Рћрўр’р•рўрўрўр’р•рќрќрћрўрўр¬ р”рћр›р–рќрћрўрўрќр«рґ р›р?р¦ рљрђрљ рўрћрўрўрђр’р›рїр®р©рђрї р§рђрўрўр¬ р?рќрўрўр?рўрјрўрђ рђр”рњр?рќр?рўрўр рђрўр?р’рќрћр™ рћрўр’р•рўрўрўр’р•рќрќрћрўрўр?

С.А. ГОМОНОВ

Гомонов Сергей Андреевич, ведущий специалист нормативно-правового отдела Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации.

Данная статья посвящена ответственности должностных лиц как составляющей института административной ответственности. Автор считает, что административная ответственность должностных лиц в этом контексте обладает рядом существенных признаков, которые заключаются в наличии специального субъекта административной ответственности - должностного лица, основанием ее возникновения является должностное административное правонарушение, ограниченным перечнем административных наказаний и существованием собственной нормативно-правовой базы.

Ключевые слова: административная ответственность, должностное лицо, правонарушение, исполнительная власть, субъект ответственности.

Responsibility of officials as an element of institute of administrative responsibility

S.A. Gomonov

The present article is devoted to responsibility of officials as an element of institute of administrative responsibility. The author believes that administrative responsibility of officials in this context has a number of material features which are concentrated in presence of a special subject of administrative responsibility - official, the ground for arising thereof is official legal violation, limited list of administrative punishments and existence of its own normative base.

Key words: administrative responsibility, official, legal violation, executive power, subject of responsibility.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях широко предусмотрена ответственность должностных лиц. В соответствии со ст. 2.4 административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Административная ответственность должностных лиц обладает своей спецификой, которая определяет ее место в институте административной ответственности.

С принятием КоАП РФ в законодательстве об административных правонарушениях появилось определение должностного лица как субъекта административной ответственности (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).

Прежде всего к должностным лицам относят представителей власти, т.е. лиц, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 10 февраля 2000 г. N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" <1> разъясняет, что "к представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности". К представителям власти могут относиться члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов РФ, члены Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ, федеральные и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органы МВД РФ и ФСБ РФ, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и контролеры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями <2>. Например, распоряжения должностного лица полиции, отданные в соответствии со статьями Закона о полиции, обязательны к исполнению всеми гражданами и организациями.

<1> Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2000 N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. N 4.

<2> Административная ответственность: Учебно-практическое пособие / Э.Г. Липатов, А.В. Филатова, С.Е. Чаннов. М., 2010. С. 44.

Лица, осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, приобретают статус должностного лица только при условии, если они работают (проходят службу) в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Руководители и другие работники, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в иных учреждениях (например, в коммерческих структурах, различных фондах, общественных объединениях), должностными лицами согласно примечанию к ст. 2.4 не являются. Тем не менее когда встает вопрос об административной ответственности таких лиц, то КоАП РФ предусматривает возможность их привлечения к ответственности именно как должностных лиц.

К должностным лицам приравниваются также индивидуальные предприниматели, т.е. физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Это те физические лица, которые прошли государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии со ст. 23 Гражданского кодекса РФ и в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <3>. Индивидуальные предприниматели приравниваются к должностным лицам, если только нормами КоАП РФ не установлено иное.

<3> Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // Российская газета. N 153. 2001.

Из приведенного выше видно, что в качестве субъекта административной ответственности выступает должностное лицо, характеризующееся наличием специального правового статуса.

Наличие у должностных лиц права совершать действия властного характера предопределяет и особенности их административной ответственности. К административной ответственности могут быть привлечены должностные лица, во-первых, при нарушении своими собственными действиями установленных правил; во-вторых, при даче подчиненным указаний, идущих вразрез с требованиями этих правил; в-третьих, за непринятие мер по обеспечению соблюдения правил подчиненными лицами, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг служебных обязанностей конкретного должностного лица. Так, например, директор магазина, зарегистрированный в качестве предпринимателя без образования юридического лица, может быть привлечен к административной ответственности по ст. 14.4 КоАП РФ за нарушение его продавцами правил торговли, выражающихся в продаже товаров с нарушениями санитарных правил или без соответствующих сертификатов на товары.

Следовательно, основанием административной ответственности должностных лиц является должностное административное правонарушение.

В качестве основных мер наказания к должностным лицам применяются предупреждение и административный штраф.

Противоправное поведение должностного лица РїСЂРё наличии Сѓ него властных полномочий может причинить больший вред, нежели административное правонарушение обычного гражданина. Поэтому РІ конкретных статьях Особенной части Кодекса, РІ которых РІ качествеveInternet' "+ "border=0 width=31 height=31><\/a>")//-->    

&
5rik.ru - Материалы для учебы и научной работы