Производство по делам об административных правонарушениях в милиции общественной безопасности
(Чекалдина Т. Ф.)
("Административное и муниципальное право", 2009, N 12)
Текст документа
ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
В МИЛИЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Т. Ф. ЧЕКАЛДИНА
Чекалдина Татьяна Федоровна - старший преподаватель Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России.
В статье рассматриваются правовые и организационные основы производства по делам об административных правонарушениях в органах внутренних дел, указываются основания и поводы возбуждения дела об административном правонарушении, дается характеристика стадиям производства по делам об административных правонарушениях.
Ключевые слова: органы внутренних дел, милиция, правонарушение, административное правонарушение, процессуальное обеспечение, административное наказание, мера административно-процессуального обеспечения, юрисдикционная деятельность.
Proceeding of Administrative Offences in Militia of Public Security
T. F. Chekaldina
The article is devoted to the legal and organizational grounds of proceeding of administrative offence in internal affairs agencies. The author studied the bases and grounds for initiating a proceeding of administrative offence and described the stages of proceeding of administrative offences.
Key words: internal affairs agencies, militia, violation of law, administrative offence, procedural guarantees, administrative punishment, measure of administrative and procedural guarantees, jurisdictional activity.
Производство по делам об административных правонарушениях, осуществляемое в органах внутренних дел (милиции), является юрисдикционным производством. Данное производство опосредствует правоохранительную деятельность органов внутренних дел. Его основная задача - процессуальное обеспечение применения определенных мер государственного принуждения (административных наказаний).
Особенности производства по делам об административных правонарушениях в органах внутренних дел (милиции) зависят от целого ряда факторов (полноты его содержания, временных, территориальных критериев, от применения отдельных видов административных наказаний, различных категорий лиц, привлекаемых к административной ответственности, и др.).
Производство по делам об административных правонарушениях в органах внутренних дел (милиции) полностью регулируется КоАП РФ (раздел IV). Производство по делам об административных правонарушениях в органах внутренних дел - это особый вид юрисдикционной деятельности органов внутренних дел, отличающийся набором специфических признаков. В своей совокупности признаки производства по делам об административных правонарушениях выражают особую природу и социальное назначение данного вида юрисдикционной деятельности органов внутренних дел (милиции). Данные признаки помогают отграничивать это производство от иных административных производств и иных сфер юрисдикционной деятельности органов внутренних дел (милиции).
Анализ КоАП РФ (глава 23. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях) показывает, что среди субъектов, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, органы внутренних дел (милиция) занимают особое место. Такой подход обусловлен тем, что органы внутренних дел (милиция) призваны нести основную нагрузку в сфере правоохранительной деятельности государства. Органы внутренних дел (милиция), как и большинство других органов исполнительной власти, осуществляют производство по делам об административных правонарушениях наряду с иными задачами и функциями. Производство по делам об административных правонарушениях не является главным и определяющим содержание деятельности органов внутренних дел (милиции), хотя в сравнении с другими юрисдикционными органами занимает, безусловно, значительное место в административной деятельности органов внутренних дел (милиции).
Органам внутренних дел (милиции) подведомствен широкий круг дел об административных правонарушениях. Подведомственность служит основанием практической реализации административной юрисдикции органов внутренних дел (милиции), поскольку для того, чтобы разрешать конкретные дела об административных правонарушениях и применять по ним санкции (административные наказания), необходимо предварительно определить в законе круг тех дел, которые подведомственны данному субъекту административной юрисдикции.
Анализ действующего административного законодательства (ст. 23.3 КоАП РФ) дает возможность определить, что административно-юрисдикционные полномочия органов внутренних дел осуществляются по следующим основным направлениям.
Так, органы внутренних дел (милиция) рассматривают дела об административных правонарушениях, посягающих на:
- здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (глава 6 КоАП РФ);
- охрану окружающей природной среды и природопользование (глава 8 КоАП РФ); административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (глава 10 КоАП РФ);
- административные правонарушения на транспорте (глава 11 КоАП РФ);
- административные правонарушения в области дорожного движения (глава 12 КоАП РФ);
- административные правонарушения в области связи и информатизации (глава 13 КоАП РФ);
- административные правонарушения в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ (глава 18 КоАП РФ);
- административные правонарушения против порядка управления (глава 19 КоАП РФ);
- административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (глава 20 КоАП РФ).
В рамках этих функциональных направлений действуют охранительные, юрисдикционные полномочия органов внутренних дел (милиции).
От имени органов внутренних дел дела об административных правонарушениях рассматривают: начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместители, начальники территориальных отделов (отделений) милиции, их заместители; начальники линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, их заместители; начальники дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальники линейных пунктов милиции; начальники дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальники линейных пунктов милиции и другие сотрудники милиции, на которых возложен надзор за соблюдением соответствующих правил; начальник Государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель; сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения, имеющие специальное звание; государственные инспекторы безопасности дорожного движения; государственные инспекторы дорожного надзора; старшие участковые инспекторы, участковые инспектора милиции (участковые уполномоченные милиции).
Распределение компетенции должностных лиц органов внутренних дел (милиции) по рассмотрению дел об административных правонарушениях обусловлено определенной специализацией определенных категорий сотрудников органов внутренних дел (милиции) по предупреждению и пресечению административных правонарушений. Специализация способствует не только более быстрому и эффективному рассмотрению дел об административных правонарушениях, но и более квалифицированному выяснению всех обстоятельств дела и исполнению административных наказаний.
Объем полномочий перечисленных должностных лиц органов внутренних дел (милиции) определяется их должностным положением. Так, наибольшими полномочиями обладают начальники органов внутренних дел (милиции). Им подведомственна большая часть дел об административных правонарушениях, входящих в предмет административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел (милиции).
Производство по делам об административных правонарушениях, осуществляемое в органах внутренних дел (милиции), происходит в определенной последовательности, в определенных стадиях. Каждая стадия производства по делу об административном правонарушении, осуществляемого в органах внутренних дел (милиции), обладает определенными признаками и отличительными чертами.
Так, каждая стадия имеет свои индивидуальные, только ей присущие задачи, вытекающие из общих задач производства по делам об административных правонарушениях (ст. 24.1 КоАП РФ "Задачи производства по делам об административных правонарушениях").
Среди общих черт, объединяющих все стадии, следует выделить то обстоятельство, что характер производства на той или иной стадии подчинен общим задачам производства по делу об административном правонарушении.
Следует сказать, что все стадии равнозначны, важны, поэтому их нельзя противопоставлять. Кроме того, есть группа административно-процессуальных норм, которые используются во всех стадиях производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого в органах внутренних дел ст. 4.1 "Общие правила назначения административного наказания", ст. 4.2 "Обстоятельства, смягчающие административную ответственность", ст. 4.3 "Обстоятельства, отягчающие административную ответственность", ст. 24.5 "Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении", ст. 26.2 "Доказательства" КоАП РФ и др.
Таким образом, можно сказать, что стадия производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого в органах внутренних дел, - это отдельная часть производства, имеющая индивидуальные, присущие только ей задачи, включающая в себя совокупность определенных процессуальных действий, выполняемых в установленные законом сроки на основе принципов административного производства, имеющая самостоятельный круг субъектов, наделенных определенными правами и обязанностями, и завершающаяся принятием соответствующего процессуального документа.
КоАП РФ включает в себя нормы, регламентирующие порядок осуществления той или иной стадии: главу 28 "Возбуждение дела об административном правонарушении", главу 29 "Рассмотрение дела об административном правонарушении", главу 30 "Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях", главу 32 "Порядок исполнения отдельных видов административных наказаний".
Так, согласно КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных законом, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
- непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
- поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
- сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
- фиксация административного правонарушения в области дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото - и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото - и киносъемки, видеозаписи;
- подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:
- составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;
- составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;
- составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
- вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования;
- оформления предупреждения или с момента наложения административного штрафа на месте совершения административного правонарушения в случае, если протокол об административном правонарушении не составляется;
- вынесения постановления по делу об административном правонарушении.
В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении должностным лицом, рассмотревшим соответствующие материалы (заявления, сообщения), выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Таким образом, производство по делу об административном правонарушении возбуждается совершением первого процессуального действия уполномоченным на то субъектом административной юрисдикции, направленного на собирание, исследование и оценку доказательств для установления объективной истины по делу. Причем возбудить производство можно любым действием, предусмотренным в статье 28.1 КоАП РФ - "Возбуждение дела об административном правонарушении".
В соответствии с КоАП РФ назначение административного наказания без составления протокола осуществляется при совершении административного правонарушения, за которое предусмотрено наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере, не превышающем ста рублей. В данном случае имеет место сокращенное производство, или, как его называют в юридической литературе, упрощенное производство по делам об административных правонарушениях.
Упрощенному производству по делу об административном правонарушении в органах внутренних дел (милиции), как и обычному, присущи следующие процессуальные действия: выявление правонарушения и предъявление обвинения (разъясняется сущность совершенного лицом правонарушения и предусмотренного за него наказания), рассмотрение дела и вынесение решения (выясняются обстоятельства дела, налагается административное наказание в виде предупреждения и административного штрафа, которое объявляется лицу, совершившему правонарушение), исполнение решения о наложении административного наказания. Таким образом, производство начинается с момента совершения субъектом административной юрисдикции (должностным лицом органа внутренних дел) первого процессуального действия по делу об административном правонарушении.
В случае если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и назначенное ему административное наказание либо отказывается от уплаты административного штрафа на месте совершения административного правонарушения, составляется протокол об административном правонарушении и производство осуществляется в обычном порядке.
На стадии рассмотрения дела об административном правонарушении должностные лица органа внутренних дел (милиции) при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы:
- относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;
- имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела должностным лицом;
- правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные Кодексом РФ об административных правонарушениях, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;
- имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
- достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;
- имеются ли ходатайства и отводы.
При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должностным лицом органа внутренних дел (милиции) разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение:
- о назначении времени и места рассмотрения дела;
- о вызове лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы;
- об отложении рассмотрения дела;
- о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;
- о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица.
При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ (отсутствие события административного правонарушения; отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного законом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие); действие лица в состоянии крайней необходимости; издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; отмена закона, устанавливающего административную ответственность; истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела; смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении), выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении и др.
Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.
Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен должностным лицом органа внутренних дел (милиции), рассматривающим дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока должностное лицо органа внутренних дел (милиции), рассматривающее дело, выносит мотивированное определение.
При рассмотрении дела об административном правонарушении в органе внутренних дел (милиции):
- объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;
- устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;
- проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;
- выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;
- разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;
- рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;
- выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:
а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;
- выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела;
- выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности.
При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение. В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия, предусмотренные КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление: о назначении административного наказания; о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Завершается производство по делу об административном правонарушении, осуществляемое в органах внутренних дел (милиции) исполнением постановления по делу, когда оно соответствует объективной истине и не оспаривается сторонами.
Название документа