацию // Федерализм и региональная политика в полиэтнических государствах. М.: XXI ВЕК-СОГЛАСИЕ, 2001. С. 7 - 22; Калинина К. В. Национальные отношения в СССР: история и современность. М., 1991; Она же. Национальные меньшинства в Российской Федерации. М.: РАГС, 1993; Козлов А. Проблемы экстремизма в молодежной среде. Серия "Система воспитания в высшей школе". Вып. 4. М., 1994; Мацнев А. А. Этнополитические конфликты и проблемы геополитики // Вопросы национальных и федеративных отношений. М.: РАГС, 1997. Исследованию проблем этнополитического экстремизма, его истоков посвящены работы этнополитологов, историков, юристов, в частности Р. Г. Абдулатипова, Г. В. Атаманчука, В. В. Амелина, В. И. Власова, М. Н. Губогло, В. Н. Дахина, А. Ф. Дашдамирова, В. Ю. Зорина, А. Е. Жарникова, Л. М. Дробижевой, Р. Н. Исмагиловой, К. В. Калининой, А. Козлова, В. Н. Лысенко, А. А. Мацнева, В. А. Михайлова, Т. М. Музаева, Т. Тимофеева, В. А. Тишкова, А. А. Чичановского и др.
В Федеральном законе "О борьбе с терроризмом" закреплено, что терроризм - это насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений (ст. 3). Существует и много других характеристик терроризма, например уяснение содержания терроризма через составляющие его элементы. При этом обязательными компонентами терроризма в научной литературе называют следующие его признаки: политическую мотивацию террористической деятельности, осуществление ее в определенных политических целях; целенаправленное использование насилия или угрозы его применения в качестве основного метода своей стратегии для запугивания, формирования в обществе чувства страха; "идейный абсолютизм", убеждение в обладании единственной высшей, окончательной истиной, уникальным рецептом "спасения" своего народа или даже всего человечества. Большой разброс мнений в определении терроризма наблюдается среди западных исследователей этого феномена. В юридической литературе отмечается, что четких различий между терроризмом и экстремизмом не выработано. Возможно, из-за такой неопределенности государство зачастую игнорирует связь между этими явлениями. В настоящее время усилия правоохранительных органов по противодействию терроризму носят не упреждающий характер, а являются реакцией на уже совершенные противоправные действия. Борьба с экстремизмом в России в основном сводится к пресечению террористической деятельности, в то время как главным направлением этой деятельности должна стать профилактика терроризма, поскольку государственная власть, опирающаяся только на силовой аппарат противодействия террору, не использующая в полной мере разнонаправленные политико-правовые механизмы его предупреждения и пресечения, не имеет будущего. Экстремизм выступает по отношению к терроризму как понятие родового плана, а терроризм является разновидностью экстремизма (по крайней мере, оба характеризуются радикализмом). Политический экстремизм означает незаконную деятельность политических партий и движений, должностных лиц и отдельных граждан, направленную на насильственное изменение существующего государственного строя и разжигание национальной и социальной вражды. Экономический экстремизм направлен на устранение конкуренции в предпринимательской деятельности путем криминальных насильственных действий преступных групп, оказания давления, устрашения, бандитских нападений на конкурентов. Экстремизм в области культуры, ориентированный на изоляционизм, отвержение опыта, достижений других культур, проявляется в пропаганде насилия, жестокости, уничтожении исторических памятников, являющихся национальным достоянием и других крайних действиях, которые отрицательно сказываются на процессе воспитания, образования, уровне культуры граждан. Экстремизм в области экологических отношений выступает против эффективной государственной природоохранительной политики, научно-технического прогресса вообще, считая, что ликвидация неблагоприятных в экологическом отношении производств - единственно возможный путь улучшения качества окружающей среды. Националистический терроризм, выражаясь в утверждении превосходства и исключительности определенной нации или расы, направленный на разжигание национальной нетерпимости, дискриминацию в отношении представителей иных народов, преследует цель путем устрашения вытеснить другую нацию, избавиться от ее власти. Основой правовой базы по проблемам противодействия любым формам экстремизма и терроризма является Конституция Российской Федерации, запрещающая пропаганду или агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду, а также создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ст. ст. 13, 29). Аналогичную формулировку содержат ст. 16 Федерального закона "Об общественных объединениях" и ст. 9 Федерального закона "О политических партиях". Основания и порядок привлечения к ответственности за экстремистскую деятельность политических партий, общественных (религиозных) объединений, средств массовой информации, иных организаций, а также должностных лиц и граждан определены в законах, регулирующих деятельность политических партий, общественных и религиозных объединений, а также в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации и других законах. Так, в соответствующих статьях Уголовного кодекса Российской Федерации содержатся нормы, которые при определенных обстоятельствах могут быть применены в борьбе с крайними проявлениями экстремизма (ст. ст. 208, 210, 212, 214, 239, 280, 282, 354 УК и др.). Например, в ст. 282 Уголовного кодекса РФ предусматривается ответственность (в виде штрафа, либо ограничения свободы на срок до трех лет, либо лишения свободы на срок от двух до четырех лет) за действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации. Федеральный закон "О борьбе с терроризмом" определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок координации деятельности осуществляющих борьбу с терроризмом государственных органов и общественных объединений, а также ответственность организаций за террористическую деятельность. В Федеральных законах "О противодействии экстремистской деятельности" и "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" закрепляются основные положения государственной политики противодействия всем формам экстремистской деятельности, устанавливаются меры ответственности (уголовной, административной и гражданско-правовой) за ее осуществление, а также предусматривается осуществление комплекса профилактических мер по предупреждению действий экстремистского характера. К последним, в частности, относится: вынесение письменного предупреждения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности; приостановление деятельности общественного (религиозного) объединения в случае осуществления им экстремистской деятельности, повлекшей за собой причинение вреда личности, обществу, государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, до рассмотрения судом заявления о ее ликвидации (запрете); объявление предостережения руководителям политических партий, общественным (религиозным) объединениям; вынесение предупреждения учредителю и (или) редакции (главному редактору) о недопустимости распространения экстремистских материалов в случае их распространения через средства массовой информации. Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", регулирующий правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений, определяет важнейшие основания для ликвидации религиозной организации, запрета на деятельность религиозного объединения в случае нарушения ими законодательства. В некоторых республиках Российской Федерации приняты законы, определяющие правовые основы, формы и методы противодействия политическому и религиозному экстремизму, а также принципы ответственности граждан и организаций за политический и религиозный экстремизм. В ряде субъектов РФ установлена административная ответственность за нарушения общественного порядка, выражающиеся в изготовлении, распространении, демонстрации и ношении нацистской символики на территории своих субъектов. Например: Закон г. Москвы от 15 января 1997 г. "Об административной ответственности за изготовление, распространение и демонстрацию нацистской символики на территории города Москвы"; Закон Московской области от 25 октября 1999 г. "Об административной ответственности за изготовление, распространение и демонстрацию нацистской символики на территории Московской области"; Закон Санкт-Петербурга от 17 апреля 2000 г. "Об административной ответственности за изготовление, распространение и демонстрацию нацистской символики на территории Санкт-Петербурга" и др. Таким образом, существующая система российского законодательства, отражающая правовую стратегию противодействия терроризму и экстремизму, в целом обладает достаточно полным набором правовых норм, позволяющих эффективно осуществлять борьбу с терроризмом и экстремизмом и их профилактику. Однако имеющийся потенциал мер правового противодействия экстремизму не всегда используется в полной мере в силу недостаточной эффективности правоприменительной деятельности, а также в связи с существующими пробелами в законодательном регулировании этого вопроса, что требует дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы с учетом зарубежного опыта законодательного регулирования противодействия терроризму. Важным направлением профилактики преступности становится специально организованная работа с молодежью РФ. Уже первые шаги, направленные на реализацию приоритетных национальных проектов в России, обнаружили множество противоречий, которые еще больше обострились в условиях финансового экономического кризиса. Проведенное нами исследование молодежи в 2008 году в 18 субъектах РФ показало, что специфика различных групп молодежи в национальных проектах недостаточно учитывается. Этому способствовал тот факт, что не были определены эффективные меры по повышению заинтересованности молодежи в участии в них. Невостребованным в проектах оказался и инновационный потенциал молодежи. В системе приоритетных направлений не выделены такие актуальные проблемы молодежи, как расширение доступности образования для малоимущих ее слоев, закрепление ее на селе, улучшение состояния ее здоровья, становление молодых семей, повышение качественных характеристик условий жизни. Перечисленные проблемы имеют четко выраженную региональную специфику. Являясь проявлением внешних, по отношению к молодежи, факторов, возникающие противоречия могут стать причиной неопределенности и источником риска в ее среде. Это неизбежно отразится на роли молодежи в качестве субъекта реализации президентского курса, препятствуя процессу ее социального развития. Вместе с тем, выступая объектом реализуемых проектов, молодежь сталкивается с противоречиями, носящими внутригрупповой характер. Они проявляются в несоответствии ожидаемого и реального изменения своего положения в реформируемых сферах жизнедеятельности - в сельскохозяйственном производстве, в сфере образования, в сложившейся демографической ситуации, в обеспечении жилищными условиями. Непосредственно отражаясь в сознании и в поведении молодежи, изменение ее социального положения легко превращается в фактор неопределенности в мотивационной сфере. Возникающие на этой основе риски проявляются в потребностях, интересах, ценностях молодежи, влияя на направленность ее социального развития. Экстремальность выступает как сущностная характеристика молодежи, под которой понимаются "различные формы проявления максимализма в сознании и крайностей в поведении на групповом и индивидуально-личностном уровнях" <3>. Как имманентное свойство молодости, экстремальность в различных условиях может проявиться в разных формах. "В условиях стабильного общества экстремальность на групповом и индивидуальном уровнях находит, как правило, общественно значимые институционально-регулируемые формы. В условиях социальных потрясений, неопределенности и риска она приобретает свои крайние, преимущественно спонтанные проявления, под влиянием самых разных объективных и субъективных факторов, усиливающих или ослабляющих этот процесс. Экстремальный тип сознания проявляется в специфических формах поведения, характеризующихся импульсивностью мотивации, агрессивностью, склонностью к риску, эпатажем, отклонениями от принятых норм либо, наоборот, подавленностью, депрессией, пассивностью". -------------------------------- <3> Зубок Ю. А., Чупров В. И. Молодежный экстремизм. Сущность и особенности проявления // СОЦИС. 2008. N 5. С. 38.
Данное свойство молодежного сознания проявляется в отношении молодежи к государственным и общественным структурам, в направленности представлений о роли молодежи в обществе, в ценностных ориентациях и поведенческих установках. На данных установках часто основываются радикальные идеологии, причем не только те, с которыми привычно ассоциируется экстремальность, - национализм, анархизм, фашизм, религиозный фундаментализм, но и изоляционизм или либерализм, который также способен принимать радикальные формы. Российская молодежь в целом информирована о проявлениях экстремизма. Степень ее информированности оценивается как средняя. Показателем экстремистских проявлений в молодежной среде является отношение молодежи к разным типам экстремистских идеологий: к национализму, ксенофобии, национальной и социальной нетерпимости, антисемитизму, фашизму и др. (рис. 1).
Как Вы относитесь к фактам насилия, имевшим место в последнее время? - 2006 год
избиение иностранцев (%) ********78******* ++++16++++ ////6///
убийства на национальной почве (%) **********87******** +++10+++ ///3///
захват заложников (%) ***********95********** +++4+++ //1//
взрывы в местах скопления людей (%) *************96********* +++3++ //1//
групповые драки (%) *********75****** +++++16++++ ///8////
**** осуждаю ++++ равнодушно //// одобряю в зависимости от цели
Как Вы относитесь к фактам насилия, имевшим место в последнее время? - 2008 год
избиение иностранцев (%) ********75******* ++++16++++ ///10///
убийства на национальной почве (%) **********84******** +++12+++ ///3///
захват заложников (%) ***********92********** +++5+++ //2//
взрывы в местах скопления людей (%) *************95********* +++4++ //1//
групповые драки (%) *********75****** +++++15++++ ///10///
**** осуждаю ++++ равнодушно //// одобряю в зависимости от цели
За период с 2006 по 2009 г. на 3% возросло количество молодых людей, которые осуждают захват заложников как способ решения политических задач. За это же время выросло на 4% число молодых людей, которые одобряют, в зависимости от цели, избиение иностранцев, и на 2% - число молодых людей, которые одобряют, в зависимости от цели, групповые драки. Данные тенденции позволяют судить о тенденциях роста в молодежной среде экстремистских ориентаций и снижения толерантности, о чем свидетельствует возрастание на 2% числа молодых людей, которые равнодушно относятся к убийствам на национальной почве (в 2006 г. - 10%, в 2008 г. - 12%). Детонатором экстремистских взглядов в среде молодежи выступает уровень межнациональной напряженности в среде постоянного проживания. Как показывают данные, особую обеспокоенность молодежи вызывает именно экстремизм, замешанный на национализме, и это не удивительно. Как показывают сравнительные исследования, за последние два года молодые люди стали больше чувствовать межнациональную напряженность в местах своего постоянного проживания (К = 3,02 в 2006 г. и К = 3,5 в 2009 г.). На 13,2% выросло количество молодых людей, которые полагают, что в местах их постоянного проживания сохраняется средний уровень межнациональной напряженности. На 0,6% выросло ощущение очень высокого уровня напряженности в среде молодежи (рис. 2).
Попробуйте оценить уровень межнациональной напряженности в среде Вашего постоянного проживания
отсутствие напряженности (1) ************* 16
//////// 11,6
******************* 22,5 2 //////// 11,4
**************** 18,7 3 ////////////////// 20,8
****************** 20,8 4 /////////////////////////////////// 34
******** 10,2 5 //////////// 14,7
** 3,5 6 //// 5,2
Очень высокий уровень * 1,3 напряженности, конфликт (7) // 1,9
****** 7,2 нет ответа / 0,4
*** 2006 г. /// 2008 г.
Индикатором радикальной формы экстремальных настроений молодежи выступают крайние проявления чувств, выраженные в ненависти и отвращении к тем или иным социальным группам (рис. 3 и 3а).
Рис. 3
Какие чувства Вы испытываете в отношении... - 2006 год
Какие чувства Вы испытываете в отношении *6** ///17/// ++++24+++ """"""43""""" -6-- <5< богачей, олигархов (%)
Какие чувства Вы испытываете в отношении **11* ////31///// ++++24+++ """"29"""" -1- <5< бюрократов, чиновников (%)
Какие чувства Вы испытываете в отношении **11* ////25/// ++++29++++ """""30"""" -1- <5< эмигрантов с юга и юго-востока (%)
Какие чувства Вы испытываете в отношении *****37***** /////37///// ++9++ ""11"" -1- <5< радикальных националистов, фашистов (%)
*** ненависть, отвращение /// неприязнь
+++ отношусь без симпатий, терпимо """ отношусь равнодушно
--- отношусь с симпатией <<< затрудняюсь ответить
Рис. 3а
Какие чувства Вы испытываете в отношении...- 2009 год
Какие чувства Вы испытываете в отношении *3* //10/// ++++25+++ """"""52"""""" --7-- <3< богачей, олигархов (%)
Какие чувства Вы испытываете в отношении **8** ////28/// ++++27+++ """""30"""" -1- <<5< бюрократов, чиновников (%)
Какие чувства Вы испытываете в отношении **11** ///23/// ++++25+++ """"33"""" --4- <<5< эмигрантов с юга и юго-востока (%)
Какие чувства Вы испытываете в отношении ******44***** ////34///// ++7++ ""10"" -1- <4< радикальных националистов, фашистов (%)
*** ненависть, отвращение /// неприязнь
+++ отношусь без симпатий, терпимо """ отношусь равнодушно
--- отношусь с симпатией <<< затрудняюсь ответить
За последние два года на 3% уменьшилось число молодых людей, которые испытывают острую ненависть к богатым и чиновникам, но вместе с тем на 7% выросло число молодых людей, которые испытывают неприязнь к представителям богатых слоев общества. Одновременно уровень равнодушного отношения также вырос: заметно более равнодушным стало отношение к олигархам (на 9%) и к эмигрантам с юга и юго-востока (на 3%). Как видно из данных исследования, ситуация в данной сфере выглядит противоречиво. С одной стороны, складывается тенденция преодоления радикальных форм экстремальных настроений в молодежной среде. В пользу этого свидетельствует тот факт, что за данный период на 7% выросло количество молодых людей, которые негативно относятся к радикальным националистам и фашистам, также можно отметить рост неприятия радикальных политиков и организаций. Между тем настораживает рост интереса российской молодежи к радикальным русским националистам, выступающим против роста численности в России мигрантов, других лиц нерусской национальности. Так, с 2006 по 2009 г. процент молодых людей, выступающих против мигрантов и лиц нерусской национальности, вырос на 4%. На 1% возросло число молодых людей, интересующихся деятельностью радикальных националистов, отстаивающих националистические и религиозные интересы нерусских национальностей, радикальных политиков либерального, прозападного толка и радикальных религиозных деятелей, выступающих за чистоту веры. Не изменился лишь интерес молодежи к радикальным "левым организациям", выступающим за социальное равенство (15% и в 2006 г., и 2009 г.). При этом повышение интереса молодежи к тем или иным радикальным политикам и радикальным организациям не подкрепляется идейной поддержкой взглядов и ценностей, пропагандируемых ими. Об этом свидетельствует уменьшение доли молодежи, разделяющей взгляды радикальных политиков и организаций, с 2006 г. Установки молодежи на экстремистские проявления измерялись посредством индикатора: "Насколько Вы готовы бороться за свои убеждения (политические, религиозные, патриотические) и чувства (национальные, чувство справедливости)?" (рис. 4).
Рис. 4
Отношение молодежи к радикальным политикам и организациям, 2006 год
радикальным "левым" организациям, выступающим **8* ///14// --------59------- +++15++ <<6< за социальное равенство, против богачей и эксплуататоров (%)
радикальным русским националистам, выступающим **12** ///19/// -------49------ ++14++ <<8< против роста численности в России мигрантов, других лиц нерусской национальности(%)
радикальным религиозным деятелям, выступающим **10* ///16// ---------58------- ++13++ <3< за чистоту веры, следование религиозным заветам (%)
радикальным националистам, отстаивающим национальные и религиозные интересы **18** ///23/// ---------52------- ++5+ <2< нерусских национальностей (кавказцы, татары, евреи и др.) (%)
радикальным политикам либерального, прозападного **11* ///18// -----------64------- ++5+ <1< толка (%)
*** - безусловно отрицательно
/// - скорее отрицательно
--- - безразличное
+++ - с интересом
<<< - с симпатией, во многом разделяю эти взгляды
По сравнению с 2006 г. в 2009 г. заметно выросло число молодежи, готовой отстаивать все типы убеждений. При этом заметно увеличилась и без того высокая степень готовности бороться за социальную справедливость (в 2006 г. К = 5,1; в 2008 г. К = 5,7). Менее всего изменилась готовность отстаивать политические убеждения (К = 2,7 в 2006 г.; К = 3,1 в 2009 г.). Таким образом, первостепенными проблемами, которые беспокоят современную российскую молодежь, остаются достижение социальной справедливости, с которой, по-видимому, молодежь связывает перспективы возрождения России как великой державы. Очевидно, что соблюдение в стране социальной справедливости, проведение более социально ориентированной и социально-справедливой политики является условием снижения экстремизма и повышения эффективности стабилизационной политики в обществе.
Рис. 5
Каково Ваше отношение к радикальным политикам и политическим организациям? (2009 год)
радикальным "левым" организациям, выступающим **9* ///21//// --------51------ +++15++ <4< за социальное равенство, против богачей и эксплуататоров (%)
радикальным русским националистам, выступающим **15** ///19/// -------41----- ++18+++ <<7< против роста численности в России мигрантов, других лиц нерусской национальности(%)
радикальным религиозным деятелям, выступающим **13* ///17// ---------51------- ++14++ <4< за чистоту веры, следование религиозным заветам (%)
радикальным националистам, отстаивающим национальные и религиозные интересы **18*** ////27/// --------52------ ++7+ <2< нерусских национальностей (кавказцы, татары, евреи и др.) (%)
радикальным политикам либерального, прозападного **12* ///21/// ---------59-------- ++6+ <2< толка (%)
*** - безусловно отрицательно
/// - скорее отрицательно
--- - безразличное
+++ - с интересом
<<< - с симпатией, во многом разделяю эти взгляды
Установки молодежи на экстремистские проявления в зависимости от убеждений, средневзвешенный коэффициент по семибалльной шкале:
Виды убеждений 2006 2008
К Ранг К Ранг
Социальная 5,1 1 5,7 1 справедливость
Национальные 3,6 2 4,3 2
Патриотические 3,3 3 3,9 3
Религиозные 2,8 4 3,5 4
Политические 2,7 5 3,1 5
Сделаем некоторые выводы: 1. Проведенное исследование позволило выявить ряд значимых тенденций и детерминант социального развития молодежи. На их основе можно сделать общий вывод об изменении вектора ее развития. Процесс преимущественной стагнации показателей развития, характерный для периода полной неопределенности 90-х годов, начал изменять свою направленность в сторону позитивных тенденций. Они проявляются: в повышении уровня доходов значительной части молодежи; в наметившейся тенденции стабилизации ее занятости в основных сферах производства; в позитивном изменении ее ориентаций от бездетной к более многодетной молодой семье; в повышении ценности образования и профессиональной квалификации; в поддержке большинством молодежи нынешнего политического курса и в росте доверия федеральным органам власти; в изменении характера эмоционального состояния молодежи, в постепенном вытеснении чувства страха ощущением надежды и уверенности; в преодолении пика эскалации риска в социальном развитии, в четко обозначившейся тенденции его локализации; в повышении эффективности саморегуляционных процессов и в расширении форм самоорганизации в ее среде. 2. Исследование подтвердило, что в изменении социального положения и мотивационной сферы сознания молодежи определяющую роль играют объективные изменения, происходящие в обществе. Переход от неопределенности к устойчивому развитию связан с разрешением одних противоречий, но одновременно порождает другие. Их природа носит внешний по отношению к молодежи характер и определяется более широкими социальными детерминантами, а конкретные проявления среди молодежи зачастую приобретают непредсказуемый, спонтанный характер. В связи с этим возникает необходимость в постоянном мониторинге изменений в молодежной среде. 3. В переходный период в социальном развитии молодежи сохраняются противоречия между различными составляющими социального статуса молодых людей, пролонгация социальной маргинальности молодежи в силу внешних причин институционального характера. Последние во многом остаются как наследие периода полной неопределенности и нестабильности в обществе. 4. Остается стабильно высокой и даже имеет тенденцию роста доля нуждающейся молодежи. Решение этих проблем находится в непосредственной связи с мероприятиями по повышению жизненного уровня населения в целом. При этом необходимы дополнительные меры. Поддержка работающей молодежи должна осуществляться посредством широкого комплекса мер по расширению возможностей ее самореализации в сфере труда, а также путем повышения уровня ее социальной и правовой защищенности. Дополнительную материальную помощь учащейся молодежи целесообразно в большей мере связывать с расширением доступа к образованию. Материальную поддержку молодых семей следует в первую очередь осуществлять путем решения их жилищных проблем. 5. Основой обеспечения эффективной организации противодействия экстремизму в России, по мнению большинства исследователей, являются создание эффективной системы взаимосвязанных мер по выявлению, предупреждению, профилактике и пресечению терроризма, разработка и реализация общегосударственной комплексной программы, включающей политический, социальный, экономический, правовой, идеологический, специальный (оперативный, розыскной, технический, охранный) и другие аспекты. Эта программа должна основываться на следующих основополагающих принципах и стратегических установках: уяснение содержания террористической деятельности (ее субъектов, целей, задач, средств, а также типологии современного терроризма, его причин, социальной базы, специфики и форм подготовки и проведения террористических операций); нормативно-правовое обеспечение антитеррористических действий; анализ и учет зарубежного опыта борьбы с терроризмом, различных моделей антитеррористической деятельности по предупреждению и пресечению терроризма; преимущество превентивных мероприятий, позволяющих осуществлять выявление намерений проведения террористических акций, оперативное пресечение террористических действий на стадии их реализации, обеспечение правомочий и ресурсов; централизация руководства всеми антитеррористическими действиями, обеспечение согласованности усилий силовых ведомств и органов власти всех уровней на основе четкого размежевания компетенции органов федерального, регионального и местного уровней; всестороннее обеспечение осуществляемых военных, специальных и идеологических мероприятий; воспитательно-идеологическое дифференцированное воздействие на население, террористов, субъектов их поддержки и противников, всестороннее информационно-психологическое обеспечение антитеррористической деятельности; обеспечение взаимодействия и координации действий антитеррористических сил в международном, межгосударственном масштабе; неуклонное обеспечение неотвратимости наказания за террористические преступления в соответствии с законом. Необходимыми мерами являются: повышение юридической компетентности граждан, правовой культуры, образования отдельных социальных групп, создание условий для развития традиционной и самобытной культуры; усиление пропагандистской работы среди населения, разъяснение сути антитеррористических идей; создание эффективной системы просвещения граждан в части культурного и конфессионального многообразия и исторического единства жителей страны, истории религиозной нетерпимости, геноцида и других преступлений, порожденных экстремизмом; обеспечение системы мер, направленных на противодействие пропаганде экстремистской идеологии, насилия в средствах массовой информации, усиление контрпропаганды, переориентации СМИ на внедрение в социальную практику норм толерантного поведения и др. Приоритетной задачей государства в борьбе с терроризмом среди молодежи является совершенствование эффективных правовых механизмов пресечения и профилактики различных видов терроризма, дальнейшее развитие нормативно-правовой базы о недопустимости и запрете возбуждения религиозной, национальной вражды с учетом международного опыта законодательного регулирования противодействия терроризму. Наиболее важными и ответственными компонентами всей антитеррористической деятельности являются вскрытие и устранение причин и условий, порождающих терроризм, разработка политики государственного противодействия терроризму как социально-политическому явлению, координация и согласованность усилий силовых и гражданских структур, централизация руководства всеми действиями по профилактике и борьбе с терроризмом, а также всестороннее обеспечение осуществляемых военных, специальных и идеологических мероприятий. Необходимо использовать весь арсенал политических, экономических и социальных рычагов, способных устранить причины этнополитического экстремизма, способных снизить напряженность и нестабильность в обществе, устранить конфликтные ситуации, способные провоцировать экстремистские проявления. 6. Проводимые мероприятия по улучшению демографической ситуации в стране пока не дали желаемых результатов. Повышается возраст вступления молодежи в брак, сохраняется тенденция роста незарегистрированных, так называемых гражданских браков, продолжается тенденция распада молодых семей. Становится очевидным, что меры, предусмотренные в существующих государственных программах, недостаточны. Прежде всего, они не решают проблему отложенного родительства, которая, в свою очередь, определяет весь комплекс демографических проблем. Необходима корректировка намеченных мер в соответствующем национальном проекте. 7. Выявленная тенденция изменения установок молодежи от бездетной и однодетной семьи на двухдетную и даже трехдетную семью свидетельствует об актуальности национального проекта "Доступное и комфортное жилье". Вместе с тем, рассчитанный на удовлетворение первоочередных и элементарных потребностей в жилье, он обречен повторить опыт "хрущевок". Следует уточнить понятие "комфортность" с учетом новых реалий и пересмотреть нормы, закладываемые в реализацию проекта. 8. Сохраняется на высоком уровне процент незанятой молодежи. К ней относятся безработные и те, кто по разным причинам нигде не работает и не учится. Причем подавляющее большинство среди них имеют образование и профессию и мотивируют незанятость нежеланием работать задарма. При очевидном различии этих форм незанятости последствия их для молодых людей одинаково опасны. Поэтому нужны специальные региональные программы трудоустройства этих категорий молодежи, в которых учитывалась бы специфика различной мотивации незанятости. 9. Заметное перераспределение занятости молодежи по сферам производства (снижение ее доли в материальном производстве и повышение в сфере распределения и духовного производства) связано, по-видимому, с неодинаковым удельным весом негосударственного сектора в этих сферах и различной оплатой труда. Как с экономической, так и социальной точек зрения, стихийный отток молодежи из сферы материального производства вряд ли оправдан. Без принятия комплексных мер, преимущественно экономического характера, направленных на регулирование этого процесса, воспроизводство промышленного потенциала страны ставится под угрозу. 10. Привлекательность для молодежи труда в сфере сельскохозяйственного производства не повысилась в связи с проводимыми мероприятиями в рамках соответствующего национального проекта. Заметно активизировался за последние годы отток молодежи из этой сферы. Очевидно, необходима разработка дополнительных мер, направленных на повышение участия молодежи в развитии агропромышленного комплекса. 11. Продолжился процесс деформации мотивов в сфере труда молодежи. При этом доминирование инструментальных мотивов трудовой деятельности не компенсируется формированием ориентаций на добросовестное, честное отношение к труду. За многие годы с момента перехода к рыночным отношениям в сознании молодежи так и не сформировалась соответствующая трудовая этика. Окончательно стало очевидным, что рассчитывать на стихийную саморегуляцию рынка в этом вопросе не приходится. Без широкого общественного дискурса по данной проблеме, сопровождаемого конкретными экономическими и социальными мерами, обеспечить прорыв страны к устойчивому развитию невозможно. 12. Выявленные тенденции снижения качества образования и уровня квалификации в самооценке молодежи имеют общую причину. Она отражает последствия накопившихся противоречий в затянувшемся процессе реформирования данной сферы. Учитывая значимость этой проблемы для расширенного воспроизводства образовательного и профессионально-квалификационного потенциала в стране, важно предусмотреть комплекс специальных мер по повышению качества образования и профессиональной подготовки в рамках соответствующего национального проекта. Особое внимание следует обратить на вечерние и заочные формы обучения в связи с ростом их популярности среди молодежи. 13. Несмотря на отмечаемое повышение доступности образования для молодежи, усилилось ее расслоение по этому показателю. Особенно остро проблема недоступности различных форм образования отмечается в региональном разрезе. В этой связи следовало бы повысить роль регионов в ее решении. Разработка специализированных региональных проектов по кредитованию образования, учреждение целевых стипендиальных фондов в регионах и ряд других целенаправленных мер способствовали бы оказанию более адресной помощи неимущей части молодежи в приобретении образования. 14. Наименьшими возможностями в получении образования располагает сельская молодежь. Недоступность многих форм образования по месту жительства, в том числе и профессионального, для сельских юношей и девушек дополняется низким качеством образовательных услуг в средней школе, снижающих уровень их конкурентоспособности по сравнению с молодежью из крупных городов. Введение единого государственного экзамена еще больше минимизирует их шансы на поступление в вузы. Поэтому проблема доступности и качества образования для сельской молодежи должна быть выделена в самостоятельную государственную программу. 15. Сохраняющееся состояние политического нигилизма в молодежной среде, выраженное в преобладающем недоверии органам власти и политическим институтам (за исключением Президента РФ и Церкви), указывает на недостаточную эффективность их деятельности по реализации молодежной политики. Очевидно, что вновь созданному Министерству туризма, спорта и молодежной политики следует сосредоточить внимание на координации своей деятельности с этими институтами. При этом необходимо учитывать, что доверие к власти молодежь связывает в первую очередь с соблюдением в стране социальной справедливости, т. е. с проведением более социально-ориентированной политики. 16. Активизация саморегуляции в молодежной среде и расширение формы ее самоорганизации проявляется в росте самостоятельности молодежи, ее социальной субъектности в решении собственных проблем. В этой связи важно обеспечение условий для самодеятельности молодежи путем преодоления ее возрастной дискриминации и обеспечения ее социальной защищенности. Это будет способствовать сближению целей и интересов молодежи с целями и интересами всего общества. 17. Воспроизводство новых форм риска в молодежной среде, а также выявленная связь уровня его проявлений с возможностями самореализации молодежи указывает на необходимость дифференцированного подхода к его социальной регуляции. В одних ситуациях нужны меры по минимизации риска, в других - по его оптимизации, в третьих - по страхованию от его последствий. Это следует учитывать при стимулировании саморегуляционных процессов в молодежной среде. 18. Нужно решительно отказаться от фальшивого заигрывания с молодежью и строить отношения с ней на основе широкого общественного дискурса, подлинного доверия, активного вовлечения во все формы социального управления. Не реализуется до настоящего времени в полном объеме правовоспитательная функция государства, которая, на наш взгляд, очевидна, должна стать самостоятельной функцией российского государства. Представляется оправданной также разработка специальной федеральной и региональных программ повышения правовой культуры молодежи, изучение опыта, накопленного за рубежом. Более того, на наш взгляд, вопросы борьбы с преступностью, правового воспитания граждан, профессиональной правовой культуры достойны стать содержанием национальных проектов наряду с образованием, пенсионным обеспечением, развитием сельского хозяйства, реформой ЖКХ, инициатором разработки которых выступил Президент Российской Федерации.
Название документа