Гражданин с повязкой на руке
(Мошкович М., Бодрягина О.)
("ЭЖ-Юрист", 2009, N 1-2)
Текст документа
ГРАЖДАНИН С ПОВЯЗКОЙ НА РУКЕ
М. МОШКОВИЧ, О. БОДРЯГИНА
Мария Мошкович, газета "ЭЖ-Юрист".
Оксана Бодрягина, газета "ЭЖ-Юрист".
Вполне возможно, что в скором времени блюстителей порядка на улицах и в общественных местах прибавится - группа парламентариев в недавно внесенном на Охотный Ряд законопроекте "Об участии граждан Российской Федерации в охране общественного порядка" предложила бросить на помощь сотрудникам милиции в борьбе с уличной преступностью силы народных дружин.
Заговорить о возрождении практики советских времен и необходимости узаконить на федеральном уровне дружинников-добровольцев авторам проекта пришлось, по их словам, не от хорошей жизни. Уличная преступность год от года растет, пугают разработчики и приводят ужасающую статистику по количеству краж, грабежей и разбойных нападений за последние годы.
Заметим, что это далеко не первая попытка регламентировать деятельность народных дружин, аналогичные законопроекты вносились на рассмотрение в Думу много раз. Вносились безрезультатно. При этом отсутствие федерального закона не мешает населению во многих регионах активно участвовать в обеспечении правопорядка плечом к плечу с сотрудниками органов внутренних дел. Работают волонтеры сейчас на основании регионального законодательства и работают, уверяют авторы законопроекта, более чем эффективно. С их помощью за год раскрываются десятки тысяч преступлений, а количество выявленных административных правонарушений исчисляется сотнями тысяч. Это значит, что такую практику просто необходимо узаконить, установив уже на федеральном уровне единые требования, гарантии, полномочия и ответственность для граждан, которые решили пополнить ряды народных блюстителей порядка.
Стать дружинниками при этом, согласно проекту, смогут только совершеннолетние россияне, "способные по своим деловым и личным качествам исполнять обязанности народного дружинника". Как претендующий на гордое звание дружинника будет доказывать свою деловитость и какими личными качествами он должен обладать, в проекте не уточняется. Детали экзамена на профпригодность будут определены, видимо, уже в законах региональных властей, которые также утвердят типовые положения о деятельности дружин (права, обязанности, гарантии, образцы удостоверений и форменной одежды). Вся же конкретика отдается на откуп органам местного самоуправления.
Единственное, что более или менее внятно определено в проекте, так это перечень обстоятельств, при наличии которых с мечтой вступить в ряды добровольцев и получить удостоверение народного дружинника придется распроститься. В "черный список" вошли лица, состоящие на учете по поводу психических заболеваний, алкоголизма или наркомании, имеющие неснятую или непогашенную судимость, совершившие тяжкое или особо тяжкое преступление, административное правонарушение против общественного порядка и безопасности, а также не имеющие регистрации по месту жительства.
По законопроекту добровольческие отряды находятся на содержании местного бюджета. Также местные власти будут из своего кармана возмещать гражданам и юридическим лицам вред, причиненный неправомерными действиями народных стражей порядка. При этом оговаривается, что в последующем сумму возмещения взыщут с виновного в полном объеме.
Дабы у дебоширов и хулиганов не возникало соблазна игнорировать требования дружинника при исполнении, а тем более препятствовать его деятельности, сопутствующими законопроекту поправками в КоАП РФ внесена специальная статья. Несговорчивых граждан ждет наказание в виде штрафных санкций до 1000 рублей. Однако штрафные санкции покажутся просто цветочками после прочтения статьи базового законопроекта "Об участии граждан Российской Федерации в охране общественного порядка", которая дает народным добровольцам право применять для защиты жизни, здоровья или собственности не только физическую силу, но и оружие самообороны.
Несмотря на, казалось бы, благие цели законопроекта, не все в его отношении настроены оптимистично. Категорически против выступили правозащитники. В один голос они обвиняют разработчиков в попытке переложить проблему органов внутренних дел, не способных повлиять на криминогенную обстановку, с больной головы на здоровую. Вместо того чтобы заниматься наведением порядка в правоохранительной системе, власть хочет прикрыться рядовыми гражданами, причем толком не обученными и к тому же совершенно не защищенными. Кто знает, какие последствия для окружающих может повлечь встреча с человеком с ружьем и повязкой на руке?
Это с одной стороны. С другой - кто даст гарантию, что народные контролеры будут беспристрастны к другим гражданам и не уподобятся тем нерадивым сотрудникам милиции, которые зачастую злоупотребляют своими полномочиями?
Складывается впечатление, что таким образом авторы инициативы хотят убить сразу двух зайцев: навести порядок на улицах чужими руками и одновременно "трудоустроить" и подкормить высвободившееся после массовых увольнений и сокращений население. Тем более что особо отличившимся пообещали ценные подарки и денежные премии.
Название документа