Проблемы реагирования на поведенческие ситуации с участием членов криминогенных подростково-молодежных формирований в сфере охраны общественного порядка

(Шляпникова О. В.) ("Российский следователь", 2009, N 4) Текст документа

ПРОБЛЕМЫ РЕАГИРОВАНИЯ НА ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ С УЧАСТИЕМ ЧЛЕНОВ КРИМИНОГЕННЫХ ПОДРОСТКОВО-МОЛОДЕЖНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

О. В. ШЛЯПНИКОВА

Шляпникова О. В., доцент кафедры уголовного права и криминологии Саратовского юридического института МВД России, кандидат юридических наук.

В статье приведены типичные модели поведения членов криминогенных формирований в различных криминогенных ситуациях. Антиобщественное поведение членов криминогенных подростково-молодежных формирований имеет свои особенности, главная из которых состоит в том, что оно зачастую не программируется индивидами с антиобщественными ориентациями, а является результатом психических реакций на конкретные жизненные ситуации. Сформированные под воздействием внешней среды индивидуальные свойства личности определяют особенности ее поведения. Одновременно нельзя не учитывать и того, что для общественного порядка в большей мере, чем для других сфер жизнедеятельности, характерно общение людей с различными ценностными ориентациями и потребностями. Многообразие современных молодежных формирований, неоднородных по своему составу, нравственным установкам и формам проявления активности, обусловливают то, что в зависимости от конкретных условий они ведут себя неоднозначно. Поэтому при выборе средств охранительного воздействия необходим учет в каждом конкретном случае особенностей складывающихся поведенческих ситуаций. Это требует теоретического исследования данной проблемы с тем, чтобы правильно оценить процесс формирования и перспективы развития соответствующих поведенческих ситуаций, выбрать адекватные средства воздействия и способы организации правоохранительной деятельности, что позволит успешно влиять на активность молодежи в интересах поддержания должного общественного порядка. Проблема ситуаций конкретных правонарушений (преступлений) активно исследуется в отечественной криминологии <1>. Изучение соответствующей литературы показывает, что основные усилия ученых сконцентрированы на исследовании этой категории в связи с индивидуальным противоправным поведением, в то время как конкретная ситуация опосредует и противоправное поведение тех или иных социальных групп, в том числе и криминогенных. Отсюда потребность в изучении поведенческих ситуаций, складывающихся с участием членов криминогенных подростково-молодежных формирований. -------------------------------- <1> См.: Яковлев А. М. Преступность и социальная психология. М., 1971. С. 78; Кудрявцев В. Н. Механизм преступного поведения. М., 1981. С. 83; Долгова А. И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М., 1981. С. 57; Ратинов А. Р. Социально-психологические аспекты юридической теории и практики // Прикладные проблемы социальной психологии. М., 1983. С. 77; Плешаков В. А. Проблемы ситуационности в криминологии // Современное состояние и развитие криминологической науки: Материалы конференции. М., 2008. С. 78 - 83.

Такое положение объясняется, в частности, тем, что правовой анализ основывается преимущественно на ретроспективной оценке поведения, касается уже состоявшихся противоправных деяний, тогда как охрана общественного порядка предполагает воздействие прежде всего на реальные процессы формирующегося поведения с целью его упорядочения. Недостаточность для решения задач административно-правовой и уголовно-правовой охраны общественного порядка лишь юридической оценки ситуации связана еще и с тем, что в данной сфере формируются такие поведенческие процессы, которые с большим трудом охватываются правовой регламентацией, а некоторые вообще не поддаются правовому регулированию. Последнее относится, в частности, ко многим формам поведения, складывающимся под влиянием эмоциональных реакций, когда значительно сокращаются возможности индивидов руководить своими действиями и поступками (например, поведение людей, находившихся в состоянии сильного возбуждения, возникающего в экстремальных условиях). Приступая к рассмотрению особенностей криминогенных ситуаций, складывающихся с участием членов криминогенных подростково-молодежных формирований, необходимо отметить, что одним из основополагающих принципов изучения поведения отдельного человека (индивида), социальной группы и общества в целом является идея детерминизма, которая раскрывает проблему социальной обусловленности поведения тех или иных субъектов. С этих позиций противоправное поведение членов подростково-молодежных формирований, конечно, социально обусловлено. В его основе лежат общие причины правонарушений - экономические, политические, культурные, нравственные, организационные и т. д., но их объективизация в противоправное поведение членов криминогенных подростково-молодежных формирований, как и иных социальных субъектов, отнюдь не фатальна. Тем не менее, в любом случае, в этой или иной форме они должны проявлять себя в конкретной ситуации. Отсюда видно, какую важную роль играет конкретная ситуация в формировании противоправных действий. Являясь опосредующим звеном между общими причинами правонарушений и конкретными противоправными действиями, поведенческая ситуация выводит на проблему особенностей противоправного поведения членов криминогенных подростково-молодежных формирований, познание которых является первостепенной предпосылкой эффективной реализации мер предупреждения и пресечения правонарушений. Как было отмечено выше, активность изучаемых групп реализуется в результате в форме так называемого внеколлективного поведения, складывающегося из действий людей, не связанных одними целями, совместной общественно полезной деятельностью. Каждый из индивидов здесь вступает в общение при наличии собственных стремлений, интересов и мотивов. Складывающиеся взаимоотношения между людьми носят преимущественно неустойчивый характер. В результате появляется значительно большая вероятность формирования несогласованных между собой действий и поступков, возникновения конфликтных ситуаций. Конфликтные ситуации могут возникать чаще всего в условиях массового общения, где значительно сокращаются возможности для саморегуляции складывающихся групповых поведенческих процессов. Поэтому совершенно очевидно, что субъекты охранительной деятельности должны иметь определенную сумму знаний в области психологии общения и основанных на них наиболее целесообразных способов поведения в предконфликтных и конфликтных ситуациях, складывающихся с участием представителей криминогенных подростково-молодежных формирований. Складывающиеся здесь поведенческие ситуации, влияющие на охрану общественного порядка, имеют как общие черты, так и особенности, определяемые, на наш взгляд, рядом объективных и субъективных обстоятельств. При этом необходимо иметь в виду то, что на поведение людей и содержание охраны общественного порядка, формирование индивидуального и группового внеколлективного поведения членов изучаемых нами представителей криминогенных подростково-молодежных формирований большое влияние оказывают социально-психологические и возрастные особенности такой социально-демографической группы, какой является молодежь. Молодежному возрасту свойственно стремление самоутверждения в глазах окружающих, которое зачастую сопряжено с поиском своего места в жизни, своего "Я". Поиск себя часто сочетается с юношеским максимализмом, требованием от окружающих соблюдать установленные (или признаваемые) нормы и правила поведения по самым высоким нормам. Данной возрастной группе свойственны протестное поведение, яркое внешнее самовыражение, особенности ритуалов общения, символика. Статистика, а также анализ правонарушений (преступности) в молодежной среде, выявление ее повышенной склонности к конфликтно-экспансивному, а часто и к преступному поведению, ожесточенность в настроениях и поступках молодых людей, в том числе членов криминогенных подростково-молодежных формирований (культ насилия, немотивированная жестокость), указывают на необходимость учета влияния врожденных биологических факторов на формирование противоправного поведения, ибо "генетическая программа человека обеспечивает развитие целого ряда глубинных структур и функций, служащих предпосылками для развития тех черт, которые свойственны ему как социальному существу. Характерной чертой этих врожденных особенностей служит их универсальность, т. е. возможность приобретения ими разных направлений развития в зависимости от действия социальных программ" <2>. Применительно к рассмотрению нашего вопроса важно только определить принадлежащее данным факторам место в объяснении причин, характера и особенностей антиобщественного поведения в той или иной ситуации <3>. -------------------------------- <2> Дубинин Н. П., Карпец И. И., Кудрявцев В. Н. Генетика, поведение, ответственность. О природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения. М., 1982. С. 170. <3> См.: Там же. С. 83; Карпец И. И. Социалистическая криминология: состояние, задачи // Сов. гос-во и право. 1987. N 9. С. 37.

В подтверждение этому можно привести данные первого проведенного в стране исследования психологического статуса и особенностей обмена веществ среди малолетних преступников, которые показали, что в основе правонарушений подростков лежат причины не только социальные, но и генетически обусловленные особенностями организма <4>. Результаты психологического обследования подростков, содержащихся в колонии, показали, что это, как правило, люди подозрительные, злопамятные, склонные к демонстрации силы, для всех характерна недостаточная способность контролировать эмоции. Биохимическая экспертиза показала глубокое нарушение углеводного и липидного обменов, снижение содержания некоторых видов гормонов в 5 раз по сравнению с контрольной группой школьников, нетипичное поведение самих гормонов. -------------------------------- <4> Комсомольская правда. 07.07.1990.

В молодежном, а особенно в подростковом возрасте происходит интенсивная перестройка всего организма. Несбалансированность состояния нервной системы, преобладание процессов возбуждения над процессами торможения обусловливают повышенную возбудимость подростков, впечатлительность, неумение сдерживать эмоции. Подростку в этот момент нелегко соразмерить внутренние порывы с теми требованиями, которые предъявляются ему официальным обществом. Это в наивысшей мере относится к музыкальным и спортивным фанатам, которые зачастую являются субъектами массового внеколлективного поведения, складывающегося под воздействием общего интереса, и эмоциональное состояние которых допускает рациональное объяснение. Первое, что необходимо знать, - это то, что субъекты охранительной деятельности сталкиваются в данном случае с наиболее сложной для общественного порядка формой группового поведения как массового явления, в которой действуют законы толпы, изучаемые социальной психологией. Бытующее мнение о том, что действия толпы непредсказуемы, что она подчиняется внезапно возникшим импульсам, опровергается учеными <5>. Как отмечает автор, зная основополагающие механизмы, регулирующие поведение данной социальной общности, вполне возможно предсказать и проследить развитие поведенческих ситуаций, а также избежать нежелательных последствий. -------------------------------- <5> См.: Тард Г. Личность и толпа: Очерки социальной психологии. СПб., 1903. С. 73; Туманов Г. А. Организация управления в сфере охраны общественного порядка. М., 1972; Петровский А. В. Синдром толпы // Литературная газета. 31.01.1990.

Изучение характера правонарушений, совершенных в группе, ролей членов подростково-молодежных формирований позволяет сделать вывод, что группа здесь выступает как своего рода стимул к антиобщественной деятельности. Поведение, на которое молодой человек не решился бы вне группы, смелее осуществляется в компании сверстников, т. е. там, где налицо общее одобрение и содействие. Но если в малой группе сравнительно небольшая сфера деятельности позволяет индивиду вести себя и действовать с большим ощущением личного контроля над ситуацией, то в большой группе (публика, толпа) такого ощущения индивид не испытывает. Так, люди в большой группе, ощущая психическое давление присутствующих, чувствуя влияние большой группы на индивида, подчас оказываются в состоянии совершить то, что представлялось ранее невозможным. Первое, что сразу же срабатывает в толпе, - это повышенная внушаемость, которая достигает огромных размеров. В толпе человек понемногу утрачивает индивидуальность. В массе людей, захваченных стихийным выражением чувств, личность подвергается нивелированию, усреднению, в результате она деперсонализируется, интеллектуальный уровень снижается. Другая причина - ощущение собственной анонимности. Логика, совесть, стыд, здравый смысл, предвосхищение последствий, страх оказываются в толпе полностью подавленными, поведение подчиняется конформистскому импульсу "быть как все", тем самым индивид утрачивает ощущение ответственности за собственные поступки. Внушение, заражение, подражание, анонимность, связанные с закономерностями взаимодействия и взаимного влияния индивидов в групповом общении, и в частности в массовых формах внеколлективного поведения, играют большую роль, способствуют формированию противоправного поведения членов подростково-молодежных формирований в конкретных ситуациях. Субъектам охранительной деятельности по долгу службы приходится иметь дело с фанатами рока. Исследования, проведенные кабинетами социально-психологической помощи среди участников этих групп в Москве, показали, что в своем большинстве это инфантильные или повышенно возбудимые подростки (многие из них страдают неврозами и психопатиями), 5 - 7% их состоят или должны состоять на учете в психоневрологических диспансерах, с невысокими интеллектуальными возможностями, импульсивные, поверхностные, не задумывающиеся о содержании предлагаемых им форм поведения. Психические отклонения, повышенная невротизация данной группы молодежи напрямую связаны с воздействием резких, трудноусваиваемых звуков (тяжелый рок) на их психику. По мнению западногерманского профессора Г. Рауха, определенные виды развлекательной музыки могут быть отнесены к сильным раздражителям нервной системы. По другим данным, запись, воспроизведенная на звуковом пределе, оказывает сильнейшее наркотическое воздействие, которое, по-видимому, связано с образованием эндорфинов - морфиеподобных веществ удовольствия. Перечисленные психические особенности участников молодежных групп являются своего рода катализаторами, приводящими в действие ранее рассмотренные социально-психологические механизмы группового общения, зачастую оканчивающиеся конфликтами, для которых характерны эмоциональное возбуждение, спонтанная жестокость и агрессивность. Возможно, повышенную агрессивность музыкальным фанатам и рокерам придают их внешние аксессуары, изготовленные из металла, в том числе и свинца, - цепи, булавки, браслеты с шипами. Это связано с тем, что свинец, ко всему прочему, прибавляет человеку агрессивности. Так, непомерную жестокость римского императора Калигулы объясняют еще и тем, что он хранил любимое вино в свинцовых емкостях. Субъектам общественного порядка необходимо учитывать рассмотренные выше возрастные, биопсихологические и социально-психологические особенности, что позволит им прогнозировать поведенческие ситуации и правильно влиять на формирование поведения членов подростково-молодежных формирований. Групповое внеколлективное поведение может быть классифицировано по различным признакам: по степени сплоченности группы и взаимного влияния образующих ее индивидов; социальной направленности их действий; степени единства установок, чувств и мотивов поведения; количеству участников. Как показывает практика, возможны поведенческие ситуации, складывающиеся с участием членов подростково-молодежных формирований с относительно постоянным составом участников, а также групп с неопределенным (случайным) составом, групп, характеризующихся устойчивыми антиобщественными ориентациями, установками и направленностью поведения, а также стихийно складывающихся. С этих позиций целесообразно, на наш взгляд, разделение противоправного поведения подростково-молодежных формирований и их участников на индивидуальное и групповое; на заранее целенаправленное, подготовленное и стихийно формирующееся. При такой классификации, отражающей особенности возможного поведения членов подростково-молодежных формирований, субъекты охраны могут предвидеть особенности поведенческих ситуаций и в соответствии с этим определить меры предупреждения и пресечения нарушений общественного порядка. Как было отмечено, криминогенные подростково-молодежные формирования оказывают огромное влияние на поведение их членов. Формирование криминальных мотивов в данном сообществе происходит путем усвоения личностью групповых ценностей. При этом группа навязывает всем членам те ценности и способна развить в них те черты, которые она считает наиболее важными для ее существования, и заставляет их поступать так, как нужно данной группе. Вот почему на их поведении сказывается и обычное любопытство, и ложное чувство товарищества, влечение к приключениям, избыток энергии, конформность. Мотивообразующим фактором в определенных условиях может стать сама конкретная жизненная ситуация, которая способствует принятию решения о совершении того или иного поступка. Сам факт, что ситуация влияет на мотивацию противоправного поведения, у большинства авторов, изучавших этот вопрос, не вызывает сомнений. Однако криминологические исследования показывают, что ситуация большей частью только актуализирует мотивы противоправного поведения, т. е. вызывает к жизни мотивы, уже имеющиеся у человека, и создает условия для их реализации <6>. Поэтому антиобщественные поступки молодых людей, в большей части подростков, носят чаще всего не "случайный" ситуативный характер, а являются при всей их внезапности, импульсивности и эмоциональной охваченности логическим развитием всей предшествующей жизни. -------------------------------- <6> См.: Антонян Ю. М., Лунеев В. В., Яковлев А. М. Мотивообразующие факторы преступного поведения // Криминальная мотивация. М., 1986. С. 44 - 115, 251 - 292.

Исследуя процесс возникновения антиобщественных элементов в поведении членов подростково-молодежных формирований, можно констатировать, что в структуре личности подростков выделяются антисоциальные свойства, которые возникают и формируются до совершения правонарушений. При этом следует исходить из того, что речь идет не просто о недоразвитии и утрате определенных позитивных свойств, но об их замещении новообразованиями - квазипотребностями. В общем, это лица, чье поведение отклоняется от общепринятых социальных норм, но еще не стало противоправным, и личность которых требует исправления в целях предупреждения ее перехода к более опасным формам антиобщественного поведения. Для того чтобы правильно оценить процесс формирования поведенческих ситуаций, субъекты охранительной деятельности должны владеть определенными знаниями о формах проявления активности членов подростково-молодежных формирований. Как показывает практика, они разнообразны: внешне агрессивные музыкальные фанаты склонны к демонстративному поведению, конфликтам с представителями других подростково-молодежных формирований, нарушению общественного порядка на культурно-массовых мероприятиях. Антиобщественная направленность поведения, склонность к групповым нарушениям порядка, нетерпимость к болельщикам других команд свойственны спортивным фанатам, агрессивная направленность активности которых проявляется при больших скоплениях людей, а специфика спортивных мероприятий именно такова. Сотрудникам милиции необходимо иметь в виду, что особую активность фанаты проявляют не только во время футбольных матчей, но и после них, устраивая различные шествия. Для рокеров, собирающихся в группы численностью до нескольких сотен человек, характерна езда на мотоциклах по улицам, чаще всего в ночное время. Наиболее массовый выезд рокеров ожидается, как правило, в день открытия сезона (например, в Москве в ночь с 1 на 2 апреля у восточной трибуны стадиона им. В. И. Ленина в Лужниках). Между группировками, образовавшимися по территориальному признаку, как правило, идет постоянная борьба за сферы влияния, переходящая в групповые хулиганские действия (массовые драки), преступления против личности и т. д. Как бы ни казались разнообразными внешне формы активности членов криминогенных подростково-молодежных формирований, все они сводятся, как правило, к групповому хулиганству, которое обычно выражается в учинении драк между собой, приставании к гражданам на улицах, в парках, других общественных местах, в порче государственного имущества, нарушении спокойствия граждан в ночное время. Особенностями поведенческих ситуаций, складывающихся с участием музыкальных и спортивных фанатов, могут быть нарушения спокойствия больших групп людей и даже острые конфликтные ситуации как следствие нераспорядительности должностных лиц зрелищных, спортивных и иных учреждений и организаций, а также низкого уровня организации соответствующих массовых мероприятий. Поэтому при общении индивидов, составляющих указанные группы, в качестве важнейшего условия эффективной административно-правовой и уголовно-правовой охраны выступает прежде всего высокий уровень организации, обеспечивающий удовлетворение общего интереса и вместе с тем исключающий нарушение условий безопасности. Практика охраны общественного порядка основывается в этих случаях на тесном взаимодействии органов охраны правопорядка и безопасности с организаторами подобных мероприятий. В практике административно-правовой и уголовно-правовой охраны известны случаи конфликтных ситуаций, спровоцированных самими сотрудниками органов внутренних дел. Как правило, это происходит не преднамеренно, а в результате неумения быстро оценить и дать правильную правовую квалификацию той или иной ситуации. Конечно, здесь хочется отметить неумение некоторых сотрудников сохранять нужные в данной обстановке самообладание и выдержку, срывы и грубые профессиональные ошибки. Речь идет в данном случае о недостаточном знании и понимании работниками милиции соответствующих правовых норм, уважении к ним, убеждении в их правильности и справедливости, об изъянах в сумме определенных навыков и умений по их соблюдению и правильному применению в тех или иных конкретных ситуациях. Повышение уровня общей культуры, в первую очередь сотрудников рядового и сержантского состава патрульно-постовой службы и других подразделений службы охраны общественного порядка, служебной подготовки личного состава и его профессионального мастерства позволит избежать многих просчетов и ошибок. Во-первых, это минимизирует случаи как преуменьшения, так и преувеличения опасности тех или иных конфликтных ситуаций. Во-вторых, позволит применить наиболее соразмерные меры принудительного воздействия по отношению к участникам конфликта. В-третьих, предоставит возможность пресечь процесс формирования поведенческих ситуаций на ранней, предделиктной стадии. Все вышеизложенное позволяет нам сделать вывод о том, что для большинства административных правонарушений и преступлений в сфере общественного порядка непосредственной причиной являются сложившиеся поведенческие ситуации. Знание субъектами правоохранительной деятельности особенностей ситуации, складывающейся с участием членов подростково-молодежных формирований в рассматриваемой сфере, делает возможной конкретизацию профилактической деятельности соответствующих органов, позволяет целенаправленно сосредоточить ее на ликвидации (блокировке, нейтрализации) тех негативных факторов, которые совокупно создают конкретную ситуацию, непосредственно обусловившую административное правонарушение и преступление, как индивидуальное, так и групповое.

Название документа