К вопросу о реализации Национального плана противодействия коррупции
(Бардин Л. Н.)
("Безопасность бизнеса", 2008, N 4)
Текст документа
К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПЛАНА
ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
Л. Н. БАРДИН
Бардин Л. Н., адвокат, член правления Ассоциации юристов России, кандидат юридических наук.
31 июля 2008 г. Президентом Российской Федерации был утвержден Национальный план противодействия коррупции. Вниманию коллег хотелось бы предложить предварительный краткий комментарий раздела III Национального плана "Меры по повышению профессионального уровня юридических кадров и правовому просвещению".
Я бы отнес к этому разделу также пп. "и" п. 2 раздела I Национального плана, поскольку предусмотренное в нем обеспечение прав граждан и организаций на информацию о судебной деятельности судов общей юрисдикции вполне можно также отнести и к мерам по правовому просвещению.
Раздел III состоит из двух частей. Первая часть посвящена конкретным шагам по повышению профессионального уровня юридических кадров. Требуемое Национальным планом повышение качества образовательных программ в области юриспруденции, в том числе увеличение практической подготовки обучающихся (п. 1а), охватывает огромный массив проблем и практических шагов по их решению. В частности, необходима тщательная экспертиза образовательного стандарта специальности "Юриспруденция". К экспертизе необходимо более активно привлекать не только преподавателей и ученых-правоведов, но и практиков и работодателей. Акцент на увеличение практической подготовки должен привести к пересмотру соотношения предметов во всех компонентах, изменению количества часов в пользу предметов, в наибольшей степени востребованных практикой. Полагаю, что для всех без исключения студентов-юристов должны преподаваться общеобразовательные предметы, учитывающие специфику юриспруденции. Так, для искоренения повальной безграмотности каждый студент должен прослушать специальный курс русского языка для юристов. Мастерство устной речи могут преподавать специалисты из театральных вузов. Это может хоть как-то уменьшить нередкое косноязычие практикующих юристов. Наряду с этим необходимо активнее вводить в практику преподавания предметы и курсы по выбору студентов. С одной стороны, это позволит руководству вузов оперативно реагировать на новые насущные потребности будущей практической деятельности выпускников, с другой - дать более точную оценку качества работы тех или иных преподавателей. Не раз приходилось наблюдать за тем, как преподаватели американских и европейских школ права прилагали максимум усилий, чтобы студенты перед началом учебного года выбрали именно их курс. А это и подготовка качественных методических и учебных материалов, и убедительное доказывание студентам, что именно этот курс будет иметь большое прикладное значение. В случае если курс не выбрал никто или меньше необходимого минимума, то контракт с таким преподавателем на этот учебный год не заключался либо оплата труда уменьшалась из-за такого выбора студентов.
Увеличение практической подготовки потребует как введения новых соответствующих предметов, так и изменения акцентов уже читаемых курсов. Такое изменение потребует от преподавателей изменить программы, а от руководства юридических вузов, факультетов, кафедр - более активного привлечения к преподавательской деятельности практикующих юристов. Более строгим должен быть отбор практиков для преподавательской деятельности. Не секрет, что, к сожалению, большое количество высококвалифицированных практиков не обладают элементарными педагогическими навыками. Нельзя основным критерием для приглашения классного практикующего юриста к преподаванию считать только большой опыт работы в правоохранительных и правоприменительных органах. Необходимо сделать обязательным условием допуска к преподаванию прохождение специального курса соответствующей педагогической подготовки. И это условие должно распространяться на всех, невзирая на регалии и чины.
Во времена СССР каждый преподаватель вуза (в том числе и юридического) должен был каждые четыре года проходить повышение квалификации в течение нескольких месяцев. От прохождения такого повышения квалификации зависело последующее оставление или повышение преподавателя в должности. Представляется необходимым принятие срочных мер по эффективному функционированию общероссийской системы регулярного повышения квалификации и переподготовки преподавателей юридических вузов.
Качество работы преподавателя напрямую зависит от того, как он следит за изменениями законодательства и практики его применения, а также за новинками учебной, методической и научной литературы. Такое регулярное отслеживание элементарно зависит от свободного от занятий времени преподавателя. И тут приходится постоянно сталкиваться с ситуацией, когда преподаватель физически ничего делать не успевает, поскольку преподает в нескольких вузах для более-менее достойного заработка. Решение давно обсуждаемой, но нерешаемой проблемы достойной оплаты труда преподавателя юридического вуза очевидно повлечет за собой повышение качества преподавания. У руководства же появится моральное право строго спрашивать и за некачественное преподавание, и за срывы занятий.
Национальный план предусматривает совершенствование системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров федеральных государственных образовательных учреждений высшего и послевузовского профессионального образования, реализующих программы в области юриспруденции (п. 1 "б"). В условиях, когда подготовка юридических кадров осуществляется не только федеральными государственными учреждениями, а также негосударственными вузами, имеющими или не имеющими государственную аккредитацию, вне Национального плана остается значительное количество юридических вузов. Национальным планом предусмотрено усиление государственного контроля за качеством работы образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров. В то же время предусматривается усиление антикоррупционной составляющей при преподавании учебных дисциплин, предусматривающих изучение правовых и морально-этических аспектов управленческой деятельности в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего и послевузовского профессионального образования. Представляется, что в соответствии с Национальным планом должны быть созданы механизмы, предъявляющие одинаково строгие требования ко всем образовательным учреждениям.
Предусмотренная Национальным планом разработка и внедрение в практику механизма получения общественной аккредитации федеральных государственных образовательных учреждений высшего и послевузовского профессионального образования, реализующих программы в области юриспруденции, в общественных образовательных, научных и промышленных структурах, еще раз оставляет "за бортом" негосударственные образовательные учреждения. Представляется, что для всех без исключения юридических вузов должны быть две аккредитации: одна - обязательная государственная, а другая - добровольная негосударственная. Наличие у юридического вуза только лицензии без аккредитации должно остаться в прошлом. Слишком велика цена последствий брака в работе. Общественная аккредитация позволит аккредитующей организации организовать и проводить мониторинг нарушений в деятельности вузов, составлять рейтинг (общественный), принимать решения о приостановлении или прекращении общественной аккредитации. Очень важно, чтобы механизм общественной аккредитации не давал ни малейшего повода усомниться в ее объективности и беспристрастности из-за давления конкурирующих вузов. Поэтому общественная аккредитация должна быть предельно прозрачной, по ясным и исполнимым критериям.
Систематическое повышение квалификации, переподготовка и послевузовское профессиональное образование должны быть одним из обязательных условий допуска к юридической практике. В настоящее время выпускник вуза с дипломом юриста обязан постоянно повышать свою квалификацию, только если это нотариус, адвокат или патентный поверенный. Повышение квалификации остальных юристов зависит только от их добросовестности. Выпускник юридического вуза (если это не нотариус, адвокат или патентный поверенный) никому не подконтролен, находится вне поля зрения государства. Для успеха правовой составляющей Национального плана, федеральных программ, национальных и иных социально значимых проектов и, в конце концов, для обеспечения конституционного права граждан на квалифицированную юридическую помощь необходимо ввести лицензирование юридической практики. Каждый юрист должен помнить о неотвратимости наказания за некачественную юридическую помощь.
Национальным планом предусмотрена поддержка со стороны государства общественных объединений в деятельности, направленной на формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупции. Применительно к основной задаче Национального плана это, очевидно, необходимо. В то же время хотелось бы надеяться, что такая целенаправленная установка не приведет к фокусированию общественных объединений преимущественно на борьбе с коррупцией по сравнению с остальными уставными целями и задачами.
Национальный план включает также меры по повышению правовой культуры общества в целом. Повышение правовой культуры или правовое просвещение должно существенно качественно измениться. Не может даже правовым образом просвещенный гражданин стать наравне с профессиональным юристом. В средствах массовой информации нередко можно прочитать, что после получения у них ответов на вопросы по правовым проблемам адвокат/юрист уже не понадобится. В любом книжном магазине или газетном киоске можно найти брошюрки из серии "Сам себе адвокат". На нескольких телевизионных каналах регулярно показываются шоу о якобы судебных процессах. Влияние СМИ на граждан может привести к заблуждению этих граждан, что "не боги горшки обжигают". Смакование в телевизионных шоу рукоприкладств, очевидно, являющихся нарушениями порядка в зале суда (если это настоящий процесс), приводит к убеждению, что и в настоящем суде можно себя так вести. А с кого должен спрашивать гражданин-нарушитель, удаленный из настоящего зала суда? Правопросветительские передачи никак не могут быть шоу ради шоу. Публикации в СМИ на правовые темы нередко содержат не соответствующие закону тексты. Недавно из одной уважаемой газеты я узнал, что гражданско-правовые имущественные споры, а также споры, вытекающие из семейных отношений, оказывается, относятся к административным делам. В книжных магазинах нередко можно увидеть в продаже нормативные акты, уже утратившие силу, а также комментарии таких "просроченных" нормативных актов. А продавцы эту продукцию "с душком" спокойно продают. Только добросовестный юрист, следящий за изменениями законодательства, может заметить это. Даже очень юридически подкованным неспециалистам в праве практически невозможно этот брак заметить. Представляется, что Министерство юстиции должно выступать в вопросах правового просвещения координатором и контролирующим органом. Не будет цензурой проверка специалистами Министерства юстиции публикаций на соответствие закону. Не будет излишним вмешательством государства в деятельность издательств и организаций книжной торговли регулярный контроль за тем, чтобы на прилавки не попадала "юридическая осетрина третьего сорта".
Национальный план включает в себя поручение правительству предусмотреть разработку и финансирование мероприятий по расширению сети государственных бюро правовой помощи и центров социальной помощи населению, а также по методическому обеспечению их деятельности органами юстиции Российской Федерации. Думается, что на эту проблему следует смотреть шире. Стране необходим специальный федеральный закон об оказании юридической помощи. В нем должно быть предусмотрено более активное привлечение для этих целей всех специалистов-юристов. Государственные бюро правовой помощи явно недостаточны для обеспечения доступности этой помощи для каждого гражданина нашей страны. Очевидно, что будут востребованы и страховая, и субсидируемая, и pro bono юридическая помощь. И на Министерство юстиции должна быть возложена обязанность по методическому руководству и обеспечению всех направлений юридической помощи.
Нисколько не претендуя на истину в последней инстанции, призываю коллег к обсуждению перспектив реализации Национального плана.
Название документа