Обзор жилищного законодательства
(Новоселова М.)
("Жилищное право", 2009, N 1)
Текст документа
ОБЗОР ЖИЛИЩНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
М. НОВОСЕЛОВА
Налоговый вычет при покупке жилья увеличился в два раза.
Вместо 1 миллиона рублей максимальный размер вычета теперь составляет 2 миллиона рублей. Таким образом, гражданин, купивший квартиру, дом или комнату, теперь может рассчитывать на получение от государства не 130, а 260 тысяч рублей (13% от 2 миллионов).
Следует отметить, что размер вычета увеличился только для тех, кто покупает квартиру. Для тех, кто продает жилье, находившееся в собственности менее 3 лет, максимальный размер вычета по-прежнему 1 миллион рублей.
На практике это означает следующее. Продавец будет по-прежнему заинтересован указать в договоре фиктивную сумму в 1 миллион рублей, если жилье находилось в его собственности менее 3 лет. В противном случае ему придется заплатить налог с суммы, превышающей миллион. В то время как покупатель будет заинтересован указать в договоре большую стоимость. Ведь если в договоре будет указан миллион, то с миллиона он вычет и получит. При этом "доиспользовать" оставшуюся сумму при покупке другого жилья ему уже не удастся: по разъяснениям налогового ведомства, вычет предоставляется только раз в жизни независимо от его размера (см., например, письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 2 сентября 2008 г. N 03-04-05-01/327).
Таким образом, увеличение налогового вычета может привести к столкновению интересов продавца и покупателя, особенно при купле-продаже дорогих квартир.
Повышение размера вычета распространяется на тех, кто приобрел жилье в 2008 г.
(Федеральный закон от 26 ноября 2008 г. N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".)
В следующем году регионы получат 50 млрд. рублей на переселение граждан из аварийного жилья.
На деньги Фонда содействия реформированию ЖКХ смогут претендовать только те субъекты Федерации, в которых есть региональные адресные программы по переселению граждан и которые выделяют из бюджета деньги на долевое софинансирование такого переселения.
Деньги разрешается потратить на покупку жилья в недостроенных домах (готовность не менее 70%). Государственный заказ на приобретение такого жилья должен размещаться путем запроса котировок. При этом цена 1 кв. метра покупаемого жилья не должна превышать среднюю рыночную стоимость квадратного метра, определенную Минрегионом на соответствующий квартал.
Возможен аванс, но не более 30% от стоимости государственного контракта. Застройщик будет обязан закончить строительство дома и зарегистрировать право собственности не позже, чем через 6 месяцев со дня заключения контракта. После того, как будет зарегистрировано право собственности субъекта Федерации, застройщик получит остальные деньги.
Также меняется порядок обеспечения жильем военнослужащих.
Военные, признанные нуждающимися в жилье, отслужившие 20 и более лет, а если они увольняются по возрасту, здоровью, в связи с оргштатными мероприятиями, то отслужившие 10 лет, смогут получить жилье либо в собственность бесплатно либо на основании договора социального найма - по их выбору. Бывшие военные, признанные нуждающимися в жилье до 1 января 2005 г., смогут получить квартиры в том же порядке - либо в собственность бесплатно, либо на основании договора социального найма. При этом для них сохраняется и возможность получить жилищный сертификат, предусмотренная прежней редакцией Закона "О статусе военнослужащих".
Для военных установлены особые нормы предоставления жилья: 18 кв. м на человека. Конкретное предоставляемое жилье может быть больше этой нормы, но на 9 квадратных метров максимум (в случае с одиноко проживающим военным - максимум в 2 раза).
Согласно изменениям, внесенным в НК, квартира, полученная военным от государства, не облагается НДФЛ.
(Федеральный закон от 1 декабря 2008 г. N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".)
Изменился порядок выпуска жилищных сертификатов для тех, кто потерял жилье вследствие стихийного бедствия или чрезвычайной ситуации.
Увеличен норматив предоставления жилья - 33 м для одиноких граждан, 42 м для семьи из 2 и более человек, 18 м на человека для 3 и более человек. Ранее норматив составлял 18 м на человека для семьи из 2 и более человек и 29 - 33 м для одиноких граждан. Отмечено, что сертификат могут получить только те граждане, кто постоянно проживал и был зарегистрирован в жилье, утраченном вследствие чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия.
Ранее получаемая гражданином социальная выплата рассчитывалась так: количество метров, указанных в сертификате, умножалось на среднюю стоимость одного метра. Таким образом, выплата не зависела от фактически приобретаемой жилплощади. Теперь ситуация изменилась: региональные органы власти будут контролировать, какова площадь приобретаемого жилья и соответствует ли она площади, указанной в сертификате.
Если окажется, что соответствует или больше - социальная выплата будет равна количеству метров, указанных в сертификате, умноженному на среднюю стоимость одного метра. Остальную часть должен будет оплатить покупатель.
Если же окажется, что гражданин покупает жилье, площадь которого меньше указанной в сертификате, но больше учетной нормы для данного региона - выплата будет равна площади фактически покупаемого жилья, умноженной на среднюю стоимость одного метра.
Что же до жилья, площадь которого меньше учетной нормы для данного региона, то граждане согласно изменениям вообще не смогут купить такое жилье при помощи сертификата. Раньше это было возможно - граждане могли купить жилье меньшей площади, следовательно, могли встать на очередь в качестве нуждающихся в жилье и снова претендовать на выплаты от государства. Теперь подобной возможности у них не будет.
Эти изменения по сути означают, что гражданам, потерявшим жилье, будет тяжелее его приобрести. Средняя стоимость 1 квадратного метра, на которую ориентируются органы власти при расчете выплаты, по мнению специалистов, далека от реальности. Так, например, в IV квартале 2008 г. норматив по Москве составляет порядка 75 тысяч рублей, в то время как специализированные издания называют цифру почти в два раза больше. Т. е. теперь покупатель должен будет оплатить примерно половину приобретаемого жилья из собственного кармана (независимо от размера квартиры), в то время как раньше он мог рассчитывать на фиксированную выплату.
Часть изменений носит технический характер.
Например, выплата, на которую могут рассчитывать граждане, потерявшие жилье, теперь привязана к средней стоимости 1 кв. м жилья в субъекте РФ, определяемой Минрегионом для расчета субсидий. Раньше в этом документе речь шла о средней стоимости, определяемой Госстроем, но еще в 2004 г. эти функции были переданы Минпромэнерго, а в 2005 - Минрегиону - таким образом, эти изменения лишь закрепляют фактически сложившееся положение. Также скорректирована процедура, в соответствии с которой региональные органы исполнительной власти получают бланки жилищных сертификатов.
(Постановление Правительства РФ от 7 ноября 2008 г. N 832 "О внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий".)
Согласно Федеральному закону "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" сформированный и прошедший кадастровый учет земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Однако, по мнению Минфина, эта норма не означает, что земля переходит собственникам помещений автоматически. Это не означает, что право государственной или муниципальной собственности на землю автоматически прекращается и она передается в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Иной порядок противоречил бы Земельному кодексу, не предусматривающему такое основание прекращения права собственности на землю.
Как разъясняет Минфин, в Законе идет речь не о порядке передачи земли, а лишь об условиях, на которых такая земля передается. Для оформления же передачи необходимо, чтобы соответствующий уполномоченный орган издал ненормативный акт. И только после такого акта собственники начнут платить земельный налог на землю под домом.
(Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 17 ноября 2008 г. N 03-05-06-02/83.)
При продаже недвижимости для целей налогового вычета имеет значение, сколько времени недвижимость находилась в собственности. Если больше 3 лет, НДФЛ с суммы, вырученной от продажи, платить не придется. Если меньше 3 лет, то придется заплатить налог с суммы, превышающей максимальный размер имущественного вычета.
Минфин выпустил разъяснения, каким образом этот трехлетний срок исчисляется.
Срок, исчисляемый годами, истекает в последний день последнего месяца срока. При этом год - это любые следующие подряд 12 месяцев.
Таким образом, если недвижимость была куплена 12 августа 2003 г., то право получить вычет в полной сумме от продажи возникает 12 августа 2006 г. Если имущество было продано хотя бы за день до этой даты, то максимальный размер вычета составляет 1 000 000 рублей для жилья и 125 000 для другого имущества.
(Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 13 ноября 2008 г. N 03-04-05-01/425.)
Бездокументарный оборот ипотечных закладных должен быть разрешен.
Такой Закон принят Государственной Думой 3 декабря. После одобрения Советом Федерации и подписания Президентом эти поправки вступят в силу.
Ипотечная закладная - это ценная бумага, удостоверяющая право на получение исполнения по денежному обязательству, обеспеченному ипотекой, без представления других доказательств существования этого обязательства и право залога на имущество, обремененное ипотекой. Закладная выдается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, после регистрации ипотеки.
Иными словами, заемщик-ипотечник должен возвращать кредит тому, у кого находится закладная.
В настоящее время для передачи закладных требуется совершение передаточной надписи. С большими пулами закладных так работать неудобно, а для выпуска облигаций с ипотечным покрытием требуются именно большие пулы. Согласно изменениям, процедуру предлагается упростить: закладные будут храниться в специальных депозитариях, которые откроют владельцам бумаг специальные счета. Т. е. ситуация станет примерно такой же, как и с другими бездокументарными ценными бумагами, когда владельцы доказывают свои права на них выпиской по счету.
Как показала практика работы с бездокументарными акциями, возможны ситуации, когда они, например, списываются со счета по поддельным документам. Записи в реестре акционеров могут не соответствовать выписке из него и т. д. Возможно, что такие же проблемы возникнут и при бездокументарном обороте закладных.
Если это случится, то может пострадать заемщик: к нему может прийти несколько кредиторов с выписками по счету, и он не сможет понять, кому в итоге он должен заплатить.
Вместе с тем принятие этого Закона должно привести к развитию рефинансирования ипотечных кредитов.
(Проект Федерального закона N 505802-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)", Федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах" и Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".)
Государственную регистрацию договоров купли-продажи жилья хотят отменить.
Такой законопроект группа депутатов внесла в Государственную Думу 6 ноября.
Такое возможное нововведение, однако, не означает, что государство совсем перестанет контролировать сделки, которые собственники совершают с жильем. Дело в том, что сейчас согласно закону регистрируются и сам договор купли-продажи, и - в соответствии со ст. 551 ГК - переход права собственности на недвижимость. Депутаты предлагают отменить государственную регистрацию договоров купли-продажи, оставив только регистрацию перехода прав.
По сути это изменение будет означать только одно: при покупке квартиры гражданам придется заплатить на 500 рублей меньше пошлины. По разъяснениям Минфина, приведенным в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 9 февраля 2006 г. N 03-06-03-04/25, граждане платят по 500 рублей как за регистрацию договора купли-продажи жилья, так и за регистрацию перехода прав на него. Если регистрация договора купли-продажи будет уже не нужна, то и пошлину за это юридически значимое действие гражданам платить не придется.
Следует также отметить, что в законопроекте предлагается отменить и государственную регистрацию договоров ренты, связанной с отчуждением недвижимости. Сделать это авторы проекта хотят по тем же соображениям.
(Проект Федерального закона N 121907-5 "О внесении изменений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации".)
Выплаты по договору ренты не должны быть привязаны к МРОТ.
Такое решение принял 27 ноября Конституционный Суд.
Согласно ФЗ о МРОТ существуют две величины. Одна - собственно МРОТ; применяется для целей оплаты труда и пособий по временной нетрудоспособности. Эта сумма периодически индексируется, например, с 1 января 2009 г. она составит 4330 рублей в месяц. Вторая - базовая сумма в 100 рублей, которая не менялась с 2001 года; изначально она применялась для исчисления налогов, сборов и штрафов. Однако сейчас она для этих целей уже не используется - законодательство изменилось, и штрафы исчисляются в твердых суммах. По сути, единственное ее применение сейчас - это платежи по гражданско-правовым обязательствам, которые по условиям договора привязаны к МРОТ.
В Конституционный Суд обратились получатели ренты, которые в 2001 году предусмотрели в договоре, что получаемая ими сумма будет индексироваться в зависимости от МРОТ. Т. к. МРОТ не индексировался, то и получаемая ими рента так и осталась на уровне 2001 г.
Конституционный Суд встал на сторону получателей ренты. Норма, привязывающая выплаты по гражданско-правовым договорам к базовому МРОТ, была признана не соответствующей Конституции.
Как отметил Конституционный Суд, получатели ренты заключают соответствующие договоры ради сохранения уровня жизни, и рента для них - основной источник существования. Следовательно, при базовой сумме в 100 рублей гарантии социальных прав рентополучателей снижаются. Кроме того, Законом по сути не предусмотрена индексация минимального рентного платежа, что означает несоразмерное ограничение права собственности и свободы договора.
Согласно Постановлению Конституционного Суда, не позднее 1 июля 2009 г. Закон должен быть изменен. Законодатель должен принять новую норму, которая будет соответствовать принципам социальной справедливости и гуманности.
(Постановление Конституционного Суда РФ от 27 ноября 2008 г. N 11-П.)
Если собственник помещения в многоквартирном доме отказался вступить в ТСЖ, оплачивать расходы по содержанию общего имущества ему все равно придется.
Как отметил Высший Арбитражный Суд, в силу Гражданского кодекса участник долевой собственности обязан участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению. И тот факт, что лицо не является членом ТСЖ, не освобождает его от участия в необходимых расходах, связанных с управлением кондоминиумом.
В Жилищном кодексе предусмотрено, каким образом участвуют в общих расходах собственники помещений, не вступившие в ТСЖ. Согласно ЖК, такие собственники вносят плату за свое помещение и жилищно-коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с ТСЖ. В данном случае договор не заключен по вине собственника. ТСЖ неоднократно направлял ему уведомления о необходимости заключить договор на техническое обслуживание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Но все они остались без ответа.
Поэтому суд решил, что собственник обязан оплатить ТСЖ расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме пропорционально занимаемой им площади.
(Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 7 ноября 2008 г. N 14193/08.)
Имеют ли право на льготы по оплате жилья инвалиды, живущие в приватизированной квартире?
В 2007 г. управляющая компания отказалась предоставить инвалиду 50% скидку на оплату жилого помещения, сославшись на то, что его квартира приватизирована. Суды встали на сторону управляющей компании. По их мнению, право на 50% скидку имеют только инвалиды, проживающие в домах государственного или муниципального жилищного фонда, тогда как в данном случае инвалид живет в приватизированной квартире, следовательно, права на льготу не имеет.
Верховный Суд отменил эти решения и вернул дело в первую инстанцию.
Действительно, согласно Закону льготами по оплате жилого помещения пользуются только инвалиды, проживающие в домах государственного или муниципального жилищного фонда, а льготами по оплате жилищно-коммунальных услуг - все инвалиды независимо от места проживания. Но в данном случае речь идет именно о доме, где расположена квартира, а не о самой квартире. Сам по себе тот факт, что квартира приватизирована, не означает, что у инвалида нет права на льготу. В данном случае необходимо определить, в чьей собственности находится сам многоквартирный дом - в государственной, муниципальной или частной.
При этом следует учесть, что в данном случае в законодательстве предусмотрен и способ возмещения убытков, вызванных предоставлением инвалидам льгот по оплате жилья: они компенсируются за счет субвенций из федерального бюджета.
(Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 ноября 2008 г. N 10-В08-13.)
Переселенцы из районов Крайнего Севера имеют право на жилищную субсидию, если они проработали на Севере 10 лет по "старым" законам.
Гражданин 12 лет отработал в районах Крайнего Севера, состоял там на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий. В 1995 г. он выехал оттуда, а через несколько лет обратился к властям Московской области за получением жилищной субсидии.
Однако в субсидии органы власти ему отказали. Они решили, что согласно Федеральному закону от 25 июля 1998 года N 131-ФЗ (утратил силу в 2002 г.) право на субсидию по новому месту жительства имеют лишь те переселенцы, кто проработал в районе Крайнего Севера 15 лет. Хотя в соответствии с ранее действовавшим законодательством он и имел право на субсидию, т. к. раньше срок работы на Крайнем Севере был 10 лет, а не 15.
Дело дошло до высшей судебной инстанции. Верховный Суд решил, что этот Закон не должен иметь обратную силу, т. к. ухудшает положение граждан. Право гражданина на субсидию, приобретенное им до вступления в силу Федерального закона от 25 июля 1998 года, не может быть ограничено принятыми в дальнейшем законодательными актами. Иное означало бы, что для этих лиц отменяется право на субсидию, приобретенное ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством.
Поэтому Верховный Суд отменил все состоявшиеся по делу решения и направил его на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
(Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 ноября 2008 г. N 4-В08-24.)
К каким жилищно-коммунальным услугам относится горячее водоснабжение?
Суды решили, что инвалид-чернобылец не имел права на 50% льготу по горячему водоснабжению. В соответствии с Законом он имеет право на скидку за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а горячее водоснабжение до декабря 2005 г. входило в перечень услуг по теплоснабжению и, следовательно, в понятие "водопровод", о котором шла речь в Законе, не входило.
Верховный Суд решил, что в данном случае суды допустили ошибку.
Да, действительно, согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93 до декабря 2005 года горячее водоснабжение относилось к услугам теплоснабжения, т. е. отопления. Но согласно Закону инвалиды-чернобыльцы должны получить льготу и по отоплению. Кроме того, в декабре ОК 002-93 был изменен, и с тех пор горячее водоснабжение относится к услугам водоснабжения и водоотведения. Таким образом, инвалид-чернобылец в любом случае должен получить 50% скидку по оплате таких услуг.
(Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 ноября 2008 г. N 4-В08-15.)
По Закону "Об образовании" сельские учителя имеют право на бесплатную жилплощадь с отоплением и освещением. При применении этой нормы возник вопрос: каким образом учителям предоставляются эти льготы? О каких правоотношениях идет речь - о возникших между государством и учителем или о взаимоотношениях государства и ресурсоснабжающей компании?
Президиум Верховного Суда Удмуртской Республики решил, что правоотношения по предоставлению льгот в данном случае возникают между педагогическим работником и Удмуртской Республикой, которая в силу Федерального закона несет обязанность по предоставлению данных льгот. Следовательно, обязанность по предоставлению льгот не может быть возложена на хозяйствующий субъект - ресурсоснабжающую организацию. Иными словами, суд решил, что сельский учитель должен заплатить за отопление, а потом подавать в суд на государство, которое не обеспечило ему полагающееся по Закону бесплатное отопление.
Верховный Суд отменил это решение. Он отметил, что педагогическим работникам предоставляются льготы в натуральной форме, а именно в виде бесплатного отопления и освещения. Субъекты Российской Федерации определяют, в каком порядке возмещаются расходы организаций жилищно-коммунального хозяйства, связанные с предоставлением этих льгот. Компенсация расходов, о которой идет речь в Законе, производится не сельским учителям, а организациям жилищно-коммунального хозяйства. Сельские учителя не обязаны полностью оплачивать жилищно-коммунальные услуги с тем, чтобы получить компенсацию от государства, такая конструкция действующим законодательством не предусмотрена.
На практике такое решение означает, что ресурсоснабжающая организация не сможет подать в суд на сельского учителя, чтобы получить с него плату, допустим, за газ. Организация должна будет подать в суд, чтобы получить из государственных средств компенсацию понесенных ею расходов.
(Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 7 ноября 2008 г. N 43-В08-4.)
Чтобы прописаться в московской квартире, нужно предъявить договор найма.
При обращении граждан за регистрацией им будет сообщаться о необходимости заключить договор найма (поднайма) с собственником жилого помещения. Договор надо будет зарегистрировать в государственном унитарном предприятии города Москвы "Московский городской Центр арендного жилья". Оно, в свою очередь, будет передавать информацию о заключенных договорах в органы внутренних дел, налоговую и миграционную службу.
По мнению властей, эти меры позволят бороться с незаконной миграцией, а также оказывать гражданам социальную поддержку по месту их фактического проживания.
(Распоряжение Правительства Москвы от 25 ноября 2008 г. N 2774-РП "Об учетной регистрации договоров (соглашений) найма, поднайма жилых помещений в городе Москве".)
Утратило силу Постановление Правительства Москвы, регулировавшее порядок закупки жилья для очередников. В соответствии с отмененным документом Москва могла покупать для очередников квартиры за пределами МКАД.
В новом Постановлении на аналогичную тематику больше не конкретизируется, где именно должно быть расположено жилье, покупаемое за счет бюджетных средств.
Согласно отмененному Постановлению, за счет бюджета могло частично финансироваться в том числе и строительство жилья частными застройщиками. В новом Постановлении норм о финансировании негосударственных застройщиков больше нет - речь идет только о покупке готового жилья на аукционах. При этом отдельно оговаривается, что предоплата по таким государственным контрактам не должна превышать 50% стоимости квартир.
(Постановление Правительства Москвы от 11 ноября 2008 г. N 1034-ПП "О приобретении за счет средств бюджета в собственность города Москвы жилых помещений для выполнения социальных жилищных программ".)
Индексируются ежемесячные выплаты, которые получают старики и инвалиды, заключившие с Москвой договоры пожизненного содержания с иждивением.
Выплаты выросли с 1 октября 2008 г. примерно на 30%. Они по-прежнему привязаны к возрасту, группе инвалидности и жилплощади, которая достанется Москве после смерти владельца. Например, гражданин старше 75 лет, заключивший с ГУП "Моссоцгарантия" договор на трехкомнатную квартиру от 56 метров, теперь может рассчитывать на 8875 рублей в месяц.
Следует отметить, что принятие этого документа вряд ли связано с решением Конституционного Суда о выплатах пенсионерам, заключившим договор ренты, о котором шла речь выше. Во-первых, в договорах, заключаемых ГУП "Моссоцгарантия", всегда указывалась твердая денежная сумма, она никогда не была привязана к МРОТ. Во-вторых, эти выплаты традиционно ежегодно увеличиваются, и происходит это обычно где-то в октябре-ноябре. Так, в 2007 г. они выросли на 30% с 1 октября, а в 2006 г. - с 20 октября и тоже на 30%.
(Постановление Правительства Москвы от 11 ноября 2008 г. N 1020-ПП "Об увеличении размера денежных компенсаций".)
Дети-сироты в Самарской области смогут получить социальную выплату на покупку жилья.
По ранее действовавшему порядку дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения, могли получить жилье в социальный наем во внеочередном порядке.
Изменениями устанавливается, что, если в муниципальном образовании нет свободного муниципального жилья, эти граждане смогут получить социальную выплату на покупку жилья. Для получения выплаты вместо квартиры им необходимо будет подать соответствующее заявление.
Социальная выплата, как и жилое помещение, предоставляется органами власти местного самоуправления. При этом устанавливается, что из областного бюджета в муниципальные бюджеты направляются субвенции на эти цели.
(Закон Самарской области от 10 ноября 2008 г. N 124-ГД "О внесении изменений в законодательные акты Самарской области, определяющие порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".)
В Ивановской области льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг будут предоставляться в денежной форме.
Это ожидается с 1 января 2009 г. Нововведение затронет ветеранов и тружеников тыла, инвалидов, чернобыльцев, лиц, пострадавших от политических репрессий, и другие категории льготников, которые раньше получали скидки на оплату жилья. Те, кто проживает в домах с центральным отоплением, должны получить ежемесячные выплаты на оплату жилого помещения и жилищно-коммунальных услуг. Те же, кто живет в домах без центрального отопления, должны получить еще и ежегодные выплаты на оплату топлива.
Предполагается, что общий объем мер социальной поддержки, предоставляемой гражданам, при этом не изменится.
(Закон Ивановской области от 13 ноября 2008 г. N 132-ОЗ "О форме предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг".)
В Мурманской области изменился региональный стандарт максимально допустимых расходов на оплату жилья.
Этот стандарт нужен для расчета субсидий на оплату жилья. Если окажется, что граждане должны заплатить за жилье больше определенного процента получаемого семьей дохода (этот процент как раз и устанавливается региональным стандартом), то они имеют право на субсидию. Следует отметить, что сумма, которую граждане платят за жилье, также рассчитывается исходя из двух региональных стандартов (нормативной площади жилого помещения и нормативной стоимости жилищно-коммунальных услуг).
В Мурманской области максимально допустимый размер расходов на ЖКУ для граждан равен 22%. Для многодетных семей, одиноких пенсионеров, инвалидов и семей из пенсионеров и инвалидов этот стандарт другой: не более 15% в совокупном доходе семьи.
С 1 января 2009 г. эта цифра станет другой: согласно изменениям, эти категории льготников должны будут платить за жилье не более 13% доходов, а с 1 января 2010 г. - не более 10% доходов. В противном случае они будут иметь право на субсидии от государства.
Таким образом, с нового года на субсидии по жилищно-коммунальным услугам сможет претендовать больше пенсионеров и инвалидов.
(Закон Мурманской области от 6 ноября 2008 г. N 1016-01-ЗМО "О внесении изменения в статью 1 Закона Мурманской области "О региональном стандарте максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи".)
Название документа