Применение судебными приставами-исполнителями ограничения права на выезд за пределы Российской Федерации

(Суханова Т. П.) ("Практика исполнительного производства", 2008, N 6) Текст документа

ПРИМЕНЕНИЕ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ-ИСПОЛНИТЕЛЯМИ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВА НА ВЫЕЗД ЗА ПРЕДЕЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Т. П. СУХАНОВА

Суханова Т. П., ведущий специалист-эксперт учебно-методического отдела Управления ФССП России по Республике Карелия.

Федеральная служба судебных приставов как орган принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов и должностных лиц постоянно принимает меры по повышению эффективности фактического исполнения требований исполнительных документов. Этому способствует вступивший в силу с 1 февраля 2008 г. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон), содержащий ряд новелл, связанных с принудительным исполнением требований исполнительных документов. Впервые законодательством об исполнительном производстве предусматривается возможность ограничения права должника на выезд за пределы Российской Федерации. Закон расширяет полномочия судебного пристава-исполнителя, прописывает ранее не освещенные законодательством моменты исполнительного производства. К новеллам законодательства об исполнительном производстве можно отнести некоторые исполнительные действия и меры принудительного исполнения: - обращение в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним, для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены законом; - применение ограничения права должника на выезд за пределы Российской Федерации; - совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника. Приведенный перечень новелл законодательства об исполнительном производстве не исчерпан: впервые предусматривается обращение взыскания на дебиторскую задолженность, на имущественные права, на заложенное имущество. Установление временных ограничений на выезд за пределы Российской Федерации включено в перечень исполнительных действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения требований исполнительных документов. Исполнительные действия - это действия, которые вправе совершать судебный пристав-исполнитель самостоятельно или с привлечением иных лиц (органов) в процессе исполнения требований исполнительных документов, действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов. Ограничение права должника на выезд за пределы Российской Федерации можно отнести и к мерам принудительного исполнения - ввиду целевой направленности применения этой нормы законодательства: получения с должника имущества (в том числе денежных средств), подлежащего взысканию по исполнительному документу. До вступления в силу Закона судебный пристав-исполнитель мог ограничить право должника на выезд за пределы Российской Федерации только на основании Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (статьи 15 и 28). Судебный пристав-исполнитель выносил поручение о временном ограничении права должника на выезд из Российской Федерации. Специальной нормы по ограничению права выезда должника за пределы Российской Федерации законодательство об исполнительном производстве не предусматривало. Позиция судов Российской Федерации о правомерности вынесения судебными приставами-исполнителями постановлений о временном ограничении выезда должников ранее была неоднозначной. Некоторые суды, в том числе и высшие судебные инстанции, признавали постановления судебных приставов-исполнителей об ограничении выезда должников за рубеж незаконными, обосновывая свою позицию тем, что данное решение принимает уполномоченный на то орган внутренних дел. Теперь Закон содержит специальную норму - статью 67 "Временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации". Право должника на выезд за пределы Российской Федерации ограничивается на основании постановления судебного пристава-исполнителя. Обратимся к истокам возникновения данной нормы исполнительного права. В Определении Конституционного Суда РФ от 24.02.2005 N 291-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Хлюстова Вячеслава Игоревича на нарушение его конституционных прав пунктом 5 статьи 15 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" сказано: "В Российской Федерации как правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанность государства; права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием; осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (статьи 1, 2, 17 и 18 Конституции Российской Федерации). Статьей 27 (часть 2) Конституции Российской Федерации гарантируется право каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации, которое, однако, в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Именно из названных конституционных положений исходил законодатель, закрепляя в статье 15 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" основания ограничения права граждан на выезд из Российской Федерации. Такое ограничение не является абсолютным, поскольку действует только в течение сроков, максимальный предел которых установлен в том же Федеральном законе; более того, разрешение на выезд из Российской Федерации может быть дано и независимо от истечения этих сроков. Следовательно, предусмотренная пунктом 5 статьи 15 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" возможность временного ограничения права гражданина на выезд из Российской Федерации в случае уклонения от исполнения обязательств, наложенных на него судом, направлена на защиту конституционно значимых целей и не может рассматриваться как нарушающая конституционные права..." гражданина, ограниченного в праве на выезд за пределы Российской Федерации. В соответствии с пунктами 3 - 5 ст. 28 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" право на выезд из Российской Федерации может быть ограничено и в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства (в случаях уклонения от исполнения обязательств, наложенных на них судом). Таким образом, данная мера принудительного исполнения может применяться на практике по отношению ко всем должникам - физическим лицам, независимо от гражданской принадлежности. В ч. 1 ст. 67 Закона закреплено, что при неисполнении должником в установленный срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, выданном на основании судебного акта или являющемся судебным актом, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации. Основанием для вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о временном ограничении на выезд должника за пределы Российской Федерации является исполнительный документ, выданный на основании судебного акта или являющийся судебным актом. В случае необходимости ограничения права должника на выезд за пределы Российской Федерации по исполнительному производству, возбужденному по исполнительному документу, не являющемуся судебным актом или выданному не на основании судебного акта, взыскатель или пристав-исполнитель вправе обратиться в суд с заявлением об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации. В случае удовлетворения судом такого требования судебный пристав-исполнитель выносит постановление о временном ограничении на выезд должника за пределы Российской Федерации на основании определения суда. Постановление о временном ограничении на выезд за пределы Российской Федерации выносится по факту неисполнения должником в установленный срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе. Однако ч. 2 ст. 67 Закона предусмотрена возможность вынесения постановления о временном ограничении на выезд за пределы Российской Федерации одновременно с постановлением о возбуждении исполнительного производства (для этого необходимо заявление взыскателя с мотивированным обоснованием причин временного ограничения права должника). Судебный пристав-исполнитель, рассмотрев заявление взыскателя, принимает решение о целесообразности применения данной меры принудительного исполнения. При этом нельзя забывать, что временное ограничение на выезд должников из Российской Федерации затрагивает конституционные права граждан, и необоснованное применение данной меры может повлечь обжалование действий судебных приставов-исполнителей и, как следствие, предъявление исковых требований к ФССП России. Следует также отметить, что судебный пристав-исполнитель по исполнительным производствам, имеющим особую значимость (крупные суммы взыскания денежных средств, социальная и общественная ценность исполнительных документов), должен в кратчайшие сроки вынести постановление о временном ограничении на выезд за пределы Российской Федерации до получения информации о наличии (отсутствии) у должника загранпаспорта. Во всех остальных случаях судебный пристав-исполнитель в 2-дневный срок после вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства направляет запрос в соответствующий территориальный отдел Управления Федеральной миграционной службы России о наличии у должника паспорта гражданина Российской Федерации, выданного сроком на 5 лет и действительного для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (заграничного паспорта). Отсутствие сведений о наличии заграничного паспорта в постановлении о временном ограничении на выезд за пределы Российской Федерации не является основанием для возвращения пограничными службами постановления без исполнения. Функции по исполнению постановлений об ограничении права на выезд за пределы Российской Федерации возложены законом на органы исполнительной власти по контролю и надзору в сфере миграции и пограничные органы. Таким образом, законодатель закрепил возможность ограничить право должника на выезд за пределы Российской Федерации, во-первых, путем запрета на пересечение Государственной границы при намерении должника покинуть пределы Российской Федерации (исполнение запрета возложено на Пограничную службу ФСБ России), во-вторых, путем отказа в выдаче ему заграничного паспорта - данное решение правомочны принимать территориальные органы ФМС России. Между ФССП России и ФМС России заключено Соглашение от 05.12.2007 N 12/02-6/МС-1/3-24149 "О порядке обмена информацией и взаимодействии между Федеральной службой судебных приставов и Федеральной миграционной службой, их территориальными органами и структурными подразделениями" (далее - Соглашение). В соответствии с Соглашением: 1. ФССП России, территориальные органы ФССП России и их структурные подразделения (далее - ФССП) по запросам должностных лиц ФМС России, территориальных органов ФМС России и их структурных подразделений (далее - ФМС) предоставляют следующую информацию о гражданах, проходящих по учетам ФССП в качестве должников-граждан, а также лицах, выполняющих управленческие функции в организациях, являющихся должниками по исполнительным документам и одновременно проходящих по учетам ФМС: - фамилия, имя, отчество (если имеется); дата рождения; место рождения; известные адреса места жительства и места пребывания (проживания); наличие возбужденных исполнительных производств (с указанием номера, даты исполнительного производства, кратким содержанием); номера, даты организационно-распорядительных документов, ограничивающих права должников (копии постановлений судебных приставов-исполнителей о временном ограничении права выезда за пределы Российской Федерации гражданам, которые уклоняются от исполнения обязательств, наложенных на них судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами); наличие заведенных розыскных дел (с указанием номера, даты розыскного дела, кратким содержанием); текущие результаты принудительного исполнения по исполнительным производствам, в которых ФМС выступает взыскателем-организацией; сведения об уплате гражданами (должниками) штрафов по делам об административных правонарушениях в сфере миграции, а также иные сведения, предусмотренные Соглашением. 2. ФМС предоставляет следующую информацию по запросам ФССП о гражданах, проходящих по учетам ФМС, являющихся должниками по исполнительным документам, а также о лицах, выполняющих управленческие функции в организациях, являющихся должниками по исполнительным документам: - фамилия, имя, отчество (если имеется); дата рождения; место рождения; известные адреса места жительства и места пребывания; ксерокопии заявления о выдаче (замене) паспорта гражданина Российской Федерации, сведения о наличии (выдаче, изъятии) у гражданина Российской Федерации заграничного паспорта (реквизиты заграничного паспорта), ксерокопии заявлений о выдаче заграничного паспорта гражданину Российской Федерации, а также иные сведения, предусмотренные Соглашением. 3. При обращении гражданина Российской Федерации в ФМС с заявлением об оформлении заграничного паспорта: - ФМС в рамках проводимой проверки предоставленных гражданином Российской Федерации сведений в 3-дневный срок направляет запрос в ФССП о предоставлении информации о возможном уклонении данного гражданина от исполнения обязательств, наложенных на него судом; - ФССП рассматривает запрос ФМС и в 3-дневный срок со дня его поступления направляет в ФМС ответ. При наличии информации об уклонении гражданина Российской Федерации от исполнения обязательств, наложенных на него судом, судебный пристав-исполнитель направляет в ФМС запрос-уведомление с приложением постановления об ограничении права выезда за пределы Российской Федерации в целях отказа должнику в выдаче заграничного паспорта. Закон не предусматривает возможности вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о запрете выдачи заграничного паспорта. В судебном порядке это постановление может быть признано незаконным. Конечно, можно воспользоваться открытым перечнем исполнительных действий, предусмотренных ст. 64 Закона, и построить линию защиты в суде исходя из того, что вынесение этого постановления (о запрете выдачи загранпаспорта) и соответствующее действие судебного пристава-исполнителя по отношению к должнику являются тоже исполнительным действием, но судебная практика в таких случаях неоднозначна. Допускать возможность признания действий судебного пристава-исполнителя незаконными нет оснований. Соглашение предусматривает возможность отказа ФМС в выдаче заграничного паспорта должнику на основании запроса-уведомления судебного пристава-исполнителя с приложением постановления об ограничении права выезда за пределы Российской Федерации. Таким образом, нет необходимости выносить постановления, непосредственно не предусмотренные законом; - ФМС в установленном порядке уведомляет гражданина Российской Федерации об ограничении его права на выезд за пределы Российской Федерации (с указанием основания и срока ограничения, даты и регистрационного номера решения об ограничении, полного наименования и юридического адреса организации, принявшей на себя ответственность за ограничение права данного гражданина на выезд из Российской Федерации) и об отказе в выдаче заграничного паспорта. 4. В установленных законодательством случаях при проведении органами миграционной службы проверки сведений, предоставляемых иностранными гражданами и лицами без гражданства (при рассмотрении заявлений о выдаче разрешения на временное проживание, вида на жительство и др.): - ФМС в рамках проводимой проверки предоставленных иностранным гражданином или лицом без гражданства сведений направляет запрос в ФССП о предоставлении информации о возможном уклонении данного иностранного гражданина или лица без гражданства от исполнения обязательств, наложенных на него судом; - ФССП рассматривает запрос ФМС и направляет ему соответствующую информацию; - информация, полученная от ФССП, используется ФМС при принятии решения по соответствующему заявлению иностранного гражданина или лица без гражданства. 5. При уклонении гражданина от исполнения обязательств, наложенных на него судом, в отношении гражданина Российской Федерации: а) ФССП в рамках возбужденного исполнительного производства направляет запрос в ФМС о предоставлении информации о возможном наличии заграничного паспорта у гражданина Российской Федерации, уклоняющегося от исполнения обязательств, наложенных на него судом; б) ФМС рассматривает запрос ФССП и в 3-дневный срок со дня его поступления направляет в ФССП ответ; в) при получении информации о наличии заграничного паспорта судебный пристав-исполнитель выносит постановление о временном ограничении права гражданина Российской Федерации на выезд за пределы Российской Федерации и в установленном порядке направляет копии указанного постановления должнику, в ФМС и в пограничные органы <1>. -------------------------------- <1> Соглашение "О порядке обмена информацией и взаимодействии между Федеральной службой судебных приставов и Федеральной миграционной службой, их территориальными органами и структурными подразделениями" от 05.12.2007 N 12/02-6/МС-1/3-24149.

Постановление о временном ограничении права должника на выезд за пределы Российской Федерации судебный пристав-исполнитель может вынести как по заявлению взыскателя, так и по собственной инициативе, т. е. инициативой применения данной меры принудительного исполнения законодатель наделил и судебного пристава-исполнителя, и взыскателя. Порядок действий судебных приставов-исполнителей поэтапно закреплен в алгоритме действий (приложение 1 к Закону). Постановление о временном ограничении права должника на выезд за пределы Российской Федерации подлежит утверждению старшим судебным приставом (ч. 3 ст. 67 Закона) и заверению печатью. Согласно ст. 14 Закона в постановлении судебного пристава-исполнителя должны быть указаны: 1) наименование подразделения судебных приставов и его адрес; 2) дата вынесения постановления; 3) должность, фамилия и инициалы лица, вынесшего постановление; 4) наименование и номер исполнительного производства, по которому выносится постановление; 5) вопрос, по которому выносится постановление; 6) основания принимаемого решения со ссылкой на федеральные законы и иные нормативные правовые акты; 7) решение, принятое по рассматриваемому вопросу; 8) порядок обжалования постановления. Кроме того, в постановлении указываются: - телефоны старшего судебного пристава, судебного пристава-исполнителя, дежурного по отделу, отдела организации исполнительного производства, оперативного дежурного по управлению, способы связи в нерабочее время, факс, электронная почта. При необходимости в постановлении может быть изложена дополнительная информация уточняющего характера (к кому и в какой орган рекомендовать обращаться лицам (должникам) за разъяснениями в связи с ограничением их права на выезд из Российской Федерации); - факт надлежащего уведомления должника о возбуждении исполнительного производства. Также к постановлению судебный пристав-исполнитель готовит сопроводительное письмо (поручение) за подписью руководителя территориального органа ФССП России, адресованное руководителю Управления пограничного контроля организационного департамента Пограничной службы ФСБ России (далее - Управление пограничного контроля) с приложением копии исполнительного документа. В сопроводительном письме (поручении) к постановлению о временном ограничении на выезд из Российской Федерации указываются: - номер исполнительного производства; - наименование территориального отдела, должность, фамилия, имя, отчество инициатора постановления; - правовые основания для выполнения постановления, предусмотренные действующим законодательством: номер исполнительного документа, когда и кем он выдан, резолютивная часть исполнительного документа - установочные данные должника, т. е. фамилия, имя, отчество (для иностранных граждан и лиц без гражданства - на русском и латинских языках), гражданство (подданство), пол, полная дата и место рождения; - виды заграничных документов (паспорт, виза), их серия и номер, страна выезда и въезда (если имеются точные данные); если данных о загранпаспорте нет, указывается причина применения данной меры; - содержание постановления (ограничение права на выезд из Российской Федерации, сроки вступления в силу и окончания действия; информация о выезде (въезде) и т. д.); - наименование пунктов пропуска, через которые предполагается въезд или выезд объекта постановления, и возможная дата (период) выезда (если имеются точные данные); - срок нахождения постановления на контроле для исполнения (не более 6 месяцев со дня поступления в Управление пограничного контроля). Целесообразно указывать 6-месячный срок нахождения постановления на исполнении. Однако при этом следует помнить, что согласно ч. 4 ст. 47 Закона при окончании исполнительного производства отменяются все установленные для должника ограничения, в том числе ограничения на выезд из Российской Федерации. Следовательно, исполнительное производство не может быть окончено без отмены постановления о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации. Кроме того, в поручении следует указывать, что по истечении срока действия ограничения постановление утрачивает силу и дополнительного уведомления об отмене указанного ограничения права не требуется. Судебный пристав-исполнитель после вынесения постановления о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации направляет его в соответствующий территориальный орган ФМС России, должнику, а также в двух экземплярах с сопроводительным письмом (поручением) - в отдел организации исполнительного производства территориального органа ФССП России. Отдел организации исполнительного производства занимается обработкой и своевременным направлением данных документов в Управление пограничного контроля. Для своевременного ограничения (снятия ограничения) выезда должников из Российской Федерации ФССП России совместно с Управлением пограничного контроля разработан новый порядок применения временного ограничения на выезд должников из Российской Федерации. Отделы организации исполнительного производства территориальных органов ФССП России контролируют применение судебными приставами-исполнителями структурных подразделений ограничения права должника на выезд из Российской Федерации, а также ведут единый учет таких постановлений. Еженедельно (по понедельникам) территориальный орган ФССП России готовит реестр лиц, в отношении которых вынесены постановления о временном ограничении на выезд из Российской Федерации, и направляет его в центральный аппарат ФССП России по электронной почте и почтовой связью с обязательной проверкой получения сведений по телефону. Доведение информации о снятии временного ограничения на выезд должников из Российской Федерации осуществляется в аналогичном порядке: еженедельно (по пятницам) центральный аппарат ФССП России обрабатывает и обобщает информацию, поступающую из всех территориальных органов ФССП России, и передает в Пограничную службу ФСБ России (далее - ПС ФСБ) в электронном виде и на бумажном носителе. В связи с введением нового порядка сроки фактического установления или снятия с должников временного ограничения на выезд из Российской Федерации значительно сократились. Так, если ранее период между вынесением судебным приставом-исполнителем постановления о временном ограничении на выезд и фактическим установлением ПС ФСБ такого ограничения составлял в среднем один месяц, то теперь - более 2 недель. Снятие ограничения производится ПС ФСБ в день поступления информации из ФССП России. Судебный пристав-исполнитель обязан незамедлительно после исполнения должником своих обязательств либо окончания, прекращения исполнительного производства вынести постановление об отмене временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации, а также подготовить уведомление об отзыве постановления о временном ограничении за подписью руководителя управления. В постановлении об отмене временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации судебный пристав-исполнитель указывает, что должник полностью выплатил задолженность либо не выплатил (с указанием причины). В постановлении также указывается о снятии ограничения на выезд только после того, как данное постановление поступит в Управление пограничного контроля. Судебный пристав-исполнитель после вынесения постановления об отмене временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации в течение суток направляет его с приложением уведомления за подписью руководителя Управления в соответствующий территориальный орган ФМС России, должнику, а также в двух экземплярах - в отдел организации исполнительного производства (с копией постановления об окончании исполнительного производства). Необходимо отметить, что в целях исполнения требования исполнительного документа применение меры по ограничению права должника на выезд за пределы Российской Федерации возможно одновременно с применением к должнику иных мер, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве. Временное ограничение права должника на выезд за пределы Российской Федерации является на данный момент одной из самых эффективных мер принудительного исполнения решений суда. Так, в межрайонном отделе судебных приставов по г. Петрозаводску и Прионежскому району было возбуждено исполнительное производство в отношении гражданина С. о взыскании задолженности по кредитному договору. В июле 2008 года судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о временном ограничении на выезд должника за пределы Российской Федерации. Получив это постановление, гражданин С. немедленно выплатил долг в размере 419480 руб., а также исполнительский сбор. Исполнительное производство было окончено. За 9 месяцев 2008 года территориальными органами ФССП России вынесено 58300 постановлений об ограничении на выезд должников из Российской Федерации, из них по исполнительным производствам по алиментным обязательствам - 13819 постановлений. В результате применения данной меры добровольно выплачены долги по 4189 исполнительным производствам на сумму около 900 млн. руб., из них по алиментным обязательствам - по 777 исполнительным производствам на сумму около 200 млн. руб. <1>. -------------------------------- <1> Официальный сайт Федеральной службы судебных приставов, пресс-релизы и справочно-информационные материалы "По итогам 9 месяцев...": http://www. fssp. ru/Default. asp? RID=16&mid=5204 (12.01.2009).

Если обратиться к практике применения ограничения в субъектах Российской Федерации, то, согласно статистике, за 9 месяцев 2008 года судебными приставами-исполнителями Управления ФССП России по Республике Карелия вынесено 1071 постановление о временном ограничении права должника на выезд за пределы Российской Федерации, из них 445 постановлений - по алиментным обязательствам. В результате применения данной меры добровольно выплачены долги по 120 исполнительным производствам на общую сумму 3779 603 руб., из них по алиментным обязательствам - по 25 исполнительным производствам на сумму около 577717 руб. Для сравнения: за 9 месяцев 2007 года было взыскано 1357690 руб., в том числе по алиментным обязательствам - 190534 руб. По сведениям Управления ФМС России по Республике Карелия, в результате применения данной меры в течение 9 месяцев 2008 года не были пропущены через российскую границу семь должников. В отделе судебных приставов по Сортавальскому району было возбуждено исполнительное производство в отношении гражданки К. о взыскании с нее задолженности по оплате коммунальных услуг. Судебный пристав-исполнитель неоднократно выходил по адресу регистрации должника, но ни разу не застал ее дома. Должник был надлежащим образом уведомлен о возбуждении исполнительного производства. В июле 2008 года судебный пристав-исполнитель вынес постановление о временном ограничении на выезд должника за пределы Российской Федерации. В августе гражданка К. была остановлена на границе с Финляндией, в результате чего задолженность в размере 2054 руб. была полностью погашена. Ограничение права должника на выезд за пределы Российской Федерации судебные приставы-исполнители Управления ФССП России по Республике Карелия стали практиковать с 2004 года. С каждым годом оно применяется все активнее. Так, в 2004 году в органы пограничного контроля было направлено всего два поручения, ограничивающих права должников на выезд за пределы Российской Федерации, в 2005 году - 14, в 2006 году - 30, а по данным за 9 месяцев 2007 года постановления о временном ограничении на выезд из Российской Федерации применялись на практике 156 раз. Таким образом, можно сделать вывод о наличии положительной динамики применения данной меры воздействия на должников. Подводя итог вышесказанному, можно отметить следующее. 1. Возможность ограничения права должника на выезд за пределы Российской Федерации впервые законодательно закрепляет специальный Закон. Данная норма распространяется как на граждан Российской Федерации, так и на лиц иностранных государств и лиц без гражданства. Судебный пристав-исполнитель в целях ограничения права на выезд за пределы Российской Федерации и на выдачу заграничного паспорта в отношении должника выносит постановление о временном ограничении на выезд из Российской Федерации, заверяемое старшим судебным приставом, сроком не более чем на 6 месяцев. Постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации может быть вынесено только на основании исполнительного листа, выданного по решению суда или являющегося решением суда. Также немаловажен факт неисполнения должником в добровольном порядке решения суда, вступившего в законную силу. Должник должен быть обязательно осведомлен о наличии исполнительного документа на исполнении в службе судебных приставов. 2. Данная мера принудительного исполнения зарекомендовала себя на практике как наиболее эффективный способ воздействия на должника, метод побуждения злостных неплательщиков к фактическому исполнению имеющихся долговых обязательств. Однако следует помнить, что применение этой меры принудительного исполнения возможно только на основании решения суда и по факту неисполнения должником исполнительного документа в добровольном порядке. Цель, преследуемая судебным приставом-исполнителем при ограничении выезда должника за рубеж, - исполнение решения суда, вступившего в законную силу.

Название документа