О некоторых особенностях производства обыска и выемки при расследовании мошенничества, совершенного военнослужащими с использованием своего служебного положения

(Шумигай И. Н., Янин С. А.) ("Военно-юридический журнал", 2009, N 3) Текст документа

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПРОИЗВОДСТВА ОБЫСКА И ВЫЕМКИ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ МОШЕННИЧЕСТВА, СОВЕРШЕННОГО ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СВОЕГО СЛУЖЕБНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

И. Н. ШУМИГАЙ, С. А. ЯНИН

Шумигай И. Н., старший следователь Управления ФСБ России по Северо-Кавказскому военному округу, капитан юстиции, аспирант кафедры криминалистики ВА МВД России.

Янин С. А., старший преподаватель кафедры криминалистики ВА МВД России, майор юстиции, кандидат юридических наук.

Не вызывает сомнений факт, что военно-политическая обстановка в современном мире значительно усложнилась. События последних месяцев (агрессия Грузии по отношению к Южной Осетии, операция вооруженных сил Израиля в секторе Газа, вопросы размещения системы противоракетной обороны США в Европе, попытки продвижения блока НАТО вплотную к границам России и др.) напрямую свидетельствуют о том, что наличие мощной боеспособной армии является гарантом учета интересов нашей страны другими государствами, в частности США и другими, входящими в блок НАТО. В последние годы на модернизацию и переоснащение Российской армии, обеспечение достойного материального обеспечения военнослужащих, разработку новой техники и вооружений, обучение и подготовку квалифицированных специалистов государством направляются значительные средства. Их приток часто влечет за собой различные правонарушения со стороны военнослужащих, ответственных за распределение таких средств, их сохранность и т. п. Мошенничество, т. е. хищение чужого имущества путем обмана или злоупотребления доверием, совершенное с использованием своего служебного положения, является одним из таких правонарушений. Хищения военного имущества и денежных средств различными способами, в том числе и путем мошенничества, представляют серьезную угрозу нормальному функционированию Вооруженных Сил России, что, в свою очередь, пагубно влияет на обороноспособность страны. Таким образом, качественное и профессиональное их расследование приобретает сегодня особое значение. Тактически грамотное производство следственных действий является залогом успешного расследования рассматриваемого вида преступлений. Особое значение во многих случаях приобретают результаты проведения таких следственных действий, как обыск и выемка, в ходе которых можно получить неопровержимые доказательства вины конкретных лиц. Вместе с тем ошибки при их производстве могут способствовать признанию доказательств, полученных с их помощью, недопустимыми, что повлечет за собой уход виновных от ответственности. Обыском в криминалистике называется процессуальное действие, содержанием которого является принудительное обследование помещений, сооружений, участков местности и транспортных средств, отдельных граждан в целях отыскания и изъятия скрываемых доказательств преступления, документов, ценностей, нажитых преступным путем, а также розыска лиц, трупов <1>. -------------------------------- <1> См.: Аверьянова Т. В., Белкин Р. С., Корухов Ю. Г., Россинская Е. Р. Криминалистика: Учебник для вузов / Под ред. заслуженного деятеля науки России профессора Р. С. Белкина. М.: Издательство "Норма", 2000. С. 572.

Выемкой является следственное действие, состоящее в истребовании и изъятии у какого-либо лица либо учреждения предметов или документов, имеющих значение для дела <2>. -------------------------------- <2> См.: Криминалистика: Учебник / Под общей ред. А. Г. Филиппова. М.: Высшее образование, 2009. С. 404.

Данные следственные действия при расследовании мошенничеств, совершенных военнослужащими с использованием своего служебного положения, производятся, как правило, после проведения осмотра места происшествия и допроса специалистов той сферы (горюче-смазочные материалы, продовольствие, ракетно-артиллерийское вооружение и т. п.), в которой совершено хищение. Это связано с тем, что перечень орудий совершения преступления, предметов и документов, позволяющих установить механизм мошенничества и причастных лиц, становится известным преимущественно после производства названных следственных действий. Обыск по делам данной категории преступлений проводится преимущественно по месту жительства подозреваемых, в их служебных кабинетах, складах и других помещениях, информацию о которых предоставляет оперативное подразделение. В ходе обыска подлежат изъятию такие объекты, как орудия преступления, предметы и документы, характеризующие механизм совершения мошенничества, денежные средства, автомобили, банковские карты, сотовые телефоны, имущество, нажитое преступным путем. В ходе изучения уголовных дел <3> о мошенничествах рассматриваемой категории была установлена такая особенность обыска, как иногда возникающая в ходе его производства необходимость отыскания и изъятия объектов (предметов, документов), содержащих государственную, а также иную охраняемую законом тайну (коммерческую, банковскую и др.). Кроме того, данные документы могут быть обнаружены случайно в ходе проведения обыска. -------------------------------- <3> Всего были изучены материалы 190 уголовных дел, оконченных производством, расследованных следователями Военно-следственного управления Следственного комитета при Прокуратуре России по Северо-Кавказскому военному округу и Следственного отдела УФСБ России по СКВО (включающему Волгоградский, Астраханский, Владикавказский РСО-А, Дагестанский, Ставропольский гарнизоны), а также опрошены оперативные работники и следователи УФСБ России по СКВО, следователи ВСУ СК при Прокуратуре РФ по СКВО.

Необходимо отметить, что по изученным уголовным делам рассматриваемой категории обыск и выемка производились в 98% случаев, из них в 17% случаев это было связано с изъятием объектов, содержащих сведения, составляющие охраняемую законом тайну (государственную и иную). Вопросы защиты сведений, являющихся государственной тайной, в России регламентированы Федеральным законом "О государственной тайне" <4>. Действующий Уголовно-процессуальный кодекс России также содержит особенности производства некоторых процессуальных действий, затрагивающих государственную тайну. -------------------------------- <4> См.: Федеральный закон от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ).

УПК России регламентирует действия следователя в случае необходимости производства выемки документов, содержащих государственную и иную охраняемую законом тайну. Согласно ст. 183 УПК, в таком случае необходимо получение судебного решения. Что же касается обыска, то подобных положений в Кодексе не содержится. Согласно тактическим правилам производства обыска, все обнаруженные объекты должны предъявляться понятым сначала в статическом состоянии (т. е. в месте их непосредственного обнаружения), а затем и в динамике (т. е. необходимо их взять, осмотреть и предъявить присутствующим). Кроме того, в протоколе обыска в соответствии с ч. 13 ст. 182 УПК России необходимо их подробное описание ("...количество, мера, вес, индивидуальные признаки"). Однако в таком случае при обнаружении указанных категорий предметов возможно разглашение сведений, составляющих государственную тайну. Таким образом, очевидно, что задачей следователя при обнаружении рассматриваемых объектов является недопустимость восприятия лицами, не имеющими допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, такой информации, а также обеспечение неразглашения информации, составляющей иную охраняемую законом тайну. В связи с изложенным целесообразным представляется предложить следующую тактику действий следователя. В случае если в ходе обыска планируется обнаружение документов, содержащих государственную тайну, на подготовительной стадии данного следственного действия необходимо позаботиться об участии специалиста в сфере защиты государственной тайны. В качестве понятых и иных участников необходимо привлечь лиц, имеющих допуск соответствующей формы к таким сведениям. Кроме того, если обыск планируется в воинской части, приглашать названных участников следственного действия необходимо из другой воинской части, чтобы исключить заинтересованность данных лиц в исходе следствия. В случае если в ходе обыска незапланированно были обнаружены документы, содержащие информацию, отнесенную к государственной тайне, следователь должен огласить всем участникам, что обнаружен документ, который содержит государственную тайну, и, не раскрывая его содержания, огласить реквизиты, продемонстрировать количество листов, гриф секретности и чем он заканчивается (два-три слова). После этого данный документ необходимо упаковать таким образом, чтобы не просматривалось его содержание, изъять, а затем произвести его осмотр с участием надлежащих лиц. При этом также необходимо взять подписки о неразглашении данных предварительного расследования с лиц, участвовавших в таком обыске. В случае если сведения, составляющие государственную тайну, были восприняты иными лицами, не имеющими допуска (например, родственниками подозреваемого, обвиняемого, участниками обыска), то указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем с них берется соответствующая расписка. Характеризуя выемку, следует отметить, что ее задачи и цели также направлены на изъятие перечисленных выше предметов и документов, имеющих значение для дела. Разница лишь в том, что выемка производится в случае, когда установлен предмет и его точное место нахождения. Учитывая специфику военной среды, можно выделить следующие сложности, с которыми сталкивается следователь при производстве выемки. Во-первых, такие сложности аналогичны встречающимся при обыске (когда в интересующих следствие предметах и документах, подлежащих выемке, могут содержаться сведения, составляющие государственную, а также коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну). Во-вторых, предметы и документы, имеющие важное значение для уголовного дела, могут находиться как в различных коммерческих структурах, так и в воинских формированиях в ведении заинтересованных лиц, которые могут уничтожить названные объекты. Для преодоления отмеченных сложностей можно предложить следующую тактику действий следователя. Так, в ситуации, когда необходимо проводить выемку предметов и документов, содержащих государственную тайну, лица, присутствующие при ее производстве (понятые, оперуполномоченный и др.), должны иметь допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. В противном случае следователь как должностное лицо, ответственное за производимое следственное действие, может быть привлечен к уголовной ответственности за разглашение государственной тайны в случае, если такая информация будет воспринята лицами, допуска к ней не имеющими. Единственным лицом, которое без допуска может присутствовать в ходе выемки предметов и документов с информацией секретного характера, является адвокат. В этом случае следователь берет с него расписку о неразглашении сведений, составляющих государственную тайну, в порядке, установленном ст. 21.1 Федерального закона "О государственной тайне". При необходимости производить выемку документов, составляющих банковскую или коммерческую тайну, требуется получение судебного решения (как и при выемке документов, содержащих государственную тайну). Хранителями означенной информации, содержащей коммерческую и банковскую тайну, являются коммерческие организации различных форм собственности и банковские учреждения, которые обязаны предоставлять интересующие следствие сведения и документы в установленном законом порядке. К названным сведениям относится информация о страховании вкладов, об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов, о кредитах и т. д. Свое отражение такие сведения находят в виде номеров счетов, счетах-фактурах, накладных, договоров, различных актов и других документов. Следует отметить, что указанные сведения, полученные в нарушение установленного законом порядка (без судебного решения иным способом - халатность военнослужащего части, сотрудника фирмы или банка, а в некоторых случаях как специфический результат оперативно-розыскной деятельности), будут признаны недопустимым доказательством по делу. При необходимости производства выемки интересующих следствие документов, находящихся в коммерческих организациях, стоит отметить ту особенность, что даже в случае уничтожения таких документов есть возможность восстановить их через налоговые органы и другие фирмы. Что же касается выемки в воинских частях у заинтересованных в исходе дела лиц, необходимо учитывать тот фактор, что названные объекты могут быть уничтожены и восстановить их не представится возможным. Таким образом, выемка вышеуказанных предметов и документов должна быть своевременной и осуществляться в обязательном взаимодействии с оперативным подразделением, которое должно в рамках сопровождения уголовного дела обеспечить свободный доступ на объект и сохранность интересующих следствие сведений. Во избежание возможности уничтожения интересующих следствие документов целесообразным представляется предложить следующую тактику действий следователя и оперативных работников. Так, еще на стадии доследственной проверки, предусматривая возможность уничтожения таких документов, оперативникам необходимо изъять их в соответствии с ч. 5 ст. 6 и ч. 1 ст. 15 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" <5>. После этого следователь уже после возбуждения уголовного дела, проводя выемку, изымает данные документы у оперативников. Существует и другой вариант. Оперативники, изъяв в отмеченном выше порядке интересующие документы, по миновании надобности возвращают их по принадлежности, а уведомленный об этом следователь тут же производит выемку у соответствующих должностных лиц. Данный вариант действий, на наш взгляд, представляется более предпочтительным, так как во многих случаях оперативные работники допускают при изъятии документов различные нарушения, что в дальнейшем может повлечь признание результатов таких действий недопустимыми доказательствами по делу. Таким образом, представляется, что названные способы действий позволят сохранить документы с интересующими следствие сведениями, что будет способствовать установлению механизма мошенничества и определению круга причастных к его совершению лиц. -------------------------------- <5> См.: Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (с изменениями от 18.07.1997, 21.07.1998, 05.01.1999, 30.12.1999, 20.03.2001, 10.01.2003, 30.06.2003, 29.06.2004, 22.08.2004, 02.12.2005, 24.07.2007, 24.07.2007, 29.04.2008, 25.12.2008, 26.12.2008).

Общей особенностью подлежащих изъятию в ходе обыска и выемки объектов является то, что таковыми по изученным уголовным делам в 95% случаев являлись машинные носители информации. Изымать их целесообразно с участием специалиста в сфере высоких технологий, так как при некорректном с ними обращении файлы с электронными документами могут быть утеряны. Такой специалист поможет следователю сохранить обнаруженную информацию, не допустит ее уничтожения, определит время работы с документом и т. п. При наличии на данных носителях информации, возможно содержащей государственную тайну, необходимо также участие специалиста в сфере защиты государственной тайны. Такой специалист привлекается для того, чтобы оценить, действительно ли обнаруженная информация содержит государственную тайну, и чтобы не допустить разглашения таковой. По завершении рассмотренных следственных действий составляется протокол, в котором требуется составить подробный перечень изъятых предметов и документов с указанием их индивидуальных признаков и особенностей. На практике встречаются случаи, когда следователь составляет протокол, не идентифицируя изъятые предметы и документы. Впоследствии это приводило к признанию данного следственного действия недопустимым либо к невозможности сделать окончательный вывод по результатам ревизии или экспертизы. После составления протокола все лица, участвовавшие в данном следственном действии, должны ознакомиться с его содержанием. Изъятые предметы и документы целесообразно рассортировать по группам (составляющие государственную или банковскую тайну, машинные носители информации и т. д.) и расположить в хронологическом порядке, указав это в протоколе. Затем данные предметы и документы упаковываются и фиксируются бирками с оттисками печатей, подписями следователя, понятых таким образом, чтобы изъятое невозможно было извлечь, не нарушив целостность упаковки. Надеемся, что рассмотренные особенности производства обыска и выемки при расследовании мошенничества, совершенного военнослужащими с использованием своего служебного положения, и предложенные тактические рекомендации помогут производить данные следственные действия с максимальной эффективностью.

Название документа