О проблемах формирования правовой системы ограничения доступа к информации
(Волчинская Е. К.) ("Информационное право", 2013, N 4) Текст документаО ПРОБЛЕМАХ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ ОГРАНИЧЕНИЯ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ
Е. К. ВОЛЧИНСКАЯ
Волчинская Елена Константиновна, главный специалист по информационному праву ФЦИИТ ФНП России, доцент НИУ ВШЭ, кандидат юридических наук.
В статье рассмотрены теоретические подходы к формированию правовой системы тайн в Российской Федерации. Оценена возможность создания системы тайн с исчерпывающим количеством категорий. Определены механизмы формирования режимов "первичных" и "производных" тайн, принципы трансформации этих режимов. На основе анализа законодательства сформулированы предложения по совершенствованию ряда федеральных законов.
Ключевые слова: "первичные" тайны, "производные" тайны, система тайн, государственная тайна, служебная тайна, коммерческая тайна, личная тайна, семейная тайна, трансформация режимов тайн.
On problems of formation of legal system of limitation of access to information E. K. Volchinskaya
The article concerns theoretical approaches to formation of legal system of secrets in the Russian Federation; evaluates possibility of creation of the system of secrets with an exhaustive number of categories; determines mechanisms of formation of regimes of "primary" and "derivative" secrets, principles of transformation of these regimes. On the basis of analysis of legislation the author formulates proposals with regard to improvement of a number of federal laws.
Key words: "primary" secrets, "derivative" secrets, state secret, official secret, commercial secret, personal secret, family secret, transformation of secrets regimes.
В качестве пролога обратимся к повести Аркадия и Бориса Стругацких "Жук в муравейнике" (1979 г.), где авторы ввели категорию "тайна личности", имеющую непосредственное отношение к рассматриваемым в данной статье проблемам. Надо сказать, что авторы повести четко выражают свое отношение к тайнам от лица автора повествования: "Я не люблю тайн. В наше время и на нашей планете все тайны, на мой взгляд, отдают какой-то гадостью". Тем не менее они достаточно пространно разработали концепцию "тайны личности". Это "самая сумеречная тайна из всех мыслимых - о ней ничего не должна знать сама личность. Простейший пример: информация о неизлечимой болезни личности. Пример посложнее: тайна проступка, совершенного в неведении и повлекшего за собой необратимые последствия, как это случилось в незапамятные времена с царем Эдипом...". По сути, тайна личности состояла в том, что герой был рожден из оплодотворенной яйцеклетки вида хомо сапиенс, содержащейся в найденном на новой планете инкубаторе Странников и запущенном 45 тыс. лет назад. Всемирный совет (менее 20 человек), получив информацию о найденных эмбрионах (их было 13), на протяжении нескольких заседаний не мог принять решение о том, что с ними делать. Но когда пришла информация о том, что яйцеклетки стали делиться, Всемирный совет решил "не совершать необратимых поступков", т. е. не стал их уничтожать. Но и не пустил все на самотек, приняв четыре требования: 1) все работы засекретить на основании Закона о тайне личности; 2) ни один из рожденных подкидышей не должен знать об обстоятельствах рождения в соответствии с тем же Законом; 3) сразу после рождения подкидыши должны быть разделены, не должны знать друг друга и никогда не должны встречаться; 4) рожденные должны получить внеземные специальности, чтобы реже возвращаться на Землю. Родились 13 младенцев, которых оформили как "посмертных" (т. е. родители их умерли), поместили в 13 яслей на 6 континентах Земли. При этом никто не мог заранее знать, кто вырастет из этих младенцев, какую генетическую программу они несут, тем более что позже в инкубаторе были обнаружены загадочные предметы, рассматриваемые учеными как детонаторы генетического кода. Таким образом, тайну личности в данном случае составляли сведения о конкретном субъекте (может быть, даже не человеке), разглашение которых могло нанести ущерб планетарного масштаба. В нашей системе координат это ближе всего к государственной тайне (если вся планета - это одно государство). Даже доступ к засекреченной информации самих выросших подкидышей создавал угрозу не столько их жизни и психическому здоровью, сколько жизни землян. Что касается первых примеров содержания тайны личности, то здесь сказывается ментальность авторов на время написания фантастического детектива (1979 г.), поскольку информация о неизлечимой болезни личности, по мнению современных врачей и психологов, далеко не всегда должна быть тайной для пациента. Верующие люди, напротив, желают подготовиться к своему уходу, а для этого ситуацию лучше знать. Трагедию Эдипа, в силу неведения убившего отца царя Лая и ставшего мужем своей матери Иокасты, нельзя назвать проступком, равно как действия его родителей, бросивших ребенка в горах в расчете на его смерть. Первое - личная трагедия, связанная с тайной рождения и усыновления. Второе - общественно опасное деяние - преступление, которое не должно быть тайной для общества. Исходя из анализа этих примеров, можно сделать вывод о том, что содержание тайны личности в понимании авторов весьма неоднородно, но выдержан принцип: тайну составляют сведения о субъекте, которые ему неизвестны и разглашение которых может привести к опасным последствиям как для него, так и для других субъектов, включая сообщества и государства. Для современного положения дел характерны не только неоднородность сведений, охраняемых тем или иным режимом (иногда это вполне оправданно), но и отсутствие принципов формирования режимов тайн. Однако "тайна личности", как отдельный вид тайн, в российском законодательстве отсутствует, хотя сведения, составляющие такую тайну, охраняются иными режимами конфиденциальности. Так, информация о смертельной болезни может составлять врачебную тайну или семейную тайну, а для лиц, допущенных к государственной тайне, может составлять государственную тайну и не быть известной им самим. Тайна рождения может составлять семейную тайну (например, рожденный вне брака ребенок), тайну органов опеки (если ребенок растет не в семье). Последнее ближе всего к биографии героя повести Стругацких, так как Всемирный совет выступает как раз в роли опекуна подкидышей. Вместе с тем представленная идентификация тайн не снижает актуальности проблемы выработки принципов формирования правовой системы конфиденциальности. Правовая система ограничения доступа к информации - это очень важный институт демократического общества, который призван защищать как конституционные права граждан на доступ к информации, так и конституционные права различных субъектов на ограничение этого доступа. Указанные ограничения должны быть законными (установленными федеральным законом) и соразмерными, обеспечивающими баланс интересов субъектов по доступу к информации и ограничению доступа. Почему нужна правовая система ограничения доступа к информации? Ответим от противного: - отсутствие системы создает условия для нарушения прав граждан на доступ к информации и прав на ограничение доступа; - отсутствие системы создает условия для злоупотреблений правами граждан на доступ к информации и правами на ограничение доступа; - отсутствие системы не позволяет эффективно защищать информацию, а значит, и права субъектов. В целом отсутствие правовой системы ограничения доступа к информации тормозит развитие демократических институтов информационного общества. Какой должна быть такая система? Открытой (содержащей неограниченное количество категорий информации ограниченного доступа) или закрытой (содержащей ограниченное число категорий информации ограниченного доступа)? Выбор зависит от возможности свести все существующие виды информации ограниченного доступа к ограниченному количеству категорий. Существующие категории информации ограниченного доступа при всем терминологическом разнообразии нашего законодательства об информационной безопасности включают четыре: 1) информация ограниченного доступа (ограниченного распространения); 2) информация, в отношении которой следует обеспечить конфиденциальность (эта конструкция применяется после принятия Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и внесения соответствующих изменений в иные федеральные законы); 3) тайны; 4) конфиденциальная информация (в тех федеральных законах, в которые не внесли изменения после принятия Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"). Содержательно первая и вторая категории равноценны и включают две последующие. Проверим возможность создания системы тайн с исчерпывающим количеством категорий (закрытая система). Такая система предпочтительна, поскольку она более надежно защищает информационные права субъектов. Эскиз такой системы был предложен автором <1>, и составляют ее два вида тайн <2>: тайны "первичные" и тайны "производные". -------------------------------- <1> См.: Волчинская Е. К. Роль государства в обеспечении информационной безопасности // Информационное право. 2008. N 4; Волчинская Е. К. Коммерческая тайна в системе конфиденциальной информации // Информационное право. 2005. N 3. <2> Терминология может быть изменена (например, "первичная" и "производная" конфиденциальность). Можно вообще не называть категории тайн, но важно определить их характерные признаки.
В этой концепции тайны классифицируются по способу их образования: - "первичные" тайны, которые непосредственно связаны с деятельностью субъекта и обеспечивают реализацию его права на ограничение доступа к касающейся его информации (такие тайны составляет информация, вырабатываемая субъектом в процессе его деятельности или жизнедеятельности); - "производные" тайны, которые связаны с обязанностью субъекта по защите информации другого субъекта, получаемой в режиме тайны (конфиденциальности). В состав "первичных" тайн входят: личная и семейная тайны (тайна физического лица); коммерческая тайна (тайна юридического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность); государственная тайна и служебная тайна в части внутрисистемной информации (тайна государства, в том числе в лице органа государственной власти). Здесь и далее я говорю о служебной тайне в концепции законопроекта, который долгое время находился на рассмотрении Государственной Думы, но так и не был принят. В соответствии с этой концепцией информация, составляющая служебную тайну, включает: - информацию, создаваемую (генерируемую) в органе государственной власти, доступ к которой временно ограничен в интересах государственного управления по решению руководителя; - информацию, представляемую в орган государственной власти в режиме конфиденциальности. В состав "производных" тайн входят: профессиональные тайны, когда информация передается субъекту профессиональной деятельности от физических лиц в режиме личной или семейной тайны (врачебная тайна, тайна исповеди, тайна банковских вкладов, тайна усыновления, налоговая тайна, нотариальная тайна и др.) либо от юридических лиц в режиме коммерческой тайны (налоговая, банковская, нотариальная тайны и др.); служебная тайна в части переданной в органы власти от физических и юридических лиц информации ограниченного доступа (по типу профессиональной тайны государственных и муниципальных служащих). Принципиальное различие этих категорий тайн состоит в том, что для "первичных" тайн у субъектов (обладателей соответствующей информации) есть право на установление режима конфиденциальности, а для "производных" тайн у лица, которому доверена информация ограниченного доступа, возникает обязанность устанавливать соответствующий режим конфиденциальности. Максимальный объем регулирования "первичных" тайн со стороны государства приходится на государственную и служебную тайны. В отношении других видов "первичных" тайн государство должно уступить право основного регулятора тем субъектам, которые образуют (устанавливают) эти режимы. Задача государства - обеспечить защиту их прав и интересов с учетом интересов других субъектов. В отношении "производных" тайн государство в целях защиты прав и интересов физических и юридических лиц, предоставляющих информацию в каком-либо режиме конфиденциальности, обязывает субъектов (при исполнении ими профессиональных обязанностей или при осуществлении ими определенных видов деятельности) защищать такую информацию. Вторым из обозначенных выше видов систем ограничения доступа к информации является система с открытым количеством категорий информации, т. е. в ней, наряду с тайнами "первичными" и тайнами "производными", присутствует категория "иная информация ограниченного доступа". В последнюю может войти информация, которую по тем или иным причинам невозможно включить в первые две. В рамках эксперимента был взят "Перечень нормативных актов, относящих сведения к категории ограниченного доступа", подготовленный специалистами фирмы "КонсультантПлюс" и размещенный в соответствующей информационно-поисковой системе <3>. Этот документ содержит наименование сведений, отнесенных к категории ограниченного доступа (так, как это звучит в законе), и основания отнесения сведений к категории ограниченного доступа, т. е. название федерального закона с указанием статьи, в которой содержится определение термина. -------------------------------- <3> При подготовке данной статьи использовалась СПС "КонсультантПлюс".
Сделаем попытку распределить указанные в перечне виды информации ограниченного доступа по обозначенным категориям тайн. Тайны "первичные": 1) государственная; 2) служебная <4>, в том числе конфиденциальность: сведений, ставших известными гражданам в ходе оперативно-розыскной деятельности; сведений о сотрудниках органов внутренних дел; сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых государственными и муниципальными служащими, а также иными лицами; информации, полученной при осуществлении аккредитации; информации, полученной в ходе проведения проверок российских участников внешнеэкономической деятельности; сведений о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; сведений, составляющих дактилоскопическую информацию; сведений, ставших известными судебным приставам в связи с исполнением должностных обязанностей; информации о расследовании для применения специальной защитной меры, антидемпинговой меры или компенсационной меры; информации о членах политической партии; сведений о населении при переписи; о первичных статистических данных. -------------------------------- <4> От редакции: здесь автор, приводя объекты служебной тайны в категории "первичных" тайн, вступает в противоречие с предыдущим тезисом об относимости к этой категории служебной тайны только в части внутрисистемной информации. Например, сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых государственными и муниципальными служащими, а также иными лицами, как и сведения, составляющие дактилоскопическую информацию, охраняются в органах госвласти в режиме служебной тайны, как тайны "производной". В этой связи приводим для читателей определение служебной тайны и ее основные объекты, говорящие как раз о двойственной правовой природе этого вида тайны. "Служебная тайна - конфиденциальная информация, защищаемая по закону и не являющаяся государственной тайной, ставшая известной в органах государственной власти и органах местного самоуправления на законных основаниях и в силу исполнения их представителями служебных обязанностей, а также служебная информация о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен федеральным законом. К основным объектам служебной тайны можно отнести следующие виды информации: 1) служебную информацию о деятельности федеральных органов государственной власти, доступ к которой ограничен федеральным законом в целях защиты государственных интересов: военную тайну; тайну следствия (данные предварительного расследования либо следствия); судебную тайну (тайну совещания судей, содержание дискуссий и результатов голосования закрытого совещания Конституционного Суда Российской Федерации, материалы закрытого судебного заседания, тайну совещания присяжных заседателей); 2) охраноспособную конфиденциальную информацию, ставшую известной в силу исполнения служебных обязанностей должностным лицам государственных органов и органов местного самоуправления: коммерческую, банковскую тайну, профессиональную тайну, а также конфиденциальную информацию о частной жизни лица. Разновидностью служебной тайны является налоговая тайна, поскольку по всем основным признакам она совпадает с признаками служебной тайны". Цит. по: Лопатин В. Н. Информационная безопасность России: Человек. Общество. Государство: Монография. СПб., 2000. С. 214 - 215; Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Информационное право: Учебник. СПб., 2001. С. 554 - 555.
Тайны "производные" (с учетом различий в терминологии): 1) налоговая тайна, банковская, врачебная, нотариальная, адвокатская, аудиторская, тайна ломбарда, тайна связи, тайна завещания, тайна усыновления, тайна следствия, тайна исповеди, тайна судопроизводства, тайна сведений о защищаемых лицах; 2) конфиденциальность: информации, относящейся к процедуре медиации, к третейскому разбирательству; информации, предоставляемой СМИ; информации, входящей в состав кредитной истории, и (или) к коду субъекта кредитной истории; информации, предоставляемой профессиональным участникам рынка ценных бумаг; информации, предоставляемой клиринговым организациям; сведений, предоставляемых участниками торгов; информации, полученной в связи с осуществлением деятельности по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев; сведений о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; сведений, содержащихся в контрольных измерительных материалах; информации, связанной с оказанием социальных услуг; сведений о населении при переписи; информации в области энергетического обследования. И в первой, и во второй группе производных тайн есть сведения, которые могут составлять служебную тайну, это зависит не от состава сведений, а от субъекта, получающего к ним доступ и обязанного обеспечить конфиденциальность этих сведений. В категорию "иная информация ограниченного доступа" первоначально попали два вида информации: - информация, содержащаяся в паспортах безопасности объектов топливно-энергетического комплекса (Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса"); - инсайдерская информация (Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Обе категории не вполне укладываются в предложенную выше систему тайн, поскольку указанные Федеральные законы предусматривают обязательное установление режима конфиденциальности для "первичных" тайн (государственной, коммерческой и служебной), что ограничивает права соответствующих субъектов на установление режима конфиденциальности и распоряжение сведениями, составляющими одну из таких тайн. В Федеральном законе "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" устанавливаются требования к паспорту безопасности объекта топливно-энергетического комплекса (ст. 8), в том числе к форме и содержанию таких паспортов. Поскольку паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса - это "документ, содержащий информацию об обеспечении антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса и план мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта" (ст. 2), установление режима конфиденциальности такой информации, а именно режима коммерческой тайны, не находится в прямом противоречии с правами обладателя информации. Правда, возникают дополнительные обязанности по согласованию паспортов безопасности с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления, либо исключительно с федеральными органами исполнительной власти, а также обязанности по их актуализации в порядке и в сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации. Но эти обязанности, по нашему мнению, укладываются в конституционный принцип ограничения прав субъектов (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации). В отношении Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дело обстоит сложнее. В соответствии с этим Законом, под инсайдерской информацией понимается "точная и конкретная информация, которая не была распространена или предоставлена (в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну), распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров (в том числе сведения, касающиеся одного или нескольких эмитентов эмиссионных ценных бумаг... одной или нескольких управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, ...одного или нескольких хозяйствующих субъектов... либо одного или нескольких финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров) и которая относится к информации, включенной в соответствующий перечень инсайдерской информации..." (ст. 2). Следовательно, к инсайдерской отнесены в том числе сведения, уже составляющие коммерческую тайну. Более того, исходя из определения к такой информации могут быть отнесены и сведения, составляющие государственную тайну. Статьей 6 рассматриваемого Закона на использование инсайдерской информации накладываются определенные ограничения, в том числе запрещается использование инсайдерской информации в определенных законом целях. С другой стороны, Закон предусматривает обязательное раскрытие или предоставление инсайдерской информации (ст. 8), порядок и сроки которых устанавливаются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков. Предусмотренное рассматриваемым Законом ограничение прав обладателя инсайдерской (по содержанию) информации, составляющей государственную, коммерческую или служебную тайну, представляется противоречащим по меньшей мере Закону Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" и Федеральному закону от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне", которыми установлены права и обязанности обладателя соответствующей информации. Для устранения этих противоречий необходимо, по нашему мнению, уточнить определение и концепцию защиты инсайдерской информации, исходя из того, что в состав такой информации не должны входить сведения, составляющие государственную, коммерческую или служебную тайны, но обладатели соответствующей информации (сведений) обязаны обеспечить их конфиденциальность. Режим конфиденциальности обладатель установит самостоятельно. После уточнения соответствующих режимов конфиденциальности указанные особенности могут быть нивелированы, и тогда система тайн будет сведена к системе тайн с исчерпывающим количеством категорий. Для "первичных" тайн необходимо законодательно установить: - ограничения на введение режима тайны для информации, к которой есть общественный интерес; - обязанность и условия предоставления информации ограниченного доступа другим лицам, в том числе в органы государственной власти, для осуществления государственного управления и отправления правосудия; - в отдельных случаях - требования к используемым средствам защиты конфиденциальной информации или ограничения на использование таких средств; - в отдельных случаях - требования к субъектам, обеспечивающим защиту информации, составляющей тайну; - меры ответственности за нарушение конфиденциальности информации. Для "производных" тайн необходимо законодательно установить: - обязанность лиц, которым доверена информация, составляющая "первичные" тайны, обеспечивать ее конфиденциальность; - меры ответственности за нарушение конфиденциальности доверенной информации; - условия предоставления доверенной информации третьим лицам; - в отдельных случаях требования к используемым средствам защиты конфиденциальности информации или ограничения на использование таких средств. Для завершения концепции формирования системы тайн необходимо решить две актуальные проблемы: 1) формирование режима служебной тайны (конструкция, содержание информации и права и обязанности обладателя информацией, ответственность за нарушение режима конфиденциальности); 2) согласование правил изменения (трансформации) режимов тайн при передаче информации между субъектами, особенно из органов государственной власти. Первую проблему можно решить в рамках разработки проекта Федерального закона "О служебной тайне". Востребованность этого Закона трудно переоценить, особенно в оборонно-промышленном комплексе (ОПК), где большая часть нормативной информации охраняется режимом конфиденциальности. Но каким? Для предприятий ОПК это вопрос нерешенный и весьма актуальный. Кроме того, насущную проблему для них представляет большой объем засекреченной информации, которую они обязаны защищать, хотя целесообразность такого засекречивания со временем снижается. Однако инертная система рассекречивания не позволяет изменять правовой статус информации достаточно оперативно. Не всегда целесообразно полное рассекречивание сведений, составляющих государственную тайну, возможно сохранение конфиденциальности, но в ином режиме ограниченного доступа. Принципы (правила) трансформации режимов тайн можно сформулировать следующим образом: 1) "первичные" тайны могут переходить как в один из режимов "первичных" тайн, так и в один из режимов тайн "производных", за исключением, о котором ниже; 2) "производные" тайны могут переходить только в режим государственной тайны или служебной тайны (комплексный по своей структуре). Рассмотрим подробнее. В отношении "первичных" тайн (1): - сведения, составляющие государственную тайну, и информация, составляющая служебную тайну, при передаче в любую организацию, охраняются в том же режиме; - сведения, составляющие государственную тайну, при рассекречивании могут охраняться в режиме коммерческой, служебной тайны, личной или семейной тайны; - информация, составляющая коммерческую, служебную, личную или семейную тайну, может быть засекречена в режиме государственной тайны; - информация, составляющая коммерческую тайну, может при передаче в орган государственной власти охраняться в режиме служебной тайны; - информация, составляющая личную или семейную тайну, может в случае использования ее в рамках предпринимательской деятельности охраняться в режиме коммерческой тайны, но для этого необходимо вернуться к первоначальной концепции законодательства о коммерческой тайне и не ограничивать содержание коммерческой тайны сведениями, составляющими ноу-хау; - информация, составляющая личную, семейную, коммерческую тайну, при передаче в органы и организации может перейти в режим профессиональной тайны, если таковой установлен законом. Особенность трансформации режимов "первичных" тайн состоит, по мнению автора, в том, что сведения, составляющие государственную тайну, не могут охраняться в других режимах, если они не рассекречены, поскольку этот режим все же имеет (или должен иметь) определенный приоритет. Вероятно, эта особенность распространяется и на режим служебной тайны. В любом случае новая концепция федерального закона о служебной тайне должна ответить и на данный вопрос. В отношении "производных" тайн (2) исходя из рассмотренного выше механизма их формирования возможности трансформации режимов ограничены. Поскольку этот вид тайн обеспечивает охрану сведений, составляющих коммерческую, личную или семейную тайну, то возврат в эти режимы не нужен (они сохраняют свое действие наряду с профессиональной тайной). Следовательно, трансформация режимов "производных" (профессиональных) тайн фактически возможна только в сторону режима государственной или служебной тайны. Особенности трансформации режимов "первичных" тайн вновь возвращают нас к вопросу об иерархии в системе тайн. В некоторой степени она имела место в период существования Федерального закона от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации". В соответствии с ч. 2 ст. 10 этого Закона документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделялась на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную. Представляется, что государственная тайна должна сохранить приоритет перед другими "первичными" тайнами. В свою очередь, последние не могут иметь приоритет перед тайнами "производными", поскольку, в силу условий формирования, "производные" тайны" включают "первичные". Для закрепления правовой системы тайн возможно использовать два варианта: либо в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", либо в новом самостоятельном законе. По моему мнению, лучше это сделать в рамках дополнения действующего Закона и не плодить новые нормативные правовые акты. Буду признательна читателям журнала "Информационное право" за предложения по совершенствованию обоснованной выше системы тайн.
Название документа