Социальные условия формирования механизма общественной правоохранительной деятельности

(Егорышев С. В.) ("Юридический мир", 2009, N 4) Текст документа

СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ОБЩЕСТВЕННОЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С. В. ЕГОРЫШЕВ

Егорышев С. В., проректор Восточной экономико-юридической гуманитарной академии (г. Уфа), доктор социологических наук, профессор.

В статье рассматривается понятие "общественная правоохранительная деятельность", перечисляются ее формы, анализируются социальные условия, способствующие осуществлению этого вида правоохранительной деятельности.

The article deals with the concept "public law-enforcement activity", lists its forms, analyses social conditions promoting effectuation of the said type of law-enforcement activity <*>. -------------------------------- <*> Egoryshev S. V. Social conditions of formation of the mechanism of public law-enforcement activity.

В последнее время под воздействием современных реалий, отражающих криминогенную обстановку в стране и результативность правоохранительной деятельности, в общественном сознании формируется убеждение в том, что без широкой поддержки общественности и институтов гражданского общества правоохранительные органы, и прежде всего органы внутренних дел, не смогут обеспечить состояние правопорядка на социально одобряемом уровне. Подобная поддержка может иметь и имеет различные формы проявления, среди которых наиболее действенной является взаимодействие институтов гражданского общества и населения с правоохранительными органами через непосредственное участие граждан, общественных организаций и других негосударственных структур в охране правопорядка. В юридической литературе понятие "правоохранительная деятельность" трактуется как в широком, так и в узком смысле [1]. При этом преобладающим является понимание правоохранительной деятельности как вида государственной деятельности, осуществляемой специально уполномоченными на то органами строго в рамках закона, т. е. преобладает толкование этого вида деятельности в узком смысле [2]. На наш взгляд, в условиях расширяющейся практики участия общественности в охране правопорядка и обеспечения общественной безопасности, появления сравнительно большого числа общественных формирований правоохранительной направленности должен преобладать широкий подход к пониманию содержания правоохранительной деятельности. Эта деятельность должна включать как государственные, так и общественные начала и представлять собой взаимосвязь государственной и общественной форм правоохранительной деятельности, осуществляемой государственными и негосударственными субъектами. Вполне естественно, что общественная правоохранительная деятельность, осуществляемая как общественными формированиями и объединениями граждан, так и отдельными лицами в качестве исполнения своего гражданского долга, должна быть законодательно определена и урегулирована. Подобная правовая урегулированность означает передачу государством институтам гражданского общества и общественности части функций по охране правопорядка. Вопросы взаимодействия правоохранительных органов с общественностью нашли свое отражение в целом ряде нормативно-правовых документов как федерального, так и регионального уровня, но непосредственное участие граждан и общественных формирований в охране правопорядка регулируется преимущественно региональным законодательством. Важнейшим условием для формирования и развития института общественной правоохранительной деятельности стало бы принятие, наконец, федерального закона, регулирующего сложившуюся практику участия граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка, несколько проектов которого уже имеется. Принятие данного закона позволило бы определить статус и механизм общественной правоохранительной деятельности и устранить имеющиеся разночтения в определениях этого понятия. В порядке обсуждения можно предложить следующее определение категории "общественная правоохранительная деятельность". Это деятельность правоохранительной направленности негосударственных и общественных организаций, добровольных формирований граждан и отдельных лиц, связанная с выполнением гражданского долга и реализацией конституционных прав и осуществляемая с помощью мер юридической и нравственной ответственности в соответствии с установленными законом порядком и процедурами. Примерами общественной правоохранительной деятельности могут являться работа граждан в составе добровольных народных дружин, общественных советов при МВД и УВД, участие в качестве наблюдателей во время выборов и т. п. К сожалению, в настоящее время нельзя говорить о том, что налицо высокий уровень взаимодействия правоохранительных органов, прежде всего органов внутренних дел, с общественными организациями и населением. В основном этот уровень респонденты в 2008 г. оценили как средний (45%). С целью повышения уровня взаимодействия правоохранительных органов и населения следует учитывать способствующие этому имеющиеся и формирующиеся социальные условия. Обозначим лишь некоторые из них. Одним из важнейших условий выступает доверие населения к правоохранительным органам, что является проявлением доверия к политико-правовой системе в целом. Следует отметить невысокий на сегодняшний день уровень доверия граждан к органам охраны правопорядка. Так, по данным опросов, проводимых аналитическим центром Юрия Левады в 2006 г., только 24% респондентов считали, что интересы милиции связаны с обеспечением безопасности страны [3]. Вполне закономерно, что это средний показатель по стране, цифровые значения которого имеют региональные проявления. Так, например, проведенные нами социологические исследования среди жителей Республики Башкортостан в 2005 - 2008 гг. позволили установить тенденцию роста уровня доверия граждан к органам внутренних дел (в 2005 г. 21% респондентов выразили им поддержку, в 2007 г. - 28% и в 2008 г. - 33%). Доверие к другим правоохранительным органам в 2008 г. также выразили треть опрошенных. Следующим условием можно назвать осознание различными категориями общественности и сотрудниками органов охраны правопорядка необходимости этого сотрудничества. Социологические исследования, проведенные нами, показали, что безусловно готовы помогать органам внутренних дел в их работе были в 2002 г. 28,9%, в 2006 г. - 35,0% и в 2008 г. - 46,7% опрошенных. Среди респондентов заметно больше тех, кто готов лично помочь органам внутренних дел, но в определенных обстоятельствах и на определенных условиях, преимущественно связанных с вознаграждением за помощь. Это практически половина всех опрошенных (в 2002 г. - 49,9%, в 2006 г. - 49,3% и в 2008 г. - 46,7%). Что же касается сотрудников внутренних дел, то у трети из них, опрошенных нами (в 2004 г. - 35,2%, в 2006 г. - 32,1% и в 2008 г. - 33,8%), сформировалось убеждение в необходимости сотрудничества с населением. Все большее число респондентов (в 2006 г. - 30,7%, в 2007 г. - 33,1% и в 2008 г. - 39,5%) одобряют идею возрождения общественных правоохранительных формирований типа добровольных народных дружин. К социальным условиям формирования механизма общественной правоохранительной деятельности можно отнести готовность граждан самим осуществлять этот вид деятельности. Как собираются поступить респонденты, если сами окажутся свидетелями преступления или правонарушения? В 2008 г. 24,4% ответили, что сами придут на помощь (в 2006 г. - 17,0%); 22,3% постараются помочь после оценки обстановки (в 2006 г. - 28,5%); 29,2% вызовут милицию (в 2006 г. - 37,1%); 2,5% останутся безучастными (в 2006 г. - 6,6%); 7,2% позовут на помощь окружающих (в 2006 г. - 3,3%) и 11,2% затруднились ответить (в 2006 г. - 6,7%). Среди респондентов немного равнодушных людей, значительно больше тех, кто отзовется на чужую беду и окажет содействие, но опять-таки преимущественно в пассивной форме (позвонят в милицию). Вместе с тем имеет место тенденция роста числа тех, кто, так или иначе, готов оказать помощь. Осознание гражданами необходимости оказывать содействие правоохранительным органам в противодействии преступности через общественные формирования правоохранительной направленности обусловило тенденцию роста подобных формирований в регионах страны. Это расширяет возможности участия в общественной правоохранительной деятельности. Так, если в 1997 г. в стране функционировало 30 696 общественных формирований правоохранительной направленности, в рядах которых состояло 304 555 членов, а в 2002 г. таких формирований было 38 791 и объединяли они 334 682 человека, то в 2007 г. в стране действовало 36 164 общественных правоохранительных формирований, включавших 383 668 членов [4]. В Республике Башкортостан организована деятельность 4028 общественных формирований правоохранительной направленности, насчитывающих в своих рядах 26 132 человека. Интегративным условием формирования механизма общественной правоохранительной деятельности является высокий уровень правовой культуры населения, и прежде всего таких ее составляющих, как виктимологическая грамотность, осведомленность в сфере законодательства, регулирующего правоохранительную и правоприменительную деятельность. К сожалению, данное условие сегодня нельзя считать действенным. Сами респонденты из числа граждан в большинстве своем (54,2%) оценивают уровень своей правовой информированности как средний. Такую же оценку уровню правовой информированности населения дают и сотрудники органов внутренних дел (43,3%). Социологические исследования, проведенные различными исследовательскими центрами, также констатируют невысокий, а в целом ряде случаев низкий уровень правовой грамотности. Подобное положение вещей будет заметно сдерживать развитие практики общественной правоохранительной деятельности. В заключение следует отметить, что имеющаяся потребность в формировании механизма общественной правоохранительной деятельности на сегодняшний день не обеспечивается в полном объеме необходимыми социальными условиями. В то же время сама развивающаяся практика взаимодействия правоохранительных органов с различными категориями населения будет способствовать вызреванию этих условий, например повышению уровня правовой культуры.

Литература

1. Дмитриев Ю. А. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Эксмо, 2006. С. 13 - 14. 2. Миронов А. Н. Правоохранительные органы: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. / А. Н. Миронов, Н. М. Павинский. Форум: ИНФРА-М, 2006. С. 11. 3. Вестник общественного мнения. Анализ. Дискуссии. М., 2006. N 5(58). С. 114. 4. Овчинников О. А. Осуществление охраны общественного порядка негосударственными субъектами правоохранительной направленности / О. А. Овчинников, Л. И. Овчинникова. М.: ВНИИ МВД РФ, 2008. С. 85; Чекалин А. А. Взаимодействие милиции с общественными объединениями - важный фактор укрепления правопорядка // Вестник Московского ун-та МВД России. 2006. N 3. С. 14.

Название документа