Понятие и правовая природа розыскных действий следователя
(Гладышева О. В., Репкин М. С.) ("Российский следователь", 2009, N 1) Текст документаПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА РОЗЫСКНЫХ ДЕЙСТВИЙ СЛЕДОВАТЕЛЯ
О. В. ГЛАДЫШЕВА, М. С. РЕПКИН
Гладышева О. В., доцент, кандидат юридических наук, заведующая кафедрой уголовного процесса юридического факультета Кубанского государственного университета.
Репкин М. С., аспирант Кубанского государственного университета.
По мнению авторов, в п. 38 ст. 5 УПК РФ необходимо внести редакцию, так как они считают несовершенной нынешнюю формулировку. В ходе предварительного расследования деятельность следователя имеет своим основным назначением установление и отыскание лиц, причастных к совершенному преступлению, а также получение доказательств их виновности, поскольку только в этом случае будут должным образом защищены права и законные интересы лиц и организаций, потерпевших от преступлений. С этой целью государство делегирует следователю часть своих полномочий, в рамках которых указанный властный субъект досудебного производства наделен правом производства следственных и иных процессуальных действий. С. Б. Россинский справедливо утверждает, что содержанием предварительного расследования являются "различные следственные действия, иные процессуальные мероприятия и решения органов дознания, предварительного следствия и прокурора" <1>. -------------------------------- <1> Россинский С. Б. Уголовный процесс России: Курс лекций. М., 2006. С. 245.
К числу следственных действий уголовно-процессуальный закон относит лишь ту часть процессуальных действий, которая предназначена для собирания и проверки доказательств. Для следственных действий характерна детальная процедура производства и оформления, обеспеченность уголовно-процессуальным принуждением <2>. Розыскные действия - это часть иных (не следственных) процессуальных действий, упоминаемых законодателем в ч. 1 ст. 152 УПК РФ. В п. 38 ст. 5 УПК РФ раскрывается понятие розыскных мер (но не действий) как мер, принимаемых дознавателем, следователем, а также органом дознания по поручению дознавателя или следователя для установления лица, подозреваемого в совершении преступления. При этом из текста закона неясно, употребляет ли законодатель термины "розыскные действия" и "розыскные меры" как синонимы. Кроме того, в УПК РФ не названы виды розыскных действий, не раскрывается процессуальный порядок их производства, не отличается точностью и полнотой формулировки само понятие указанной разновидности процессуальных действий, а на практике возникает проблема определения их правовой природы. -------------------------------- <2> См.: Семенцов В. А. Следственные действия в досудебном производстве (общие положения теории и практики): Монография. Екатеринбург, 2006. С. 26.
Указанные обстоятельства стали предметом дискуссии ученых по этой теме <3> и свидетельствуют об актуальности научного исследования вопроса о понятии и правовой природе розыскных действий следователя. -------------------------------- <3> См.: Косенко А. С. Розыскные действия в советском уголовном процессе: Учеб. пособие. Хабаровск, 1989; Он же. Организация и тактика розыскных действий: Учеб. пособие. Хабаровск, 1992; Семенцов В. А. Розыскные действия следователя // Российский следователь. 2004. N 12. С. 2 - 5; и др.
Розыском называется деятельность компетентных государственных органов, направленная на установление места нахождения и обнаружения обвиняемых, скрывшихся от следствия и суда; осужденных, уклоняющихся от исполнения наказания либо бежавших из мест заключения; лиц, пропавших без вести. Если неизвестно лицо, совершившее преступление, то меры по его установлению входят в понятие не розыска, а расследования и раскрытия преступления <4>. Что касается розыскных действий, то их смысловое значение обычно связывается с деятельностью оперативных подразделений государственных органов, уполномоченных законом на проведение оперативно-розыскных мероприятий. Поскольку в УПК РФ не раскрывается понятие розыскных действий, в литературе было высказано предположение о том, что оно является тождественным розыскным мерам <5>. -------------------------------- <4> См.: Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. М., 2003. С. 534. <5> См.: Семенцов В. А. Следственные действия... С. 117.
Мы полагаем, правовая категория "меры" имеет больший содержательный объем, чем категория "действия". По своему смыслу действия предполагают совершение активных поступков (в нашем случае в рамках производства по уголовному делу и в направлении достижения указанной в законе цели). Для того чтобы осуществить какие-либо действия в процессуальной деятельности, необходимо в установленном порядке принять соответствующее решение. Так, в ч. 1 ст. 210 УПК РФ предписывается, что если местонахождение подозреваемого, обвиняемого неизвестно, то следователь поручает его розыск органам дознания, о чем указывается в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносится отдельное постановление. Поэтому розыскные меры следует рассматривать как некий комплекс, включающий как розыскные действия, так и решения об их осуществлении. Установление правовой природы розыскных мер (действий и решений) следователя является важнейшей теоретической и практической проблемой, от разрешения которой зависят многие аспекты деятельности в стадии предварительного расследования. Относительно этого вопроса имеется два противоположных мнения. Так, А. Н. Балашов полагает, что розыскные действия не относятся к числу процессуальных, проводя параллель между розыскными и оперативно-розыскными действиями <6>. Противоположного мнения придерживается В. А. Семенцов, позицию которого мы разделяем в силу следующих обстоятельств. -------------------------------- <6> См.: Балашов А. Н. Взаимодействие следователя и органов дознания при расследовании преступлений. М., 1979. С. 20.
Во-первых, уголовно-процессуальный закон прямо называет следователя, как, впрочем, и дознавателя, в качестве субъекта, уполномоченного осуществлять розыскные меры. Будучи субъектом уголовно-процессуальных правоотношений, следователь выполняет функцию обвинения, для чего осуществляет предварительное следствие по уголовному делу, принимая решения и производя различные процессуальные действия, в том числе розыскного характера. А вот полномочий по производству оперативно-розыскных мероприятий у него нет и быть не может, так как недопустимо совмещение в одном лице процессуальной функции обвинения и функции оперативно-розыскной деятельности. В ст. 2 Закона об ОРД в качестве одной из задач этого вида деятельности провозглашается осуществление розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших, но эта задача решается за рамками уголовного судопроизводства и не следователем. Во-вторых, розыскные меры по УПК РФ осуществляются для достижения специфической цели: для установления лица, подозреваемого в совершении преступления. Исходя из этого можно сделать вывод, что речь идет о цели, имеющей процессуальный характер, связанной с раскрытием конкретного преступления и установлением обстоятельств, имеющих процессуальное значение, а в ряде случаев выступающих процессуальными доказательствами. Достижение такой цели невозможно иным способом, кроме как путем принятия решений и осуществления действий, имеющих процессуальную природу. В п. 38 ст. 5 УПК РФ указана лишь одна цель применения следователем розыскных мер - установление лица, подозреваемого в совершении преступления. Вместе с тем анализ п. 2 ч. 1 и ч. 5 ст. 208 УПК РФ убеждает в том, что розыскные меры могут быть предприняты и в отношении скрывшегося подозреваемого или обвиняемого либо, если место его нахождения не установлено, по иным причинам. Здесь следует указать дополнительный аргумент в пользу уголовно-процессуальной природы розыскных мер - предусмотренную в законе обязанность следователя принять меры по розыску скрывшегося подозреваемого или обвиняемого либо установлению лица, совершившего преступление до приостановления предварительного следствия. Разыскиваемыми лицами могут быть не только подозреваемые и обвиняемые, но и жертвы преступлений, например, при похищении человека (ст. 126 УК РФ) путем захвата и изъятия его из естественной микросоциальной среды, перемещением с места постоянного или временного пребывания с последующим удержанием помимо его воли в другом месте. Термин "разыскиваемые лица" уже употребляется законодателем в ч. 16 ст. 182 УПК РФ как одна из целей обыска. В этой же норме указана еще одна цель обыска - обнаружение трупов. Розыскные меры предпринимаются для обнаружения предметов, личных и иных документов, которые приобретают в уголовном деле значение вещественного доказательства, например, похищенные ценности, либо документы, с учетом присущих им признаков. Указанные обстоятельства свидетельствуют о несовершенстве законодательной формулировки розыскных мер, что вызывает необходимость изменения редакции п. 38 ст. 5 УПК РФ, а именно: "38) розыскные меры - решения и действия дознавателя, следователя, а также органов дознания по поручению дознавателя или следователя, принимаемые и осуществляемые для установления лица, подозреваемого в совершении преступления, для обнаружения разыскиваемых лиц и трупов, а также предметов и документов, имеющих значение для доказывания обстоятельств, указанных в статье 73 настоящего Кодекса".
Название документа