Уголовная ответственность юридических лиц за коррупционные преступления

(Антонова Е. Ю.) ("Безопасность бизнеса", 2009, N 2) Текст документа

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ЗА КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Е. Ю. АНТОНОВА

Антонова Е. Ю., докторант Юридического института Дальневосточного государственного университета, доцент, кандидат юридических наук.

Коррупция - это общественно опасное явление современности, отрицательно сказывающееся на экономике, политической стабильности, подрывающее авторитет государственной власти, демократические институты, этические ценности и справедливость, наносящее ущерб устойчивому развитию и правопорядку. Борьба с коррупцией уже давно вышла за рамки национального права, превратившись в транснациональную проблему. Так, восьмой Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (1990 г.) признал, что коррупция является всеобъемлющей проблемой, существенно нарушающей принципы демократии и государственного управления, равенства и социальной справедливости, препятствующей конкуренции, затрудняющей экономическое развитие и угрожающей стабильности демократических институтов и моральным устоям сообщества <1>. -------------------------------- <1> См.: Малько А. В. Антикоррупционная политика России: проблемы формирования // Правовая политика и правовая жизнь. 2003. N 3. С. 74.

В научной литературе под коррупционной преступностью понимают категорию правонарушений, охватывающих уголовно наказуемые деяния, связанные с предоставлением физическими и юридическими лицами, преступными группами и сообществами дополнительных вознаграждений, подарков, различных услуг, возможностей оплачиваемых внутригосударственных и зарубежных поездок, незаконных льгот в получении кредитов, ссуд, приобретении ценных бумаг, недвижимости и иного имущества государственным служащим, должностным лицам, представителям законодательной и судебной власти, с использованием данными лицами названных возможностей, а также их ответные преступные действия в угоду заказчикам - физическим и юридическим лицам, преступным группам и сообществам <2>. -------------------------------- <2> См.: Словарь-справочник по криминологии и юридической психологии / Авт.-сост. В. А. Ананич, О. П. Колченогова. Минск, 2003. С. 67.

На наш взгляд, вполне обоснованно к числу субъектов коррупционных преступлений отнести юридические лица, противоправно предоставляющие материальные и иные блага и преимущества лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, или иным лицам, приравненным к ним. Мировой опыт также свидетельствует о том, что корпорации очень часто предоставляют нелегальные вознаграждения, в том числе высокопоставленным чиновникам, например за возможность получить крупный контракт и концессию. Во-первых, заинтересованная компания может дать взятку за то, чтобы ее внесли в список участников предстоящего тендера на право получения крупного контракта и ограничили число его участников. Во-вторых, она может платить за получение конфиденциальной информации о максимальных и минимальных ценовых порогах, средних ценовых предложениях и критериях оценки инвестиционных проектов. В-третьих, с помощью взятки можно вынудить чиновников таким образом определить условия тендера, чтобы компания-взяткодатель оказалась единственным кандидатом, полностью удовлетворяющим всем требованиям. В-четвертых, компания может просто купить себе победу в тендере. Наконец, выиграв контракт, компания может за взятки добиться завышения цен или поблажки при приеме качества продукта <3>. -------------------------------- <3> См.: Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство. Причины, следствие, реформы / Пер. с англ. О. А. Алякринского. М., 2003. С. 32.

Кроме того, входя в мировое сообщество, Россия обязана учитывать международные стандарты и рекомендации, касающиеся уголовно-правовых методов борьбы с коррупционными преступлениями, в том числе совершаемыми юридическими лицами. Так, в соответствии с Конвенцией о защите финансовых интересов Европейских сообществ (ЕС), подписанной 26 июля 1995 г., государства ЕС обязаны предусмотреть ответственность юридических лиц за подкуп иностранного государственного служащего. Конвенция требует, чтобы участники устанавливали эффективные уголовные наказания, сравнимые с применяемыми ко взяточничеству собственных внутренних служащих государства-участника <4>. -------------------------------- <4> Бирюков П. Н. Уголовная ответственность юридических лиц за преступления в сфере экономики (опыт иностранных государств). М., 2008. С. 4.

27 января 1999 г. министр внутренних дел России подписал Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, а в 2006 г. Россия ратифицировала ее <5>. В данном документе предусматривается уголовная ответственность юридических лиц, под которыми следует понимать любые образования, имеющие таковой статус в силу действующего национального права, за исключением государств или других государственных органов, действующих в осуществление государственных полномочий, а также международных организаций (ст. 1). -------------------------------- <5> См.: Федеральный закон от 25 июля 2006 г. N 125-ФЗ "О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию" // Российская газета. 28.07.2006. N 164.

В соответствии с п. 1 ст. 18 данной Конвенции, каждая сторона принимает такие законодательные и иные меры, которые могут потребоваться для обеспечения того, чтобы юридические лица могли быть привлечены к ответственности в связи с совершением уголовных преступлений, заключающихся в активном подкупе, использовании служебного положения в корыстных целях и отмывании денег, квалифицированных в качестве таковых в соответствии с настоящей Конвенцией и совершенных в интересах любого физического лица, действующего в своем личном качестве или в составе органа юридического лица, которое занимает ведущую должность в юридическом лице, путем выполнения представительских функций от имени юридического лица; или осуществления права на принятие решений от имени юридического лица; или осуществления контрольных функций в рамках юридического лица; а также за участие такого физического лица в вышеупомянутых преступлениях в качестве соучастника или подстрекателя. В п. 2 данной статьи говорится: "Помимо случаев, уже предусмотренных пунктом 1, каждая Сторона принимает необходимые меры для обеспечения того, чтобы юридическое лицо могло быть привлечено к ответственности тогда, когда вследствие отсутствия надзора или контроля со стороны физического лица, упомянутого в пункте 1, появляется возможность совершения уголовных преступлений, упомянутых в пункте 1, в интересах этого юридического лица физическим лицом, осуществляющим свои полномочия от его имени". Ответственность юридического лица в соответствии с п. п. 1 и 2 не исключает возможности уголовного преследования физических лиц, совершивших, подстрекавших к совершению или участвовавших в уголовных преступлениях, упомянутых в п. 1. Статья 19 Конвенции посвящена санкциям и мерам за коррупционные преступления. В частности, в ней говорится: "Каждая Сторона обеспечивает, чтобы в отношении юридических лиц, привлеченных к ответственности в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 18, применялись эффективные, соразмерные и сдерживающие уголовные или не уголовные санкции, в том числе финансового характера. Каждая Сторона принимает такие законодательные и иные меры, которые могут потребоваться для того, чтобы наделить себя правом конфисковать или иным образом изымать орудия совершения и доходы от уголовных преступлений, квалифицированных в качестве таковых в соответствии с настоящей Конвенцией, или имущество, стоимость которого эквивалентна таким доходам" <6>. -------------------------------- <6> Конвенция Совета Европы от 27 января 1999 г. N 173 "Об уголовной ответственности за коррупцию" // Совет Европы и Россия. 2002. N 2. С. 46 - 55.

22 июня 2003 г. Советом ЕС принято Рамочное решение о борьбе с коррупцией в частном секторе. Под юридическим лицом в данном документе понимается любое образование, которое имеет такой статус согласно подлежащему применению национальному праву, кроме государств или других публично-правовых образований, в ходе осуществления ими своих прерогатив публичной власти и кроме публично-правовых международных организаций. В соответствии со ст. 5 указанного документа каждое государство-член принимает необходимые меры с целью обеспечить, чтобы юридические лица могли привлекаться к ответственности за активную и пассивную коррупцию в частном секторе, а также за подстрекательство и пособничество (ст. ст. 2, 3), когда эти преступления были совершены в их пользу любым физическим лицом, которое, действуя индивидуально либо в качестве члена органа юридического лица, осуществляет внутри последнего руководящие полномочия, исходя из следующих оснований: a) способность выступать представителем юридического лица; или b) наличие права принимать решения от имени юридического лица; или c) наличие права осуществлять внутренний контроль. При этом ответственность организаций не исключает уголовного преследования физических лиц - исполнителей, подстрекателей или пособников активной и пассивной коррупции. Статья 6 Рамочного решения указывает на то, что каждое государство-член должно принять необходимые меры к тому, чтобы юридическое лицо, признанное ответственным за вышеуказанные преступления, подлежало эффективным, соразмерным и обладающим предупредительным эффектом санкциям, которые включают уголовные или административные штрафы и, возможно, другие санкции, в частности: a) меры, влекущие за собой лишение возможности пользоваться льготами или помощью со стороны публичной власти; b) меры, накладывающие временный или постоянный запрет на осуществление коммерческой деятельности; c) помещение под судебный надзор или d) роспуск в судебном порядке. 31 октября 2003 г. Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (Нью-Йорк) была принята Конвенция ООН против коррупции. Статья 26 указанной Конвенции устанавливает, что государства-участники должны принять такие меры, какие могут потребоваться для установления ответственности юридических лиц за участие в таких коррупционных преступлениях, как подкуп национальных публичных должностных лиц (ст. 15); подкуп иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций (ст. 16); хищение, неправомерное присвоение или иное нецелевое использование имущества публичным должностным лицом (ст. 17); злоупотребление влиянием в корыстных целях (ст. 18); злоупотребление служебным положением (ст. 19); незаконное обогащение (ст. 20); подкуп в частном секторе (ст. 21); хищение имущества в частном секторе (ст. 22); отмывание доходов от преступлений (ст. 23); сокрытие (ст. 24); воспрепятствование осуществлению правосудия (ст. 25). Ответственность юридических лиц может быть уголовной, гражданско-правовой или административной. Возложение такой ответственности не наносит ущерба уголовной ответственности физических лиц, совершивших преступления. Каждое государство-участник, в частности, обеспечивает применение в отношении юридических лиц, привлекаемых к ответственности, эффективных, соразмерных и оказывающих сдерживающее воздействие уголовных или неуголовных санкций, включая денежные санкции. Интересным представляется положение ст. 28 Конвенции, в соответствии с которой осознание, намерение или умысел являются обязательным элементом субъективной стороны любого коррупционного преступления. При этом вина может быть установлена из объективных фактических обстоятельств дела. Кроме того, Конвенция рекомендует государствам-участникам принимать такие меры, которые могут потребоваться для обеспечения возможности конфискации доходов от коррупционных преступлений или имущества, стоимость которого соответствует стоимости таких доходов; имущества, оборудования и других средств, использовавшихся или предназначавшихся для использования при совершении коррупционных преступлений. Одним из нормативных документов, непосредственно связанных с совершенствованием мер борьбы с преступностью юридических лиц, в России стал Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <7>, в соответствии с которым под коррупцией понимаются злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (ст. 1). -------------------------------- <7> См.: Российская газета. 30.12.2008. N 2.

В соответствии со ст. 14 данного Закона в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.

Название документа