Доступ к правосудию как правовое явление

(Мирза Л., Смородинова А. Г.) ("Российский судья", 2009, N 2) Текст документа

ДОСТУП К ПРАВОСУДИЮ КАК ПРАВОВОЕ ЯВЛЕНИЕ

Л. МИРЗА, А. Г. СМОРОДИНОВА

Мирза Л., кандидат юридических наук, научный сотрудник сектора проблем правосудия Института государства и права РАН.

Смородинова А. Г., доцент кафедры уголовного процесса Московского университета МВД России, кандидат юридических наук.

Авторы статьи полагают, что законодательство России предоставляет всем равные возможности обращения в суд и с правовой точки зрения современное правосудие можно считать доступным, но только в определенной части. Полагаем, при написании статьи авторы опирались на отдельные источники, которые явно устарели, но указанное не снижает актуальности заявленной темы исследования.

Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и правосудии... Ас-Самарканди Мухаммед ибн Али (XII в.)

Стремление России к идеалам правового государства закономерно привело к закреплению в ее Конституции положения о приоритете прав и свобод человека и гражданина, неотъемлемость которых означает невозможность их нарушения или ограничения самим государством. Образ Фемиды - богини правосудия, внушающей мысль о том, что охраняемый ею порядок обязателен для всех, защита предоставляется каждому, чьи права нарушены, а наказание за такие нарушения - неотвратимо, должен стоять у истоков государства, воспринимаемый как символ справедливости не только суда, но и демократического государства в целом. Доступное правосудие - это одно из серьезнейших достижений цивилизации, основополагающее благо, обеспечивающее своим гражданам правовое государство. Данте Алигьери писал: "Всюду, где может возникнуть раздор, там должен быть и суд, иначе несовершенное существовало бы без того, что придает ему совершенство, а это невозможно" <1>. -------------------------------- <1> Грудцына Л. Ю. Судебная защита прав и свобод личности: теоретический аспект // Законодательство и экономика. 2003. N 8.

Следует также отметить, что оживление социальной жизни, ее интенсивность, экономический подъем, усиление деловых контактов и связей повлекли большую обращаемость граждан в суды для регулирования их правоотношений. Трудно представить, что в советский период граждане могли бы обжаловать незаконное решение в суд. Партийный работник мог обратиться "за правдой" только в вышестоящие партийные учреждения, руководители и сотрудники могли обжаловать вопрос об увольнении не в судебном, а в административном порядке, обратившись к более высокому начальству <2>. Нельзя было в судебном порядке обжаловать решение многих административных лиц, например решение комиссии по делам несовершеннолетних о помещении подростка в специальную школу, решения по вопросам предоставления жилья, принудительного помещения в психиатрическую больницу и т. д. <3>. Несомненно, прогрессом можно назвать тот факт, что сейчас фактически любой правовой спор может быть рассмотрен в суде и любой гражданин имеет право на доступ к правосудию. -------------------------------- <2> См.: Попова А. Д. Доступность судопроизводства как фактор формирования гражданского общества: история и современность // Администратор суда. 2007. N 3. <3> См.: Радченко В. И. Судебная реформа в Российской Федерации: некоторые теоретические и практические проблемы. М.: Юридический дом "Юстицинформ", 1999. С. 12.

Суд защищает индивида от произвола и беззакония, посягательств на его жизнь и свободу, являясь важнейшей и цивилизованной гарантией реального соблюдения прав человека в его взаимоотношениях с властью. Именно суд олицетворяет истинное право, истинную справедливость. Не случайно в некоторых иностранных языках понятия "правосудие" и "справедливость" обозначают одним и тем же словом. Чем выше роль, авторитет суда и правосудия в целом, чем большей самостоятельностью и независимостью пользуется суд по отношению к представительным органам и органам управления, тем выше уровень законности и демократии, тем надежнее защищены от возможных посягательств права и свободы граждан. В начале века мы стояли у истоков понимания доступа к правосудию в государстве Российском, разрабатывали концепцию становления данного принципа в нашем государстве... В то время интерес к данному правовому явлению начинал только зарождаться, опираясь на общепринятые международные нормы и правовые стандарты. Прошло шесть лет. Проблемы реализации критериев законодательного и практического применения доступа к правосудию и воплощения его в действительность взволновали российскую общественность. Тенденцию стремительного расширения доступа граждан к правосудию обсуждают на правительственном уровне, ей посвящается множество научных трудов, свое отражение она периодически находит в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации, Европейского суда по правам человека. Можно сказать, что о доступе к правосудию, доступе к суду заговорили... На последнем Съезде судей 2 декабря 2008 г. Д. Медведев не раз отмечал важность обеспечения доступа граждан к правосудию и к информации судов. Конечно, в целях создания более благоприятных условий доступа граждан к правосудию очень много сделано за последние годы. В России принята Концепция Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2011 годы <4>, доступность правосудия в которой занимает главенствующее положение. Программа направлена на дальнейшее продвижение судебной реформы в Российской Федерации, которая предусматривает формирование самостоятельной и независимой судебной власти как одной из ветвей власти государственной в Российской Федерации. Так, целями программы обозначены: повышение эффективности и качества осуществления правосудия; совершенствование судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций, а основными задачами - обеспечение открытости и прозрачности правосудия; повышение доверия к правосудию, в том числе за счет повышения эффективности и качества рассмотрения дел; создание необходимых условий для осуществления правосудия, обеспечение его доступности; обеспечение независимости судей; повышение уровня исполнения судебных актов. -------------------------------- <4> См.: распоряжение Правительства РФ от 4 августа 2006 г. N 1082-р "О Концепции Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2011 годы" // СПС "КонсультантПлюс".

В соответствии с Концепцией в качестве одной из главных целей, сформулированных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, определено построение в стране развитого гражданского общества и устойчивой демократии, позволяющей в полной мере обеспечить права человека, гражданские и политические свободы. Исходя из этого расширение сфер судебной защиты прав и свобод граждан, совершенствование судопроизводства, повышение доступа к правосудию, приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с современными международными стандартами провозглашены основными задачами судебно-правовой реформы, которая является неотъемлемой частью последовательно проводимого демократического процесса в России. Большинство разделов Программы посвящено внедрению высоких технологий в судейскую жизнь. К слову, когда дело касается применения новейших систем, российские суды не только не отстают, но порой и опережают развитые страны. Федеральная целевая программа предусматривает создание единой системы видеоконференцсвязи. Во всех судах общей юрисдикции должна быть окончательно внедрена автоматизированная система ГАС "Правосудие". "Эта уникальная система позволит создать единое информационное пространство правосудия, - рассказали в Судебном департаменте Верховного Суда. - Она сформирует единую информационную технологию судопроизводства и судебной статистики, поможет оперативно готовить документы в процессе подготовки дел к слушанию, обеспечит быстрый доступ судей и граждан к самой актуальной и точной информации по действующему законодательству и правоприменительной практике" <5>. -------------------------------- <5> Из выступления В. Лебедева // Российская газета. 2006. N 4097. 21 июня.

В рамках реализации Программы Верховным Судом Российской Федерации внесен законопроект "Об обеспечении прав граждан и организаций на информацию о судебной деятельности судов общей юрисдикции в Российской Федерации", направленный на повышение прозрачности правосудия. Идет речь о внедрении высоких технологий в судейскую жизнь, электронного правосудия в рамках принятия Федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)". В марте 2007 г. Государственной Думой принят, правда только в первом чтении, законопроект N 386525-4 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", обсуждается принятие закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации". На парламентских слушаниях обсуждается проблема о законодательном обеспечении реализации Национального плана по противодействию коррупции. Несмотря на тенденцию стремительного расширения доступа граждан к правосудию, остается ряд серьезных проблем, требующих своего незамедлительного разрешения. Проблема обеспечения свободного и равного доступа граждан к правосудию была названа самой болезненной точкой на парламентских слушаниях 17 октября 2008 г.: "Для обеспечения справедливости и доступности правосудия для всех граждан необходимо повышение оперативности рассмотрения дел в судах, а также сокращение категорий лиц, в отношении которых применяется особый порядок судопроизводства, то есть категорий лиц с особым правовым статусом. У нас этот список невероятно широк" <6>. -------------------------------- <6> Стенограмма парламентских слушаний Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности на тему "О законодательном обеспечении реализации Национального плана по противодействию коррупции" // http://council. gov. ru/kom_home/kom_safe.

Современное состояние судебной системы до сих пор позволяет говорить о затрудненности доступа граждан к правосудию. Действующая в стране система судов и судебные процедуры нуждаются в обеспечении доступа к правосудию как пострадавших от преступлений и должностных злоупотреблений, так и обвиняемых, считающих себя невиновными. Судебная система далеко не всегда позволяет этим лицам в полной мере использовать предоставленное им Конституцией право на обращение в суд для отстаивания своих прав. До сих пор не преодолено непонимание того, что в правовом государстве судебная власть в состоянии выполнять свою общественную миссию только при условии сохранения в обществе очень высокой степени доверия как к суду в целом, так и к судьям в частности. В рейтинге доверия основным политическим и государственным институтам судебная система занимает лишь 9 - 10-е места из 14 <7>. Общественное мнение (до 80%) считает, что суд у нас так и не стал институтом, способным защитить право <8>. В то время как руководители судебной власти еще на V Всероссийском съезде судей 2000 г. заявляли о том, что в России появилась полноценная судебная власть. -------------------------------- <7> См.: СМИ. ru - по нитке, судам - двойка. Аналитический отчет по теме "Отношение россиян к судам и судебной системе" по результатам социологического опроса ВЦИОМ // Судья. 2005. N 1. С. 56 - 60. <8> См.: Римский В. Л. Обзор социологических исследований судебной системы России, выполненных в период с конца 1991 года по настоящий момент. М., 2007.

Подводя итог, можно смело заявить, что современное законодательство предоставляет всем равные возможности обращения в суд и с правовой точки зрения современное правосудие можно считать доступным. Однако только с правовой... Поэтому вновь и вновь следует задаваться вопросом, что же достигнуто в реализации провозглашенного принципа "доступ к правосудию"? Насколько доступен реально стал суд для человека и гражданина в конце первого десятилетия XIX в.? Каковы практические возможности применения продекларированного права? Насколько государство в лице его уполномоченных органов обеспечивает доступность суда?

Название документа