Информация в области проведения работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия
(Белокрылова Е. А.) ("Журнал российского права", 2009, N 4) Текст документаИНФОРМАЦИЯ В ОБЛАСТИ ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ ПО ХРАНЕНИЮ, ПЕРЕВОЗКЕ И УНИЧТОЖЕНИЮ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ
Е. А. БЕЛОКРЫЛОВА
Белокрылова Екатерина Александровна - доцент кафедры экологического, аграрного и природоресурсного права Института права, социального управления и безопасности Удмуртского государственного университета, кандидат юридических наук.
Предоставление своевременной, полной и достоверной экологически значимой информации является необходимой и существенной гарантией основных экологических прав граждан, закрепленных в ст. 42 Конституции РФ, а также служит повышению эффективности общественного участия в подготовке и принятии решений о размещении объектов по уничтожению химического оружия на всех стадиях (размещение, проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, вывод из эксплуатации, реконструкция, ликвидация или техническое перевооружение). Информация в области проведения работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия как разновидность экологически значимой информации представляет собой совокупность сведений о подготовке, принятии и реализации деятельности, осуществление которой может негативно повлиять на состояние окружающей среды, в том числе природных ресурсов, а также на экологические права и законные интересы граждан. Информационное обеспечение деятельности, связанной с хранением, перевозкой и уничтожением химического оружия, касается следующих сведений: о состоянии здоровья граждан и объектов окружающей среды в районах размещения объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия; об организации и проведении мероприятий по обеспечению химической, санитарно-гигиенической, экологической и пожарной безопасности при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия; о мерах по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий при выполнении указанных работ. Субъектами предоставления указанных видов информации могут являться специально уполномоченные государственные органы, общественные объединения, население и иные лица, вовлеченные в деятельность по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия. Основное правовое регулирование в области информационного обеспечения данных отношений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 1997 г. N 76-ФЗ "Об уничтожении химического оружия" <1>, а также иными нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок предоставления экологически значимой информации. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 1997. N 18. Ст. 2105.
Указанные отношения имеют наиболее детальную правовую регламентацию на международно-правовом уровне. К наиболее важным международным актам, содержащим общие положения о правах и свободах граждан в области охраны окружающей среды (в том числе о праве на экологическую информацию) и действующим в России на основании ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, относятся Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) <2>, Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.) <3>, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) <4>, Документ Копенгагенского совещания конференции по человеческому измерению СБСЕ (1990 г.) <5>, Конвенция Совета Европы о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) <6> и ряд иных документов. -------------------------------- <2> РГ. 1995. 5 апр. <3> Бюллетень международных договоров. 1993. N 1. С. 5 - 6. <4> Ведомости ВС СССР. 1976. N 17. Ст. 291. <5> Документ официально опубликован не был. <6> СЗ РФ. 1998. N 20. Ст. 2143.
В российских нормативных правовых актах не дается определение экологически значимой информации, не закреплены принципы и процедура ее предоставления. Органам государственной власти и органам местного самоуправления предоставлены весьма широкие полномочия по собственному усмотрению определять детали этих процедур. Соблюдение права каждого на достоверную, полную и своевременную информацию о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране относится к одному из основных принципов охраны окружающей среды, предусмотренных ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <7>. -------------------------------- <7> СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.
Достоверной, по нашему мнению, является неискаженная (заведомо или по небрежности) экологически значимая информация, которой располагают или должны располагать специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды в пределах их компетенции. Уровень достоверности зависит от уровня развития экологической и иной науки и техники и имеет тенденцию к возрастанию. При оценке достоверности информации могут учитываться реальные технические и иные возможности соответствующих государственных органов получить более достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Полной можно считать информацию, которая передается заинтересованным лицам в объеме, в котором может или должен обладать ею государственный орган, орган местного самоуправления, юридическое лицо, общественное формирование и соответствующие должностные лица в силу их компетенции и предоставленных им полномочий. Своевременной является информация, передаваемая лицу, обратившемуся за нею, в возможно короткий срок с момента запроса, но не более чем в течение срока, определенного в законодательстве, если таковой установлен. Если точный срок передачи информации на законодательном уровне не установлен, для его определения может применяться предусмотренное ГК РФ правило "разумного срока". В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 марта 1996 г. N 305 "Об утверждении Федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации" <8> устанавливается следующий комплекс мероприятий по информационному обеспечению деятельности по реализации Конвенции: -------------------------------- <8> СЗ РФ. 1996. N 14. Ст. 1448.
разъяснение государственной политики Российской Федерации в области химического разоружения государствам - участникам Конвенции, международной и российской общественности; информирование граждан и общественных организаций по вопросам обеспечения безопасности и защиты окружающей среды в процессе хранения и уничтожения химического оружия; информирование граждан и общественных организаций по вопросам выбора технологий уничтожения химического оружия, проектирования и строительства объектов по уничтожению химического оружия, развития социальной инфраструктуры в районах их расположения; информирование граждан и общественных организаций по санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим вопросам, лечебно-профилактическим мероприятиям; информирование граждан международной и российской общественности через средства массовой информации, а также путем проведения общественных слушаний, издания тематических выпусков научных журналов, памяток для граждан по проблемам химического разоружения, организации встреч, конференций, семинаров, симпозиумов и использования других методов и средств информационного характера. Информационное обеспечение работ по хранению, перевозке, уничтожению химического оружия осуществляется: в результате осуществления общественного экологического контроля, проведения общественных слушаний в рамках процедуры оценки воздействия на окружающую среду, организации экспертиз проектной документации относительно объектов уничтожения химического оружия. Общественный экологический контроль осуществляется российскими гражданами, постоянно или преимущественно проживающими на территориях зон защитных мероприятий, которые устанавливаются вокруг объектов по хранению химического оружия и по уничтожению химического оружия, за проведением работ, связанных с уничтожением запасов химического оружия, хранящихся на территориях Удмуртской Республики, Брянской, Кировской, Курганской, Пензенской, Саратовской областей, путем предоставления достоверной информации. Информация предоставляется гражданам - членам консультативных комиссий федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления по следующим вопросам: выполняемые мероприятия по обеспечению безопасности хранения химического оружия и уничтожения химического оружия; состояние здоровья граждан, постоянно или преимущественно проживающих в зонах защитных мероприятий, которые устанавливаются вокруг объектов по хранению химического оружия и по уничтожению химического оружия, и граждан, работающих в организациях, расположенных на территориях указанных зон, независимо от организационно-правовых форм; состояние здоровья персонала объектов по хранению химического оружия и по уничтожению химического оружия, работников, привлекаемых к проведению работ по уничтожению химического оружия; планируемые к сооружению, сооружаемые, эксплуатируемые и выводимые из эксплуатации объекты по уничтожению химического оружия; прогнозируемые и возникшие чрезвычайные ситуации и их последствия; мероприятия по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий при выполнении указанных работ; состояние химической, санитарно-гигиенической, пожарной и экологической безопасности на объектах по хранению химического оружия и по уничтожению химического оружия; состояние объектов окружающей среды в зонах защитных мероприятий. Процедура оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, а также подготовки соответствующих материалов регулируется Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным Приказом Госкомэкологии России от 16 мая 2000 г. N 372 <9>. -------------------------------- <9> БНА федеральных органов исполнительной власти. 2000. N 31.
Обеспечение участия общественности, в том числе информирование ее о планируемой деятельности и привлечение к процессу проведения оценки воздействия этой деятельности на окружающую среду, осуществляется заказчиком на всех этапах этого процесса. Недостаточная регламентация процедур в рамках оценки воздействия на окружающую среду приводит к тому, что участие граждан и общественных организаций либо не организуется вообще, либо проводится формально <10>. Иногда целью организации общественных слушаний государственными органами или заказчиком является подготовка одобрительного документа о согласовании с гражданами и общественными организациями. В этом случае они сводятся только к далеко не полному и не всегда достоверному информированию населения <11>. Так, в поселке Горный дважды проводились общественные слушания по вопросу строительства объекта по уничтожению химического оружия, решение о строительстве которого было принято без предварительной декларации о намерениях и обсуждения с гражданами и общественными организациями. Основной целью первых слушаний было принятие резолюции в поддержку необходимости скорейшего уничтожения химического оружия. Организация общественных слушаний не позволила приглашенным на слушания лицам принять реальное участие в выработке итогового документа и обсуждении представленных докладов. Представители граждан и общественных организаций таким образом исполнили роль статистов. Целью этих слушаний было имитировать обсуждение технико-экономического обоснования объекта по уничтожению химического оружия, которое даже не было представлено для ознакомления. По инициативе Минобороны РФ и Правительства Саратовской области Саратовским областным комитетом экологии были организованы повторные общественные слушания по данному вопросу. Однако и на этот раз никаких документов, кроме перечня замечаний специалистов области к технико-экономическому обоснованию объекта, представлено не было <12>. -------------------------------- <10> Горбачев А. Н. Оценка воздействия на окружающую среду: совершенствование нормативно-правовой базы. Отчет с научно-практической конференции // Журнал российского права. 1998. N 8. С. 163 - 170. <11> Черп О. М., Виниченко В. Н., Хотулева М. В., Молчанова Я. П., Дайман С. Ю. Экологическая оценка и экологическая экспертиза. М., 2000. С. 85. <12> Лопатин В. Н. Проблемы политики и права в экологической сфере // Право и политика. 2001. N 11. С. 130.
В соответствии с Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ <13> представление гражданам и общественным организациям для ознакомления и представления замечаний предварительных материалов по оценке воздействия на окружающую среду осуществляется не позднее чем за две недели до окончания общественных слушаний. -------------------------------- <13> БНА федеральных органов исполнительной власти. 2000. N 31.
Общественные слушания представляют собой форму информационного обмена заинтересованных сторон - заказчика, разработчика документации относительно объекта, органов государственной власти, органов управления, населения и общественных организаций по поводу планируемой деятельности. В недалеком прошлом государство отрицало идею общественных слушаний при подготовке и принятии решений, связанных с размещением объектов по уничтожению химического оружия. В результате реализации государственной политики конфронтации и отрицания необходимости учета общественного мнения в решении важных экологических проблем население воспрепятствовало строительству этого объекта. В настоящее время он законсервирован и там располагается музей химического оружия. По инициативе российского Зеленого Креста в октябре 1995 г. в г. Саратове были проведены первые в России общественные слушания по проблеме уничтожения химического оружия. Основным результатом явилось предоставление населению, в том числе жителям Краснопартизанского района Саратовской области, в котором находится п. Горный, объективной, достоверной экологически значимой информации <14>. Именно на этих общественных слушаниях впервые появилось упоминание об общественной экологической экспертизе, которое затем отразилось в статьях Федерального закона "Об экологической экспертизе" <15>. -------------------------------- <14> Материалы первых публичных слушаний по проблеме уничтожения химического оружия. Саратов, 1995. С. 20. <15> Калядин А. Н. Коллизии российской политики химического разоружения // Мировая экономика и международные отношения. 1999. N 4.
Заказчик обеспечивает проведение общественных слушаний по планируемой деятельности с обязательным составлением протокола, в котором четко фиксируются основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком (протокол подписывается представителями органов исполнительной власти и местного самоуправления, гражданами, общественными организациями (объединениями), заказчиком). Протокол проведения общественных слушаний входит в качестве одного из приложений в окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности <16>. -------------------------------- <16> См.: Приказ Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. N 372 "Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации" // РГ. 2000. 1 сент.
В соответствии с Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <17> внесены существенные изменения, касающиеся отношений в области экологической экспертизы. -------------------------------- <17> СЗ РФ. 2006. N 52. Ст. 5498.
Проекты строительства, в том числе особо опасных промышленных, производственных и хозяйственных объектов, деятельность которых связана с негативным воздействием на окружающую среду и здоровье человека (в том числе объекты по уничтожению химического оружия), в настоящее время не являются объектами экологической экспертизы. В соответствии со ст. 48.1 Градостроительного кодекса РФ данные объекты отнесены к перечню особо опасных, технически сложных и уникальных и на них в связи с последними законодательными изменениями и распространяется правовое регулирование градостроительных отношений. В отношении таких объектов федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации, или подведомственными указанным органам государственными учреждениями должны проводиться государственная экспертиза проектной документации и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий. Не предусматривается проведение общественной экспертизы, как это было ранее закреплено в законодательстве об экологической экспертизе. В статье 50 Градостроительного кодекса РФ упоминается негосударственная экспертиза проектной документации и негосударственная экспертиза результатов инженерных изысканий, которые организуются и проводятся аккредитованными организациями на основании договора. Порядок проведения негосударственной экспертизы и порядок аккредитации организаций должен быть установлен Правительством Российской Федерации. Как показывает практика, именно проекты особо опасных и экологически значимых объектов, вызывающие высокий общественный резонанс, как правило, являлись объектами общественной экологической экспертизы. В настоящее время граждане и экологические общественные объединения выведены из состава равноправных субъектов отношений, способных при помощи правовых механизмов получать экологически значимую информацию о деятельности опасных производственных объектов. В соответствии с законодательством к иным формам информационного обеспечения населения в области хранения и уничтожения химического оружия можно отнести организацию и проведение экологических референдумов, публичных мероприятий (митингов, демонстраций и т. д.), данные государственных и общественных экологических, санитарно-эпидемиологических и медицинских мониторингов, а также деятельность информационных центров по работе с населением, проживающим на территориях хранения и уничтожения химического оружия, и т. д. Организованы региональные информационные центры российского Зеленого Креста (далее - центры) по работе с общественностью, основной информационной функцией которых является обеспечение граждан достоверной, полной и своевременной информацией по проблемам охраны окружающей среды. В задачи центров также входит сбор информации об экологическом воздействии на экологические системы и здоровье человека функционирующих и строящихся промышленных и иных объектов, создание банка данных по ресурсосберегающим и экологически безопасным технологиям, оперативный обмен информацией по всем аспектам охраны окружающей среды со всеми государственными, муниципальными общественными структурами при помощи современных средств связи. В рамках просветительской функции центры организуют лекции, семинары, общественные слушания и круглые столы по экологически значимым проблемам региона, участвуют в проведении общественных экологических экспертиз, оценок экологических рисков, медицинском и санитарно-эпидемиологическом мониторингах. Проекты строительства объектов по уничтожению химического оружия зачастую вызывают отрицательную реакцию у населения Республики, поэтому одной из задач центров является учет мнения граждан и общественных организаций при размещении на соответствующей территории объектов высокого класса опасности. Большая часть вышеперечисленных правовых форм информационного обеспечения деятельности, связанной с хранением, перевозкой и уничтожением химического оружия, на практике имеет сложный механизм реализации вследствие недостаточного правового регулирования указанных отношений, а также высокой степени декларативности указанных правовых норм. Для повышения степени реализации прав граждан в указанной сфере экологическое законодательство следует дополнить положениями, устанавливающими обязанности должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей предприятий, учреждений и организаций, а также заказчиков (инициаторов) проектов опасных объектов (в том числе объектов по уничтожению химического оружия) предоставлять экологическую информацию по общественным запросам, а также установить меры юридической ответственности за ее непредоставление. Также должны быть предусмотрены гарантии прав граждан и общественных объединений на получение своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, включая природные ресурсы, в частности в районах уничтожения химического оружия, на безвозмездной основе по первому требованию (исключение может составлять плата за сбор и обработку информации). С учетом вышеуказанных положений существенно повысятся основные гарантии прав граждан на получение своевременной, полной и достоверной информации при осуществлении опасной производственной деятельности, к которой относятся хранение, перевозка и уничтожение химического оружия.
Название документа