К вопросу о противодействии финансированию международного терроризма

(Нечипоренко В. Г.) ("Финансовое право", 2009, N 5) Текст документа

К ВОПРОСУ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ФИНАНСИРОВАНИЮ МЕЖДУНАРОДНОГО ТЕРРОРИЗМА

В. Г. НЕЧИПОРЕНКО

Не секрет, что без эффективного и достаточно солидного вливания денежных средств совершение террористических актов представляется затруднительным. Пути легального поступления денежных средств террористическим и преступным группировкам в последнее время ставятся под контроль служб финансового мониторинга и разведывательного сообщества различных стран мира. Однако на фоне этого особенно остро встал вопрос пресечения нелегального и при этом веками устоявшегося способа перевода денежных средств, которым пользуются преступные группы самой различной направленности: наркоторговцы, группировки, занимающиеся незаконной поставкой оружия, алмазов и золота, торговлей людьми и др. Для того чтобы противостоять какому-либо вредному социально-политическому явлению, необходимо выявить его генезис. В странах арабского Востока система нелегальных денежных переводов называется словом "хавала". Слово "хавала" арабского происхождения, оно означает "доверие" или "обмен". Хавала имеет многовековую историю. Ее придумали торговцы в Южной Азии, чтобы их не обобрали в пути. Аналогичная система отработана и в других частях света. В Южной Азии эта модель известна как "хунди", в Южной Америке черный рынок обмена песо называется "каса де камбьо" ("дом сделок"), а тайский вариант - "пху куан" ("дом посланий"); англичане в Китае пользовались "читибэнкингом", а сами китайцы, торговавшие преимущественно рисом и чаем, разработали свою систему "летающих денег" - "фей чьен". Работает хавала следующим образом. Брокер - хаваладас (хаваладар) - объединяет денежные переводы с капиталом от собственного бизнеса и помещает средства на традиционные банковские счета, на долларовые счета в Дубае или в другом крупном финансовом центре. Хаваладар работает с напарником - как правило, это его друг или родственник, находящийся в принимающей стране. Он в течение суток получает всю отправленную сумму за вычетом небольшого комиссионного сбора. Родственные связи позволяют партнерам рассчитываться несколько недель спустя электронным переводом или комплексным счетом-фактурой и товарной сметой на электронику, сельскохозяйственное оборудование, предметы потребления и ювелирные изделия. Эта система позволяет проворачивать различные махинации, включая контрабанду и уклонение от налогов. Подобное развитие хавалы в современном мире связано с целым рядом факторов, прежде всего экономического характера. Во-первых, хавала является традиционной системой денежных расчетов для выходцев из многих стран третьего мира, переносящих привычный им порядок хозяйственной деятельности на новую родину. Во-вторых, официальным банковским учреждениям присуща достаточно низкая скорость денежных переводов; так, например, денежный перевод, отправленный из Лондона, дойдет до Исламабада через семь-десять дней, а до конечного получателя в провинции Пакистана - через две недели. В-третьих, низкая эффективность банковской системы Южной Азии и Ближнего Востока, в частности Пакистана и Индии, выходцы из которых составляют большой сегмент пользователей услуг хавалы. Высокие комиссионные ставки банков данного региона мира образуются вследствие неразвитости кредитно-финансовой системы и отсутствия конкуренции между банковскими учреждениями. Если международные системы перевода денег взимают комиссионные в размере 10 - 15%, то комиссия пакистанских банков доходит до 20 - 25, а иногда и до 30%, тогда как хаваладас (хаваладар) берут со своих клиентов всего 1 - 2%. Важным фактором является и то, что хавала обладает разветвленной сетью филиалов и обеспечивает перевод денег в мелкие населенные пункты, не имеющие банковских учреждений; помимо этого хаваладас (хаваладар) предоставляют более выгодные обменные курсы при выдаче получателю денежного перевода в местной валюте. Согласно данным, приведенным И. И. Хохловым, предполагается, что всего в мире действует около 5000 брокерских пунктов хавалы <1>. -------------------------------- <1> URL: http://www. NuclearNo. ru. 2007. 15 октября.

Источниками возникновения данных финансовых потоков являются, в частности, иностранные граждане, находящиеся в экономически благополучных странах на заработках, которые с целью избежать достаточно высоких выплат за пересылку части заработанного родным прибегают к услугам подпольных дилеров, осуществляющих международные валютные переводы, минуя банковские учреждения. Касаясь субъектной составляющей данного явления, можно остановиться на следующих элементах: иностранная рабочая сила (легальная и нелегальная), влиятельные политические лица, террористические и экстремистские организации, сепаратистские движения (часто неотделимые от террористических организаций). Достаточно подробно проблема финансового мониторинга операций влиятельных политических лиц разбирается в одноименной статье М. М. Прошунина <2>. В связи с отсутствием в нашей стране механизма отслеживания операций влиятельных политических лиц по отмыванию преступных доходов и правового регулирования данного процесса возникает необходимость создания подобных нормативно-правовых актов. Для этого необходим подробный анализ данного вопроса с привлечением иностранного опыта в этой области. -------------------------------- <2> См.: Прошунин М. М. Финансовый мониторинг операций влиятельных политических лиц // Финансовое право. 2007. N 8. С. 5 - 9.

В то же время нельзя слепо копировать, к примеру, американский опыт составления "черных списков" субъектов финансовых операций, который компетентные органы США не гнушаются пополнять и некоторыми российскими корпорациями в целях конкурентной борьбы за мировые рынки (вооружений, атомной энергетики, металлургии и др.). Список, размещенный на сайте Министерства финансов США, содержит упоминание большого числа физических и юридических лиц, финансовые операции которых в банках США блокируются. География данного списка впечатляет: Албания, Алжир, Афганистан, Бахрейн, Великобритания, Египет, Индонезия, Иордания, Ирак, Иран, Ирландия, Италия, Канада, Колумбия, Либерия, Ливия, Марокко, Мексика, ОАЭ, Панама, Парагвай, Саудовская Аравия, Сирия, Судан, Филиппины. Упоминаются граждане Йемена, Палестины, Коморских островов, Кении, Конго, Македонии, Пакистана, Сербии, Танзании, Узбекистана, а также имеющие гражданство одновременно двух (например, Ирака и Сирии) и более государств. Присутствуют в данном списке и юридические лица, зарегистрированные в США, Перу, Колумбии, на Кубе, Никарагуа, Зимбабве, Бирме, Боснии и Герцеговине и других странах. Имеется градация на отдельных лиц - "индивидуалов", юридических лиц и организации различного рода (прежде всего террористической направленности). В то же время подобной системе присущ ряд недостатков: в частности, данный список должен постоянно обновляться - присутствие в нем ныне покойного Саддама Хусейна несколько удивляет. Нередки повторы идентификационных данных на частных лиц, политические (общественные) организации и компании (до четырех раз подряд). Проблема отмывания преступно добытых денежных средств актуальна не только для США, но и для большинства регионов мира. К примеру, в Пакистане, по оценкам экспертов, ежегодный оборот системы хавала составляет от 2 до 5 млрд. долл. в год. По оценкам Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка ВВП мирового терроризма достигает 1,5 трлн. долл. При этом согласно оценке российских специалистов, совокупный бюджет в сфере подготовки и совершения террористических актов составляет 5 - 20 млрд. долл. <3>. Какая именно часть денег, проходящая через систему "хавала", входит в вышеуказанные суммы, остается только догадываться, но на фоне достаточно отработанной на сегодняшний день системы финансового мониторинга в банковском секторе ведущих стран мира данный канал поступления средств на террористические цели, несомненно, актуален для международных террористических организаций. -------------------------------- <3> Подберезкин А. "Хавала" Аллаху: Украина рискует стать заповедником международного терроризма // Новый регион Крым. 2007. 30 июля. С. 5.

В России данная система денежных переводов также с успехом применяется преступниками. Только одна выявленная транснациональная преступная группировка, в основном выходцев из стран Средней Азии, действовавшая в Москве, судя по изъятым документам, в 2004 - 2005 гг. отмыла 3,8 млрд. руб. Деньги были получены от контрабанды товаров народного потребления и наркотиков. Для сравнения: фигурирующая в деле сумма сопоставима с объемом годового импорта Афганистана за 2005 г. - 133 млн. долл. <4>. -------------------------------- <4> Ламцов М. Как "хавала" деньги отмывала // Россiя. 2007. N 11. С. 9.

Так чем же так опасны международные системы внебанковского перевода денежных средств (подобные хавале) для мирового сообщества? В первую очередь это конспиративность данных сетей, что обусловлено этнической однородностью дилеров-хаваладаров (хаваладас), а также сетевым построением пунктов приема-выдачи денежных средств, переводимых через данные системы. После террористической атаки 11 сентября 2001 г. работа хавал стала предметом расследования американских и других спецслужб. Пакистанской контрразведке удалось установить, что Усама бен Ладен с помощью хавалы перечислял деньги своим сообщникам за пределы Афганистана. Белый дом, ссылаясь на ЦРУ, даже выступил с заявлением, что через эту финансовую систему получала деньги группа террористов во главе с Мохаммедом Аттой, которая осуществила атаку на башни-близнецы WTC <5>. -------------------------------- <5> Ламцов М. Указ. соч.

Данные сигналы заставляют задуматься о выработке мер, позволяющих отслеживать подобные хавале международные каналы перевода денежных средств. Однако на практике это сделать довольно проблематично, а просто пресечь всю индустрию хавалы даже негуманно. Ведь пострадают семьи иммигрантов на родине. И тем не менее власти не вправе игнорировать исходящую от нее опасность.

Название документа