Секретная надбавка
(Мошкович М.)
("ЭЖ-Юрист", 2009, N 9)
Текст документа
СЕКРЕТНАЯ НАДБАВКА
М. МОШКОВИЧ
Мария Мошкович, газета "ЭЖ-Юрист".
Решением суда ОАО обязали выплатить работнику надбавку за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, за период с 01.01.95 по 31.03.2006 (материалы дела прилагаются). Данный работник работал на основании бессрочного трудового договора, имел вторую форму допуска к работе со сведениями, составляющими гостайну, но не был включен в приказ о выплате таких надбавок. Его должностная инструкция работы с гостайной не предусматривала.
Между тем в соответствии с Законом "О государственной тайне", с Постановлением Правительства РФ от 14.10.94 N 1161 и разъяснениями Минтруда данная надбавка выплачивается работникам при соблюдении двух условий: наличие допуска и приказа руководителя, которым определен круг лиц, допущенных к работе со сведениями, составляющими гостайну, на постоянной основе.
Что означает "работа со сведениями, составляющими гостайну, на постоянной основе"? Считается ли работник, заключивший бессрочный трудовой договор, имеющий допуск, но не включенный в приказ, работающим с такими сведениями на постоянной основе? Обязан ли руководитель включать такого работника в приказ только на том основании, что у него есть форма допуска, и выплачивать ему надбавку?
ОАО ААК "Прогресс", г. Арсеньев Приморского края
Постановление Правительства РФ от 14.10.94 N 1161 "О порядке и условиях выплаты процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне" в настоящее время утратило силу. С 1 января 2007 года его заменило Постановление Правительства РФ от 18.09.2006 N 573 "О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны".
Однако поскольку спорные отношения приходятся на период 1995 - 2006 годов, то при ответе на вопрос мы будем руководствоваться Постановлением N 1161 и разъяснением к нему Минтруда России "О порядке выплаты процентных надбавок должностным лицам и гражданам, допущенным к государственной тайне" (утверждено Постановлением Правительства РФ от 23.12.94 N 84).
Пункт 1 Постановления N 1161 устанавливает, что надбавка за работу со сведениями, составляющими гостайну, выплачивается работникам, допущенным к гостайне на постоянной основе. Для выплаты этой надбавки необходимы оформленный допуск и решение руководителя организации.
Таким образом, формальным основанием для выплаты надбавки действительно является выполнение одновременно двух условий - наличие допуска и приказа руководителя.
При этом само по себе оформление работнику допуска к сведениям соответствующей степени секретности не означает, что он будет постоянно работать с секретными сведениями, и не обязывает работодателя непременно включить его в утверждаемый приказом перечень лиц, допущенных к работе с гостайной. Также не имеет определяющего значения и факт заключения бессрочного трудового договора.
Основанием для получения надбавки является возложение на работника обязанности постоянно работать с секретными сведениями. Что понимать под такой постоянной работой, в Постановлении не определено. По разъяснению Минтруда, допущенными к гостайне на постоянной основе считаются граждане, имеющие допуск к сведениям соответствующей степени секретности, на которых решением руководителя предприятия возложена обязанность постоянно работать со сведениями, составляющими гостайну, в силу своих должностных (функциональных) обязанностей.
При этом под постоянной работой со сведениями, составляющими гостайну, следует понимать работу с этими сведениями независимо от порядка и условий их получения (в виде письменного документа, при использовании технических средств, в процессе обучения и др.), а также ее продолжительности и периодичности в течение года.
Из изложенного следует, что "постоянность" работы с секретными сведениями устанавливается работодателем исходя из содержания обязанностей работника, предусмотренных трудовым договором, должностной инструкцией и другими локальными нормативными актами, что отражается в соответствующем приказе руководителя. Однако в случае возникновения спора между работодателем и работником такие формальные основания, как содержание трудовой документации и наличие приказа руководителя, не имеют принципиального значения. Орган, рассматривающий спор, должен установить факты, а они могут быть подкреплены любыми доказательствами.
В отношениях работник - работодатель стороной, обладающей властными полномочиями, безусловно, является работодатель. Но злоупотребление этими полномочиями не может лишить работника возможности защитить свои права - для этого и существует суд.
Предположим, работник трудится во вредных условиях, а работодатель не отразил этого факта в документах и не предоставляет полагающиеся работнику компенсации и льготы. Или работник фактически допущен к работе, а приказ и трудовой договор не оформлены. Ведь не может же подобное несоблюдение формальностей означать, что работник никогда не получит полагающуюся ему оплату труда.
Как следует из присланных автором вопроса судебных актов, суды всех трех инстанций, изучив представленные работником доказательства, сочли установленным тот факт, что работник действительно в течение многих лет постоянно работал с секретными сведениями и потому имел право на получение надбавки.
Не комментируя решения судов по сути, хотим обратить внимание на то, что судьи руководствовались фактическими обстоятельствами дела, а отнюдь не наличием формы допуска и бессрочным трудовым договором.
К публикации подготовила Наталья Завойкина,
газета "ЭЖ-Юрист"
Название документа
Вопрос: Какой порядок оформления дорожно-транспортного происшествия?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009)
Текст документа
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
Вопрос: Какой порядок оформления дорожно-транспортного происшествия?
Ответ: Понятие дорожно-транспортного происшествия (далее - ДТП) определено в п. 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (далее - Правила дорожного движения), и означает событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
В соответствии с п. 2.5 Правил дорожного движения водитель транспортного средства, причастный к ДТП, обязан:
немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещая предметы, имеющие отношение к происшествию;
принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызвать "скорую медицинскую помощь", а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и вернуться к месту происшествия;
освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;
сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников милиции.
Если в результате ДТП нет пострадавших, водители при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося могут прибыть на ближайший пост дорожно-патрульной службы или в орган милиции для оформления происшествия, предварительно составив схему происшествия и подписав ее.
Следует отметить, что за невыполнение указанных действий водитель несет административную ответственность, предусмотренную ст. 12.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а в случае неоказания помощи лицу, находящемуся в опасном для жизни или здоровья состоянии, - и уголовную ответственность, предусмотренную ст. 125 Уголовного кодекса РФ. Кроме того, отсутствие данных о ДТП осложнит процедуру выяснения обстоятельств ДТП (установление виновных лиц, размера причиненного ущерба и т. п.).
Помимо указанных выше требований, водитель обязан выполнить действия, предусмотренные законодательством об обязательном страховании автогражданской ответственности. Порядок действий при наступлении страхового случая предусмотрен разделом VII Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 263 (далее - Правила ОСАГО).
Водитель, виновный в ДТП, обязан:
сообщить другим участникам ДТП, намеренным предъявить требование о возмещении вреда, сведения о договоре обязательного страхования, в том числе номер страхового полиса обязательного страхования, а также наименование, адрес и телефон страховой компании, являющейся страховщиком ответственности владельца транспортного средства;
заполнить бланк извещения о ДТП, выданный страховой компанией, независимо от оформления извещения о ДТП сотрудниками милиции и не позднее 15 рабочих дней после ДТП представить его страховой компании;
уведомить своего страховщика о наступлении страхового случая.
В том случае, если водитель является потерпевшим, он обязан совершить следующие действия:
при первой возможности уведомить страховую компанию, застраховавшую риск гражданской ответственности причинителя вреда, о наступлении страхового случая;
представить страховой компании, застраховавшей риск гражданской ответственности причинителя вреда, свой бланк извещения о ДТП или единый, заполненный совместно с другими участниками ДТП, бланк извещения;
подать заявление о страховой выплате. К заявлению прилагается справка о ДТП, выданная органами милиции (форма утверждена Приказом МВД от 25.09.2006 N 748), копии протокола об административном правонарушении, постановления по делу об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (в случаях, предусмотренных законодательством РФ);
при причинении вреда имуществу представить поврежденное имущество или его остатки для проведения осмотра и (или) организации независимой экспертизы (оценки) в целях выяснения обстоятельств причинения вреда и определения размера подлежащих возмещению убытков либо представить результаты независимой экспертизы, проведенной по своей инициативе.
Указанные действия водитель производит с целью получения страхового возмещения.
Р. В.Латыпова
Заместитель директора Департамента
группы компаний "Телеком-Сервис ИТ",
ЗАО "ТЛС-ГРУП",
Региональный информационный центр
сети "КонсультантПлюс"
Название документа