Рџр рћр‘р›р•рњр« рџр р?рњр•рќр•рќр?рї р—рђрљрћрќрћр”рђрўр•р›р¬рўрўр’рђ рћр‘ рђр”рњр?рќр?рўрўр рђрўр?р’рќр«рґ рџр рђр’рћрќрђр рјрёр•рќр?рїрґ р’ рўр¤р•р р• рћр‘рћр рћрўрђ рќрђр рљрћрўр?р§р•рўрљр?рґ рўр р•р”рўрўр’ р?р›р? рџрўр?рґрћрўр рћрџрќр«рґ р’р•р©р•рўрўр’

Д.А. ГАЗИЗОВ, Т.Г. ГАЗИЗОВА

Газизов Дмитрий Анатольевич, начальник кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Барнаульского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент.

Газизова Татьяна Георгиевна, доцент кафедры уголовного права и криминологии Барнаульского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент.

В статье проведен анализ статистических данных преступлений и административных правонарушений в сфере оборота наркотических средств или психотропных веществ, выявляется общность их правовой природы. Рассматриваются проблемные вопросы правоприменительной практики.

Ключевые слова: наркотические средства, психотропные вещества, потребление наркотических средств без назначения врача, немедицинское потребление, оборот наркотических средств.

Application problems of legislation about administrative offences in the drug trafficking or spread of psychotropic substances

D.A. Gazizov, T.G. Gazizova

The analysis of the statistical crimes and administrative offences in the field of drug trafficking or psychotropic substances is given in the article, their legal nature comes to light. The main problems of law enforcement practice are examined.

Key words: narcotic facilities, psychotropic substances, use of narcotics without doctor's orders, not medical consumption, use of narcotics.

Указом Президента РФ от 09.06.2010 N 690 утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. В п. 21 предусмотрено, что Российская Федерация реализует меры, направленные на совершенствование законодательства в сфере оборота наркотиков и их прекурсоров и в области противодействия их незаконному обороту.

Важной частью правовых основ противодействия незаконному распространению наркотических средств или психотропных веществ является законодательство об административных правонарушениях.

Общеизвестно, что большинство административных правонарушений и преступлений посягают на одни и те же общественные отношения. Их существование - объективная реальность, обусловленная общим "полем" правовой защиты общественных отношений. Для одновидовых составов противоправных деяний, связанных с оборотом наркотических средств, характерно однотипное формулирование объективных признаков - "нарушение (несоблюдение) одних и тех же правил, норм" <1>. Не случайно в действующем законодательстве содержится свыше 90 смежных составов уголовных преступлений и административных правонарушений <2>.

<1> См.: Шергина К.Ф. Государство и право на рубеже веков // Материалы Всероссийской конференции. Криминология. Уголовное право. Судебное право. М., 2001. С. 47.

<2> См.: Шергин А.П. Новое законодательство об административных правонарушениях и задачи органов внутренних дел // Вестник МВД России. 2003. N 4. С. 17.

Административным правонарушениям в сфере оборота наркотических средств или психотропных веществ присуща высокая латентность. Они выступают детерминантами преступного поведения и способствуют развитию преступности. В частности, в 2010 г. в Российской Федерации отмечен рост количества преступлений, совершенных в состоянии наркотического опьянения (+5,2%). Под воздействием наркотических средств совершено 14,8 тыс. преступлений. Число таких преступлений увеличилось в 47 субъектах Федерации. Наибольший рост количества преступлений, совершенных в состоянии наркотического опьянения, отмечается в Тюменской области (в 32 раза), Кабардино-Балкарской Республике (в 16 раз), Республике Дагестан (в 11 раз), Курганской области (в 10,5 раза) <3>.

<3> См.: Преступность и правонарушения (2006 - 2010): Статистический сборник. М., 2011. С. 10.

Взаимосвязь между ранее совершенными административными правонарушениями в сфере оборота наркотических средств и последующим преступным поведением виновного свидетельствует об общности их внутренней мотивации, наличии единых детерминантов.

Одной из качественных характеристик личности индивида, формирующейся под воздействием как объективных, так и субъективных факторов, является представление о степени допустимого в пределах отклонения от санкционируемых (одобряемых) обществом норм поведения. Еще в конце XIX столетия было замечено, что для русского человека "пресловутый правовой порядок есть чуждый его духу порядок" <4>. И надо признать, что эта особенность русского духа сохранилась и в наши дни. Нормы поведения зависят от того, как человек усвоил общепринятые запреты и нравственные принципы, и выражаются в его внутреннем согласии или несогласии с ними (субъективная оценка морально-нравственных и правовых институтов), нормально развитых или деформированных свойств характера (агрессивности, жестокости, душевной черствости, эгоизма, цинизма, дерзости и прочих негативных качеств, формирующих пренебрежение к интересам общества и других людей). Разумеется, даже при наличии негативных свойств характера человек далеко не всегда реализует себя в противоправном поведении.

<4> Денисенко В.В. Теория административно-деликтных отношений: Дис. ... д.ю.н. СПб., 2002. С. 131.

В 2010 г. в Российской Федерации органами наркоконтроля и внутренних дел выявлено 171 427 административных правонарушений в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров или аналогов (ст. 6.8, 6.9, 6.13, 6.15, 6.16, 10.4, 10.5, ч. 3 ст. 20.20, 20.22 КоАП РФ) <5>.

<5> Статистические данные приводятся в соответствии с формой N 4-МВ-НОН "Сведения об административных правонарушениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров или аналогов", утверждена Приказом ФСКН РФ N 29, Генпрокуратуры РФ N 53, МВД России N 70, Минюста РФ N 30, Министра обороны РФ N 76, МИД РФ N 1669, Минздравсоцразвития РФ N 75н, Минобрнауки РФ N 107, ФСБ РФ N 49, ФТС РФ N 268, Роскосмоса N 17 от 10.02.2010 "Об утверждении форм межведомственной статистической отчетности о результатах борьбы с незаконным оборотом наркотиков".

Органами внутренних дел было выявлено 123 054 правонарушения, что составляет 71,8% от общего числа выявленных в анализируемой сфере правонарушений в 2010 г. Органами наркоконтроля в указанный период было выявлено всего 28,2%, в абсолютных цифрах это 48 373 административных правонарушения в анализируемой области.

Интересно отметить, что п. 9 Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. к основным субъектам антинаркотической деятельности отнесена только Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. Органы внутренних дел в качестве самостоятельного субъекта антинаркотической деятельности не предусмотрены.

Из общего числа выявленных указанных правонарушений основную часть составляют правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ст. 6.9 КоАП РФ, т.е. потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача - 103 126 (60,1% от общего числа выявленных в анализируемой сфере). Остальная часть, т.е. 68 301, или 39,9% выявленных правонарушений, приходится на следующие статьи КоАП РФ:

- незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 6.8 КоАП РФ) - 17 988 (10,5% от общего числа выявленных в анализируемой сфере);

- пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров (ст. 6.13 КоАП РФ) - 783 (0,5% от общего числа выявленных в анализируемой сфере);

- нарушение правил оборота инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ (ст. 6.15 КоАП РФ) - 1 (0,0005% от общего числа выявленных в анализируемой сфере);

- нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (ст. 6.16 КоАП РФ) - 463 (0,3% от общего числа выявленных в анализируемой сфере);

- непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов, мест хранения и переработки растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и конопли (ст. 10.4 КоАП РФ) - 3 (0,002% от общего числа выявленных в анализируемой сфере);

- непринятие мер по уничтожению дикорастущих растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и дикорастущей конопли (ст. 10.5 КоАП РФ) - 1734 (1% от общего числа выявленных в анализируемой сфере);

- потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах (ч. 3 ст. 20.20 КоАП РФ) (в случаях потребления наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах) - 26 389 (15,4% от общего числа выявленных в анализируемой сфере);

- появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (ст. 20.22 КоАП РФ) (в случаях потребления несовершеннолетними наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах) - 20 940 (12,2% от общего числа выявленных в анализируемой сфере).

Следует отметить, что потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача невозможно без их незаконного приобретения или изготовления, административная ответственность за которые предусмотрена ст. 6.8 КоАП РФ. Однако по ст. 6.9 КоАП РФ в 2010 г. было выявлено 103 126 административных правонарушений, а по ст. 6.8 КоАП РФ в пять раз меньше - 17 988 правонарушений.

Осуществленный анализ правоприменительной деятельности в анализируемой сфере позволяет сделать вывод о том, что при выявлении административных правонарушений по ст. 6.9 КоАП РФ правоохранительными органами не принимаются достаточные меры по выяснению обстоятельств, касающихся приобретения и (или) изготовления наркотических средств и психотропных веществ.

На наш взгляд, при выявлении потребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача действия лица должны дополнительно квалифицироваться и по ст. 6.8 КоАП РФ.

Доказательством немедицинского потребления наркотических средств может являться акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения <6>. В соответствии с ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" лицо, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача, может быть направлено на медицинское освидетельствование.

<6> Следует отметить, что ст. 26.3 КоАП РФ не исключает признание факта не медицинского потребления наркотических средств или психотропных веществ самим лицом, в отношении которого стоит вопрос о направлении на освидетельствование.

Порядок медицинского освидетельствования лица, указанного в п. 1 ст. 44 анализируемого Закона, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения и федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти в области юстиции.

К сожалению, порядок медицинского освидетельствования лица, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество, без назначения врача не утвержден.

В настоящее время медицинское освидетельствование проводится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.06.2008 N 475 "Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством" <7>, Приказом Минздрава России от 14 июля 2003 г. N 308 "О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения" <8>, Временной инструкцией о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения, утвержденной Минздравом СССР 1 сентября 1988 г. N 06-14/33-14.

<7> РЎРј.: РЎР— Р Р¤. 2008. N 27. РЎС‚. 3280.

<8> См.: Российская газета. 24.07.2003.

Приложением N 6 к Приказу Минздрава России от 14 июля 2003 г. N 308 "О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения" определены критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование. К сожалению, их анализ позволяет сделать вывод, что они (критерии) характерны для алкогольного опьянения.

В связи с этим представляется целесообразным нормативное закрепление именно внешних признаков наркотического опьянения.

Кроме того, изучение нормативных правовых актов позволяет сделать вывод о том, что при направлении на медицинское освидетельствование отсутствует единая процессуальная форма оформления.

Так, ч. 3 ст. 27.12 КоАП РФ и Приказ Минздрава России от 14 июля 2003 г. N 308 "О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения" предусматривают, что о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется соответствующий протокол.

Временная инструкция о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения, утвержденная Минздравом СССР 1 сентября 1988 г. N 06-14/33-14, указывает на составление направления.

В ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" говорится о вынесении постановления. Однако форма принятия указанного решения сотрудниками правоохранительных органов, осуществляющих административную деятельность, действующим законодательством не предусмотрена.

Пункт 15 проекта Правил освидетельствования лиц на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанных лиц на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этих лиц на состояние опьянения и оформления его результатов и Правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лиц <9> предусмотрено, что о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

<9> URL: http:// www.mvdinform.ru/ mvd/ documents/ expprojects/ show_99459/.

На наш взгляд, процессуальное решение о направлении на медицинское освидетельствование должно оформляться единым унифицированным документом, так как ст. 27.1 КоАП РФ медицинское освидетельствование на состояние опьянения определяется как мера обеспечения по делу об административном правонарушении.

В силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, которые установлены законом, которым по смыслу ст. 1.1, 1.3 Кодекса может быть только КоАП РФ. Это одна из гарантий обеспечения прав лица, привлекаемого к административной ответственности.

При реализации своих полномочий сотрудники правоохранительных органов очень часто сталкиваются с обстоятельствами, когда лицо отказывается от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Зачастую сложившаяся ситуация позволяет лицу уклониться от ответственности за немедицинское потребление наркотических средств, так как законодательством об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность только за невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ст. 12.26 КоАП РФ). Таким образом, физические лица, не являющиеся водителями, ответственности за отказ от прохождения медицинского освидетельствования не подлежат.

В юридической литературе <10> рекомендуется привлекать физических лиц, отказавшихся от освидетельствования, к ответственности в соответствии с ч. 1 или ч. 3 ст. 19.3 КоАП РФ за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции или сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а равно за воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей.

<10> См.: Кузьмин В.А., Китрова Е.В. Комментарий к Федеральному закону от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (постатейный). 2-е изд. // СПС "КонсультантПлюс". 2009; Гирько С.И., Воронин М.Ю., Драган Г.Н. Комментарий к Федеральному закону "О наркотических средствах и психотропных веществах" (постатейный). М.: Деловой двор, 2010.

Предлагаемое, на наш взгляд, является временной мерой, так как в КоАП РФ должна быть предусмотрена специальная норма, посвященная ответственности всех физических лиц за отказ от прохождения медицинского освидетельствования.

Законодательство об административных правонарушениях устанавливает не только конкретные виды административных правонарушений в сфере оборота наркотических средств или психотропных веществ, но и административные наказания за их совершение.

Законодатель, предусматривая административные наказания за правонарушения в сфере оборота наркотических средств или психотропных веществ, подразумевает определенные количественные и качественные пределы такого наказания, нарушение которых не допускается ввиду существенного искажения сущности принудительного воздействия, не отвечающего целям общего административно-карательного принуждения <11>. "Только в рамках наказания как меры административной ответственности, - как правильно замечает Л.А. Калинина, - судья, уполномоченные органы исполнительной власти и должностные лица применяют наказание к конкретному лицу" <12>. Отсюда исключительно важное значение имеет следование принципу законности при решении вопроса о назначении административного наказания в части предъявляемых требований, которые, как показывает правоприменительная практика, в ряде случаев не соблюдаются. Такого рода нарушения связаны зачастую с неправильным применением административных наказаний, выходом за пределы санкции правовой нормы посредством превышения либо неправомерного снижения размера конкретной санкции <13>.

<11> Максимов И.В. Административные наказания. М.: Норма, 2009.

<12> Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях / Под ред. Ю.М. Козлова. М., 2002. С. 146.

<13> Судебное рассмотрение административных дел: правовая реальность и перспективы развития: Пособие для судей. М., 2002. С. 230.

В частности, в 2010 г. за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 6.15 (нарушение правил оборота веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ), 6.16 (нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров) КоАП РФ, судьями 10 лицам было назначено административное наказание в виде предупреждения (Владимирская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Вологодская, Волгоградская области, Краснодарский и Хабаровский края, Республика Карелия).

За шесть месяцев 2011 г. за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 6.8, 6.9, 6.16 КоАП РФ, 6 лицам вынесено предупреждение (Владимирская, Тамбовская, Вологодская, Тюменская области, Краснодарский край).

Санкции указанных статей не предусматривают такого вида наказания, как предупреждение. В соответствии с ч. 1 ст. 3.3 КоАП РФ предупреждение устанавливается и применяется только в качестве основного административного наказания. Более того, п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (в ред. от 10.06.2010) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" предусматривает, что при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за административное правонарушение. Поэтому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи <14>.

<14> См.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 6.

Исследования криминологов показали, что преступник как особый социальный тип личности, т.е. носитель существенных и относительно устойчивых асоциальных свойств и черт, закономерно формируется под воздействием негативных факторов социальной среды, причем для разных стадий этого процесса характерна не равнозначная, а чаще всего нарастающая антиобщественная активность, переходящая в криминальную.

Иными словами, если человек неоднократно совершает административные правонарушения в сфере оборота наркотических средств или психотропных веществ, то с большой степенью вероятности можно прогнозировать, что в будущем он может совершить и преступление, однородное ранее совершенным правонарушениям <15>. Причем если правонарушитель остался безнаказанным либо административное наказание не оказало на него должного воздействия (например, в силу своей малозначительности), то вероятность совершения преступления со стороны такого лица значительно повышается. Это означает, что стереотипное поведение, развивающееся по нарастающей, может привести к крайним негативным последствиям.

<15> Абызов Р.М. Прогнозирование и предупреждение индивидуального преступного поведения. Ташкент, 1983. С. 17.

При совершенствовании законодательства и деятельности правоохранительных органов в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств необходимо четко выполнять требования п. 4 Стратегии государственной антинаркотической политики о том, что решения и меры, принимаемые органами государственной власти в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров, основываются на принципах системности, обеспечения равенства всех перед законом и неотвратимости ответственности.