Санкции ничтожности и действительности

(Мягких А. И.) ("Юрист", 2008, N 4) Текст документа

САНКЦИИ НИЧТОЖНОСТИ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

А. И. МЯГКИХ

Мягких А. И., аспирантка кафедры гражданско-правовых дисциплин Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина.

Государство, устанавливая правовые нормы, предписывает и порядок их исполнения, соблюдения, применения. Порядок реализации правовых норм в случае неисполнения обеспечивается определенным видом санкций: отрицательными санкциями ничтожности <1>, в случае соблюдения - положительными санкциями действительности <2>. В обоих случаях санкции направлены на обеспечение соблюдения установленного порядка поведения посредством стимулирования и предупреждения. Выбирая ту или иную линию поведения, субъект права ориентируется на результат своих действий. Существование санкций ничтожности и санкций действительности как результат действий субъекта помогает ему в определении варианта поведения. -------------------------------- <1> См.: Сатина Э. А. Основные аспекты правового санкционирования: Дис. ... канд. юр. наук. Тамбов, 2001. С. 109; Краснов А. В. Правовые санкции в экономической сфере: Теоретический и цивилистический аспекты. Казань, 2003. <2> Термин впервые введен и используется автором.

Санкции ничтожности обеспечивают заинтересованной стороне правовое состояние - через признание деяний недействительными. Существование санкций ничтожности признается не всеми правоведами. В частности, О. Э. Лейст считает, что применение санкции не может быть следствием правомерного поведения, совершенного в противоречии с установленной формой совершения юридически значимых действий <3>. По мнению Э. А. Сатиной, узкое понимание санкций, связанных только с правонарушениями, необоснованно, поскольку санкции представляют собой более широкую группу мер, выраженных в нормативно-правовых актах, направленных на обеспечение выполнения диспозиции правовых норм <4>. Обеспечение порядка соблюдения гражданско-правовых норм посредством применения государственного принуждения встречается редко, в большинстве случаев они обеспечиваются санкциями ничтожности - признанием деяний недействительными. -------------------------------- <3> См.: Лейст О. Э. Санкции и ответственность по советскому праву. М., 1981. С. 64 - 65. <4> См.: Сатина Э. А. Основные аспекты правового санкционирования: Дис. ... канд. юр. наук. Тамбов, 2001. С. 109.

Санкции ничтожности обладают следующими свойствами: 1. Применение санкции ничтожности предписывается государством и закреплено в законе. 2. Санкция ничтожности, как и все юридические санкции, направлена на обеспечение соблюдения правовых норм. 3. Применение юридических санкций, в том числе и санкций ничтожности, связано с нарушением диспозиции правовой нормы. 4. Подобно негативным юридическим санкциям, санкции ничтожности представляют собой неблагоприятные последствия для лица, по отношению к которому они применяются. 5. Осуществляются санкции ничтожности независимо от воли лица, к которому применяются, при участии (прямом или косвенном) государства. 6. Так же как и все юридические санкции, санкции ничтожности выражают оценку поведения лица, на которое направлены. Таким образом, можно утверждать, что меры ничтожности являются гражданско-правовыми санкциями, поскольку обладают всеми свойствами, присущими юридическим санкциям. Однако в отличие от большинства гражданско-правовых санкций неблагоприятного характера, связанных с правонарушением, основанием применения санкции ничтожности является не незаконный поступок, а нарушение определенной процедуры, регламентированной в правовой норме. Санкции ничтожности встречаются не только в гражданском, но и в уголовном, трудовом, налоговом праве. В качестве гражданско-правовых санкций ничтожности, обеспечивающих соблюдение норм гражданского права, можно назвать: отказ в регистрации прав на недвижимое имущество (ст. 20 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <5>), недействительность сделок с пороком формы (пп. 2, 3 ст. 162, ст. 165 ГК РФ) и другие. -------------------------------- <5> Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ, в редакции от 18.12.2006, "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (принят ГД ФС РФ 17.06.1997).

Наиболее ярко названные санкции представлены в процессуальных отраслях права. Гражданский процессуальный кодекс РФ <6> содержит следующие санкции ничтожности: отказ в принятии искового заявления (ст. 134 ГПК РФ), его возвращение (ст. 135 ГПК РФ), оставление без движения (ст. 136 ГПК РФ), отказ в принятии встречного иска (ст. 138 ГПК РФ) и т. д. Арбитражный процессуальный кодекс РФ также содержит санкции ничтожности, как-то: признание недействительным доказательства, полученного с нарушением федерального закона (п. 3 ст. 64 АПК РФ), возврат заявлений, жалоб, поданных по истечению процессуальных сроков (ст. 115 АПК РФ), оставление искового заявления без движения (ст. 128 АПК РФ) и другие. -------------------------------- <6> Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002), в редакции от 05.12.2006.

В правовой природе невозможно представить существование одних только отрицательных последствий деятельности субъекта в качестве санкций, а благоприятные последствия выносить за рамки предложенного деления. Позитивное и негативное присутствуют в содержании правовой санкции как взаимодействие противоположностей. В связи с этим полагаем необходимым ввести понятие "санкции действительности" как парной категории, противоположной по своему характеру санкции ничтожности. Можно утверждать, что наряду с санкциями ничтожности соблюдение формы, сроков, условий, порядка совершения юридически значимых действий обеспечивается и санкциями действительности - юридически значимыми правовыми последствиями выполнения определенных правил поведения. Достижение результата, на который рассчитывает лицо, соблюдая определенное правило поведения, и есть поощрительная санкция, выражающаяся в наступлении благоприятных для субъекта последствий выполнения правовых норм, определяющих порядок выполнения юридических действий, процедур. Так, в Арбитражном процессуальном кодексе закреплены следующие санкции действительности: принятие искового заявления к производству (ст. 127 АПК РФ), восстановление процессуальных сроков (ст. 117 АПК РФ) и т. д. В гражданском праве применяются такие санкции действительности, как: пролонгация договора на тех же условиях и на тот же срок, регистрация прав на недвижимое имущество, регистрация юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, реализация решения собственников многоквартирного дома о способе управления этим домом и иные. Необходимо отметить, что санкции действительности являются правовыми санкциями, поскольку предписываются (санкционируются) государством и закреплены в законах. Им присущи как свойства, характерные для правовых санкций в целом, так и свойства, присущие только данному виду. По характеру последствий санкции действительности представляют собой благоприятный для субъекта результат и относятся к группе поощрительных санкций. Основанием применения санкций действительности является правомерное действие или бездействие. Так, соблюдение всех требований к подаче иска (подведомственность, форма искового заявления, уплата госпошлины, приложение надлежаще заверенных письменных доказательств и т. п.) влечет юридически значимый результат правомерного действия - принятие иска к рассмотрению. В то же время правомерное бездействие также порождает благоприятный для субъектов права результат. Например, закон допускает возможность предусмотреть в договоре пролонгацию соглашения на тот же срок и на тех же условиях в случае отсутствия требований о расторжении договора по истечению его срока (например, ст. 540, 684, 1016 ГК РФ). Таким образом, отсутствие требований о расторжении договора, являясь правомерным бездействием, влечет наступление юридически значимого результата для субъектов права - продление договорных отношений. Однако уместно уточнить, что в данном случае само по себе правомерное бездействие (отсутствие требований о расторжении) не является стимулируемым и поощряемым поведением, а представляет собой следствие безупречного исполнения условий договора сторонами, результатом деятельности согласно договору и закону. Санкции действительности в данном случае стимулируют и обеспечивают правомерное поведение - исполнение условий договора. Санкциям действительности присущи следующие черты: 1) они направлены на обеспечение исполнения правовых норм; 2) реализуются в связи с соблюдением диспозиции правовой нормы; 3) являются благоприятными для лиц, в отношении которых применяются; 4) объективно существуют помимо воли лица, в отношении которого применяются, при прямом или косвенном воздействии со стороны государства; 5) оценивают поведение субъекта права. В отличие от негативных санкций санкции действительности (как и все поощрительные санкции) применяются с согласия поощряемого лица. По отношению к субъекту, к которому применяются, негативные санкции представляют собой обязанность претерпеть последствия несоблюдения правовых норм, а поощрительные (в частности, санкции действительности) - право получить вознаграждение (как результат соблюдения правовой нормы). Отличительной чертой санкций действительности является и тот факт, что они не связаны ни с нарушением правовой нормы (как санкции ничтожности), ни с заслугой (что характерно для большинства поощрительных санкций). Они оформляют (обеспечивают) соблюдение определенной процедуры, что роднит их с диспозицией регулятивной нормы. В связи с этим необходимо отметить, что не каждое соблюдение правовой нормы и наступление благоприятных правовых последствий связано с реализацией поощрительной санкции, иначе стерлась бы грань отличия диспозиции от санкции поощрительной нормы. Диспозиция оформляет объективные юридически значимые последствия, права и обязанности субъектов, поощрительная же санкция является результатом стимулируемого, поощряемого государством поведения - результатом благоприятным и желаемым для субъекта права. Действительно, в случае соблюдения диспозиции правовой нормы негативная санкция не применяется, но это не всегда тот результат, к которому стремится субъект права. Его цель - достижение для него юридически значимого последствия, выраженного в действиях контрагента, субъекта правоотношения. Наступление благоприятного последствия предписывается правовой нормой, связанной с предыдущей (соблюдаемой) правовой нормой. Так, согласно п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Данная норма наделяет правом ведения предпринимательской деятельности, но не стимулирует субъекта воспользоваться своим правом. Стимулирующей по отношению к ней будет иная норма. В данном случае норма права, зафиксированная в п. 1 ст. 23 ГК РФ, стимулирует потенциального предпринимателя соблюсти порядок регистрации своей будущей деятельности, который закрепляет ст. 22.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <7>. Соблюдение указанной нормы способствует юридически значимому результату, к которому стремится будущий предприниматель, а именно регистрации субъекта права в качестве индивидуального предпринимателя. Несоблюдение же требований ст. 22.1 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" влечет отказ от регистрации - негативный результат несоблюдения установленного правила поведения. Оба результата выступают в данных случаях санкциями по отношению к норме о регистрации предпринимательской деятельности. Объединяет их квалифицирующий признак: обеспечение связанной с ними правовой нормы и их стимулирующий характер. Последствия соблюдения/несоблюдения юридических процедур являются реакцией государства на поведение гражданина, а также оценкой поведения субъекта со стороны общества в целом, что свидетельствует о принадлежности рассматриваемых категорий к правовым санкциям. Необходимость выделения санкций ничтожности и санкций действительности связана с их значимостью в сфере обеспечения соблюдения правовых норм, регламентирующих порядок совершения юридически значимых действий. Дальнейшее изучение и совершенствование рассматриваемых категорий способствует созданию единой стройной системы гражданско-правовых санкций и укреплению правопорядка. -------------------------------- <7> Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ, в редакции от 05.02.2007, "О регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (принят ГД ФС РФ 13.07.2001).

------------------------------------------------------------------

Название документа