Частная детективная и охранная деятельность как объект отношений в сфере обеспечения разрешительной системы

(Демина М. Ф.) ("Административное и муниципальное право", 2009, N 5) Текст документа

ЧАСТНАЯ ДЕТЕКТИВНАЯ И ОХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗРЕШИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

М. Ф. ДЕМИНА

Демина Мария Фоминична - соискатель Международной академии предпринимательства (институт).

Частная детективная и охранная деятельность представляет собой сложный феномен, который необходимо рассматривать как единый организм с учетом внутренних связей между их составными частями. Необходимо сказать, что отдельные направления административно-правового регулирования разрешительной системы в сфере частной детективной и охранной деятельности определяются Законом РФ от 11 марта 1992 г. "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" <1>, Приказом МВД России от 19 июня 2006 г. N 447 "Об утверждении Инструкции об организации работы по лицензированию и осуществлению органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью на территории Российской Федерации" и др. <2>. Вопросы лицензирования деятельности, связанной с оборотом оружия, определяются Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. "Об оружии" <3>, Приказом МВД России от 12 апреля 1999 г. N 288, утвердившим Инструкцию по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, и др. <4>. -------------------------------- <1> См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета РФ. 1992. N 17. Ст. 888. <2> См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. N 29. <3> См.: Собрание законодательства РФ. 1996. N 51. Ст. 5681. <4> См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1999. N 32.

Поэтому в ходе административно-правового регулирования разрешительной системы, связанной с осуществлением частной детективной и охранной деятельности, возникает целый комплекс административных правоотношений как материального, так и процессуального характера. Обобщение научной и учебной литературы по административному праву позволяет сделать определенные выводы относительно характеристики административных правоотношений, возникающих в связи с реализацией института частной детективной и охранной деятельности. Обязательным участником данных отношений является орган государственного управления - орган внутренних дел, то есть данные отношения протекают с участием государства. Ю. М. Козлов отмечает, что специфической особенностью административно-правовых отношений является то, что во всех случаях необходимо следующее непременное условие - обязательное участие в них стороны, наделенной юридически властными полномочиями. Такой стороной является орган государственного управления, то есть субъект исполнительной власти, а также представляющие их должностные лица <5>. -------------------------------- <5> См.: Козлов Ю. М. Административное право. М., 2001. С. 47.

Административные правоотношения, возникающие в механизме правового регулирования частной детективной и охранной деятельности, могут возникать как по инициативе физических и юридических лиц, так и по инициативе органа внутренних дел и иных органов исполнительной власти. Так, по инициативе физических и юридических лиц данные отношения возникают, когда названные субъекты инициируют соответствующее административное производство. Гражданин обращается в подразделение лицензионно-разрешительной работы с заявлением и иными документами, в котором просит выдать ему лицензию на частную детективную и охранную деятельность. По инициативе органа внутренних дел административные правоотношения возникают в связи с осуществлением органами внутренних дел контроля за выполнением условий лицензирования в установленной сфере, в ходе осуществления проверок и ревизий хозяйствующих субъектов, а также предприятий, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность и др. За нарушение сторонами административного правоотношения своих обязанностей, как правило, применяется административная и дисциплинарная ответственность. Так, административная ответственность для граждан и юридических лиц установлена за нарушение законодательства о частной детективной и охранной деятельности (ст. ст. 20.16, 20.24 КоАП РФ и др.), для должностных лиц органа внутренних дел за нарушение обеспечения лицензионно-разрешительного режима, как правило, предусматриваются меры дисциплинарного воздействия. Административные правоотношения, возникающие в связи с осуществлением частной детективной и охранной деятельности, несмотря в целом на их позитивный характер имеют правоохранительную направленность. Административное правоотношение, как и другие элементы механизма правового регулирования частной детективной и охранной деятельности, имеет свою структуру. Под структурой правового отношения, возникающего в связи с административно-правовым регулированием частной детективной и охранной деятельности, понимается совокупность взаимосвязанных элементов. К числу данных элементов относятся: - субъекты административно-правового отношения; - объекты административно-правового отношения; - юридические факты, на основании которых происходит возникновение соответствующего административного правоотношения. Субъектами правоотношения, возникающего в связи с административно-правовым регулированием частной детективной и охранной деятельности, являются участники, имеющие субъективные права и юридические обязанности. Как отмечается в научной литературе, вопрос о субъектах отрасли права относится к числу наиболее важных и сложных. Его правильное решение влияет на предмет и метод правового регулирования, четкое определение адресатов правовых норм, объема их прав и обязанностей, пределов действия правовых норм отрасли и ее принципов. Научные исследования, посвященные субъектам административного права, способствуют выработке рекомендаций для законодательной и правоприменительной деятельности, они также необходимы для организации научной работы ученых-административистов <6>. -------------------------------- <6> См.: Бахрах Д. Н. Индивидуальные субъекты административного права // Государство и право. 1994. N 3. С. 16.

Как отмечает Д. Н. Бахрах, под субъектом права понимается участник общественных отношений, которого юридическая норма наделяет правами и обязанностями. Это понятие включает в себя два критерия: социальный - участие в качестве обособленного, способного вырабатывать и осуществлять единую волю персонифицированного субъекта; юридический - признание правовыми нормами способности быть носителем прав и обязанностей, участвовать в правоотношениях <7>. -------------------------------- <7> См.: Алексеев С. С. Общая теория права. Т. 2. М., 1982. С. 138 - 139.

В общей теории права до недавнего времени было распространено мнение, что все субъекты права делятся на две группы: граждане и организации <8>. -------------------------------- <8> См.: Теория государства и права. М., 1983. С. 331.

Критерий их деления представляется вполне обоснованным. Однако названия обеих групп неудачны, так как они неточно отражают круг субъектов правоотношений, не учитывают их многообразия. Субъектами административного права следует признать участников общественных отношений, которых нормы административного права наделили правами и обязанностями, способностью вступать в административно-правовые отношения. Правоотношения - основной канал реализации правовых норм, поэтому носитель прав и обязанностей, как правило, становится субъектом правоотношений, и, в общем, круг тех и других совпадает <9>. -------------------------------- <9> См.: Бахрах Д. Н. Индивидуальные субъекты административного права // Государство и право. 1994. N 3. С. 16.

Согласно Закону РФ от 11 марта 1992 г. "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" <10> частный охранник работает по трудовому договору с охранной организацией и его трудовая деятельность регулируется трудовым законодательством, а также иными законодательными актами. Частный охранник выполняет трудовую функцию и пользуется предусмотренными законом правами при наличии удостоверения частного охранника, выданного органами внутренних дел. Частный охранник вправе применять меры административного принуждения, применять и использовать специальные средства и огнестрельное оружие, задерживать правонарушителей. Так, лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемое имущество, может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в орган внутренних дел (милицию). -------------------------------- <10> См.: Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. N 17. Ст. 888.

Говоря об обязанностях частных детективов и охранников, необходимо отметить, что частные детективы и охранники, обладающие лицензией, обязаны проходить периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств и огнестрельного оружия, и др. Что касается объекта административного правоотношения, то в теории административного права высказаны по сути две основные точки зрения относительно объекта административного правоотношения. Одни авторы считают, что под объектом административного правоотношения следует понимать все то, по поводу чего возникает и существует само правоотношение <11>. Сторонники другой точки зрения считают, что существует множество объектов правоотношения, к которым относятся действия, бездействие, продукты духовного творчества, личные нематериальные блага <12>. -------------------------------- <11> См.: Коренев А. П. Административное право. М., 2000. С. 57. <12> См.: Лапшин В. Н. Объект как элемент административных правоотношений, возникающих в деятельности органов внутренних дел // Проблемы теории и практики административной ответственности. М., 1983. С. 29; Петров Г. И. Советские административно-правовые отношения. Л., 1972. С. 90 и др.

Объект административно-правового отношения - это действия (поведение) людей, с помощью которых реализуются обязанности и права, предусмотренные для определенного правоотношения. Иными словами, объектами административно-правовых отношений выступает все то, по поводу чего эти отношения возникают, складываются и развиваются. Объектами административно-правовых отношений, связанных частной детективной и охранной деятельностью, являются те услуги (охранные, сыскные), которые предоставляет субъект частной детективной и охранной деятельности. Рассматривая последний элемент правоотношения, возникающего в связи с осуществлением частной детективной и охранной деятельности, необходимо отметить, что наличие нормы административного права само по себе еще не порождает административных правоотношений. Основанием возникновения административных правоотношений выступают юридические факты, то есть те фактические обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение или прекращение конкретных административных правоотношений. Норма административного права только тогда начинает реализовываться, когда имеют место соответствующие условия, события или действия. Различия между событиями и действиями, которые порождают правоотношения, состоит в том, что события наступают и развиваются независимо от волеизъявления людей, а действия всегда имеют ясно выраженный волевой характер. В частности, с наступления определенного возраста можно получить лицензию на занятие частной детективной и охранной деятельностью, согласно Закону о частной детективной и охранной деятельности право на получение лицензии имеет гражданин, достигший двадцати одного года (ст. 6). Действия, которые порождают административные правоотношения, складывающиеся в связи с осуществлением частной детективной и охранной деятельности, могут быть правомерными или неправомерными. Большинство административных правоотношений порождается позитивными действиями физических и юридических лиц, а также органов государственной власти. Юридическим фактом, на основании которого возникают охранительные правоотношения в рассматриваемой сфере, являются различного рода правонарушения, посягающие на установленный порядок осуществления частной детективной и охранной деятельности. Охранительные правоотношения называются еще деликтными отношениями. Как отмечает В. Н. Лапшин, "...административно-деликтные отношения с участием органов внутренних дел возникают в связи с совершением правонарушения, привлечением виновного к ответственности и применением мер взыскания" <13>. -------------------------------- <13> См.: Лапшин В. Н. Административные правоотношения в деятельности органов внутренних дел. Караганда, 1986. С. 49.

Следует сказать, что охранительную окраску имеют административные правоотношения, связанные с разрешением административных споров, которые нередко возникают в ходе осуществления частной детективной и охранной деятельности. Так, согласно Закону "О частной детективной и охранной деятельности" в случае отказа в выдаче лицензии орган внутренних дел обязан письменно информировать об этом гражданина, направившего заявление, с указанием мотивов отказа. Это решение или нарушение срока рассмотрения заявления могут быть обжалованы в вышестоящий орган внутренних дел или суд (ст. 6). Административно-правовые споры, возникающие в связи с осуществлением частной детективной и охранной деятельности, могут разрешаться как в судебном, так и в досудебном порядке. Как отмечает Ю. М. Козлов, административно-правовые споры между сторонами административных правоотношений решаются преимущественно путем реализации полномочными субъектами исполнительной власти принадлежащих им юридически властных полномочий <14>. -------------------------------- <14> См.: Козлов Ю. М. Административное право. М., 2001. С. 48.

В целом ряде зарубежных государств в настоящее время созданы специализированные органы, занимающиеся рассмотрением публично-правовых споров, а также детально определена административная процедура их разрешения <15>. -------------------------------- <15> См.: Кудря В. С. Об административных процедурах урегулирования споров // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2005. N 8. С. 84.

Исследование специфики правоотношений, возникающих в механизме административно-правового регулирования частной детективной и охранной деятельности, позволяет выделить критерии для их классификации. Следует отметить, что в научной литературе предлагаются различные критерии для классификации административных правоотношений. Если учитывать общетеоретические наработки по проблеме классификации административных правоотношений, нас интересуют те классификации административных правоотношений, которые могут касаться рассматриваемой проблемы. В. Н. Лапшин дифференцирует административные правоотношения, возникающие в деятельности органов внутренних дел, на: - юрисдикционные; - контрольно-надзорные; - отношения, связанные с обеспечением разрешительной системы; - с охраной собственности; - с обеспечением безопасности дорожного движения и др. <16>. -------------------------------- <16> См.: Лапшин В. Н. Административные правоотношения в деятельности органов внутренних дел. Караганда, 1986. С. 45.

Г. И. Петров дает развернутую классификацию административных правоотношений. В частности, Г. И. Петров классифицирует административные правоотношения: - по их конкретному социальному содержанию; - по их характеру; - по занимаемому месту в их системе; - по территории их распространения; - по времени их деятельности; - по соотношению прав и обязанностей, - по характеру порождающих их фактов <17>. -------------------------------- <17> См.: Петров Г. И. Советские административно-правовые отношения. Л., 1972. С. 96 - 106.

Данную классификацию можно признать классической в научной литературе по административному праву. А. П. Коренев классифицирует административные правоотношения: - в зависимости от соотношения прав и обязанностей их участников; - по содержанию административные правоотношения дифференцируются на материальные и процессуальные; - по характеру порождающих их юридических фактов административные отношения подразделяются на охранительные и регулятивные; - по способу защиты административные правоотношения подразделяются на защищаемые в судебном порядке и защищаемые в административном порядке <18>. -------------------------------- <18> См.: Коренев А. П. Административное право. М., 2000. С. 56.

Вышеназванные классификации вполне приемлемы для изучения правоотношений, возникающих в механизме административно-правового регулирования частной детективной и охранной деятельности. В. Д. Сорокин предложил концепцию административно-процессуальных отношений <19>. Административно-процессуальные отношения, по мнению В. Д. Сорокина, это такие урегулированные правом отношения, которые складываются по поводу разрешения индивидуальных конкретных дел в сфере государственного управления исполнительными органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в предусмотренных законом случаях - иными государственными органами. В. Д. Сорокин классифицирует административные правоотношения по следующим основаниям: -------------------------------- <19> См.: Сорокин В. Д. Советское административно-процессуальное право. Л., 1976. С. 16.

- по содержанию; - по видам административного производства; - по отраслевой принадлежности корреспондирующих материальных правоотношений; - по соотношению прав и обязанностей их участников <20>. -------------------------------- <20> См.: Сорокин В. Д. Административно-процессуальное право. СПб., 2004. С. 152, 158.

Административно-процессуальные отношения, как показало исследование, играют важную роль в механизме правового регулирования частной детективной и охранной деятельности. Данные правоотношения проявляют себя при осуществлении разрешительной системы, контроля за соблюдением режима частной детективной и охранной деятельности и др. Заслуживает внимания классификация административных правоотношений, предложенная С. Б. Абулгазиным. В частности, С. Б. Абулгазин классифицирует административные правоотношения в сфере общественного порядка: - по содержанию; - по специфике правовой регламентации; - по соотношению прав и обязанностей участников административных правоотношений; - по формам реализации административно-правовых норм посредством административных правоотношений; - по характеру фактов, порождающих административные правоотношения, - по формам защиты административных правоотношений <21>. -------------------------------- <21> См.: Абулгазин С. Б. Административно-правовые отношения в деятельности милиции по охране общественного порядка: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1982. С. 71.

В механизме реализации административно-правового регулирования частной детективной и охранной деятельности возникают общественные отношения, которые можно классифицировать на ряд групп. По содержанию данные отношения могут быть административно-процессуальными и материальными, по соотношению прав и обязанностей отношения могут быть вертикальными и горизонтальными, по характеру порождающих юридических фактов делятся на отношения, порождаемые позитивными действиями, и отношения, которые порождаются в связи с совершением правонарушения. Кроме того, административные правоотношения, возникающие в связи с осуществлением частной детективной и охранной деятельности, могут быть дифференцированы по способу защиты. Административные правоотношения материального характера, возникающие в механизме регулирования частной детективной и охранной деятельности, регламентируются материальными нормами административного права. Административно-процессуальные отношения, возникающие в механизме реализации института частной детективной и охранной деятельности, регламентируются процессуальными нормами административного права. Так, Приказ МВД России от 15 июля 2005 г. N 568 "О порядке проведения органами внутренних дел Российской Федерации периодических проверок частных охранников, частных детективов (сыщиков) и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств" определяет процессуальный порядок выдачи соответствующих лицензий. Лицензия на осуществление негосударственной (частной) сыскной деятельности выдается уполномоченными подразделениями и органами внутренних дел в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Для получения лицензии на осуществление сыскной деятельности соискатель лицензии представляет в уполномоченное подразделение органа внутренних дел заявление о предоставлении лицензии с приложением документов и материалов, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами. Орган внутренних дел проводит проверку представленных заявления и документов, регистрирует, рассматривает и в установленном порядке принимает решение о выдаче лицензии. Выдача лицензии осуществляется в определенной административной процедуре, которая включает в себя следующие стадии: - возбуждение производства по административному делу; - рассмотрение административного дела; - принятие решения по административному делу; - исполнение решения по административному делу; - пересмотр решения по административному делу <22>. -------------------------------- <22> См.: Сорокин В. Д. Административно-процессуальное право. СПб., 2004. С. 221.

Важное значение в механизме административно-правового регулирования частной детективной и охранной деятельности принадлежит отношениям, которые связаны с соотношением прав и обязанностей их участников, а также по характеру порождающих их юридических фактов. В ходе осуществления частной детективной и охранной деятельности имеют место как горизонтальные административные отношения, в частности, они проявляют себя, когда гражданин или юридическое лицо обращается в орган внутренних дел с соответствующим заявлением и должностные лица органа внутренних дел обязаны его принять и провести соответствующую работу, вертикальные отношения проявляют себя при осуществлении контрольных мероприятий. В большинстве случаев отношения власти-подчинения - это такие отношения, которые складываются в связи с осуществлением юрисдикционной и контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти. Как подметил Р. И. Денисов, "...административный надзор является функцией межотраслевого управления, имеющей своим содержанием охрану специальных объектов с целью удержания их в заданном состоянии и обеспечения условий для последующего управляющего воздействия на них. Поскольку запрограммированное состояние объектов представляет собой их правовой режим, постольку административный надзор является разновидностью правоохранительной деятельности, входящей в систему способов обеспечения законности в государственном управлении" <23>. -------------------------------- <23> См.: Денисов Р. И. Правовые и организационные проблемы административного надзора в области внутренних дел: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1983. С. 94.

Должностные лица, уполномоченные осуществлять контроль за деятельностью частных детективных и охранных предприятий (объединений, ассоциаций), образовательных учреждений и служб безопасности, вправе требовать от них в рамках своей компетенции представления соответствующих документов и получать письменную или устную информацию, необходимую для выполнения контрольных функций. Отношения, возникающие в ходе контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти, вносят важный вклад в дело обеспечения законности и защиты прав граждан в ходе осуществления частной детективной и охранной деятельности. Подтверждают данный тезис следующие цифровые данные. Так, по данным МВД России, за 6 месяцев 2007 г. выявлено 38 тыс. различных нарушений, в том числе правил оборота оружия и конституционных прав граждан, 740 предприятий лишились лицензий. К административной и уголовной ответственности привлечены 17 тыс. человек. 22 тыс. лишены права на занятие частной сыскной и детективной деятельностью. В течение пяти лет зафиксировано 800 случаев участия частных охранников в незаконном захвате собственности <24>. Контроль является необходимым административно-правовым средством обеспечения правопорядка в сфере осуществления частной детективной и охранной деятельности. Как отмечает В. И. Садчиков, контроль органов внутренних дел за частными детективными и охранными предприятиями - это самостоятельный вид административной деятельности органов внутренних дел, имеющий специализированную направленность и осуществляемый в целях проверки законности организации и функционирования частных детективных и охранных предприятий, а также обеспечения реального взаимодействия с ними в области охраны правопорядка <25>. -------------------------------- <24> См.: Российская газета. 2007. 9 ноября. <25> См.: Садчиков В. И. Административно-правовые вопросы контроля органов внутренних дел за частной детективной и охранной деятельностью: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998. С. 15.

По мнению П. В. Иванова, контроль в сфере осуществления частной детективной и охранной деятельности следует рассматривать как способ обеспечения безопасности граждан, государства и общества при предоставлении надлежащего качества охранно-сыскных услуг частными детективами и охранниками <26>. -------------------------------- <26> См.: Иванов П. В. Частная детективная и охранная деятельность (административно-правовой аспект): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 1998. С. 12.

На наш взгляд, контроль в сфере осуществления частной детективной и охранной деятельности направлен на обеспечение безопасности личности, общества и государства в сфере функционирования разрешительной системы. Контроль в рассматриваемой сфере является гарантией законности и правопорядка, посредством контрольных мероприятий осуществляется предупреждение и пресечение правонарушений со стороны сотрудников и предприятий, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность. Контрольные мероприятия, проводимые подразделениями лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел в отношении субъектов, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, достаточно часто дают положительные результаты, которые свидетельствуют о том, что до достижения необходимого уровня правопорядка в данной сфере еще очень далеко. Так, по данным лицензионно-разрешительного управления Департамента охраны общественного порядка МВД России, за 10 дней комплексной оперативно-профилактической операции "Щит-2005" (март - апрель 2005 г.) за нарушение требований законодательства о частной детективной и охранной деятельности более 3,5 тыс. руководителей и работников частных охранно-сыскных предприятий и служб безопасности лишены права на занятие частной охранной и детективной деятельностью, приостановлена деятельность 236 различных организаций. К административной ответственности привлечено более 4,6 тыс. руководителей и работников частных охранно-сыскных структур. До устранения нарушений в охранных структурах из оборота изъято 70 тыс. единиц огнестрельного оружия. Выявлен 1041 случай незаконного использования средств оперативной связи, изъято 888 радиостанций, 57 средств аудио-, видеозаписи <27>. -------------------------------- <27> См.: Маликов А. А. Актуальные проблемы осуществления государственного контроля за частной детективной и охранной деятельностью // Вестник МВД России. 2005. N 6. С. 32.

Далее необходимо несколько слов сказать о юрисдикционных правоотношениях, которые возникают в механизме административно-правового регулирования частной детективной и охранной деятельности. Говоря об административной ответственности в сфере частной детективной и охранной деятельности, необходимо отметить, что данная проблема является практически не разработанной в силу целого ряда причин как объективного, так и субъективного характера. В настоящее время имеются работы, в которых данный вопрос исследуется весьма фрагментарно <28>. -------------------------------- <28> См.: Антипов В. Г. Виды и квалификация некоторых административных правонарушений в сфере оборота гражданского и служебного оружия, а также в сфере частной детективной и охранной деятельности. Домодедово, 2005; Иванов В. В., Калмыков Г. И. Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел в сфере оборота оружия негосударственной (частной) охранной и негосударственной частной сыскной деятельности. М., 2006; и др.

Данное положение нельзя признать удовлетворительным, поскольку эффективная реализация мер административной ответственности может внести свой вклад в дело укрепления правопорядка в сфере частной детективной и охранной деятельности, под которой в соответствии с действующим законодательством понимается деятельность по оказанию на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. Административная ответственность в сфере частной детективной и охранной деятельности - это мера административного принуждения, которая применяется за совершение административного правонарушения в соответствующей сфере. За нарушение законодательства о частной детективной и охранной деятельности предусматривается, как правило, такое наказание, как административный штраф (ст. ст. 20.16, 20.24 КоАП РФ). Административная ответственность в сфере частной детективной и охранной деятельности реализуется в административно-процессуальном порядке путем применения санкций норм Особенной части КоАП России. Административная ответственность представляет собой разновидность юридической ответственности вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом требований норм административного законодательства, выражение неотвратимости реагирования государства на административные правонарушения. Административной ответственности присущи общие признаки юридической ответственности. Вместе с тем административная ответственность характеризуется своеобразным проявлением этих признаков. Административная ответственность представляет собой государственное принуждение в виде применения установленных законодательством об административных правонарушениях наказаний за совершение административных правонарушений. Административная ответственность сопровождается порицанием противоправного поведения физического, должностного или юридического лица от имени государства в лице его уполномоченных на то органов - судей, мировых судей, органов и должностных лиц - субъектов административной юрисдикции. Административная ответственность является правовой ответственностью, наступающей за административные правонарушения, совершенные в различных отраслях и сферах жизнедеятельности. Законодательство об административных правонарушениях охраняет не только нормы административного права, но и нормы конституционного, финансового, экологического и других отраслей права. Административная ответственность, в отличие от других видов юридической ответственности, устанавливается Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях <29>. Следует сказать, что меры административной ответственности, применяемые в сфере частной детективной и охранной деятельности, устанавливаются только федеральным законодательством. -------------------------------- <29> См.: Костенников М. В., Куракин А. В. Административная юрисдикция. М., 2005. С. 34.

КоАП России содержит в себе ряд составов, предусматривающих административную ответственность за нарушения законодательства о частной детективной и охранной деятельности, в частности ст. 17.12 предусматривает административную ответственность лица, имеющего специальное разрешение (лицензию) на осуществление частной детективной или охранной деятельности, в связи с осуществлением этой деятельности, за незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов (ч. 2). Ст. 20.16 КоАП предусматривает административную ответственность за незаконную частную детективную или охранную деятельность. Незаконность частной детективной или охранной деятельности может проявляться в осуществлении данной деятельности без специального разрешения (лицензии), создании в организации службы безопасности без специального разрешения (лицензии), осуществлении негосударственными образовательными учреждениями деятельности по подготовке или переподготовке кадров для осуществления частной детективной или охранной деятельности без специального разрешения (лицензии). Незаконность частной детективной или охранной деятельности может также проявляться в оказании частных детективных или охранных услуг либо услуг, не предусмотренных законом, или с нарушением требований, предусмотренных законом. Ст. 20.24 КоАП РФ предусматривает ответственность за незаконное использование специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, в частной детективной или охранной деятельности. К субъектам, которые реализуют меры административной ответственности в сфере частной детективной и охранной деятельности, относятся судьи, а также органы внутренних дел и др. В отличие от уголовной ответственности административная ответственность не влечет судимости, отличается меньшей тяжестью наказания и более коротким сроком давности. Следует сказать, что УК РФ предусматривает ответственность за правонарушения, представляющие повышенную общественную опасность. В частности, ст. 203 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб, ч. 2 данной статьи предусматривает ответственность, если превышение полномочий повлекло тяжкие последствия. От дисциплинарной ответственности в сфере частной детективной и охранной деятельности административная ответственность отличается тем, что она не связана с подчиненностью, служебными отношениями субъекта, применяющего меры административной ответственности, и правонарушителя и наступает не за совершение дисциплинарного проступка, а за административное правонарушение. Отличие административной ответственности в сфере частной детективной и охранной деятельности от гражданско-правовой ответственности состоит в том, что она, как правило, связана с причинением имущественного ущерба или морального вреда <30>. -------------------------------- <30> См.: Костенников М. В., Куракин А. В. Административная юрисдикция. М., 2005. С. 34.

Административная ответственность в сфере частной детективной и охранной деятельности может наступать и без причинения имущественного ущерба. Административная ответственность в сфере частной детективной и охранной деятельности базируется на принципах законности; отсутствия ответственности без вины; целесообразности ответственности; неотвратимости ответственности; индивидуализации мер административной ответственности. Основание освобождения от административной ответственности в сфере частной детективной и охранной деятельности следует отличать от обстоятельств, исключающих неправомерность действия или бездействия, а также нахождения лица во время совершения правонарушения в состоянии невменяемости <31>. -------------------------------- <31> Там же.

Несмотря на то что в сфере частной детективной и охранной деятельности совершается большое количество административных правонарушений, тем не менее данных правонарушений выявляется незначительное количество. Так, по данным ГИАЦ МВД России, в 2006 г. подразделениями лицензионно-разрешительной работы было выявлено 13653 административных правонарушения в сфере осуществления частной детективной и охранной деятельности <32>. По данным лицензионно-разрешительного управления Департамента охраны общественного порядка МВД России, в 2005 г. выявлено свыше 40 тыс. (+ 17%) нарушений законодательства об охранно-сыскной деятельности и обороте оружия. Более 13,8 тыс. работников (+ 30%) привлечено к административной ответственности, прекращено функционирование 760 охранных предприятий и служб безопасности юридических лиц <33>. -------------------------------- <32> См.: Сводный отчет ГИАЦ МВД России // Сведения за 2006 г. об административной практике органов внутренних дел. М., 2006. <33> См.: Маликов А. А. Актуальные проблемы осуществления государственного контроля за частной детективной и охранной деятельностью // Вестник МВД России. 2005. N 6. С. 32.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что частные детективные и охранные структуры, а также службы собственной безопасности хозяйствующих субъектов не в полной мере справляются с обеспечением безопасности предпринимательской деятельности, а также защитой прав и законных интересов физических и юридических лиц. В настоящее время принят целый ряд нормативных правовых актов, предписания которых направлены на обеспечение правопорядка в сфере частной детективной и охранной деятельности. В качестве примера можно привести Постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 587 "Вопросы частной детективной и охранной деятельности" <34>, Приказ МВД России от 31 декабря 1999 г. N 1105 "О мерах по усилению контроля органами внутренних дел за частной детективной и охранной деятельностью" <35>, Приказ МВД России от 19 июня 2006 г. N 447 "Об утверждении Инструкции об организации работы по лицензированию и осуществлению органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью на территории Российской Федерации" <36> и др. -------------------------------- <34> См.: Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. N 8. Ст. 506. <35> См.: Бюллетень Министерства юстиции РФ. 2000. N 4. <36> См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. N 29.

Большое количество нормативных правовых актов, содержащих в себе нормы административного права, направленных на регулирование общественных отношений в сфере частной детективной и охранной деятельности, обуславливает необходимость в их систематизации в одном документе, новом законодательном акте, который будет определять режим функционирования института частной детективной и охранной деятельности. Данное положение может способствовать более эффективному применению предписаний КоАП РФ в части обеспечения правопорядка в сфере осуществления частной детективной и охранной деятельности. Правоотношения в ходе осуществления частной детективной и охранной деятельности порождаются не только позитивными действиями, но и действиями, которые носят противоправный характер. В этой связи граждане и юридические лица вынуждены прибегать к восстановлению или защите своих нарушенных прав. Право жалобы играет важную роль в соблюдении законодательства о частной детективной и охранной деятельности, так как, с одной стороны, стоит на защите прав субъектов, осуществляющих данную деятельность, а с другой - помогает устранить ошибки и нарушения действующего законодательства, допускаемые должностными лицами органов внутренних дел. Правовую основу института права жалобы в деятельности органов внутренних дел в настоящее время составляют специальные нормативные правовые акты: Федеральный закон от 2 мая 2006 г. "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" <37>, Приказ МВД России от 22 сентября 2006 г. N 750 "Об утверждении Инструкции по работе с обращениями граждан в системе МВД России" <38> и др. -------------------------------- <37> См.: Собрание законодательства РФ. 2006. N 19. Ст. 2060. <38> См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. N 49.

Если административно-правовые средства защиты прав физических и юридических лиц не дали положительного результата, то возможно использовать судебные средства защиты. Судебный контроль в исследуемой сфере может проявить себя в двух формах: во-первых, судебный контроль может осуществиться за деятельностью должностных лиц органов внутренних дел; во-вторых, судебный контроль можно осуществлять за законностью административных решений, принимаемых должностными лицами органа внутренних дел. Кроме судебных и административных средств защиты прав граждан и юридических лиц, необходимо активнее внедрять в действующее законодательство элементы самозащиты. Элементы самозащиты прав граждан в механизме реализации института частной детективной и охранной деятельности могут проявляться в следующем. Согласно Закону "Об оружии" продление срока действия разрешения на приобретение оружия осуществляется в порядке, предусмотренном для получения лицензии на приобретение оружия (ст. 12). Заявление о выдаче лицензии рассматривается органами внутренних дел в течение месяца со дня его подачи (ст. 9), если орган внутренних дел не уложился в отведенный законом срок на принятие решения, то срок действия разрешения на приобретение оружия считается автоматически продленным. В завершение исследования административных правоотношений в механизме правового регулирования частной детективной и охранной деятельности можно сказать, что без данного элемента эффективная реализация рассматриваемого института была бы невозможна. Совершенствование механизма реализации правоотношений в процессе осуществления частной детективной и охранной деятельности будет способствовать укреплению законности и правопорядка в механизме осуществления позитивной административной деятельности, которая так же, как и другие виды деятельности, которые осуществляются органами исполнительной власти, носит правоохранительный характер.

Библиографический список

1. Абулгазин С. Б. Административно-правовые отношения в деятельности милиции по охране общественного порядка: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1982. 2. Алексеев С. С. Общая теория права. Т. 2. М., 1982. 3. Антипов В. Г. Виды и квалификация некоторых административных правонарушений в сфере оборота гражданского и служебного оружия, а также в сфере частной детективной и охранной деятельности. Домодедово, 2005. 4. Бахрах Д. Н. Индивидуальные субъекты административного права // Государство и право. 1994. N 3. 5. Денисов Р. И. Правовые и организационные проблемы административного надзора в области внутренних дел: Автореф дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1983. 6. Иванов П. В. Частная детективная и охранная деятельность (административно-правовой аспект): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 1998. 7. Иванов В. В., Калмыков Г. И. Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел в сфере оборота оружия негосударственной (частной) охранной и негосударственной частной сыскной деятельности. М., 2006. 8. Коренев А. П. Административное право. М., 2000. 9. Козлов Ю. М. Административное право. М., 2001. 10. Кудря В. С. Об административных процедурах урегулирования споров // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2005. N 8. 11. Костенников М. В., Куракин А. В. Административная юрисдикция. М., 2005. 12. Лапшин В. Н. Объект как элемент административных правоотношений, возникающих в деятельности органов внутренних дел // Проблемы теории и практики административной ответственности. М., 1983. 13. Лапшин В. Н. Административные правоотношения в деятельности органов внутренних дел. Караганда, 1986. 14. Маликов А. А. Актуальные проблемы осуществления государственного контроля за частной детективной и охранной деятельностью // Вестник МВД России. 2005. N 6. 15. Петров Г. И. Советские административно-правовые отношения. Л., 1972. 16. Сорокин В. Д. Советское административно-процессуальное право. Л., 1976. 17. Сорокин В. Д. Административно-процессуальное право. СПб., 2004. 18. Садчиков В. И. Административно-правовые вопросы контроля органов внутренних дел за частной детективной и охранной деятельностью: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998.

Название документа