Первая террористическая организация в России

(Исаева Т. Б.) ("История государства и права", 2008, N 22) Текст документа

ПЕРВАЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ В РОССИИ

Т. Б. ИСАЕВА

Исаева Т. Б., кандидат исторических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Московского института предпринимательства и права.

Анализ политико-правовой концепции группы Н. А. Ишутина, который представлен в статье, доказывает тот факт, что покушение Д. Каракозова на царя, хотя и совершенное единолично, выглядит в русле идеологии группы. Подробная характеристика идейной позиции лидера и организатора кружка позволяет однозначно говорить о террористической направленности группы, деятельность которой была прекращена усилиями правоохранительных органов. О революционной группе Н. А. Ишутина (годы жизни - 1840 - 1879) обычно исследователи упоминают в связи с покушением 4 апреля 1866 г. на императора Александра II участника группы Д. Каракозова <1>. Сам кружок Ишутина в гораздо меньшей степени привлекает внимание исследователей <2>. Считается даже, что Каракозов был несколько инородным элементом в деятельности этого кружка. Однако введенные в научный оборот О. В. Будницким архивные документы <3> заставляют нас внимательней исследовать политико-правовую концепцию кружка и пересмотреть его место в истории терроризма в России. -------------------------------- <1> Шилов А. А. Каракозов и покушение 4 апреля 1866 г. Пг., 1919; Кливенский М. М. Ишутинский кружок и покушение Каракозова. М., 1928; Худяков И. А. Записки каракозовца. М., 1930; Щеголев П. Е. Д. В. Каракозов в равелине // Алексеевский равелин. Секретная государственная тюрьма России в XIX в. Л., 1990. Кн. 21; и др. <2> Филиппов Р. В. Революционная народническая организация Н. А. Ишутина - И. А. Худякова (1863 - 1866). Петрозаводск, 1964; Виленская Э. С. Революционное подполье в России (60-е годы XIX в.). М., 1965. <3> Красный архив. 1926. Т. 4(17) // История терроризма в России в документах, биографиях, исследованиях / Автор-сост. О. В. Будницкий. Ростов-на-Дону, 1996. С. 31 - 43.

Кружок ишутинцев (1863 - 1866) - тайное революционное общество в Москве; возникло из круга молодежи, примыкавшей к "Земле и воле" Н. Г. Чернышевского и Н. А. и А. А. Серно-Соловьевичей. В некоторых исследованиях подчеркивается влияние Великой Французской революции, событий 1848, 1871 гг. в Европе, борьбы Гарибальди, Мадзини и Ф. Орсини на формирование террористических идей в России, в частности на кружок Ишутина <4>. Не отрицая международных источников терроризма в России второй половины XIX - начала XX в., мы не склонны преувеличивать их влияние на возникновение и развитие российского терроризма. В документах следственной комиссии о покушении на жизнь Его Императорского Величества 4 апреля 1866 г. от 29 мая 1866 г. было сказано следующее: "Судебным следствием обнаружено, что еще в 1863 году составился в Москве кружок из молодых людей, зараженных социалистическими идеями... В числе средств предлагалось... освобождение от каторжных работ государственного преступника Чернышевского для руководства предполагавшеюся революцией и для издания журнала, так как роман этого преступника "Что делать?" имел на многих из подсудимых самое гибельное влияние, возбудив в них нелепые противообщественные идеи... Странден Н. П., назначенный ехать в Сибирь за Чернышевским, получил для этой поездки фальшивые паспорта, рекомендательные письма, из которых некоторые были написаны по-польски симпатическими чернилами, и ящик с наркотическими средствами для употребления их против стражи". -------------------------------- <4> Одесский М., Фельдман Д. Поэтика террора. М., 1997. С. 149.

П. Ф. Николаев, проходивший по делу Д. Каракозова, в ноябре 1909 г. писал В. Е. Чешихину-Ветринскому: "Находились ли так называемые каракозовцы в связи, - конечно, идейной, - с Н. Г. [Чернышевским]? Да, в самой близкой. Собственно говоря, они могут считаться непосредственными его учениками и последователями - даже в философском отношении... Сближение с мастеровыми, странствование по различным кабакам и притонам, суровая дисциплина в личной жизни, плавание на волжских пароходах Ишутина и Каракозова в качестве водоливов были в значительной степени навеяны Рахметовым. Эти двое, каждый некоторыми черточками, безусловно напоминали Рахметова" <5>. -------------------------------- <5> Н. Г. Чернышевский в портретах, иллюстрациях, документах. Л., 1978. С. 252 - 253.

Общество ишутинцев называлось "Организация". Внутри его были отдельные группы ("Ад", "Общество взаимного вспомоществования") и филиалы (в Санкт-Петербурге - кружок И. А. Худякова, кружки на периферии). В "Организации" была строжайшая конспирация, записи заседаний не велись, поэтому об идеологии кружка в значительной степени приходится судить по воспоминаниям его членов и следственным документам: "В кружке этих людей, как и во многих кружках студенчества, часто говорилось, что следовало бы уничтожить этого государя за пресловутое освобождение крестьян, которое затормозило революцию в России. Это последнее было почти общим мнением всей интеллигенции" <6>. Е. Брешко-Брешковская вспоминала об ишутинцах: "...Молодая московская группа, сознавшая всю недействительность реформ и решившая составить из себя революционное ядро для постепенного образования партии, могущей вступить в борьбу" <7>. Обратим внимание, что оба источника показывают негативную оценку группой реформы 1861 г. об освобождении крестьянства от крепостной зависимости по разным основаниям: как реформы формальной и как реформы, затормозившей революционный процесс. Следует отметить, что упреки в недействительности реформы - это внешний, демонстративный тезис революционной критики реформы, которая на самом деле предлагала решение государственно-правовой и аграрной проблемы в рамках либерального законодательства и рыночной экономики, не признававших бессудную конфискацию и национализацию частной собственности. А вот причина ненависти лично к императору Александру II как организатору и инициатору освобождения крестьянства вытекает из настоящей, внутренней, скрытой причины: реформа действительно сняла напряжение в обществе, предотвратила крестьянскую войну и отодвинула на неопределенный срок революционные катаклизмы в стране именно по той причине, что удалась, сняла остроту проблемы. Так ишутинцы первыми продемонстрировали тезис: чем лучше для России, тем хуже для революционеров, и наоборот. -------------------------------- <6> История терроризма в России в документах, биографиях, исследованиях. Ростов-на-Дону, 1996. С. 32. <7> Цит. по кн.: Кошель П. История российского терроризма. М., 1995. С. 229.

Кружок Н. Ишутина ставил перед собой задачу возбуждения народа, подготовки его к социалистическому перевороту. Однако в кружке возникли разногласия того же рода, которые разорвут в перспективе и новую "Землю и волю": как пробудить народ, мирной пропагандой или террористической деятельностью против царя? Большинство членов кружка склонялись к пропаганде среди крестьян и устройству кооперативных предприятий и коммун для организации жизни ишутинцев по образцам героев "Что делать?". Начались переговоры о покупке в Можайске фабрики по производству ваты, чтобы прибыль пустить на дело революции. Однако обратим свое внимание на идеи радикальной части кружка, в которую входил и сам руководитель Н. А. Ишутин, кстати, двоюродный брат Д. Каракозова. В группе всерьез обсуждались следующие вопросы: способы организации побега Чернышевского и Н. Серно-Соловьевича (Страндену было поручено раздобыть яды и наркотические средства для нейтрализации стражи); планировалось убийство купца Серебрякова и ограбление почты в целях пополнения кассы кружка, а юный кружковец Федосеев предложил отравить своего отца <8>. Радикалы даже предложили организационно обособить свою группу, назвать ее "Ад", оставаясь в составе кружка. Ведущая роль в определении идеологического лица "Организации" принадлежала Ишутину Николаю Андреевичу: "Если с кем его можно сопоставить, то только с Нечаевым, одинаково окружавшим себя таинственностью и также бывшим неразборчивым в средствах... Кинжал, веревка, яд, смерть за непослушание и измену - вот средства, рекомендованные Ишутиным. "Кто не за нас, тот против нас!" - постоянно говорил он в подобных случаях. От него исходили предложения об убийстве, отравлении, ограблении в целях добывания средств, и на все замечания относительно крайней неразборчивости у него был один ответ - "цель оправдывает средства" <9>. -------------------------------- <8> Там же. С. 230. <9> Шилов А. А. Каракозов и покушение 4 апреля 1866 г. // История терроризма в России в документах, биографиях, исследованиях. Ростов-на-Дону, 1996. С. 36.

Роль "Организации", по словам Ишутина, в следующем: пропаганда социалистических идей в народе, сближение с народом и с рабочим классом, устройство артелей, устройство агентуры в городах и в значительных местностях. Криминальные методы "Организации" Ишутин на следствии отрицал. Он признал, что планировалось создание внутри "Организации" разряда так называемых бессмертных, целью которых было бы наказание оступившихся членов кружка или нанесших вред, что-то вроде службы внутренней безопасности. Когда пропаганда достигнет своей цели и народ будет представлять собой мощную силу, предполагалось "предложить" правительству и царю устроить государство на социальных началах. И если бы правительство и царь не согласились, тогда устроить революцию. Одним из средств, которое поднимет народ на восстание, должно стать цареубийство. Для этой цели внутри "Организации" предполагалось создание специальной группы "Ад". Ишутин настаивал, что речь идет об отдаленной перспективе, только о замыслах, и то на тот случай, если правительство не уступит требованиям подготовленного народа или народного представительства. Поэтому в своих показаниях Ишутин дал описание принципов предполагаемых действий несуществующей группы. Открывая подробности организации "адского" дела, настаивая на том, что разговор является виртуальным, он, возможно, извлекал из этого описания психологическую пользу: запугивал общество и власть тем, что способны сделать террористы, если их требования не будут удовлетворены. "Член "Ада" должен был в случае необходимости жертвовать жизнью своею не задумавшись. Жертвовать жизнию других, тормозящих дело и мешающих своим влиянием. В случае убийства кого-либо член "Ада" должен иметь при себе прокламации, объясняющие причину убийства; член "Ада" при этом имеет с собою шарик гремучей ртути, держа в зубах во время убийства, после должен стиснуть этот шарик зубами, а от давления гремучая ртуть производит взрыв, и посему смерть, и притом обезображивает лицо так, что потом нельзя будет узнать лицо убийцы. Это бы делалось на предмет безопасности для других членов" <10>. -------------------------------- <10> Из показаний Н. А. Ишутина в следственной комиссии о покушении на жизнь Его Императорского Величества 4 апреля 1866 г. от 29 мая 1866 г. // История терроризма в России... Ростов-на-Дону, 1996. С. 38 - 41.

Новый свет также, по нашему убеждению, падает и на "концепцию дела" Н. Г. Чернышевского, учениками которого считали себя ишутинцы. Мечтательность по отношению к будущему и нигилизм по отношению к современности и прошлому России русской гуманитарной интеллигенции способствовали, вольно или невольно, появлению безумных разрушительных идей и действий профессиональных революционеров. Та часть русской гуманитарной интеллигенции, которая своим печатным словом, идеями добивалась революции, воспевала революционных борцов, ставила перед ними программу подготовки, в той или иной мере несет историческую ответственность за последовавшие хаос и террор.

Название документа