Охрана общественной нравственности - задача уголовного закона

(Тасаков С. В.) ("Российская юстиция", 2008, N 10) Текст документа

ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОЙ НРАВСТВЕННОСТИ - ЗАДАЧА УГОЛОВНОГО ЗАКОНА

С. В. ТАСАКОВ

Тасаков С. В., кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова.

Проблема нравственных ценностей уже многие столетия привлекает к себе внимание ученых различных сфер гуманитарных знаний, а в современных условиях приобрела еще большую привлекательность. Реальное состояние общественной нравственности в российском обществе можно обозначить как глубокий кризис. Ушли в прошлое те герои, которые символизировали энтузиазм труда, коллективизм, бескорыстность. Существенно снизился порог нравственных требований, которые предъявляются личности. Погоня за наживой основательно подорвала нравственные устои. В настоящее время в России на конституционном уровне провозглашен приоритет прав и свобод личности. Но если человек строит свое поведение исходя лишь из приоритетов своих интересов над интересами общества, что нередко происходит со многими людьми, то это только стимулирует индивидуализм и эгоизм, что вряд ли может быть признано нравственным явлением в обществе. Человек должен любить свою семью, общину, Родину, быть готовым жертвовать своими интересами ради интересов близких ему людей и других членов общества. Только при этом условии можно говорить о высокодуховном и нравственном обществе. Охрана нравственности ставится в один ряд с защитой национальных интересов в сфере обороны, экономики и внешней политики. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации отмечается, что "национальные интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны" <1>. -------------------------------- <1> См.: Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. N 1300 // Собрание законодательства РФ. 2000. N 7. Ст. 170.

Значимость данной проблемы и потребность нравственного оздоровления российского общества нашла отражение в Послании Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию РФ <2> от 26 апреля 2007 г. В этом Послании отмечается, что духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность, а общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров <3>. -------------------------------- <2> РФ - Российская Федерация (далее по тексту). <3> См.: Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 26 апреля 2007 г. // Российская газета. 2007. 27 апреля.

Сказанное выше относится и к уголовному праву вследствие того, что нормы уголовного права охраняют общественные отношения, которые обладают повышенной социальной ценностью и воздействуют на данные общественные отношения принудительными средствами. Уголовные законы являются наиболее жесткой и репрессивной формой защиты нарушенных прав и интересов личности, общества и государства. Только уголовно-правовые нормы могут ограничить человека не только в правоспособности, но и полностью лишить ее. Поэтому оно, более чем другие отрасли права, нуждается в опоре на нормы нравственности, которые, в свою очередь, подлежат уголовно-правовой охране. При этом эффективность уголовно-правовых норм во многом зависит от того, насколько они подкрепляются нравственностью и отношением к ним общества. В первую очередь, это касается внутрисемейных отношений, взаимных обязанностей родителей и детей. Подчеркивая взаимосвязь права и морали, С. С. Алексеев отмечает, что именно уголовно-нормативная регламентация людских поступков и уголовное преследование наиболее тесно, по сравнению с другими отраслями права, связаны с моралью. Он полагает, что применительно к уголовно-правовой сфере есть основания видеть в морали "основу права" <4>. -------------------------------- <4> См.: Алексеев С. С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М.: Норма, 2002. С. 160.

Для уголовно-правовых норм связь с нормами общественной нравственности важна и с точки зрения осмысления форм и методов борьбы с преступлениями, которые могут быть как гуманными, так и репрессивными. Несмотря на то что в отдельные исторические периоды государство до предела расширяет свое вмешательство в частную жизнь граждан, стремясь подчинить ее детальному регламентированию, право все же не в состоянии охватить регулированием всю область поведения людей. Многие отношения между людьми, касающиеся быта, семьи, любви, дружбы, интимных и духовных отношений, вообще не могут быть урегулированы правом, т. к. это бессмысленно с точки зрения государственных и общественных интересов. На наш взгляд, нравственность - это совокупность норм (норм нравственности), определяющих поведение индивидуума в зависимости от существующих нравов, традиций, принципов человеческого общежития как благопристойное. Мораль - это особая форма общественного сознания, регулирующая поведение людей в обществе с помощью норм нравственности. Мораль шире понятия нравственности, т. к., помимо отношения к нормам нравственности, мораль включает в себя взгляды человека, видение им тех или иных нравственных принципов, его индивидуальные особенности и т. п. Кроме того, различные люди могут иметь разные нравственные ориентиры. Но как ни различно понятие нравственности, имеются и непреходящие ценности. Поэтому любое общество создает общественную нравственность, которая основывается на общечеловеческих ценностях. Под общественной нравственностью следует понимать совокупность норм нравственности, сложившихся в конкретном обществе и принимаемых большей частью общества, т. е. господствующих в обществе. Именно некоторые нормы общественной нравственности являются объектом уголовно-правовой охраны. В то же время сами нормы общественной нравственности являются идейными началами норм права и критерием их справедливости. Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. несравненно более нравственный, нежели УК РСФСР 1960 г., не говоря уже об их предшественниках. В качестве принципов уголовной ответственности провозглашены принципы вины, справедливости и гуманизма, а одной из целей наказания является восстановление социальной справедливости. Увеличено количество обстоятельств, исключающих преступность деяния, а содержание института необходимой обороны менялось 2 раза (в 2002 и 2003 гг.). Увеличено и число поощрительных норм. Нормы нравственности находят свое отражение в определении задач и целей уголовного законодательства, его принципов, в построении основных институтов. Коренные перемены, происходящие в нашей стране, не могли обойти и уголовное законодательство. И прежде всего они коснулись определения системы уголовно-правовых приоритетов. Уголовный кодекс РФ 1996 г. первоочередной задачей признал охрану общечеловеческих ценностей: жизни, здоровья, свободы, чести и достоинства, собственности. Без них иные ценности теряют свой нравственный смысл. Отраженную в УК РФ 1996 г. иерархию охраняемых им ценностей разделяют не все криминалисты. Так, у И. Я. Козаченко вызывает недоумение тот факт, что посягательства на жизнь и здоровье отдельного человека оказались более значительными, нежели мир и безопасность человечества <5>. Данная точка зрения не лишена основания. Особенно актуальным это становится в последние годы, когда локальные конфликты ставят под угрозу безопасность человечества в целом (война в Афганистане, Ираке, арабо-израильский конфликт, бомбардировки в Ливане, война в Южной Осетии). -------------------------------- <5> См.: Козаченко И. Я. Социально-ценностные ориентиры УК России 1996 г. (статья первая) // Российский юридический журнал. 1997. N 1. С. 78 - 79.

В статье 2 УК РФ в числе объектов уголовно-правовой охраны не указывается общественная нравственность. Однако в главе 25 УК предусматривается ответственность за преступления против здоровья населения и общественной нравственности. Таким образом, если охрана здоровья человека в числе иных прав и свобод человека и гражданина является задачей уголовного законодательства, то охрана общественной нравственности в соответствии со ст. 2 УК таковой не признается. Отметим, что по административному законодательству России защите общественной нравственности уделяется определенное внимание. В соответствии со ст. 1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 2001 г. задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности... от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений <6>. Таким образом, одной из задач КоАП РФ является охрана общественной нравственности. -------------------------------- <6> См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. М.: Омега-Л, 2006. С. 3.

К сожалению, ни страны СНГ, ни страны дальнего зарубежья (за некоторым исключением, например, Великобритания) в своем уголовном законодательстве не предусматривают в числе задач уголовного законодательства охрану общественной нравственности, несмотря на это в уголовном законодательстве большинства государств содержатся нормы, предусматривающие ответственность за посягательства на общественную нравственность. И это объясняется отчасти тем, что общественная нравственность рассматривается как элемент общественного порядка и общественной безопасности (Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Республика Армения, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина) <7> либо установленного правопорядка (Республика Беларусь, Грузия), что вряд ли справедливо <8>. -------------------------------- <7> См.: http://www. base. spinform. ru/show. fwx? Regnom=2483; http://www. parliament. am/iegislation. php? sel=show&ID=1349&lang=rus; Уголовный кодекс Азербайджанской Республики. СПб.: Юрид. центр "Пресс", 2001. 325 с.; Уголовный кодекс Республики Узбекистан. СПб.: Юрид. центр "Пресс", 2001. 338 с.; Уголовный кодекс Республики Казахстан. СПб.: Юрид. центр "Пресс", 2001. 466 с.; Уголовный кодекс Украины. СПб.: Юрид. центр "Пресс", 2001. 393 с.; Уголовный кодекс Таджикистана. СПб.: Юрид. центр "Пресс", 2002. 410 с.; Уголовный кодекс Кыргызской Республики. СПб.: Юрид. центр "Пресс", 2002. 352 с. <8> См.: http://www. mvp. gomel. by/news. php? id=124; Уголовный кодекс Республики Беларусь. СПб.: Юрид. центр "Пресс", 2001. 474 с.; Уголовный кодекс Грузии. СПб.: Юрид. центр "Пресс", 2002. 409 с.

Учитывая, что в современных условиях роль нравственных ценностей чрезвычайно высока, на наш взгляд, необходимо выделение общественной нравственности в число наиболее приоритетных объектов уголовно-правовой охраны. В связи с этим, хочется отметить уголовное законодательство Великобритании. В соответствии с Законом о преступлениях против личности 1861 г. и Законом о внесении изменений в уголовное законодательство 1885 г., которые действуют и сегодня на территории Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии, главной целью уголовного законодательства провозглашена защита нравственности в рамках признанных моральных принципов. Но и здесь речь идет лишь об уголовном законодательстве в сфере отношений между полами <9>. -------------------------------- <9> См.: http://www. echr-base. ru/dudgeon. jsp.

Такое положение вещей вызывает необходимость в числе задач Уголовного кодекса назвать и охрану общественной нравственности, поставив ее на второе место - после охраны прав и свобод человека и гражданина. Сказанное соответствовало бы сложившейся в обществе иерархии ценностей и положениям Конституции РФ. Нравственность по Конституции РФ 1993 г. является ценностью, ради защиты которой допускается ограничение прав и свобод человека и гражданина (ч. 3 ст. 55), как и ради защиты законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства <10>. Защищая нравственность, которая является конституционной ценностью, уголовный закон, как указывалось выше, устанавливает ответственность за ряд посягательств на общественную нравственность. Общественная нравственность, которую мы рассматриваем как один из элементов духовной культуры общества, выступает в качестве одного из самостоятельных элементов системы общественной безопасности, и поэтому ее отсутствие в числе объектов уголовно-правовой охраны представляется нелогичным. -------------------------------- <10> См.: Конституция Российской Федерации. М.: ЦИК РФ, 1993. С. 19.

Этот пробел законодательства, на наш взгляд, необходимо устранить, изложив ст. 2 УК РФ в следующей редакции: "Задачами настоящего Кодекса являются охрана прав и свобод человека и гражданина, общественной нравственности, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений". Задачи уголовного законодательства неразрывно связаны с задачами уголовной политики в стране и определяются ими. Нравственные же ценности в России определены Президентом Российской Федерации как важный фактор развития страны.

Название документа