О заседании Комиссии по законодательству в сфере деятельности кредитных организаций и финансовых рисков Ассоциации юристов России
(Сергеев В. В.)
("Банковское право", 2009, N 2)
Текст документа
О ЗАСЕДАНИИ КОМИССИИ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
И ФИНАНСОВЫХ РИСКОВ АССОЦИАЦИИ ЮРИСТОВ РОССИИ
В. В. СЕРГЕЕВ
Сергеев В. В., ответственный секретарь Совета, доктор юридических наук, профессор.
В г. Москве в марте 2009 г. состоялось заседание Комиссии по законодательству в сфере деятельности кредитных организаций и финансовых рынков Ассоциации юристов России (далее - Комиссия, председатель - генеральный директор государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" д. ю.н. А. В. Турбанов). В заседании приняли участие работники Банка России, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы по финансовому мониторингу, государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", Московской государственной юридической академии, кредитных организаций, средств массовой информации.
Темой заседания стало совершенствование правового обеспечения противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. В качестве основного докладчика выступил статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной службы по финансовому мониторингу (далее - Росфинмониторинг) Н. Н. Варламов.
Докладчик отметил, что в 2008 г. деятельность Росфинмониторинга в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, была положительно оценена экспертами международной Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее - ФАТФ). Одновременно ФАТФ подготовила ряд рекомендаций в этой области для нашей страны. Указанные рекомендации были включены в План мероприятий по совершенствованию российской системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма с учетом рекомендаций, содержащихся в отчете ФАТФ по Российской Федерации, разработанный на основании поручения Правительства Российской Федерации (далее - План).
План состоит из четырех разделов. Первый из них посвящен внутреннему контролю в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. На настоящий момент готовятся изменения в действующее законодательство, позволяющие ужесточить контроль за организациями, в которых наиболее высок риск отмывания денежных средств. Также рассматривается вопрос о возможности установления обязанности ведения подобного рода контроля адвокатами и нотариусами.
Второй раздел Плана касается надзорной деятельности в сфере противодействия отмыванию денежных средств, нажитых преступным путем. По мнению докладчика, здесь основным направлением работы является усовершенствование механизмов привлечения к административной ответственности за соответствующие правонарушения.
Следующий раздел Плана посвящен уголовно-правовым мерам противодействия отмыванию денежных средств, нажитых преступным путем. Н. Н. Варламов особо подчеркнул необходимость предупреждения преступлений, совершаемых в ходе легализации имущества, нажитого преступным путем. Он обратил внимание на актуальность принятия закона, позволяющего оперативно арестовывать денежные средства и иное имущество, которое может быть использовано для финансирования терроризма.
Заключительный раздел Плана включает меры по организации учебно-методического обеспечения деятельности по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Докладчик отметил, что работа по совершенствованию российского законодательства в этой сфере осуществляется с учетом соответствующей международной практики. Так, Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, в состав которой также входит Россия, подготовила рекомендации, которые должны обеспечить эффективное противодействие отмыванию денежных средств, нажитых преступным путем, в условиях финансового кризиса. Во-первых, предлагается создать механизмы, содействующие обмену опытом между финансовыми организациями по работе с клиентами, представляющими повышенный риск. Это связано с ростом в период кризиса объема денежных средств, переводимых из систем безналичных расчетов в наличный оборот.
Во-вторых, повышенное внимание должно уделяться финансовым организациям, чья деятельность отличается от нормальной деловой практики, что может быть связано с отмыванием денежных средств, нажитых преступным путем.
В-третьих, особое внимание следует уделить механизмам по снижению рисков распространения альтернативных систем денежных переводов, а также стимулирования финансовых организаций к представлению более доступных услуг по переводу денег.
В-четвертых, в условиях усилившегося вывода капиталов за рубеж необходимо усилить мониторинг за транснациональным перемещением денежных средств.
В заключение докладчик отметил, что 26 января 2009 г. Россия присоединилась к Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии, конфискации доходов от преступной деятельности от 16 мая 2005 г. В силу этого у нашей страны возникает обязанность по имплементации в национальное законодательство ряда норм, содержащихся в данной Конвенции. Указанное событие, по мнению Н. Н. Варламова, стало очередным значительным шагом по созданию в нашей стране эффективной системы противодействия легализации (отмыванию) денежных средств, нажитых преступным путем, и финансированию терроризма.
Выступление докладчика вызвало дискуссию среди участников заседания. Член Комиссии О. Ф. Платонова обратила внимание на негативное влияние законодательства о противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, нажитых преступным путем, на банковскую сферу. Так, по ее мнению, кредитные организации широко используют права, предоставленные им этим законодательством, в целях немотивированного отказа клиентам в исполнении их платежных документов, а также уклонения от заключения договора банковского счета (вклада). Кроме того, она отметила, что в действующем законодательстве оказываются смешанными два разных явления: с одной стороны, легализация (отмывание) денежных средств, нажитых преступным путем, а с другой - финансирование терроризма. Если в первом случае речь идет о преступлении, направленном на придание легального вида имуществу, которое появилось у владельца в результате преступления, то во втором случае преступление заключается прямо в обратном - в использовании законного имущества для незаконных (террористических) целей.
Заведующий кафедрой Российской академии правосудия д. ю.н., профессор С. В. Запольский обратил внимание на предложение обязать адвокатов и нотариусов осуществлять меры по контролю в сфере противодействия легализации (отмыванию) денежных средств, нажитых преступным путем, и финансированию терроризма. По его мнению, принятие подобного рода законов снизит значение независимой правовой помощи и может привести к злоупотреблениям со стороны правоохранительных органов.
Представитель МВД Российской Федерации подполковник юстиции, старший следователь по особо важным делам О. А. Тынянская, рассказав о принимаемых Следственным комитетом мерах по борьбе с легализацией (отмыванием) преступных доходов, отметила проблемы, возникающие при применении норм Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) в этой сфере. По ее мнению, нормы ст. 174 и 174.1 УК РФ, устанавливающие ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств, нажитых преступным путем, должны быть изменены. Результатом несовершенства названных статей УК РФ является большое количество ошибок, допускаемых правоохранительными органами при их применении. Так, только в 2008 г. 38% уголовных дел, возбужденных по ст. 174 и 174.1 УК РФ, закончились оправдательными приговорами.
Основной причиной ошибок следователей стало отсутствие в диспозиции ст. 174.1 УК РФ указания на цель совершения финансовых операций и сделок - придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению имуществом, полученным преступным путем. В результате по ст. 174.1 УК РФ привлекались к ответственности лица, совершившие преступления против собственности (кражи, грабежи и т. п.) и распорядившиеся похищенным имуществом без цели его легализации.
Советник генерального директора государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" Л. И. Титаров поддержал предложения Следственного комитета при МВД России в части совершенствования норм УК РФ, предусматривающих ответственность за легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем. Он обратил внимание на наличие как минимум двух обстоятельств, способствующих необоснованному возбуждению уголовных дел этой категории, что в дальнейшем приводит, как правило, к их прекращению или вынесению оправдательных приговоров. Так, в результате последней редакции из первых частей ст. 174 и 174.1 УК РФ исключен крупный размер легализуемого имущества как необходимый признак состава преступления. Фактически это ориентирует сотрудников правоохранительных органов на борьбу с отмыванием преступных доходов, совершенным в крайне малых размерах. Отсутствие в ст. 174.1 УК РФ указания на цель совершения финансовых операций и сделок с имуществом, добытым преступным путем, также ведет к имитации правоохранительными органами борьбы с этим преступлением. Зачастую в этом качестве квалифицируются действия по продаже похищенного имущества без установления цели придания ему легального статуса.
В этой связи необходимо, во-первых, установить в ст. 174 и 174.1 УК РФ в качестве криминообразующего признака легализации доходов, полученных преступным путем, крупный размер таких доходов. Во-вторых, дополнить ст. 174.1 УК РФ указанием на цель совершения финансовых операций и сделок, предусмотренных этой статьей.
Кроме того, по мнению Л. И. Титарова, более успешному раскрытию и расследованию уголовных дел этой категории могло бы способствовать дополнение ст. 174 и 174.1 УК РФ признаком, предусматривающим освобождение от уголовной ответственности лиц, участвовавших в совершении этих преступлений, если они добровольно заявили о содеянном, активно способствовали их раскрытию и возместили причиненный ущерб.
Итоги заседания подвел председатель Комиссии А. В. Турбанов. Он согласился с мнением о необходимости дальнейшего совершенствования законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, нажитых преступным путем, и финансированию терроризма. Одновременно он отметил, что в дальнейшем изменения необходимо внести не только в Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", но и в иные законодательные акты. В частности, обратил внимание, что следует дополнить Гражданский кодекс Российской Федерации нормами, регулирующими права и обязанности кредитных организаций в случае осуществления их клиентами подозрительных операций. Одновременно важно законодательно урегулировать деятельность небанковских расчетных систем (т. н. платежных терминалов) и установить эффективный контроль в этой сфере. Также, по мнению А. В. Турбанова, необходимо исключить из формулировок ст. 174 и 174.1 УК РФ условие о предикативности соответствующих преступлений.
По итогам обсуждения члены Комиссии приняли решение одобрить концепцию и меры противодействия легализации (отмыванию) денежных средств, нажитых преступным путем, и финансированию терроризма, а также подготовить рекомендации по совершенствованию законодательства в этой области.
Название документа