Оказание услуг по передаче электрической энергии в договоре энергоснабжения не гарантировано

(Рецлов С. О.) ("Юрист", 2008, N 4) Текст документа

ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ПО ПЕРЕДАЧЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ В ДОГОВОРЕ ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ НЕ ГАРАНТИРОВАНО

С. О. РЕЦЛОВ

Рецлов С. О., аспирант кафедры гражданского права юридического факультета Южного федерального университета.

Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. N 530 <1> (далее также - Правила розничных рынков, ПРР), ввели новое нормативное регулирование договора энергоснабжения. В соответствии с этим договором гарантирующий поставщик должен выполнить для обратившегося к нему потребителя минимум два условия: продать электрическую энергию и оказать услугу по ее передаче. В тех случаях, когда в роли гарантирующего поставщика выступает энергоснабжающая организация или сетевая организация, это не вызывает дополнительных сложностей. Однако при разграничении сбытовой деятельности и деятельности по передаче электрической энергии гарантирующим поставщикам запрещено иметь в собственности или на ином законном основании электрические сети, поэтому они не могут осуществлять передачу энергии для своих потребителей самостоятельно. Для этого им необходимо заключить соответствующий договор с сетевой организацией в порядке, установленном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (далее также - Правила доступа к услугам по передаче электроэнергии, ПНДУП) <2>. Данный вывод подтверждается п. 6 ПРР. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2006. N 37. Ст. 3876. <2> Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям" (с изменениями от 31 августа 2006 г.) // СЗ РФ. 2004. N 52 (часть 2). Ст. 5525.

Понятно, что гарантирующий поставщик может заключить договор оказания услуг по передаче электрической энергии для обеспечения договора энергоснабжения только тогда, когда законодательством предусмотрено четкое согласование процедур заключения этих договоров. В силу этого необходимо сопоставить условия заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии, установленные в Правилах доступа к услугам по передаче электроэнергии, и условия заключения договора энергоснабжения, изложенные в Правилах розничных рынков. Основания для отказа в заключении договора оказания услуг по передаче включены в основания для отказа в заключении договора энергоснабжения только частично. В Правилах доступа к услугам по передаче электроэнергии имеется только одно условие, совпадающее с условиями Правил розничных рынков, - отсутствие технологического присоединения к электрическим сетям сетевой организации (пп. "в" п. 24 ПНДУП и абз. 1 п. 61 ПРР). Отсутствие договора об оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению (пп. "а" п. 24 ПНДУП) является основанием для отказа заключения договора об оказании услуг по передаче электрической энергии для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью. Поскольку договоры с ФСК заключаются на оптовом рынке электрической энергии, то отсутствие этого основания в п. 61 Правил розничных рынков логично. Что же касается отказа сетевой организации от оказания услуг по передаче электроэнергии при отсутствии технической возможности, обусловленной существующими условиями технологического присоединения (пп. "б" п. 24 ПНДУП), то в п. 61 Правил розничных рынков такое основание отсутствует. Пункт 18 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии, указывающий на требуемые сведения для заявки на заключение договора возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии, и пункт 62 Правил розничных рынков, содержащий набор условий, которые необходимо подтвердить при заключении договора энергоснабжения, сформулированы разными способами. Для договора оказания услуг по передаче электроэнергии перечень представляемых сведений максимально конкретизирован. В нем точно перечислены документы и детальные характеристики энергопринимающих устройств (см. п. 18 ПНДУП). В договоре энергоснабжения этот набор условий имеет обобщенный и весьма неопределенный характер. Потребитель, выполнив пункт 62 ПРР, может не представить сведения, которые могут понадобиться для заключения договора оказания услуг по передаче электроэнергии в его интересах. Далее обратим внимание на следующее. В Правилах розничных рынков установлено, что условие об оказании услуги по передаче электрической энергии входит в предмет договора энергоснабжения (см. абз. 1 п. 6 ПРР). В соответствии со ст. 432 ГК договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Отсюда следует, что договор энергоснабжения не может считаться заключенным, пока сторонами не согласовано условие о передаче электроэнергии. На наш взгляд, данное условие можно признать согласованным только после того, когда гарантирующий поставщик заключит договор с сетевой организацией. Однако в абз. 2 п. 6 Правил розничных рынков установлено, что гарантирующий поставщик урегулирует отношения, связанные с передачей электрической энергии для надлежащего исполнения договоров энергоснабжения, следовательно, договор оказания услуг по передаче электроэнергии должен быть заключен уже после договора энергоснабжения. В то же время в п. 11 Правил розничных рынков указано, что обязательным условием оказания услуг по передаче является наличие заключенного покупателем и продавцом электрической энергии договора купли-продажи (поставки) электрической энергии <3>. Как видно, ссылки на обязательное наличие заключенного договора энергоснабжения для оказания услуги по передаче электроэнергии в данной ситуации не предусмотрено, что можно трактовать как возможность заключать договор оказания услуг по передаче электроэнергии до заключения договора энергоснабжения. -------------------------------- <3> При этом необходимо помнить, что в соответствии с п. 23 ПНДУП момент начала оказания услуги по передаче электрической энергии и момент исполнения договора купли-продажи электроэнергии совпадают.

Как бы то ни было, если гарантирующий поставщик предпримет попытку заключить договор оказания услуг по передаче энергии до заключения договора энергоснабжения, то, исходя из процедур заключения договора энергоснабжения (п. 63 ПРР) и договора оказания услуг по передаче электроэнергии (пп. 20 - 23 ПНДУП), будет иметь место следующая ситуация. Гарантирующий поставщик, получив заявление от покупателя, в один день рассматривает представленные документы и доставляет в сетевую организацию заявление о заключении договора оказания услуг по передаче электроэнергии, с приложением всех необходимых документов (отметим, не направляет, а именно доставляет в сетевую организацию!). Если сетевая организация полностью воспользуется предоставленным ей в соответствии п. 20 ПНДУП 30-дневным сроком для направления проекта договора, то гарантирующий поставщик должен в последний день получить направленный из сетевой организации договор оказания услуг по передаче электрической энергии, составить на его основании проект договора энергоснабжения и направить его покупателю. Однако, если сетевая организация обнаружит, что сведения, указанные в пп. "а" п. 18 ПНДУП, представлены не полностью, что, как уже было отмечено, весьма вероятно, то срок заключения договора оказания услуг по передаче в соответствии с п. 21 ПНДУП увеличится как минимум на 6 дней, что повлечет за собой абсолютную невозможность для гарантирующего поставщика своевременно заключить договор энергоснабжения. Таким образом, урегулировать вопрос о передаче электроэнергии путем заключения соответствующего договора в интересах покупателя до истечения срока, отведенного для заключения договора энергоснабжения, практически неосуществимо. Итак, правила заключения договора энергоснабжения и договора оказания услуг по передаче электроэнергии недостаточно согласованы. Представляется, что в Правила розничных рынков и Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии необходимо внести изменения, направленные на приведение в соответствие особенностей заключения этих договоров.

------------------------------------------------------------------

Название документа