Гарантия или пустое обещание? (О ежемесячной надбавке за работу со сведениями, составляющими государственную тайну)

(Жигульских А. Н.)

("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 4)

Текст документа

ГАРАНТИЯ ИЛИ ПУСТОЕ ОБЕЩАНИЕ?

(О ежемесячной надбавке за работу со сведениями,

составляющими государственную тайну)

А. Н. ЖИГУЛЬСКИХ

Жигульских А. Н., юрист.

Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными как названным, так и иными федеральными законами.

Как следует из ст. 24 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года 5485-1 "О государственной тайне", должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут касаться:

- права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне;

- права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения;

- права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне.

Согласно ст. 21 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает: принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну; согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со ст. 24 названного Закона; письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий; определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных указанным Законом; ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение; принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну. В соответствии с п. 4 ст. 4 названного Закона органы государственной власти Российской Федерации реализуют предусмотренные законодательством меры по ограничению прав граждан и предоставлению социальных гарантий лицам, имеющим либо имевшим доступ к сведениям, составляющим государственную тайну. Как видно, законодатель предусматривает в связи с вынужденным ограничением некоторых прав должностных лиц и граждан, взявших на себя обязательства либо обязанных по своему статусу исполнять требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предоставление им ряда социальных гарантий. Как следует из ст. 21 Закона Российской Федерации "О государственной тайне", для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются следующие социальные гарантии: процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ; преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями организационных и (или) штатных мероприятий. В соответствии с п. 9 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, имеющие право на социальные гарантии и компенсации в соответствии с названным Федеральным законом, пользуются социальными гарантиями и компенсациями, установленными для граждан федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Если вопрос предоставления такой социальной гарантии, как преимущественное право на оставление на работе при проведении организационно-штатных мероприятий граждан, допущенных к сведениям, содержащим государственную тайну, возникает крайне редко и условия ее предоставления достаточно ясны, то вопрос получения процентной надбавки к заработной плате (должностному окладу) указанными гражданами возникает постоянно, как минимум ежемесячно. Ввиду не совсем верного, по мнению автора, применения ряда нормативных правовых актов о предоставлении указанной социальной гарантии, с чем автор неоднократно сталкивался, представляется необходимым разобрать данный вопрос подробнее. Причиной этому, по мнению автора, служит то обстоятельство, что ряд положений нормативных правовых актов, принятых во исполнение Закона Российской Федерации "О государственной тайне", призванных конкретизировать его положения, в некоторых случаях несколько им противоречит. Как видно из нормы, изложенной в ст. 21 Закона Российской Федерации "О государственной тайне", необходимым условием предоставления указанных социальных гарантий является наличие допуска к государственной тайне на постоянной основе. Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" допуском к государственной тайне является процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений. Следовательно, имеющими допуск к государственной тайне можно признать граждан, в установленном порядке прошедших процедуру оформления права на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну. Существует несколько толкований того, кого же можно считать допущенным к государственной тайне на постоянной основе.

Так, согласно п. 98 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200, допущенными к государственной тайне на постоянной основе считаются военнослужащие, которые имеют оформленный в установленном законом порядке допуск к сведениям соответствующей степени секретности и на которых возложена обязанность постоянно работать со сведениями, составляющими государственную тайну в силу своих должностных (функциональных) обязанностей. Под постоянной работой со сведениями, составляющими государственную тайну, понимается работа с этими сведениями независимо от порядка и условий их получения (в виде письменного документа, при использовании технических средств, в процессе обучения и др.), а также продолжительности и периодичности в течение года. Необходимо отметить, что согласно п. п. 99 и 100 названного Порядка надбавка не выплачивается военнослужащим:

- освобожденным (отстраненным) от занимаемых воинских должностей;

- в отношении которых допуск прекращен;

- освобожденным от работы на постоянной основе со сведениями, составляющими государственную тайну, приказом командира (начальника);

- находящимся в отпуске по уходу за ребенком;

- находящимся в распоряжении соответствующих командиров (начальников);

- за время отпуска, предоставляемого при увольнении с военной службы.

Согласно названному Порядку выплата надбавки производится при назначении на воинскую должность (временном исполнении воинской должности) со дня, указанного в приказе командира воинской части о выплате указанной надбавки, и прекращается со дня, следующего за днем освобождения от воинской должности, прекращения допуска, освобождения от работы на постоянной основе со сведениями, составляющими государственную тайну. Из анализа приведенных норм следует, что важным условием выплаты ежемесячной процентной надбавки к окладу по воинской должности является исполнение военнослужащими, допущенными к государственной тайне на постоянной основе, должностных обязанностей, и именно тех должностных обязанностей, которые соответствуют имеющейся форме допуска, что, на взгляд автора, не совсем верно.

Нормы, излагаемые в нормативных правовых актах, изданных по вопросу выплаты указанной надбавки в большинстве федеральных органов исполнительной власти, мало отличаются от содержащихся в упомянутом Порядке.

Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" к полномочиям Правительства Российской Федерации в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты является право устанавливать порядок предоставления социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, решать иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой. В пределах данных ему полномочий Правительством Российской Федерации приняты:

Постановление от 28 октября 1995 г. N 1050 "Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне";

Постановление от 18 сентября 2006 г. N 573 "О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны".

Отметим, что, согласно п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. N 573, федеральные органы государственной власти наделены полномочиями устанавливать в подведомственных им организациях размеры ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны в соответствии с Правилами, утвержденными названным Постановлением.

Как следует из п. 1 Правил, выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. N 573, ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, выплачивается в зависимости от степени секретности сведений, к которым эти граждане имеют документально подтверждаемый доступ на законных основаниях, т. е. обязательным (и единственным) условием, необходимым для выплаты указанной надбавки, является наличие допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.

В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска:

- первая форма - для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;

- вторая форма - для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;

- третья форма - для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

Размер ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за работу со сведениями, имеющими степень секретности "особой важности", составляет 50 - 75%, имеющими степень секретности "совершенно секретно", - 30 - 50%, имеющими степень секретности "секретно" при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий, - 10 - 15%, без проведения проверочных мероприятий - 5 - 10%.

В соответствии со ст. 23 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях:

- расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;

- однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;

- возникновения обстоятельств, являющихся согласно ст. 22 названного Закона основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.

Прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора (контракта), если такие условия предусмотрены в трудовом договоре (контракте).

Основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне в соответствии со ст. 22 Федерального закона "О государственной тайне" могут являться:

- признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;

- наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;

- постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;

- выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;

- уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

Необходимо отметить, что Перечень медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, утвержден Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16 марта 1999 г. N 83 "О Перечне медицинских противопоказаний для осуществления работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну".

Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну, однако является основанием для прекращения выплаты указанным гражданам процентной надбавки (равно как и ввиду прекращения трудового договора (контракта)).

При несоответствии формы допуска гражданина степени секретности сведений, к которым он фактически имеет доступ, форма допуска должна быть изменена.

Снижение формы допуска с первой на вторую (третью) или со второй на третью оформляется распоряжением руководителя организации. В случае производственной необходимости руководитель, ранее снизивший форму допуска работнику, может восстановить ее без проведения проверочных мероприятий органами безопасности.

Как следует из положений ст. 4 Закона Российской Федерации "О государственной тайне", органы государственной власти не наделены полномочиями уточнять категории граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, имеющих право на получение социальных гарантий. В пределах своих полномочий они устанавливают лишь размеры предоставляемых социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и реализуют предусмотренные законодательством меры по ограничению прав граждан и предоставлению социальных гарантий лицам, имеющим либо имевшим доступ к сведениям, составляющим государственную тайну. Положения о том, что ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) выплачивается гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, в зависимости от степени секретности сведений, к которым эти граждане имеют документально подтверждаемый доступ на законных основаниях, исчерпывающи и не подлежат какому бы то ни было расширительному толкованию. В связи с этим видится, что, определив в п. п. 98 - 100 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации условиями получения названной надбавки обязательное исполнение военнослужащими обязанностей на воинской должности (временное исполнение воинской должности) со дня, указанного в приказе командира воинской части о выплате указанной надбавки, до дня, следующего за днем освобождения от воинской должности, министр обороны Российской Федерации несколько вышел за пределы своих полномочий.

Необходимо отметить, что ст. 24 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" устанавливает, что временные ограничения прав, таких как: право выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне; право на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения; право на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне, относятся к должностным лицам или гражданам, как допущенным к государственной тайне, так и ранее допускавшимся к ней.

Из преамбулы к Постановлению Правительства Российской Федерации "О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны" следует, что оно издано в соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" и в целях предоставления социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе. Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" органы государственной власти Российской Федерации, к которым можно отнести такой федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, как Министерство обороны Российской Федерации, во взаимодействии с органами защиты государственной тайны, расположенными в пределах соответствующих территорий:

- обеспечивают защиту переданных им другими органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями сведений, составляющих государственную тайну, а также сведений, засекречиваемых ими;

- обеспечивают защиту государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях в соответствии с требованиями актов законодательства Российской Федерации;

- устанавливают размеры предоставляемых социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях;

- обеспечивают в пределах своей компетенции проведение проверочных мероприятий в отношении граждан, допускаемых к государственной тайне;

- реализуют предусмотренные законодательством меры по ограничению прав граждан и предоставлению социальных гарантий лицам, имеющим либо имевшим доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.

Хотелось бы обратить внимание на то, что согласно приведенной норме социальные гарантии гражданам, ограниченным в своих правах вследствие допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, предоставляются как имеющим, так и некогда имевшим доступ к указанным сведениям.

В соответствии со ст. 21 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" взаимные обязательства администрации и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре (контракте).

Под постоянной основой допуска военнослужащих к сведениям, составляющим государственную тайну, следует понимать временной промежуток, в течение которого военнослужащий имеет право работать с этими сведениями, независимо от порядка и условий их получения (в виде письменного документа, при использовании технических средств, в процессе обучения и др.), а также продолжительности и периодичности в течение действия всего срока трудового договора (контракта).

Таким образом, можно считать верным утверждение о том, что, реализуя принцип социальной справедливости, законодатель предусматривает компенсацию частичного ограничения прав должностных лиц и граждан Российской Федерации в виде ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) в связи с их допуском к сведениям, составляющим государственную тайну, на весь период допуска к этим сведениям.

По мнению автора, право военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, в установленном порядке допущенных на постоянной основе к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, на получение ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) наступает с момента оформления допуска к работе с указанными сведениями и подписания типового договора (контракта) об оформлении допуска к государственной тайне (форма N 9 приложения к Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне (формы учетной документации), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 1995 г. N 1050). В зависимости от степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, указанные граждане имеют право на получение ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) в размерах, соответствующих данным степеням. Приказ соответствующего руководителя должен предусматривать выплату указанной надбавки со дня подписания контракта (договора) - предоставление компенсации (ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке)) должно осуществляться с момента возложения на гражданина ограничений в связи с допуском к сведениям, составляющим государственную тайну. Приказ издается не реже одного раза в год. При этом учитываются изменения в штатном расписании, прием и увольнение сотрудников, изменение перечня сведений, отнесенных к государственной тайне. Надбавка включается в состав денежного довольствия, денежного содержания или заработной платы, на которые начисляются районные коэффициенты (процентные надбавки) за службу (работу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в высокогорных, пустынных, безводных районах и других районах с тяжелыми климатическими условиями. В том же случае, если из-за несоответствия формы допуска гражданина степени секретности сведений, к которым он фактически имеет доступ, форма допуска изменяется, размер ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) также должен измениться.

В соответствии с Типовым контрактом об оформлении допуска к государственной тайне (форма N 9 к Инструкции, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации от 20 июля 1996 г. N 285) командование воинской части в случае положительного результата проверочных мероприятий в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной тайне" обязано создавать необходимые условия для работы со сведениями, составляющими государственную тайну, выплачивать процентные надбавки к должностному окладу в зависимости от степени секретности сведений, к которым гражданин будет допущен.

Указанный контракт исходя из анализа действующего законодательства действует в течение всего периода военной службы. По аналогии с договором об оформлении допуска к государственной тайне, который является приложением к трудовому договору, представляется необходимым, чтобы в типовом контракте было условие, что он действует в течение периода действия контракта о прохождении военной службы и пролонгируется при заключении нового контракта о прохождении военной службы на срок его действия.

Таким образом, военнослужащий, имеющий допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, заключивший контракт об оформлении допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, в период прохождения военной службы должен получать указанную процентную надбавку, размер которой зависит от степени секретности сведений, к которым он допущен. Выплата надбавки не должна зависеть от того, находится ли военнослужащий на воинской должности или в распоряжении командиров (начальников).

И это справедливо. Ведь в большинстве военных организаций исполнение специальных обязанностей (не должностных, от которых освобождены военнослужащие, находящиеся в распоряжении командиров (начальников)) неразрывно связано с работой со сведениями, составляющими государственную тайну. И как командиру заставить военнослужащего, находящегося в распоряжении, выполнять такие обязанности, если ему не выплачивается соответствующая надбавка? С этим, в частности, связан комплекс проблем, возникающих с военнослужащими, находящимися в распоряжении командиров (начальников), на который не раз обращало внимание наше издание.

Название документа