Правовые основы взаимодействия сотрудников органов внутренних дел и работников железнодорожного транспорта в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности
(Прокопов Ю. В.) ("Транспортное право", 2009, N 2) Текст документаПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Ю. В. ПРОКОПОВ
Прокопов Ю. В., соискатель кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского военного института ВВ МВД России.
В соответствии с п. 3 ст. 22 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" обеспечение общественного порядка на железнодорожном транспорте общего пользования и борьба с преступностью осуществляются органами внутренних дел на транспорте, а также иными органами, на которые законодательством Российской Федерации возложены такие функции <1>. Под иными органами в данном случае прежде всего имеются в виду федеральные органы исполнительной власти, наделенные правом производства предварительного расследования и осуществления оперативно-розыскной деятельности: органы федеральной службы безопасности, включая входящие в них пограничные органы, таможенные органы, органы наркоконтроля. Указанные органы на железнодорожном транспорте осуществляют борьбу с преступностью только в соответствии с установленной для них уголовно-процессуальным законодательством подследственностью уголовных дел. В отличие от этих органов подразделения органов внутренних дел на транспорте охраняют общественный порядок и обеспечивают общественную безопасность на железнодорожном транспорте в полном объеме и в тесном взаимодействии с работниками ведомственной охраны и другими работниками железнодорожного транспорта. -------------------------------- <1> Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 2. Ст. 169.
Днем образования ведомственной охраны железнодорожного транспорта считается 9 декабря 1921 г., когда Всероссийским центральным исполнительным комитетом и Советом труда и обороны было принято Постановление "Об организации охраны складов, пакгаузов и кладовых, а равно сооружений на железнодорожных и водных путях" <2>. -------------------------------- <2> Известия Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета. 1921. 30 декабря.
Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность ведомственной охраны железнодорожного транспорта, являются Федеральный закон от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ "О ведомственной охране" <3> и Положение о ведомственной охране Министерства путей сообщения Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 2001 г. N 49 "О ведомственной охране Министерства путей сообщения Российской Федерации" <4>. Поскольку Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Министерство путей сообщения Российской Федерации было упразднено, а правоприменительные функции, функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом в сфере железнодорожного транспорта были переданы Федеральному агентству железнодорожного транспорта <5>, 20 мая 2005 г. было образовано подведомственное этому Федеральному агентству федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - ФГП "ВОЖДТ России"). -------------------------------- <3> Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 16. Ст. 1935. <4> Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 5. Ст. 401. <5> Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 11. Ст. 945.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О ведомственной охране" основными задачами ведомственной охраны, в том числе и ведомственной охраны на железнодорожном транспорте, являются: защита охраняемых объектов от противоправных посягательств; обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах. Эти же задачи дублируются в Положении о ведомственной охране Министерства путей сообщения Российской Федерации. Кроме того, на ведомственную охрану железнодорожного транспорта возложены задачи по предотвращению незаконного проезда посторонних лиц в грузовых поездах и хождения их по железнодорожным путям в неустановленных местах и проведению профилактической работы по предупреждению пожаров, осуществлению пожарного надзора и тушению пожаров на железнодорожном транспорте (п. 4). Задачи ведомственной охраны железнодорожного транспорта в целом можно обозначить как задачи по охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, т. е. задачи органов внутренних дел и ведомственной охраны железнодорожного транспорта в этом плане совпадают. Совпадение задач органов внутренних дел на транспорте и ведомственной охраны железнодорожного транспорта обусловливает необходимость их взаимодействия в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на железнодорожном транспорте. Правовой основой такого взаимодействия являются совместные акты Департамента обеспечения правопорядка на транспорте (ДОПТ) МВД России и ФГП "ВОЖДТ России". В апреле 2004 г. было издано общее указание "О мерах по совершенствованию работы совместных специализированных групп", а также утверждено Положение, определяющее в рамках взаимодействия основные задачи органов внутренних дел на транспорте и подразделений ведомственной охраны по обеспечению правопорядка на объектах железнодорожного транспорта. В декабре 2005 г. ДОПТ МВД и ФГП "ВОЖДТ России" был разработан план совместных мероприятий на 2006 - 2008 гг. по борьбе с преступными посягательствами на перевозимые грузы и хищениями имущества железнодорожного транспорта. Основным направлением совместной деятельности органов внутренних дел и ведомственной охраны железнодорожного транспорта является сфера грузовых перевозок, в частности обеспечение сохранности перевозимых грузов. Общими усилиями ведется активная работа по раскрытию и пресечению хищений грузов, горюче-смазочных материалов, деталей верхнего строения пути, выявлению фактов вандализма, повреждения внутреннего оборудования вагонов, средств сигнализации и связи. Для обеспечения сохранности перевозимых грузов, стабилизации оперативной обстановки и поддержания правопорядка на объектах железнодорожного транспорта по всей сети железных дорог созданы совместные специализированные группы ведомственной охраны и органов внутренних дел на транспорте <6>. -------------------------------- <6> См.: Ветров В. Н. Правопорядок и общественная безопасность на железнодорожном транспорте // Системы безопасности. 2007. N 3. С. 19 - 20.
Органы внутренних дел на транспорте в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности взаимодействуют также с локомотивными и поездными бригадами. Правовой основой этого взаимодействия является Инструкция по организации работы нарядов милиции органов внутренних дел на транспорте и работников локомотивных и поездных бригад по обеспечению правопорядка в поездах дальнего следования и пригородного сообщения, утвержденная Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства транспорта Российской Федерации от 17 февраля 2009 г. N 142/26 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 марта 2009 г.) <7> (далее - Инструкция). В Инструкции, в частности, указано, что сопровождение пассажирских поездов нарядами милиции органов внутренних дел на транспорте осуществляется в целях охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, предупреждения, выявления и пресечения преступлений и административных правонарушений, обеспечения безопасных условий для проезда пассажиров и деятельности работников локомотивных и поездных бригад. Перечень пассажирских поездов, сопровождаемых нарядами милиции, утверждается руководителями управлений внутренних дел на транспорте, согласовывается с организациями, осуществляющими перевозку пассажиров на железнодорожном транспорте, региональными центрами безопасности и корректируется в зависимости от складывающейся оперативной обстановки. После отправления пассажирского поезда наряд сопровождения обходит весь состав, осматривает места возможного совершения противоправных действий, устанавливает взаимодействие с проводниками вагонов, другими членами поездной бригады, работниками вагона-ресторана, информирует их о порядке связи с нарядом в пути следования, разъясняет задачи по обеспечению правопорядка. В Инструкции определены служебные обязанности и права нарядов при сопровождении поездов и служебные обязанности работников локомотивных и поездных бригад по обеспечению правопорядка в поездах дальнего следования и пригородного сообщения и права членов поездных бригад при исполнении служебных обязанностей по обеспечению правопорядка. В частности, установлено, что помимо основных обязанностей, возложенных на милицию, наряды по сопровождению пассажирского поезда обязаны сообщать начальнику поезда о выявленных нарушениях членами поездной бригады для принятия мер реагирования. Помимо прав, предоставленных милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей, наряды по сопровождению пассажирского поезда имеют право, в частности, пользоваться в служебных целях средствами ведомственной связи транспортных организаций. Начальник поезда и машинист поезда информируют не менее двух раз в сутки (не менее двух раз за время поездки в одном направлении) пассажиров о сопровождении поезда нарядом, порядке связи с ним и месте нахождения наряда. При обнаружении противоправных действий или обращении пассажира о совершении в пути следования пассажирского поезда по отношению к нему противоправных действий проводник вагона немедленно сообщает об этом начальнику поезда и наряду сопровождения. Начальник поезда имеет право вносить в маршрутные листы нарядов сопровождения замечания по исполнению сотрудниками своих обязанностей и предложения по их устранению. Члены поездных бригад имеют право привлекать наряды сопровождения для удаления из поезда пассажира, который проезжает без проездного документа (билета) или по недействительному проездному документу (билету) и отказывается оплатить стоимость проезда. -------------------------------- <7> Российская газета. 2009. 31 марта.
Таким образом, правовые основы взаимодействия сотрудников органов внутренних дел и работников железнодорожного транспорта в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности установлены совместными актами заинтересованных органов и организаций и только по отдельным направлениям такого взаимодействия. Причем, как было показано, взаимодействие сотрудников органов внутренних дел и работников ведомственной охраны железнодорожного транспорта регулируется на уровне не самого Министерства внутренних дел, а его структурного подразделения (ДОПТ МВД России), не Министерства транспорта Российской Федерации и даже не подведомственного ему Федерального агентства железнодорожного транспорта, а подведомственного этому агентству федерального государственного предприятия. Представляется, что основные задачи и принципы взаимодействия сотрудников органов внутренних дел и работников железнодорожного транспорта в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности по всем направлениям такого взаимодействия должны быть установлены совместным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства транспорта Российской Федерации.
Название документа