Механизм обеспечения правовой безопасности правовой системы общества в современных условиях (теоретико-правовые аспекты)

(Осипов В. А.) ("Юридический мир", 2009, N 1) Текст документа

МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ)

В. А. ОСИПОВ

Осипов В. А., заместитель директора Департамента конституционного законодательства и законодательства безопасности Министерства юстиции Российской Федерации, действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 3-го класса.

Проблема обеспечения безопасности существовала на протяжении всего времени эволюции цивилизации и человечества. Правовая безопасность, являющаяся составной частью безопасности в целом, оказывает существенное влияние на государственную и общественную безопасность. Феномен правовой безопасности заключается в том, что целью правовой безопасности является правовое обеспечение различных видов безопасности, таких, как государственная, общественная, экономическая, духовно-нравственная и другие, поскольку обеспечение безопасности в целом и ее видов в современных условиях осуществляется посредством правового регулирования. В последнее время вызывает интерес у специалистов в юридической науке вопрос: как происходит обеспечение правовой безопасности внутри правовой системы? Это связано с необходимостью укрепления национальной безопасности, которая в современных условиях может быть обеспечена только многообразием правовых средств и правового инструментария. Учитывая, что в юридической литературе под функциями социальных систем понимаются действия для достижения целей, способы проявления активности <1>, по моему мнению, обеспечение правовой безопасности следует рассматривать как функцию правовой системы общества. -------------------------------- <1> См.: Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление. М., 1981. С. 18, 26; Афанасьев В. Г. Системность и общество. М., 1980. С. 35, 132; Протасов В. Н. Правоотношение как система. М., 1991. С. 28.

Нередко исследование системы начинается именно с изучения функций, проявлений активности системы вовне. Действительно, функция системы является проявлением свойств, качеств системы во взаимодействии с другими объектами системного и несистемного порядка, выражением определенной относительно устойчивой реакции системы на изменение ее внутреннего состояния и ее внешней среды, реакцией на воздействие изнутри и извне, своеобразным специфическим способом поведения системы, средством разрешения постоянного противоречия между системой и средой, ее окружающей <2>. Вследствие этого чисто функциональный подход позволяет, отвлекаясь от того, что происходит внутри системы, проанализировать результаты ее функционирования с точки зрения достижения поставленных целей. -------------------------------- <2> См.: Афанасьев В. Г. Системность и общество. М., 1980. С. 133.

Введение прочно укрепившейся в понятийно-категориальном аппарате теории государства и права категории "механизм" позволит изучить функцию обеспечения правовой безопасности в действии и реализации. В более широком смысле исследование механизма обеспечения правовой безопасности будет способствовать образованию новой правовой отрасли - "правовая безопасность". Таким образом, понимание механизма обеспечения правовой безопасности как функции правовой системы заключается в восприятии механизма как целесообразной деятельности, предназначенной применительно к жизнеобеспечению правовой системы как одной из самопроизводящих, самоорганизующих, саморегулирующих и динамичных подсистем общества. Как мне представляется, преимущество категории "механизм" заключается в том, что при ее помощи можно показать и объяснить систему обеспечения безопасности как динамичную, активную, фактически осуществляемую правовой системой деятельность. Категория "механизм" позволяет проникнуть внутрь функции, посмотреть на организацию и, что самое главное, действие ее структурных элементов - ее "узлов и деталей". Кроме того, теоретическое моделирование механизма (функции) обеспечения правовой безопасности правовой системы в сочетании с учетом отечественной и зарубежной государственно-правовой практики, безусловно, позволит избежать серьезных просчетов и ошибок в осуществлении функции правовой безопасности. Изучение механизма обеспечения правовой безопасности правовой системы предполагает исследование внешней формы механизма, заключающейся в реализации функции обеспечения правовой безопасности (правовых и организационных формах реализации правовой безопасности, методах реализации правовой безопасности), а также внутренней формы, предполагающей рассмотрение самого процесса осуществления правовой безопасности (объектов, субъектов, связей, средств обеспечения (осуществления) правовой безопасности). Таким образом, по моему мнению, механизм обеспечения правовой безопасности состоит из механизма реализации функции обеспечения правовой безопасности и механизма осуществления данной функции, т. е. из самой деятельности. Необходимо отметить, что функция реализации правовой безопасности осуществляется в основном в организационных формах, выражающихся прежде всего в организации защитных и контрольных мероприятий (мер). Однако утверждение абсолютного преобладания неправовых форм реализации правовой безопасности является, на мой взгляд, излишне категоричным. Современные органы правового контроля, в целом правовая система, могут устанавливать определенные нормативы, правила, стандарты, другими словами - выступать субъектами нормотворчества. С другой стороны, такие институты (субъекты) в определенных случаях и в установленном законом порядке вправе применять меры юридического принуждения в целях обеспечения правовой безопасности (отзыв лицензии, остановка движущегося транспортного средства, штраф и др.), выступая субъектом правоприменительной деятельности. Таким образом, можно сделать вывод о сочетании правовых и организационных форм при реализации функции обеспечения правовой безопасности. Важное (если не ключевое) место среди элементов механизма реализации правовой безопасности занимают методы их осуществления. Специалисты отмечают, что для обеспечения жизнедеятельности общества и защиты правовой системы, ее основополагающих ценностей от преступных посягательств используется два основных метода социального управления: стимулирование и ограничение. Ограничение осуществляется в рамках трех видов воздействия: 1) мер наказания; 2) мер восстановления (компенсации); 3) мер безопасности. А стимулирование выражается в мерах поощрения и стимуляции правомерной деятельности субъектов <3>. -------------------------------- <3> Тер-Акопов А. А. Безопасность человека (теоретические основы социально-правовой концепции). М., 1998. С. 51.

Структурный анализ общественно-правовых явлений, в том числе и механизма обеспечения правовой безопасности общества, способствует более успешному и глубокому их познанию и объяснению. По вопросу наличия структуры в механизме обеспечения правовой безопасности следует привести мнение профессора Д. А. Керимова, который отметил, что "основным признаком структуры является то, что она есть внутренняя форма ("форма, рефлектированная вовнутрь себя") определенного объекта. В силу этого структура, во-первых, не может иметь самостоятельного существования вне того объекта, содержание которого ею определенным образом цементируется, организуется, упорядочивается, и во-вторых, характер ее построения и изменения непосредственно зависит от природы и закономерностей развития данного объекта" <4>. -------------------------------- <4> Керимов Д. А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). М., 2001. С. 189.

Будучи тесно связанным с правовой системой - явлением, сложным по своей структуре, механизм обеспечения ее правовой безопасности представляет собой не менее сложное явление, имеющее собственную внутреннюю структуру. Основной задачей при рассмотрении структуры данного механизма, на мой взгляд, является выделение в ее составе составных элементов - относительно самостоятельных, устойчивых, интегрированных в единое целое, предметно обусловленных элементов, куда также входят меры и решения в поддержании и контроле за правовой безопасностью. По моему мнению, каждый элемент механизма обеспечения правовой безопасности имеет свой объект (предмет), объектную направленность, субъект, связи, средства обеспечения правовой безопасности, методы и принципы. Объектами обеспечения правовой безопасности являются интересы общества, государства и личности. Актуальным для науки и практики остается вопрос со средствами обеспечения правовой безопасности. Как справедливо отмечено в научной литературе, задача не только в том, чтобы защищать интересы того или иного объекта, но и в том, чтобы снижать, ослаблять, устранять, предупреждать опасности и угрозы <5>. Это значит, что правовая безопасность объектов правовой системы может обеспечиваться как путем проведения мероприятий, направленных на ее защиту от существующих угроз (рецидив преступности и т. д.), так и путем предотвращения, предупреждения, устранения, нейтрализации самих угроз, подрывающих правовую безопасность. Практически целесообразно использовать оба варианта обеспечения правовой безопасности. -------------------------------- <5> См.: Серебрянников В., Холопьев А. Социальная безопасность России. М., 1996. С. 16.

К примеру, в уголовном праве специалисты исследуют восстановительные механизмы обеспечения безопасности личности в рамках концепции обеспечения криминологической безопасности личности <6>. В числе этих восстановительных механизмов обеспечения безопасности личности нередко называют институты деятельного раскаяния и возмещения государством причиненного преступлением вреда, а также смягчающие обстоятельства, оказание медицинской и иной помощи потерпевшему непосредственно после совершения преступления, добровольное возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных в результате преступления, и иные действия, направленные на возмещение вреда, и т. д. -------------------------------- <6> Сидоренко Э. Л. Восстановительные механизмы обеспечения безопасности личности в уголовном праве России. Россия: перспективы развития. Научные труды ИМПЭ им. А. С. Грибоедова. Выпуск 2007. М., 2007. С. 210.

В международном праве важным направлением обеспечения национальной безопасности является предупреждение развития непредсказуемых изменений и конфликтных ситуаций в межгосударственных отношениях. В вопросе о механизме обеспечения безопасности специалисты выделяют три способа регулирования конфликтных отношений в международном праве: предотвращение их эскалации, замораживание на существующем уровне и их разрешение <7>. Предотвращение эскалации конфликтных отношений предполагает такие действия сторон, которые снижают уровень конфликтности на его ранних фазах. Замораживание означает сохранение конфликтности отношений на существующем уровне или некоторое снижение конфликтности. Классическим примером замораживания является временное перемирие сторон. Под разрешением конфликтных отношений понимается ситуация, при которой все заинтересованные стороны устанавливают взаимоотношения, по сути, приемлемые для всех сторон. -------------------------------- <7> См.: Холмогоров Ю. П. Национальная безопасность // Журнал "Самиздат". М., 2001. N 2.

Современная концепция поддержания мира в рамках ООН нашла отражение в одобренной Советом Безопасности программе, изложенной в докладе Генерального секретаря ООН "Повестка дня всего мира", которая исходит из комплексной роли ООН в усилиях по поддержанию мира в сферах превентивной дипломатии, миротворчества, постконфликтного миростроительства, а также использования принудительных мер <8>. -------------------------------- <8> Рахманов А. Р. Международно-правовые аспекты всеобъемлющей безопасности // Государство и право. 2003. N 2. С. 69.

Превентивная дипломатия понимается как действия, направленные на предупреждение возникновения разногласий между сторонами, недопущение перерастания существующих споров в конфликты и ограничение масштабов конфликтов после их возникновения. Миротворчество - это действия, направленные на то, чтобы привести к согласию враждующие стороны, главным образом с помощью переговоров и других мирных средств, предусмотренных Уставом ООН в гл. VI "Мирное разрешение споров" (ст. 33 - 38). Поддержание мира предполагает проведение операций с помощью военного персонала как для предотвращения конфликтов, так и для установления мира. Постконфликтное миростроительство - это действия по установлению и поддержанию структур в постконфликтный период, которые должны способствовать укреплению и упрочнению мира в целях предотвращения рецидивов конфликтов. Особую роль среди средств обеспечения правовой безопасности имеют издаваемые Высшими судами страны акты интерпретации, толкования, а также акты о признании неконституционности тех или иных положений нормативно-правовых актов, так называемый нормоконтроль. Не случайно, по мнению специалистов, в литературе выделяется защитная, правоутверждающая функция Конституционного Суда <9>. -------------------------------- <9> См.: Внучкова Е. Конституционный контроль и его значение в Российской Федерации. Актуальные проблемы подготовки специалистов в юридическом вузе. Казань, 2008. С. 39.

Важным средством обеспечения правовой безопасности, соблюдения административно-правовых режимов является ограничение свободы, например на территории чрезвычайного положения. В соответствии с Федеральным конституционным законом "О чрезвычайном положении" чрезвычайное положение вводится при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю <10>. В этих условиях вводятся различные специальные меры и ограничения: комендантский час, ограничение свободы печати и распространения средств массовой информации, приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений, проверка документов, личный досмотр, досмотр вещей, жилища и транспортных средств. -------------------------------- <10> Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" // Российская газета. 2001. 30 мая.

В результате в рамках конкретных отраслей права достаточно подробно рассматриваются и детализируются средства обеспечения правовой безопасности (защита, предупреждение и ликвидация угроз, ограничение прав, а также восстановление нарушенных прав и законных интересов) как отдельной личности, так и общества и государства. Туда входят не только восстановительные механизмы, но и реальные обеспечительные механизмы правовой безопасности применительно к различным отраслям права: законные способы самозащиты прав и интересов в гражданском праве, восстановление нарушенного вреда, необходимая оборона, крайняя необходимость, задержание лица, совершившего преступление, обоснованный риск, невыполнение заведомо преступного приказа лица, находящегося в период исполнения служебных и воинских обязанностей, исполнение преступления под психическим и физическим принуждением в уголовном праве и т. д. Следовательно, механизм обеспечения правовой безопасности представляет собой не столько машину, обеспечивающую правовую безопасность правовой системы в определенной связи по шаблону, сколько открытую самоорганизующуюся систему элементов, способных перегруппировываться в зависимости от возникающих на определенном этапе новых опасностей, факторов и угроз. Это могут быть элементы любой социальной или природной системы, которые могут использоваться для защиты от различных угроз. По моему мнению, базовым элементом механизма обеспечения правовой безопасности является субъект (личность, общество, государство), обладающий определенными правовыми средствами и ресурсами, позволяющими защищать свою жизнедеятельность. Именно правовые средства (правотворческие и правоприменительные функции), используемые субъектом, делают механизм обеспечения правовой безопасности инструментальным и определенным явлением. Соответственно обеспечение правовой безопасности как вид деятельности людей по своей сути становится своеобразным мониторингом состояния основных параметров деятельности субъектов правовой системы, оцениваемых на предмет прогнозирования и предотвращения различных угроз и опасностей и защищаемых правовыми средствами, мерами и способами, обусловливающими спокойное состояние правовой системы общества, гарантии прав, законных интересов, потребностей и свободы людей в правовом поле. Элементы механизма обеспечения правовой безопасности (субъект, объект и связи между ними), находящиеся в неразрывной связи между собой, могут быть объединены термином "правовые институты", которые, в свою очередь, находятся в определенном состоянии активности (режиме). Соответственно в структуре механизма обеспечения правовой безопасности можно выделить четыре основных элемента: идеологический (правовая идеология); нормативный (правовые нормы); поведенческий или субъектно-деятельностный (правовые поступки); объективированный или институциональный (правовые учреждения). Каждый из этих блоков выполняет свою роль в обеспечении правовой безопасности правовой системы общества. В то же время в совокупности все эти блоки образуют механизм обеспечения безопасности всей правовой системы. В частности, правовая идеология представляет собой высший информационный уровень, определяющий вектор и направленность действия механизма обеспечения правовой безопасности, задает основные характеристики мер обеспечения правовой безопасности. Правовая идеология в сфере обеспечения правовой безопасности включает концептуально оформленные идеи и понятия о необходимости и роли права и правовой системы в жизни общества, их функциях и ценностях, их обеспечении, совершенствовании, методах и формах реализации защитных мер и положений, оценке качественных и количественных показателей. Также в этот блок входят принципы обеспечения правовой безопасности, формирующие базовые представления о данной системе, такие, как: принцип приоритета прав человека; принцип научности оценки угроз; принцип исключения остаточного основания; принцип комплексности; принцип максимализации и объективности; принцип формального равенства (справедливости); принцип гуманизма; принцип приоритета жизненно важных интересов; принцип демографического приоритета; принцип приоритета опасностей; принцип демократизма; принцип гласности, законности и открытости; принцип социальной компенсации ущерба; принцип предупреждения опасных состояний (профилактики) и т. д. Принципы, обеспечивающие морально-правовую и политическую силу в обеспечении правовой безопасности, выступают важным идеологическим ориентиром эффективного, допустимого, запрещенного и дозволенного поведения и правовой деятельности субъектов в рамках правовой системы. К этому можно добавить то, что основные принципы права и принципы правовой системы также являются правовой гарантией в обеспечении правовой безопасности. Нормативный элемент механизма обеспечения правовой безопасности устанавливает и детализирует четкие параметры таких мер путем стандартизации защитных моделей поведения (реакции) в случае отклонения правовой системы от установленных параметров. Это совокупность правовых норм, которые устанавливают специфические аспекты защитных мер обеспечения нормальной правовой деятельности и поведения. Например, наличие уголовного законодательства является важной составляющей обеспечения правовой безопасности. Предусмотренные различными отраслями права механизмы обеспечения безопасности являются составными элементами всей системы обеспечения правовой безопасности. Законодательную базу обеспечения безопасности составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы и иные подзаконные правовые акты субъектов Российской Федерации в пределах их ведения в данной сфере, международные договоры и соглашения и Всеобщая декларация прав человека <11>. -------------------------------- <11> Всеобщая декларация прав человека. Декларация прав и свобод человека и гражданина. М., 1993. С. 7, 13.

На уровне федерального законодательства особое значение имеют Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. "О чрезвычайном положении", Федеральный закон от 31 мая 1996 г. "Об обороне" <12>, Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. "О гражданской обороне" <13>, Федеральный закон от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" <14>, Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" <15>, Федеральный закон от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" <16>, Федеральный закон от 2 января 2000 г. "О качестве и безопасности пищевых продуктов" <17>, Федеральный закон от 5 декабря 1998 г. "О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки" <18>, Федеральный закон от 9 января 1996 г. "О радиационной безопасности населения" <19>. -------------------------------- <12> СЗ РФ. 1996. N 23. Ст. 2750. <13> СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 799. <14> СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1650. <15> СЗ РФ. 1994. N 35. Ст. 3648. <16> СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133. <17> СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 150. <18> СЗ РФ. 1998. N 49. Ст. 5970. <19> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 141.

В связи с увеличивающимся количеством жертв на дорогах особую актуальность приобретает один из последних нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу, Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. "О транспортной безопасности" <20>. К ним же относится Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. "О безопасности дорожного движения" <21>. -------------------------------- <20> СЗ РФ. 2007. N 7. Ст. 837. <21> СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4873.

Поведенческий или деятельностный (правовые поступки) элемент механизма обеспечения правовой безопасности представляет собой саму технологию поддержания правовой безопасности, которая выражается в конкретных поступках субъектов, задействованных в этом процессе. Это и правомерное поведение субъектов правоохранительной деятельности, и действия самих участников правового общения, самостоятельно обеспечивающих правовую защищенность собственными правовыми возможностями и средствами. То есть этот блок призван показать законную "технологию" правовой деятельности в сфере правовой безопасности, определения правомерного и неправомерного поведения. В юридической литературе указывается на сложный характер такой деятельности, которая включает в себя сложнейшие действия, операции, формы, методы, цели, средства, принципы и установки субъекта. Объективированный или институциональный (правовые учреждения) элемент обеспечения правовой безопасности представляет собой учреждения или институты правовой социализации личности, которые непосредственно осуществляют меры поддержания и обеспечения правовой безопасности. Те или иные субъекты действуют в рамках определенных правовых учреждений, от имени которых и происходит реализация мер обеспечения и поддержания правовой безопасности. Качество правового взаимодействия зависит от состояния правосознания участников правового общения, что, в свою очередь, обусловлено их информированностью, образованностью, интеллектуальным и духовно-нравственным развитием. Правовая безопасность напрямую обусловлена состоянием правовой культуры и правосознания общества, существующими навыками и стереотипами правового поведения. Отсюда важно постоянно повышать уровень правового развития и правовой осведомленности общества с целью привития уважения к праву и правовым ценностям для предотвращения будущих неправомерных действий и угроз. Такими институтами правовой безопасности являются различные правоохранительные и правообеспечительные органы государственной власти, учреждения среднего и высшего профессионального образования, осуществляющие профессиональную юридическую подготовку кадров, судебные органы, пенитенциарные учреждения и т. д. Таким образом, механизм обеспечения правовой безопасности правовой системы общества функционирует за счет ряда действий субъектов по осуществлению правовой безопасности интересов личности, государства и общества, выражающихся в мерах по защите, предупреждению и ликвидации угроз и восстановлению прав, а также функционирует в целях реализации правовой безопасности в обществе посредством правовых и организационных форм методами стимулирования или ограничения.

Название документа