К вопросу о противодействии современной организованной преступности

(Стрельников К. А.)

("Российский следователь", 2009, N 6)

Текст документа

К ВОПРОСУ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ СОВРЕМЕННОЙ

ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

К. А. СТРЕЛЬНИКОВ

Стрельников К. А., начальник отделения научно-исследовательского отдела Академии экономической безопасности МВД России, кандидат юридических наук.

Работа содержит обзор структуры современной организованной преступности, тенденций и закономерностей развития данного антиобщественного явления. В статье уделяется внимание факторам, влияющим на повышение эффективности противодействия организованной преступности. Обосновывается принятие отдельного программного нормативно-правового акта, регламентирующего противодействие организованной преступности, раскрываются его основные блоки.

В современных условиях становления и развития российской государственности реальную угрозу безопасности и социально-экономическим преобразованиям наносит организованная преступность. Преступления, совершаемые организованными преступными группами, наносят существенный вред обществу. Преступность принимает все более организованные формы, повышается уровень вооруженности и технической оснащенности организованных преступных групп, происходит их сращивание с коррумпированными должностными лицами. Организованная преступность, по существу, бросила вызов обществу.

Основными уголовно-правовыми признаками преступного сообщества являются: организованность, устойчивость и сплоченность; цель - совершение тяжких и особо тяжких преступлений.

По данным МВД, в России действует более 100 преступных сообществ, в составе которых около 500 организованных групп с общим количеством участников более 4000.

Наибольшую общественную опасность представляют преступные сообщества. К наиболее известным преступным сообществам можно отнести "Солнцевское", "Тамбовское", "Кравченко", "Красноярское", "Иванова", "Братское", "Уралмаш", "Кадина", "Канапа", "Общак".

Негативную роль в организации деятельности преступных формирований оказывают лидеры преступной среды и воры в законе.

Лица, относящиеся к категории воров в законе, возглавляют восемь преступных сообществ ("Солнцевское", "Братское", "Общак", "Сабрековское", "Смирнова", "Пичугина", "Шамазова", "Белый Грач").

Наибольшую активность воры в законе проявляют в г. Москве и Московской области, крупных городах Центрального, Южного и Уральского федеральных округов РФ. Это связано в первую очередь с экономической привлекательностью этих регионов.

Существенное воздействие на оперативную обстановку оказывают криминальные структуры, выстроенные по этническому принципу. Основными направлениями их криминальной активности являются вымогательство, незаконный оборот наркотиков, оружия, мошенничества, преступления в сфере потребительского рынка, похищения людей, а также кражи и разбои.

Организованная преступность давно вышла за рамки одного государства. Объективные процессы глобализации эффективно используются международными преступными группировками. Так, в преступных целях используется международная финансовая система, каналы международного обмена информацией. Все это обусловливает интеграцию не только государственного взаимодействия, но и интеграцию криминальных групп всех стран.

Поэтому международная организованная преступность, действующая на территории Российской Федерации, - уже реальность сегодняшнего дня.

Российский подход к борьбе с международной организованной преступностью однозначен. Он соответствует выраженному в Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности определению. Российские правоохранительные органы считают, что преступление носит транснациональный характер, если:

- оно совершено более чем в одном государстве;

- существенная часть его подготовки, планирования, руководства или контроля имеет место в другом государстве;

- совершено в одном государстве, но при участии организованной преступной группы, которая осуществляет преступную деятельность более чем в одном государстве;

- совершено в одном государстве, но его существенные последствия имеют место на территории другой страны.

На протяжении последних лет на территории Российской Федерации не наблюдается снижение числа преступлений, совершенных организованными преступными формированиями, имеющими международные связи, как в ближнем, так и в дальнем зарубежье. Более того, проведенный анализ показал, что подавляющее большинство ОГ и ПС если еще не имеет криминальных связей за рубежом, то предпринимаются активные попытки к их установлению.

Можно выделить ряд основных криминогенных факторов, оказывающих определяющее влияние на оперативную обстановку в области организованной преступности:

- структурная организованная преступность в виде системы противоправного перераспределения финансовых средств и влияния на экономическую политику;

- системная коррупция, определившая корыстно ориентированные формы принятия решений по обеспечению работы элементов механизма государственного управления;

- интернационализация российской организованной преступности и ее сращивание с транснациональной преступностью.

С учетом сложившейся системы преступных отношений возможно проявление следующих криминогенных тенденций и закономерностей в структуре и деятельности российской организованной преступности:

- повышение уровня специализации криминальной деятельности. Увеличение степени общественной опасности преступных посягательств будет происходить за счет повышения уровня криминального профессионализма и поиска новых форм и методов получения криминального дохода, в том числе с использованием новейших технологий и привлечением специалистов соответствующего профиля;

- завершится процесс формирования российской "беловоротничковой" преступности и продолжится ее интеграция в современную транснациональную преступность, особенно в плане использования финансовых институтов и механизмов инвестирования зарубежных государств, легализации преступных доходов;

- углубится тенденция по переходу значительной части лидеров организованных преступных структур в сферу легального бизнеса и политики;

- продолжится процесс расхищения природных ресурсов Российской Федерации. При этом возрастет возможность разрешения хозяйственных споров с использованием противоправных форм и методов, особенно коррупционных связей;

- сращивание представителей организованного криминалитета с коррумпированными представителями органов власти достигнет уровня соучастия в совершении преступлений.

Выводом из всего сказанного является то, что борьба с организованной преступностью невозможна усилиями лишь правоохранительных органов.

Сдерживающее влияние на указанные выше тенденции могут оказывать уже сформированные антикриминогенные факторы:

- рост реальных денежных доходов населения;

- снижение количества безработных;

- снижение темпов естественной убыли населения;

- совершенствование нормативной правовой базы противодействия организованному криминалитету;

- укрепление вертикали государственной власти, повышение степени ответственности носителей властных полномочий за состояние работы на порученном участке;

- совершенствование системы взаимодействия подразделений органов внутренних дел;

- создание системы подразделений по борьбе с организованной преступностью, разграничение компетенции между ее различными уровнями;

- практика пресечения преступной деятельности банд и преступных сообществ, организованных форм преступности экономической направленности.

В связи с изложенным представляется, что противодействие организованной преступности должно являться непротиворечивым фрагментом государственной политики общественного развития. При гармонизации общественных отношений, повышении благосостояния общества и социального компромисса проблема организованной преступности утратит свою остроту.

Вместе с тем наивно было бы полагать, что не требуется самостоятельной государственной политики в сфере противодействия организованной преступности.

Считаем целесообразным разработку программного документа (программы, концепции, стратегии) по противодействию организованной преступности.

Его основными положениями должны стать:

1. Создание в системе МВД специализированных подразделений, отвечающих за разработку и реализацию государственной политики в данном направлении.

2. Аналитическая проработка вопросов противодействия организованной преступности. Глубокого изучения с целью последующего принятия решений требуют вопросы:

- тенденции и закономерности развития экономики и общественных отношений, их использование в интересах противоправной деятельности;

- воздействие преступных формирований на экономическую ситуацию и общественные отношения;

- государственная система принятия решений и участие в ней организованной преступности.

3. Декриминализация объектов и территорий, находящихся под влиянием лидеров криминальной среды, преступных сообществ или вовлеченных в систему криминальной экономики.

4. Включение вопросов противодействия организованной преступности в систему внешней политики Российской Федерации. Неотъемлемой частью внешней политики должно стать проведение мероприятий, направленных на устранение факторов, способствующих росту организованной преступности в России.

5. Заключение ведомственных соглашений о регулярном проведении совместных с зарубежными странами оперативно-профилактических операций по декриминализации приграничных районов.

6. Расширение практики расследования уголовных дел об организованной преступности специализированными следственно-оперативными группами, что позволяет применять точечное воздействие на ОГ и ПС.

7. Регулярное рассмотрение вопросов противодействия ОГ и ПС органами государственной власти.

8. Разработка общественных механизмов противодействия ОГ и ПС.

Название документа