Коррупция в сфере внешнеэкономической деятельности

(Осокин Р. Р.) ("Российский следователь", 2008, N 23) Текст документа

КОРРУПЦИЯ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Р. Р. ОСОКИН

Осокин Р. Р., соискатель ВНИИ МВД России.

В статье автор приводит данные статистических наблюдений и этим наглядно демонстрирует динамику увеличения преступности в сфере ВЭД. Также автор считает необходимым внести ряд изменений в Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ, что в значительной мере повлияет на раскрываемость преступлений в данной сфере. Анализ криминогенной ситуации, складывающейся сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД), свидетельствует о стабильно высоком уровне криминализации этой сферы. В 1997 г. в сфере ВЭД было выявлено 2,5 тыс. преступлений, в 1998 г. - 3,2, в 1999 г. - 4,7, в 2000 г. - 7,9 тыс. преступлений. В 2001 г. этот показатель превысил 10 тыс. и в последние годы постепенно увеличивается (в 2004 г. - 10218, в 2005 г. - 10885, в 2006 г. - 14850, в 2007 г. - 14498). В сфере ВЭД совершаются разнообразные виды преступлений. Значительное место среди них занимает коррупция (преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, в том числе дача и получение взятки, а также преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях, включая коммерческий подкуп). В среднем ежегодно за период с 2000 по 2007 г. совершалось 764 преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, в том числе 217 - дача и получение взятки. Против интересов службы в коммерческих и иных организациях в этой сфере за указанный период ежегодно совершается в среднем 190 преступлений, в том числе 74 - коммерческий подкуп. Проведенный опрос сотрудников службы БЭП 12 регионов страны показал, что наиболее часто преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, в том числе дача и получение взятки, совершают: - работники таможенных органов - 90% опрошенных; - сотрудники ГИБДД МВД России - 20,6% опрошенных; - сотрудники транспортной милиции - 4,1% опрошенных; - сотрудники ОМОН, СОБРа и т. п. - 1,8% опрошенных; - сотрудники пограничной службы - 1,8% опрошенных; - сотрудники подразделений по борьбе с организованной преступностью - 1,2% опрошенных и др. <1>. -------------------------------- <1> См.: Ларичев В. Д., Милякина Е. В., Орлова Е. А. и др. Преступность в сфере внешнеэкономической деятельности. М.: Экзамен, 2002. С. 317.

Как уже было отмечено, среди сотрудников МВД наиболее часто способствуют совершению злоупотреблений в сфере внешнеэкономической деятельности работники ГИБДД, а также сотрудники силовых подразделений (ОМОН, СОБР). Сотрудники ГИБДД, по результатам опроса, наиболее часто способствуют совершению злоупотреблений в сфере ВЭД путем: - содействия в сопровождении грузов - 39,4% опрошенных; - содействия в постановке на учет контрабандно ввезенных иномарок - 23,5% опрошенных; - попустительства при пересечении таможенной границы в обход таможенных постов - 15,9% опрошенных; - подделки ответов на запросы о регистрации иномарок в другом регионе - 12,9% опрошенных. Сотрудники ОМОН, СОБРа способствуют совершению злоупотреблений в сфере ВЭД путем: - содействия в сопровождении грузов - 12,4% опрошенных; - оказания услуг по защите интересов фирм, занимающихся контрабандой, - 2,9% опрошенных. По мнению опрошенных сотрудников, наиболее часто среди работников таможенных органов способствуют злоупотреблению при проведении внешнеэкономических операций следующие категории должностных лиц: - начальник таможенного поста - 56,5% опрошенных; - инспекторы, занимающиеся выпуском грузов, - 55,3% опрошенных; - сотрудники отдела контроля таможенной стоимости (ОКТС) и валютного контроля - 34,7% опрошенных; - руководители региональных таможенных управлений - 31,8% опрошенных; - сотрудники отдела контроля доставки - 17% опрошенных; - специалисты по тарифному и нетарифному регулированию - 8,8% опрошенных; - работники отдела таможенного оформления и таможенного контроля, а также сотрудники ведомственной охраны - 1,8% опрошенных; - дознаватели таможенных органов, а также ветврачи - 1,2% опрошенных. Были названы также работники таможенных постов и руководители коммерческих фирм <2>. -------------------------------- <2> См.: Там же. С. 320.

Как показывают специальные исследования, взяточничество распространено практически на всех этапах заключения и реализации внешнеторговых сделок. Однако наиболее часто взятки предлагаются или вымогаются за пропуск контрабандных товаров без досмотра через таможенные пункты. Анализ итогов деятельности подразделений экономической безопасности МВД России показал, что сложившаяся криминальная ситуация в рассматриваемой сфере в немалой степени явилась следствием сращивания таможенных органов и криминальных структур. Криминальная роль коррупционеров в совершении таможенных преступлений заключается в создании условий для реализации преступного умысла, с использованием своих служебных возможностей. Следует также указать и на то, что каждая седьмая преступная группировка для достижения своих замыслов использует подкупленных чиновников. На эту "статью расходов" приходится от 30 до 50% преступно нажитых капиталов <3>. -------------------------------- <3> См.: Материалы конференции по проблемам борьбы с организованной преступностью в г. Твери. М.: МИ МВД России, 1995. С. 1 - 2.

К обстоятельствам, способствующим совершению контрабанды, относятся разнообразные факторы. Не имея возможности раскрыть все из них, рассмотрим те, которые: а) находятся в сфере деятельности органов внутренних дел; б) действуют в таможенной сфере. Переходя к раскрытию обстоятельств первой группы, следует отметить, что значительное количество фактов совершения контрабанды совершается помимо таможенного контроля, т. е. в объезд таможенных постов по проселочным дорогам. Оперативно-розыскные мероприятия, проведенные в 2005 - 2007 гг., позволили выявить сеть хорошо организованных и устоявшихся контрабандных каналов, действующих на протяжении длительного времени в Дальневосточном, Северо-Западном, Южном и Центральном федеральных округах. Значительная часть нелегальных грузов перевозится большегрузным автомобильным транспортом, при этом нередки случаи, когда машины сопровождаются сотрудниками милиции. Разветвленность сети неконтролируемых дорог (в том числе сезонных), позволяющих перевозчикам миновать контрольные посты милиции и дорожно-патрульной службы, несогласованность действий сотрудников различных подразделений органов внутренних дел приводят к тому, что контрабандисты практически беспрепятственно перемещают товары по территории Российской Федерации. При раскрытии обстоятельств, действующих в таможенной сфере, следует указать на факты использования схем по занижению стоимости импортируемых товаров (так называемая подмена инвойсов). Таким образом в страну ввозится до 80% товаров и различных грузов. При этом стоимость товаров занижается на 10 - 20% от реальной. В реализации данных схем помимо российских представителей криминальных кругов участвуют и крупные зарубежные компании-производители. Проведение экспортных операций также сопровождается реализацией известных мошеннических схем по представлению в органы ФТС и МНС России фиктивных документов о завышенной стоимости экспортируемых товаров и поступлении экспортной выручки, что опять же дает возможность криминально настроенным лицам формально оплачивать таможенные платежи и сборы и максимально требовать возмещения НДС в налоговых органах. Стоит отметить, что в современных условиях совершение контрабанды без участия представителей таможенных органов практически невозможно. Невозможно представить, что груз, ввезенный на территорию России и поступивший для оформления на склад временного хранения (СВХ), выпускается в свободное обращение, помимо таможенного контроля, без ведома сотрудников таможни и склада. Об этом свидетельствуют многочисленные задержания контрабандных товаров на выезде со складов временного хранения. При этом факты задержания контрабандистов и возбуждения уголовных дел в отношении сотрудников СВХ ни разу не стали поводом для таможенных органов приостановить работу склада временного хранения, исключив его из реестра. Таким образом, создаются идеальные условия для деятельности контрабандистов. По нашему мнению, некоторые аспекты деятельности Федеральной таможенной службы по защите экономики государства от недобросовестных участников ВЭД не всегда положительно влияют на защиту интересов государства. Причин возникновения данной ситуации несколько. Во-первых, это широчайшие полномочия - от взимания таможенных пошлин и сборов, таможенного оформления и контроля до осуществления оперативно-розыскной деятельности и производства дознания по делам о таможенных преступлениях и правонарушениях, - законодательно предоставленные ФТС России. Являясь разработчиком и реализатором технологий таможенного оформления и контроля, методов выявления и управления рисками, контролируя деятельность таможенных перевозчиков и брокеров, владельцев складов временного хранения и таможенных складов, ФТС России одновременно занимается выявлением, пресечением и раскрытием преступлений и правонарушений в таможенной сфере. Таким образом, один и тот же орган власти наделен правом установления нормативных регуляторов деятельности (разрешительных и ограничительных) в определенной сфере и правом контроля за их соблюдением. Возникает ситуация, представляющая собой широкое поле для всевозможных должностных злоупотреблений и коррупции. Вместе с тем, как показывает практика, выявление должностных преступлений в таможенной среде сотрудниками милиции крайне затруднительно. Пункт 4 ст. 362 "Зоны таможенного контроля" ТК РФ говорит о том, что "осуществление производственной и иной коммерческой деятельности, перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц иных государственных органов, через границы зон таможенного контроля и в их пределах допускаются с разрешения таможенных органов и под их надзором, за исключением случаев, установленных ТК и иными федеральными законами. В указанных случаях доступ в зоны таможенного контроля разрешается с предварительного уведомления таможенных органов". Исходя из этого сотрудники органов внутренних дел, а также ФСБ лишены права проводить оперативно-розыскные и проверочные мероприятия в зоне таможенного контроля без предварительного уведомления и согласования с таможней, хотя общеизвестно, что выявлять и пресекать контрабанду эффективнее всего именно при пересечении границы либо в момент оформления товара. В связи с этим теряется сам смысл оперативных мероприятий, так как анализ показывает, что таможенные и связанные с ними должностные преступления совершаются, как правило, именно в таможенной зоне. С учетом того, что немалая часть таможенных преступлений совершается с участием должностных лиц таможен, уведомление органов ФТС России о планируемых мероприятиях позволяет скрыть следы преступления. Анализ практики деятельности таможенных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, показывает также, что предметом преступного посягательства по уголовным делам, возбуждаемым органами дознания ФТС России по ст. 188 УК РФ, в подавляющем большинстве случаев являются наркотические и сильнодействующие вещества, иностранная валюта и автомобили физических лиц, что свидетельствует о выявлении данного преступления вследствие осуществления досмотровых мероприятий при пересечении таможенной границы и таможенном оформлении, а не по результатам оперативно-розыскных мероприятий по фактам экономической контрабанды. В то же время доля органов внутренних дел в выявлении фактов контрабанды на протяжении последних лет в среднем составляет около 60% от общего числа преступлений по ст. 188 УК РФ. Из сравнения основных результатов борьбы с контрабандой подразделений правоохранительных органов Российской Федерации следует вывод о низкой эффективности и результативности действий оперативных подразделений таможенных органов, несмотря на то что Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации специальные функции по борьбе с контрабандой. Указанные проблемные вопросы требуют скорейшего разрешения. В этих целях целесообразно осуществить следующие меры. 1. Рассмотреть вопрос о наделении органов внутренних дел полномочиями на осуществление оперативно-розыскной деятельности в зоне таможенного контроля, для чего подготовить законопроект о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации" в части: - исключения из ст. 13 (органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность) органов ФТС России; - дополнения ст. 15 (права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность) абзацем следующего содержания: "Органы внутренних дел и федеральной службы безопасности имеют право осуществлять оперативно-розыскную деятельность в зонах таможенного контроля". 2. Более четко разграничить полномочия по борьбе с контрабандой между спецслужбами, а именно возложить функции по борьбе с экономической контрабандой исключительно на органы внутренних дел. 3. С целью разрыва устоявшихся коррупционных связей, преодоления узковедомственного подхода и круговой поруки целесообразно упразднить службу собственной безопасности ФТС России как не обеспечившую эффективного решения задач по борьбе с коррупцией в таможенных органах, возложив эти задачи на ФСБ России.

Название документа