Получение оперативно-розыскным путем криминалистически значимой информации о незаконном обороте наркотиков
(Мешков В. М., Строгая Н. В.) ("Наркоконтроль", 2008, N 3) Текст документаПОЛУЧЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫМ ПУТЕМ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИ ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ О НЕЗАКОННОМ ОБОРОТЕ НАРКОТИКОВ
В. М. МЕШКОВ, Н. В. СТРОГАЯ
Мешков В. М., доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации.
Строгая Н. В., адъюнкт (г. Калининград).
Как известно, преступления в сфере незаконного оборота наркотиков <1> (далее - НОН) совершаются в условиях неочевидности и чаще всего выявляются путем реализации информации, полученной сотрудниками, уполномоченными осуществлять оперативно-розыскную деятельность. На основании этой информации, по нашим данным, возбуждается 89,5% уголовных дел в сфере НОН. Механизм использования оперативно-розыскной информации в доказывании по уголовному делу до сих пор не отрегулирован, что и является причиной обращения граждан в высшие судебные органы, считающих, что в ходе оперативно-розыскной деятельности были нарушены их права и законные интересы. Например, в Конституционном Суде Российской Федерации неоднократно обжаловалась правомерность проведения оперативно-розыскных мероприятий <2>. -------------------------------- <1> Под термином "наркотики" в настоящей статье понимаются наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, подлежащие контролю в Российской Федерации. <2> См.: Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 1998 г. N 86-О, от 4 февраля 1999 г. N 18-О, от 1 декабря 1999 г. N 211-О, от 6 марта 2001 г. N 58-О, от 15 июля 2004 г. N 304-О, от 24 февраля 2005 г. N 4-О, от 9 июня 2005 г. N 327-О.
При расследовании НОН одним из самых сложных аспектов является организация действенного взаимодействия между органами предварительного следствия и оперативными подразделениями, которое регламентируется рядом ведомственных и межведомственных нормативных документов. Так, порядок представления материалов оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД) регламентирован Инструкцией, утвержденной совместным Приказом МВД, ФСБ, ФСО, ФТС, СВР, ФСИН, ФСКН и МО России от 17 апреля 2007 г. <3> (далее по тексту - Инструкция от 17 апреля 2007 г.). -------------------------------- <3> Приказ Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной таможенной службы РФ, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы исполнения наказаний РФ, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков и Министерства обороны РФ от 17 апреля 2007 г. N 368/185/164/481/32/184/97/147 "Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору и в суд" // Российская газета. 2007. 16 мая.
Согласно действующему законодательству, результаты ОРД могут: - служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела; - быть использованными для подготовки и осуществления следственных и судебных действий; - использоваться в доказывании по уголовным делам. Если первые два варианта использования результатов ОРД не вызывают особых затруднений у практических работников, участвующих в выявлении, раскрытии и расследовании преступлений, то относительно третьего варианта использования результатов ОРД до сих пор не сложилось единой системы взглядов ни среди научного сообщества, ни среди сотрудников правоохранительных органов и судей. Поэтому, несмотря на наличие ряда ведомственных и межведомственных инструкций, эффективность взаимодействия следователя и оперативного работника в значительной степени зависит от наличия личных контактов между этими сотрудниками. Одна из причин "недопонимания" друг друга следователем и оперативным работником обусловлена неодинаковой правовой регламентацией их деятельности: настольной книгой для следователя является Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее по тексту - УПК РФ), для оперативного работника - Федеральный закон Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее по тексту - Закон об ОРД). Соответственно, существенно отличаются используемые ими алгоритмы типичных действий при выявлении, расследовании и раскрытии преступлений. Применительно к теме настоящей статьи следует отметить, что правовой основой производства оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ) в сфере НОН являются положения ст. 6 Закона об ОРД, согласно которым основанием осуществления ОРМ являются сведения о фактах совершения противоправных действий, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Как свидетельствуют результаты нашего изучения материалов уголовных дел по делам о НОН <4>, наиболее распространенными ОРМ на проверочной стадии являются: -------------------------------- <4> Все рекомендации составлены на основе изучения открытых источников информации - приговоров по уголовным делам, вынесенных судами Калининградской области в период с 2002 по 2007 г.
- проверочная закупка; - наблюдение; - обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; - контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений. При этом отдельные лица с их согласия могут привлекаться оперативными подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия, в том числе по контракту <5>. -------------------------------- <5> Подробнее об этом см.: Федоров А. В., Шахматов А. В. Правовое регулирование содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. СПб., 2005.
Осуществляя перечисленные ОРМ, оперативные работники нередко упускают из виду, что результаты проведенных мероприятий, помимо использования в служебно-оперативных целях, могут быть реализованы в материалах уголовного дела - и при этом каждый документ обязательно будет оцениваться следователем и судом с позиции его относимости, достаточности и достоверности. Неоценимую помощь в анализе полученных материалов через призму требований УПК РФ оперативному сотруднику мог бы оказать следователь, но, к сожалению, он не является субъектом ОРД. Поэтому эффективность деятельности оперативно-розыскных подразделений в определенной степени зависит от ряда субъективных факторов. 1. Во-первых, от уровня знаний оперативных работников о возможности использования материалов, полученных в ходе ОРД, в процессе доказывания по уголовному делу. 2. Во-вторых, от знания следователем процесса осуществления ОРМ, особенностей фиксации полученной информации в оперативно-служебных документах, способов легализации оперативно-розыскной информации в процессуальных документах и от его способности налаживать и поддерживать на должном уровне взаимодействие с оперативным аппаратом. 3. В-третьих, от умения руководителей органов предварительного следствия и оперативных подразделений координировать совместную деятельность по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений. Следователь, не имея права осуществлять ОРД, в то же время, по нашему мнению, вправе: - принимать непосредственное участие в совместном планировании ОРД в рамках проверки конкретного факта или расследования уголовного дела о НОН; - координировать свою деятельность и работу оперативно-розыскных подразделений, направленную на обнаружение источников криминалистически значимой информации и собирание доказательственной информации о НОН; - консультировать сотрудников, осуществляющих ОРД, о наиболее рациональном использовании знаний специалистов, применении научно-технических средств, позволяющих не только зафиксировать факт НОН, но и диагностировать происхождение и структуру вещества, являющегося предметом незаконного оборота; - координировать обеспечение оптимального режима оперативного сопровождения всего хода расследования. При организации взаимодействия с сотрудниками оперативных подразделений, уполномоченных осуществлять ОРД, следователь должен учитывать следующие обстоятельства, касающиеся порядка представления результатов ОРД. 1. Результаты ОРД представляются руководителю органа предварительного следствия, который, в свою очередь, передает их следователю. 2. Результаты ОРД могут поступить в орган предварительного следствия только после процедуры рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну. Один экземпляр данного постановления обязательно должен представляться следователю. 3. При представлении следователю результатов ОРД, полученных при проведении проверочной закупки или контролируемой поставки наркотиков или предметов, связанных с их незаконным оборотом, к материалам обязательно прилагается постановление о проведении данного ОРМ, оформленное в установленном порядке. 4. В случае представления следователю результатов ОРД, полученных при проведении ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, к ним прилагаются копии судебных решений о проведении соответствующих ОРМ или о признании таковых законными. Здесь необходимо уточнить, что Европейский суд по правам человека по ряду дел, касающихся вопросов специальных средств расследования (оперативно-розыскной деятельности), отметил, что прослушивание телефонных переговоров представляет собой "серьезное вмешательство в частную жизнь и тайну корреспонденции", поэтому для признания его законным оно должно осуществляться с целью, важной для общества. Суд также признал, что серьезные угрозы для демократического общества со стороны организованной преступности, терроризма или шпионажа могут вызвать необходимость высокой степени вмешательства в личную жизнь граждан и разрешить "негласное наблюдение за подрывными элементами в рамках юрисдикции" <6>. -------------------------------- <6> Комментарий к Федеральному закону "Об оперативно-розыскной деятельности". С приложением решений Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского суда по правам человека / Вступ. ст. В. Д. Зорькина. М.: Норма, 2006. С. 423.
5. Данные, содержащие сведения об организации и тактике проведения ОРМ, используемых при их проведении технических средствах, о штатных негласных сотрудниках оперативных подразделений, следователю не представляются. 6. Результаты ОРД могут быть представлены следователю как по каналам ведомственной связи, так и нарочным. Конкретный способ представления данных материалов избирается органом, осуществляющим ОРД. 7. К материалам, полученным в ходе ОРД, могут прилагаться фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, фонограммы, кассеты видеозаписи, носители компьютерной информации, чертежи, планы, схемы, акты, справки, другие документы, а также иные объекты, которые в установленном порядке могут быть признаны вещественными доказательствами по уголовному делу. Все письменные материалы представляются в подлиннике, объекты - в натуральном виде. 8. Результаты фиксации хода и содержания ОРД в виде фонограмм, компьютерной информации и пр. не переносятся на единый носитель, так как к уголовному делу приобщаются только подлинные источники информации. Согласно п. 10 Инструкции результаты ОРД представляются в виде сообщения для осуществления проверки и принятия процессуального решения в порядке ст. 144 и ст. 145 УПК РФ, для чего выносится постановление о представлении результатов ОРД. Работая с материалами, полученными в ходе ОРД, следователь обязан знать, что в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, допускается проведение ОРМ на основании мотивированного постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, с незамедлительным уведомлением надзирающего прокурора и последующим получением санкции. В течение 48 часов с момента их начала орган, проводящий ОРМ, обязан получить судебное решение о проведении конкретного мероприятия либо прекратить его производство. Иными словами, к материалам уголовного дела должно быть приобщено как постановление руководителя оперативно-розыскного подразделения, так и судебное решение по данному факту. Особое внимание при расследовании преступлений в сфере НОН следует обращать на порядок проведения тех ОРМ, в ходе которых допускается изъятие и выдача объектов, предметов и материалов, имеющих отношение к расследуемому событию. Как правило, в соответствующем протоколе должны быть описаны качественные и количественные характеристики выданных (или изъятых) денег, а также наркотиков (вес, структура), упаковочные материалы и тара, в которых они находились, процесс их упаковки и опечатывания. Сами по себе результаты ОРМ являются не доказательствами по уголовному делу, а лишь сведениями об источниках тех фактов, которые, будучи получены с соблюдением требований Закона об ОРД, могут стать доказательствами только после закрепления их надлежащим процессуальным путем. Для обеспечения возможности использования полученных при проведении ОРМ результатов в доказывании по уголовному делу следователь вправе рекомендовать оперативным работникам учитывать некоторые особенности порядка их производства, влияющие на доказательственную ценность полученных данных. Поскольку в материалах уголовных дел о сбыте наркотиков наиболее часто используются результаты проверочной закупки, целесообразно более детально рассмотреть особенности ее производства. Основной целью проверочной закупки при расследовании фактов НОН нередко является проверка предположений оперативного работника об участии конкретного лица в НОН. Проверяя свое предположение, сотрудник оперативно-розыскного подразделения целенаправленно создает условия для совершения мнимой сделки купли-продажи наркотика с участием данного лица, избегая при этом провокационных действий. Иными словами, лицу, заподозренному в участии в НОН, должна быть предоставлена полная свобода выбора: участвовать в НОН или не участвовать. Все его действия должны быть обусловлены не стремлением оперативного работника заставить участвовать в НОН, а собственным выбором фигуранта варианта своего поведения в конкретной ситуации. Европейский суд по правам человека отмечает, что главным вопросом применительно к данному аспекту в Конвенции по правам человека является установление факта того, были ли данные правонарушения спровоцированы агентом. Конвенция рекомендует ограничить использование негласных агентов и обеспечить гарантии прав человека даже в делах, касающихся борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Обеспечивая право на справедливое отправление правосудия, нельзя оправдывать интересами общества использование доказательств, полученных в результате подстрекательства <7>. -------------------------------- <7> Комментарий к Федеральному закону "Об оперативно-розыскной деятельности". С приложением решений Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского суда по правам человека / Вступ. ст. В. Д. Зорькина. М.: Норма, 2006. С. 437 - 438.
Как показывает анализ сложившейся практики, на подготовительной стадии проведения проверочной закупки: - обязательно производится осмотр денежных купюр, которые планируется использовать для оплаты при проведении закупки, обязательное их ксерокопирование; осуществляется их пометка в присутствии понятых специальными составами, о чем составляется соответствующий протокол с указанием достоинства каждой купюры, их серий и номеров, общей суммы, характера упаковки, вида пометки и использованного спецсредства, способа его проявления на деньгах и упаковке; - факт вручения денежных купюр лицу, привлеченному для участия в данном ОРМ в качестве покупателя, фиксируется в соответствующем протоколе, где отражается время, место и цель передачи денег; - факт договоренности с данным лицом об участии в ОРМ фиксируется в его письменном объяснении, в котором излагаются предполагаемые условия совершения ОРМ, порядок и очередность действий лиц, принимающих участие в нем; - проводится тщательный инструктаж всех участников планируемого ОРМ, в том числе покупателя, о его поведении в ходе встречи со сбытчиком наркотика, возможных вариантах действий, условном знаке об окончании сбыта наркотика, его действиях в момент намеченного задержания участников сделки; - для фиксации переговоров между покупателем и продавцом покупатель снабжается соответствующим звукозаписывающим средством (диктофоном, магнитофоном, радиомикрофоном). В этих целях сотрудником, уполномоченным производить ОРМ, составляется протокол, в котором отражаются: а) факт вручения звукозаписывающего средства покупателю в присутствии понятых; б) технические характеристики данного средства звукозаписи; в) факт отсутствия каких-либо записей на кассете данного средства звукозаписи; г) факт записи на кассету первичной информации, по которой можно определить, когда, где, с какой целью, в каком составе начато ОРМ; д) факт опечатывания кассетоприемника звукозаписывающего средства с указанием реквизитов печати и фамилий всех участников ОРМ. Перед выходом на место непосредственного проведения ОРМ осуществляется досмотр будущего покупателя наркотика при участии присутствующих, о чем составляется отдельный протокол, отражающий факт отсутствия у него каких-либо наркотиков. Если покупатель направляется для совершения сделки на автомобиле, дополнительно производится досмотр его автомобиля с составлением соответствующего протокола. Фиксация непосредственного контакта покупателя и сбытчика наркотика осуществляется посредством составления протокола о наблюдении за происходящими событиями и с применением видеозаписывающей или звукозаписывающей техники или фотоаппарата. В протоколе должны быть отражены: - сведения о времени и месте проведения мероприятия; - данные о лицах, принимавших в нем участие; - ход встречи покупателя и сбытчика наркотика; - сведения о моментах начала и окончания сделки; - сведения о моменте подачи покупателем условного знака об успешности мероприятия; - сведения о моменте принятия решения о задержании сбытчика; - сведения о попытках лиц, вовлеченных в ОРМ, избавиться от уличающих их предметов или денег; - сведения о действиях сотрудников правоохранительных органов, принимающих участие в проведении ОРМ. Особое внимание должно быть уделено фиксации факта окончания ОРМ. Поскольку доказательствами по уголовному делу являются, как правило, письменные документы, то сотрудник, проводящий ОРМ, обязан организовать составление следующих документов: - протокола личного досмотра сбытчика наркотика (особое внимание обращается на обнаружение денежных купюр, зафиксированных перед началом ОРМ в соответствующем протоколе); - протокола добровольной выдачи покупателем объектов, имеющих отношение к НОН (или протокола личного досмотра покупателя наркотика, где перечисляются звукозаписывающая техника, наркотики, оставшиеся денежные средства и пр.). Все изъятое (или обнаруженное) соответствующим образом упаковывается, оформляется сопроводительной надписью, подписями понятых, других участников проведения ОРМ, а по возможности и подписью лица, у которого произведено изъятие. В том случае, если лицу или лицам, задерживаемым по окончании закупки, удалось в момент задержания выбросить наркотики или иные предметы, документы, уличающие их в совершении противоправных действий, целесообразно произвести осмотр места происшествия и в протоколе осмотра зафиксировать местонахождение всех обнаруженных объектов, имеющих непосредственное отношение к факту задержания. Ожидая подобные действия, необходимо заранее продумать меры, обеспечивающие охрану места происшествия, использование служебно-розыскной собаки, а также участие специалиста, способного обнаружить и зафиксировать следы непосредственного контакта задержанного с выброшенными им предметами (следы пальцев рук, одежды, следы ДНК, микроследы и пр.). При доставлении задержанного лица в дежурную часть правоохранительного органа целесообразно незамедлительно принять меры по фиксации факта его физического соприкосновения с наркотиком. С этой целью в присутствии понятых у задержанного отстригают ногти; производят смывы с его ладоней; изымают одежду (при невозможности - отрезают карманы, в которых хранился наркотик) и пр. В дальнейшем подногтевое содержимое, ватные тампоны, использованные при смыве, и содержимое карманов направляются в экспертные учреждения для исследования. В ряде случаев - при наличии данных, позволяющих полагать, что задержанный находится в состоянии наркотического опьянения, - целесообразно произвести его освидетельствование с привлечением судебного медика или врача. Следующий этап фиксации результатов проверочной закупки состоит в осмотре всех объектов, которые имеют отношение к расследуемому событию. В частности, осматриваются изъятые у продавца деньги, упаковка или тара для хранения наркотика, одежда, соприкасавшаяся с наркотиком; при использовании для пометки денежных купюр химических веществ дополнительно в ультрафиолетовых лучах осматриваются руки задержанного. Весь ход обнаружения и фиксации доказательственной информации в присутствии понятых фиксируется в протоколе, и при возможности делается видеозапись. Осматривается аудио-, видеоаппаратура, использованная при ОРМ. Особое внимание обращается на целостность ранее наложенных печатей (до начала ОРМ) на кассетоприемном устройстве. Материалы аудиозаписи хода сбыта наркотика прослушиваются, составляется стенограмма переговоров продавца и покупателя, которая заверяется сотрудником оперативно-розыскного подразделения, проводящего ОРМ. Содержание видеокассеты также протоколируется. Затем кассеты из магнитофона или видеокамеры в присутствии понятых изымаются и упаковываются, о чем составляется отдельный протокол. Оперативный сотрудник, руководящий проведением ОРМ, организует предварительное исследование вещества, похожего на наркотик, результаты которого в виде заключения специалиста приобщаются к материалам проверки. Дополнительно весь ход ОРМ фиксируется в объяснениях его основных участников: покупателя, продавца, специалиста. Оперативные работники, принимавшие участие в проведении данного ОРМ, составляют рапорта, в которых указывают обстоятельства наблюдаемых ими событий и их личного участия в этом мероприятии. Целью опроса и сбора образцов для сравнительного исследования является получение юридически значимой информации, ее последующая проверка, сопоставление и оценка фактов, свойств или признаков двух или более предметов. Данные ОРМ не предполагают сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица иначе как на основаниях, установленных Законом об ОРД для целей и задач осуществления оперативно-розыскной деятельности, с обеспечением при их проведении соблюдения прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции. Названные мероприятия и собственно следственные действия совершаются в различных правовых режимах и имеют самостоятельные правовые основы - соответственно Закон об ОРД и УПК РФ. В ряде заявлений в Конституционный Суд Российской Федерации обжаловались законоположения, не допускающие участие защитника при проведении до возбуждения уголовного дела оперативно-розыскных мероприятий (в том числе и проверочной закупки), направленных на изобличение лица в совершении преступления. По мнению заявителей, этим нарушается конституционный принцип равенства всех перед законом и их права на свободу и личную неприкосновенность, на государственную защиту прав и свобод, на получение квалифицированной юридической помощи. С этим согласиться нельзя. В законодательных актах участие защитника на стадии проведения ОРМ не предусмотрено, а в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 г. N 4-О констатируется, что требование об обеспечении права на помощь адвоката не может быть распространено на случаи проведения в отношении лица оперативно-розыскного мероприятия в виде проверочной закупки в силу того, что указанное мероприятие носит характер безотлагательного и внезапного действия, подготавливаемого в условиях секретности, что исключает как предоставление лицу, в отношении которого проводится проверочная закупка, возможности свободно выбрать себе адвоката, так и привлечение адвоката к участию в этом мероприятии органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность <8>. -------------------------------- <8> Там же. С. 11 - 12.
Данный подход соответствует позиции Европейского суда по правам человека, который, в частности, отметил, что после того, как полицейская операция прекращена, возможно информировать ее объект об ее проведении. Однако это не требуется там, где такое оглашение нецелесообразно и может подорвать эффективность всей операции <9>. -------------------------------- <9> Там же. С. 435.
Контролируемая поставка - одно из самых сложных ОРМ, которое проводится на основании мотивированного постановления сотрудника оперативного подразделения, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. При проведении контролируемой поставки на территорию других стран лица, проводящие это ОРМ, руководствуются помимо требований национального законодательства существующими международными конвенциями, межгосударственными договорами и соглашениями. Целью этого мероприятия при расследовании НОН является получение информации о поставке, закупке, продаже, перемещении наркотиков и оборудования для их производства. Различают несколько видов контролируемой поставки, в ходе которой: - контролируется движение реального наркотика; - контролируется движение частично подмененного наркотика; - контролируется движение вещества, полностью подмененного сотрудниками оперативных подразделений. В зависимости от вида контролируемого объекта, помимо перечисленных обязательных требований обращения с наркотиком, деньгами и техническими средствами, сотрудники, проводящие это ОРМ, по нашему мнению, должны руководствоваться следующими правилами: - получение в соответствующих предприятиях, учреждениях, организациях заранее обговоренных наркотиков в необходимом количестве, надлежащего качества и состава обязательно документально оформляется; - отдельно оформляется факт проведения осмотра этого наркотика в присутствии понятых, фиксируется его точный вес, способы фасовки и упаковки, процедура пометки спецсредствами как самого вещества, так и упаковочного материала; - составляется отдельный протокол о вручении предмета поставки лицу, привлеченному к данному ОРМ; - перед началом контролируемой поставки письменно фиксируются обязательства поставщика относительно всех обстоятельств, связанных с выполнением полученного задания; - одновременно с этим проводится инструктаж поставщика о его поведении в ходе встречи с лицом, которому должна быть осуществлена поставка, о возможных вариантах действий в зависимости от ситуации, условном знаке об окончании сделки, его действиях в момент намеченного задержания участников сделки; - по окончании инструктажа, но до начала контролируемой поставки оформляется протокол досмотра поставщика; - ход контролируемой поставки, при наличии технической возможности, помимо составления протокола о наблюдении за процедурой осуществления контролируемой поставки, фиксируется с использованием средств видео - или звукозаписи; - после задержания лица, которому была произведена поставка, а также иных лиц, участвовавших в данном ОРМ, производятся их осмотр и изъятие объектов поставки, а также других предметов, материалов, имеющих значение для раскрытия преступления и изобличения лиц, к нему причастных. При проведении наблюдения характер действий оперативных работников обусловлен его видами: - простым, т. е. физическим, наблюдением за объектом; - электронным; - комплексным, позволяющим фиксировать жизнедеятельность интересующего правоохранительные органы субъекта в хронологическом порядке. Результатом простой формы наблюдения, как правило, являются письменные отчеты сотрудников, осуществлявших наблюдение, написанные на имя своего непосредственного начальника, к которым могут быть приобщены фотографии и видеозаписи. Квалифицированное - электронное - наблюдение обычно предполагает фиксацию наблюдаемых событий не только в соответствующем письменном документе, но и с помощью технических средств. Причем технические результаты наблюдения передаются непосредственному руководителю (а затем и следователю) только в подлиннике (прошедшие соответствующий монтаж видео - или аудиозаписи доказательствами по уголовному делу, как правило, не являются). При организации наблюдения по делам о НОН учитывают следующие обстоятельства: - перед началом ОРМ тщательно продумывают способы фиксации действий лиц, причастных к НОН. Простое (неквалифицированное) наблюдение должно быть исключением, а не правилом; - особое внимание должно быть направлено на фиксацию личного физического прикосновения (при хранении, транспортировке, перевозке, пересылке, приобретении и пр.) интересующего лица к наркотику, его упаковке или таре; - основное средство фиксации результатов наблюдения - это составление письменного документа в виде протокола о наблюдении за происходящими событиями, к которому прилагаются кассеты с видео - или звукозаписями зафиксированных действий. Наиболее частая ошибка, допускаемая сотрудниками оперативных подразделений, состоит в том, что они составляют рапорта для так называемого внутреннего пользования, не содержащие потенциальной информации для изобличения конкретного субъекта в причастности к НОН. Подобные служебные документы, как правило, исключаются судами из числа доказательств по делу как не соответствующие требованиям УПК РФ. Поэтому рекомендуется исключать факты составления рапортов при фиксации НОН и закреплять полученные результаты в соответствующих протоколах, правила составления которых частично перечислены выше. Следует отметить, что при современном уровне развития техники наблюдение за тем, что происходит в жилище гражданина, вплоть до его интимной жизни, возможно и без проникновения в помещение. Фактически такое наблюдение можно приравнять к проникновению в жилище, что является вторжением в частную жизнь, ограничением права на неприкосновенность жилища и возможно исключительно на основании судебного решения. При проведении обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств учитывают следующие обстоятельства: - данное ОРМ заключается в обследовании в определенных условиях обстановки, предметов, следов, иных фактов, процессов и явлений, которые связаны с деятельностью лиц, обоснованно заподозренных в НОН. В необходимых случаях производится изъятие предметов, материалов или их частей, имеющих отношение к расследуемому событию; - фиксация результатов обследования осуществляется посредством составления протокола об обследовании, а также применения видеозаписи (киносъемки, фотографирования); - предварительное исследование обнаруженных источников доказательственной информации производится по письменному запросу руководителя органа, осуществляющего ОРД. При соблюдении перечисленных условий заключение специалиста в соответствии со ст. 80 УПК РФ оценивается следователем и судом как доказательство по уголовному делу. Прослушивание телефонных и иных переговоров по делам о НОН организуется на основании решения суда с использованием специальной аппаратуры оперативно-технических подразделений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Постановление суда о разрешении прослушивания должно содержать в том числе следующие сведения: - о признаках противоправного деяния, в связи с которым разрешено проводить ОРМ; - о лице, чьи конституционные права подлежат ограничению; - о конкретных номерах телефонов и их местонахождении. По общему правилу срок прослушивания телефонных и иных переговоров не должен превышать 6 месяцев. При необходимости продления срока судья на основании вновь представленных материалов вправе вынести дополнительное решение. При организации проведения данного ОРМ учитываются следующие обстоятельства: - данное ОРМ осуществляется только с участием специалистов из числа сотрудников уполномоченного на то оперативно-технического подразделения; - по результатам прослушивания и звукозаписи составляется протокол, в котором отражаются время и место прослушивания, сведения о лицах, которые его осуществляют; - в целях обеспечения сохранности и целости источников информации орган, осуществляющий ОРД, обязан позаботиться о защите этих объектов от деформации, размагничивания, стирания и др.; - в целях исключения подмены или монтажа фонограммы лицами, участвующими в прослушивании, а также посторонними лицами целесообразно принять специальные меры защиты. С этой целью в начале фонограммы делают контрольную запись, где фиксируются цели и задачи ОРМ, время и место его проведения, фамилии и имена присутствующих при этом лиц; предусматривается механизм, препятствующий изъятию и подмене кассеты, и т. п.; - после окончания прослушивания составляется стенограмма прослушанных переговоров, кассета с фонограммой упаковывается и опечатывается. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, как правило, организуется в учреждениях связи. При его осуществлении учитывают следующие особенности: - постановление судьи об установлении контроля оперативный сотрудник лично представляет руководителю соответствующего почтово-телеграфного учреждения; - в процессе проведения контроля органы, осуществляющие ОРД, вправе производить изъятие предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставленные услуги связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью граждан, а также государственной безопасности; - осмотр, а в необходимых случаях - изъятие корреспонденции производятся в присутствии понятых из числа работников почтово-телеграфного учреждения. При необходимости (например, для выявления и фиксации на материалах письма следов рук, микроволокон, микрочастиц и пр.) может быть приглашен специалист. В процессе осмотра целесообразно использование видео - или фотосъемки; - по результатам проведения контроля корреспонденции составляется протокол с соблюдением изложенных выше правил. При необходимости к протоколу прилагаются ксерокопии проконтролированных отправлений и сообщений. Представление результатов всех рассмотренных ОРМ следователю (в том числе наркотиков, денег, протоколов, рапортов, объяснений, видео - и аудиозаписей, фотографий и других объектов и материалов) производится органом, осуществляющим ОРД, на основании постановления, вынесенного начальником этого органа в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 11 Закона об ОРД и Инструкцией от 17 апреля 2007 г. Помимо этого, в ст. 143 УПК РФ предусмотрено право представления имеющейся информации в виде рапорта, оформленного непосредственно лицом, получившим сообщение о совершенном или готовящемся преступлении. Особое внимание необходимо обратить на использование в ходе ОРМ соответствующих информационных систем, видео - и аудиозаписей, фотографий, а также других технических средств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде, возможность применения которых в ОРД предусмотрена ч. 3 ст. 6 Закона об ОРД. Специального судебного решения о факте применения перечисленных технических средств не требуется. Основанием для их применения является предусмотренная Законом об ОРД процедура проведения соответствующих ОРМ. Легализация оперативно-розыскной информации в материалах уголовного дела до сих пор носит довольно сложный и противоречивый характер. Судьи, рассматривающие уголовные дела, руководствуются положениями ст. 50 Конституции Российской Федерации, согласно которым при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона. Существенные ошибки, допущенные на стадии собирания, фиксации и оценки доказательственной информации, как правило, влекут прекращение уголовного дела, несмотря на то что порой по ним выявлены все перечисленные в ст. 73 УПК РФ обстоятельства. К наиболее распространенным типичным ошибкам можно отнести следующие: - проведение ОРМ ненадлежащими субъектами; - несоответствие избранной правовой формы фиксации полученной информации фактическим обстоятельствам; - отсутствие в документе ссылки на нормативные основания выполнения фактических действий по собиранию, проверке и оценке доказательственной информации; - отсутствие в случаях, предусмотренных Законом об ОРД или УПК РФ, разрешения, согласия или санкции на проведение ОРМ; - несоответствие данных, изложенных в документе, реально проведенным действиям; - отсутствие в документе упоминания о том, что всем участникам разъяснены их права и обязанности; - существенные расхождения между реальным весом и объемом фактически изъятых (выданных) объектов и их описанием в соответствующем протоколе; - отсутствие в протоколе указаний на способы упаковки и другие необходимые меры, гарантирующие сохранность изъятых объектов. Для избежания перечисленных и иных ошибок при проведении ОРМ по делам о НОН, связанных с изъятием наркотика или иных объектов, считаем целесообразным использовать следующий алгоритм действий: - определите нормативные основания изъятия интересующих вас объектов, выберите соответствующую правовую форму; - установите фактические основания изъятия; - выберите точное документальное оформление и основания изъятия; - получите в предусмотренных законом случаях разрешение, согласие или санкцию на изъятие; - спланируйте, организуйте и подготовьтесь к изъятию объектов; - определите конкретных лиц, у которых будет производиться изъятие объектов, привлеките соответствующих специалистов; - блокируйте объект, где находится подлежащее изъятию; - фиксируйте ход и результаты изъятия не только путем протоколирования в соответствующем документе, но и с помощью аудио-, видеотехники; - зафиксируйте место обнаружения и состояние найденных объектов; - при обнаружении объектов осмотрите их, зафиксируйте специфические признаки и характерные особенности; - упакуйте и опечатайте изъятые объекты; - составьте протокол, опишите изъятое, примите другие меры фиксации и документального оформления предпринятых действий и их результатов; - направьте в необходимых случаях сообщение прокурору, в суд, другим должностным лицам и учреждениям о предпринятом изъятии объектов НОН. Определить срок легализации имеющихся оперативных материалов зачастую затруднительно, поскольку оперативный работник в первую очередь обязан оценить возможность расшифровки лиц, сотрудничающих на конфиденциальной основе, разглашения сведений о времени и месте проведенных ОРМ, силах и средствах, задействованных при их проведении, и т. п. Сбор первичной информации традиционно считается самым сложным этапом. От степени владения искусством работы в условиях острого дефицита времени и противоречивости информации, которые сопутствуют начальному этапу расследования абсолютного большинства уголовных дел, зависит успешность всей дальнейшей деятельности по раскрытию преступлений. Оперативный сотрудник должен помнить, что результаты ОРД могут быть использованы в доказывании по уголовному делу только в том случае, когда на стадии предварительного следствия или судебного рассмотрения дела возможно установить источник получения той или иной информации, доказать ее относимость, объективность и достоверность и перепроверить ее содержание в ходе следственных или судебных действий, в том числе при производстве соответствующей судебной экспертизы.
Название документа