Государственная граница Российской Федерации как объект конституционно-правового регулирования в сфере обеспечения безопасности государства

(Кудинов В. В.) ("Конституционное и муниципальное право", 2008, N 21) Текст документа

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОБЪЕКТ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

В. В. КУДИНОВ

Кудинов В. В., старший юрисконсульт группы правового обеспечения Курганского пограничного института ФСБ России.

В статье рассматривается статус Государственной границы как объекта конституционно-правового регулирования в сфере обеспечения безопасности государства, ее место в обеспечении безопасности нашего государства. Рассмотрено понятие "конституционно-правовой статус Государственной границы", выделены правовые основы защиты Государственной границы, содержащиеся в Конституции Российской Федерации. The article considers the status of the state border as the object of the constitutional and legal regulation in the sphere of the safeguarding of state's security, it place in the safeguarding of our state's security. The conception "constitutional and legal status of the state border" considered, the legal basis of the safeguard of the state border that contain in the Constitution of the Russian Federation marked out <*>. -------------------------------- <*> Kudinov V. V. The state border of the Russian Federation as the object of the constitutional and legal regulation in the sphere of the safeguarding of state's security.

История развития человечества представляет собой постоянный процесс самоидентификации различных наций, народов, этносов и их борьбу за определение важнейшего параметра (признака) этой самоидентификации - международно-правового признания их суверенных прав на определенную территорию и сферу владения землями, водами, воздушным пространством и др. Неотъемлемым атрибутом самоидентификации, пределом суверенитета государства с древних времен выступала и выступает до наших дней государственная граница. В настоящее время процесс межгосударственного разграничения с отдельными бывшими республиками Советского Союза полностью не завершен, линия границы между образовавшимися государствами на местности не проведена и соответствующими пограничными знаками не обозначена. В период радикальных политических, социально-экономических и военных изменений в мире, каждом конкретном регионе нашей страны для оценки состояния защищенности интересов личности, общества и государства в пограничном пространстве необходимо выявить степень определенности правового статуса новых участков границы, реализации конституционных основ их защиты и определить участников правовых отношений в сфере защиты Государственной границы Российской Федерации. Как следует из Конституции Российской Федерации, государственная территория Российской Федерации включает в себя сушу, недра, акваторию (внутренние воды и территориальное море), воздушное пространство над ними. Каждый субъект Федерации обладает собственной территорией, которая является неотъемлемой частью территории Российской Федерации. В основополагающих актах субъектов РФ констатируется, что их территория не может быть изменена без согласия субъекта. Государство распоряжается своей территорией. Территориальное верховенство - это полная и исключительная власть государства в пределах своей территории. Однако использование государством своей территории не является юридически неограниченным. Государство обязано распоряжаться территорией только в интересах проживающего на ней населения. Россия - крупнейшее государство мира. Следует различать сухопутную, водную и воздушную территорию государства. Сухопутной территорией Российского государства является вся суша, находящаяся в пределах его границ, это 17,1 млн. кв. км. Водная территория включает внутренние воды и территориальное море (территориальные воды). Протяженность границ составляет более 58 тыс. км, из них примерно 20 тыс. км - сухопутный участок и 38 тыс. км - морской. Сухопутная граница отделяет Россию от Азербайджана, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Китая, Кореи, Латвии, Литвы, Монголии, Норвегии, Украины, Финляндии, Эстонии, морская - от Японии и США. Конституционно-правовые основы защиты Государственной границы Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности государства закреплены в положениях Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законах (законах РФ). Основополагающими среди них являются Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации", Законы РФ "О безопасности", "О Государственной границе Российской Федерации", Федеральные законы "О Федеральной службе безопасности", "Об обороне", "О континентальном шельфе Российской Федерации", "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". Для реализации обеспечения пограничной безопасности Российской Федерации разработана Концепция формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере, которая представляет собой определенный законодательством Российской Федерации порядок и содержание деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленной на обеспечение интересов личности, общества и государства на Государственной границе и приграничной территории Российской Федерации, отвечает современным требованиям и характеризуется высокой способностью государства обеспечивать эффективную защиту интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, проявляющихся в пограничной сфере России <1>. -------------------------------- <1> См.: Концепция формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере. Утверждена решением Государственной пограничной комиссии от 28 января 2005 г. М., 2005.

Защита Государственной границы Российской Федерации является частью системы обеспечения безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики и представляет собой совокупность мер политического, организационно-правового, дипломатического, экономического, оборонного, пограничного, разведывательного, контрразведывательного, оперативно-розыскного, таможенного, природоохранного, санитарно-эпидемиологического, экологического и иного характера, осуществляемого федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях прогнозирования, выявления, локализации и ликвидации внутренних и внешних угроз безопасности Российской Федерации и обеспечения ее интересов в пограничной сфере. Заключается в согласованной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по осуществлению полномочий в сфере защиты и охраны Государственной границы, предусмотренных законодательством Российской Федерации <2>, и направлена на обеспечение жизненно важных интересов личности, общества и государства в пограничном пространстве. Меры по защите границы принимаются в соответствии с ее статусом. -------------------------------- <2> См.: Там же.

Как отмечает С. С. Байманов, по своему содержанию понятие "защита Государственной границы Российской Федерации" включает в себя практически все составные компоненты пограничной деятельности <3>. Данное понятие определяется законом как часть системы обеспечения безопасности и реализации пограничной политики и заключается в согласованной деятельности субъектов защиты Государственной границы, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, санитарно-экологических и иных мер. -------------------------------- <3> См.: Байманов С. С. Правовое регулирование пограничной деятельности // ФСБ России. Правовое регулирование деятельности Федеральной службы безопасности по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. В. Н. Ушакова, И. Л. Трунова. М., 2006.

Конституционная модель единства защиты суверенитета, независимости и целостности государства является основополагающим принципом обеспечения безопасности личности, общества и государства в пограничном пространстве. Меры по защите Государственной границы Российской Федерации принимаются в соответствии со статусом Государственной границы Российской Федерации. Согласно п. "н" ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится "определение... статуса Государственной границы". В отечественной юридической литературе понятие "конституционно-правовой статус Государственной границы" изучено в недостаточной мере, часто в исследованиях используются термины "законодательство о Государственной границе", "правовой режим Государственной границы", "конституционно-правовой режим Государственной границы", "правовая основа Государственной границы". Так, В. В. Сергеев отмечает, что "конституционно-правовой статус Государственной границы РФ - правовое положение границы, определяемое как национальным, так и международными договорами государств, граничащих друг с другом, относительно прохождения линии границы, режима Государственной границы и других режимов, устанавливаемых в целях обеспечения нерушимости границы и соблюдения надлежащего порядка на приграничной территории, урегулирования пограничных инцидентов и т. д." <4>. Однако в этом определении не нашли своего отражения система субъектов защиты Государственной границы, их полномочия, юридическая ответственность. Более всестороннее определение конституционно-правового статуса Государственной границы дает В. Н. Чебаев <5> - это совокупность правовых положений, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, международными договорами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, в которых соответственно определены принципы установления, функции, правовые режимы, система субъектов защиты (охраны) Государственной границы и их полномочия, юридическая ответственность за правонарушения на Государственной границе. -------------------------------- <4> Сергеев В. В. Конституционно-правовые основы безопасности Государственной границы Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 5 - 6. <5> См.: Чебаев В. Н. Конституционные основы защиты Государственной границы Российской Федерации (на анализе материалов Западного регионального пограничного управления ФСБ России): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук.

Содержание конституционно-правового статуса Государственной границы состоит из следующих элементов: законодательство о Государственной границе Российской Федерации; принципы установления Государственной границы; функции Государственной границы; пограничные правовые режимы (режим Государственной границы РФ); субъекты защиты (охраны) Государственной границы и их полномочия; ответственность за правонарушения на Государственной границе <6>. -------------------------------- <6> См.: Чебаев В. Н. Научная задача становления Государственной границы России // Конституционные чтения. Вып. 1 / Под ред. Т. Д. Зражевской. Воронеж, 2002. С. 235 - 241.

Основными принципами установления Государственной границы являются: - уважение суверенитета и территориальной целостности сопредельных государств, нерушимость государственных границ, мирное разрешение пограничных вопросов; - соблюдение законности, уважение прав и свобод человека и гражданина; - концентрация сил и средств, интеллектуальных, материально-технических и финансовых ресурсов на решении ключевых задач защиты и охраны Государственной границы; - комплексный подход к защите и реализации интересов Российской Федерации в пограничной сфере; - учет характера и степени проявления угроз интересам и безопасности России в пограничной сфере; - своевременное выявление, противодействие и нейтрализация угроз интересам и безопасности Российской Федерации в пограничной сфере; - сочетание гласных и негласных форм и методов пограничной деятельности в соответствии с действующим законодательством <7>. -------------------------------- <7> См.: Концепция формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере. Утверждена решением Государственной пограничной комиссии от 28 января 2005 г. М., 2005.

А. А. Першин и А. А. Ярлыченко, анализируя признаки-характеристики понятия "государственная граница", выделяют следующие функции: разделение государств, пространственное обозначение предела взаимодействия государственного суверенитета на суше, водах, в подземном, подводном и воздушном пространстве; соприкосновение и взаимодействие между сопредельными государствами; социально-политические пояса, "стягивающие субъекты и другие территории федерации"; передовой рубеж защиты национально-государственных интересов, обеспечение национальной, в особенности пограничной, безопасности; места первой пробы прочности государства и ее обороноспособности <8>. -------------------------------- <8> См.: Першин А. А., Ярлыченко В. В. Государственная граница: Эволюция представлений // Вестник границ России. 2001. N 1. С. 44 - 51.

Хотелось обратить внимание на некоторые из отмеченных выше функций. Определяя предел суверенитета государства, граница закрепляет общность территории, принадлежность всех субъектов к единому правовому, социально-политическому, экономическому и оборонному пространству; граница выполняет роль социально-политических поясов, "стягивающих субъекты и другие территории федерации" <9>. Это характерно для всей Государственной границы. Для субъектов Российской Федерации и местного самоуправления Государственная граница означает единство территории, являющейся естественным условием их существования. Все они в пределах своей территории пользуются ресурсами и богатствами через механизмы государственного распределения с учетом соответствующих потребностей. Государственная граница выступает средством обеспечения единства и целостности нашего государства, народ которого является носителем суверенитета и единственным источником власти. Можно определенно утверждать, что реализация функций передового рубежа защиты национально-государственных интересов, где соприкасаются интересы сопредельных государств, многие из которых не только противоречивы, но и противоположны: обеспечение национальной, в особенности пограничной, безопасности и места первой пробы прочности государства и ее обороноспособности, - начинается именно с Государственной границы. -------------------------------- <9> Там же.

Характеризуя функции границы как определяющий элемент ее правового статуса, необходимо сделать следующие выводы: - они отражают ту роль границы, которую она предназначена выполнять; - функции границы объективно заданы местом и характером границы; - если место и характер границы определяют ее функции, то функции границы, в свою очередь, требуют установления соответствующих правовых режимов, субъектов защиты границы и их полномочий, системы построения и способов ее защиты; - функции границы подтверждены эволюции, в связи со сменой места и характера границы могут исчезать одни функции и появляться другие, меняться содержание одной и той же функции; - функции Государственной границы как единого целого могут не совпадать с функциями отдельных участков границы. Правовые основы защиты Государственной границы содержатся прежде всего в Конституции Российской Федерации: - конституционная модель единства защиты суверенитета, независимости и целостности государства является основополагающим принципом обеспечения безопасности Российской Федерации в пограничном пространстве, составной частью которой является защита Государственной границы; - Конституция Российской Федерации, провозглашая ценности демократического строя, устанавливает единую систему их безопасности; - Конституция Российской Федерации четко выделяет объекты защиты: Государственная граница, территориальное море, воздушное пространство, исключительная экономическая зона и континентальный шельф. Определение их статуса и защита находятся в ведении Российской Федерации; - в Конституции Российской Федерации также определены предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере защиты Государственной границы. Установление режима пограничной зоны на приграничной территории находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Поэтому особую актуальность и остроту на Государственной границе приобретает защита прав и свобод человека и гражданина, как российских граждан, так и иностранных лиц и лиц без гражданства, обеспечение законности, правопорядка общественной безопасности в приграничных территориях. Административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, поэтому федеральными законами, законами приграничных субъектов РФ устанавливается административная ответственность лиц, виновных в нарушении правил режима Государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу; - в ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации закрепляется важнейший принцип руководства и управления государством - принцип законности. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Субъекты защиты Государственной границы функционируют согласно определенной для них компетенции, в пределах предоставленных им полномочий, при строгом и неуклонном соблюдении Конституции Российской Федерации, законов и изданных на их основе иных нормативных правовых актов; - Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы определяют основы компетенции органов исполнительной власти в сфере защиты Государственной границы. Наиболее важными для организации защиты Государственной границы являются конституционные нормы, закрепленные в ч. 2 ст. 80 Конституции Российской Федерации, об обязанности Президента РФ принимать меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти и закрепленные в п. "д" ч. 1 ст. 114 Конституции Российской Федерации полномочия Правительства РФ на осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности Российской Федерации; - некоторые общие нормы Конституции Российской Федерации имеют прямую пограничную направленность. Это конституционные нормы о создании федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий территориальных органов (управления ФСБ России в федеральных округах Российской Федерации и субъектах Российской Федерации, пограничные управления в федеральных округах Российской Федерации и субъектах Российской Федерации) и назначение соответствующих должностных лиц. В исключительном ведении Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации находится рассмотрение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами России. На основе данной конституционной нормы принимались решения о применении пограничных органов и войск ФСБ России в защите границ Содружества Независимых Государств (Таджикистан, Киргизия, Белоруссия, Казахстан); - главным субъектом защиты Государственной границы является гражданин Российской Федерации, поэтому конституционная норма об обязанности защищать свое Отечество приобретает особую важность; - приоритетное значение в сфере защиты Государственной границы имеет конституционное положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы <10>. -------------------------------- <10> См.: Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации коллектива ученых-правоведов под руководством ректора МГЮА академика РАН О. Е. Кутафина (официальный текст на 1 августа 2003 г.). М., 2003.

Источниками являются те международные договоры, соглашения, меморандумы, которые признает и в которых участвует Россия. Например, Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о сотрудничестве в охране внешних границ от 21 октября 1994 г., Соглашение о взаимодействии пограничных войск государств - участников Содружества Независимых Государств при возникновении кризисных ситуаций на внешних границах от 17 мая 1996 г., Соглашение между Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы от 24 апреля 1997 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о деятельности пограничных представителей от 9 января 2004 г., Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о российско-казахстанской государственной границе от 18 января 2005 г. <11>. -------------------------------- <11> См.: Сборник международно-договорных документов о сотрудничестве по пограничным вопросам. Вып. 1 // Договорно-правовое управление ФСБ России. М., 2006. С. 23 - 56.

На заседании ежегодной коллегии руководящего состава органов федеральной службы безопасности Российской Федерации Президент РФ В. В. Путин отметил, что "обеспечение внутренней и внешней безопасности России невозможно без надежной охраны Государственной границы". С учетом изложенного вопросы защиты Государственной границы являются одними из наиболее важных в системе обеспечения безопасности России, защиты ее экономических интересов и зависят от согласованных действий государственной власти и управления в центре и на местах. Особую актуальность приобретает исследование вопроса взаимодействия между органами государственной власти и местного самоуправления в вопросах защиты Государственной границы Российской Федерации.

Название документа