К вопросу о содержании принципов современной политики профилактики наркотизма несовершеннолетних

(Торникова И. В.) ("Российский следователь", 2008, N 20) Текст документа

К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ ПРИНЦИПОВ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОТИЗМА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

И. В. ТОРНИКОВА

Торникова И. В., аспирантка кафедры уголовного права Кубанского государственного аграрного университета.

Для создания целостной государственной политики борьбы с преступностью большое значение имеет выработка ее принципов, основополагающих идей, которые определяют задачи и направления деятельности всех ветвей государственной власти и правоохранительных органов в данной сфере. По поводу их содержания в литературе высказаны различные мнения. Так, С. С. Босхолов называет в качестве принципов политики борьбы с преступностью законность, равенство граждан перед законом, демократизм, справедливость, гуманизм, неотвратимость ответственности, научность <1>. По мнению А. Д. Бойкова, к этим принципам относятся: справедливость; законность; неотвратимость ответственности; соответствие наказания характеру и степени общественной опасности преступления и личности виновного; обеспечение интересов жертв преступлений; экономическое стимулирование реальных успехов органов ОВД, дознавателей и следователей по пресечению и раскрытию; принципы предупреждения преступлений; правовой и социальный контроль; координации <2>. М. П. Журавлев и Е. М. Журавлева отмечают: "Одним из определяющих требований, которым должна отвечать государственная политика в этой сфере, является ее социально-экономическая обоснованность. Среди исходных положений государственной политики борьбы с преступностью важное место занимает принцип адекватного правового реагирования на каждое преступление" <3>. По мнению В. И. Мельника, "превенция наркотизма в образовательной среде должна основываться на следующих основных принципах: законность, комплексность, легитимность, аксиологичность, дифференцированность, многоаспектность, последовательность" <4>. Представленная система общих принципов профилактики видится наиболее предпочтительной. -------------------------------- <1> См.: Босхолов С. С. Основы уголовной политики. М., 1999. <2> См.: Бойков А. Д. Государственная политика борьбы с преступностью и ее отражение в праве и правосудии // Россия на рубеже веков. М., 2000. С. 191 - 192. <3> Журавлев М. П., Журавлева Е. М. О принципах государственной политики борьбы с преступностью // Журнал российского права. 2003. N 4. С. 18. <4> Мельник В. И. Криминологические и уголовно-правовые аспекты профилактики преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в образовательной среде (на материалах Самарской и Саратовской областей): Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2003. С. 136 - 139.

Заслуживает внимания и утверждение ряда авторов о том, что с учетом интеграции страны в мировое и европейское сообщество особое значение приобретает принцип соответствия национального законодательства и мер воздействия на преступность международно-правовым актам <5>. -------------------------------- <5> См.: Журавлев М. П., Журавлева Е. М. Указ. соч. С. 12 - 20; Прохоров Л. А., Прохорова М. Л. Международно-правовые основы формирования национального уголовного законодательства о борьбе с наркотизмом и межгосударственного сотрудничества в этой сфере // Международное уголовное право и международная юстиция. 2008. N 1. С. 10 - 14.

Применительно к системе профилактики наркотизма молодежи действует ряд специфических, объективно обусловленных принципов. Их применение выступает дополнительным гарантом и залогом эффективности рассматриваемой деятельности. Во-первых, определяющим принципом государственной политики в области предупреждения наркотизма несовершеннолетних является приоритет мер превентивной деятельности по недопущению наркопреступлений по отношению к мерам уголовной репрессии. Обязанность всех органов государственной власти (а не только правоохранительных органов) заниматься профилактикой преступлений должна быть закреплена законодательно. Необходимо также обеспечить тесное взаимодействие государственных органов и общественных объединений по профилактике преступлений, сочетание мер предупреждения и убеждения, воспитания. В этих целях, в частности, должна быть разработана принципиально новая, отвечающая реалиям реформируемого государства система предупреждения правонарушений и безнадзорности среди детей, подростков и молодежи; создана сеть государственных и общественных организаций по социальной защите и коррекции поведения этой категории населения; комплекс мер по оказанию социальной помощи людям, оставшимся без постоянного дохода или средств к существованию; нужен законодательный акт, четко регулирующий меры по социальной адаптации лиц, освобождаемых из мест лишения свободы <6>. -------------------------------- <6> См.: Желваков Э. Уголовная политика Российского государства // Уголовное право. 1998. N 1. С. 129.

В ходе проведенного автором опроса практических работников следственной и судебной систем ЮФО около 55% респондентов (82 человека из 150 опрошенных) согласились с тем, что приоритетным в деятельности с несовершеннолетними преступниками должен быть принцип гуманизма. Эти данные подлежат пристальной оценке: с одной стороны, хорошо, что более половины ответивших согласны с концепцией гуманизма; с другой стороны, эта цифра невелика и наводит на мысль, что все же отечественная правоохранительная система еще не смогла в достаточной мере избавиться от превалирующего долгое время наказательного уклона <7>. Таким образом, наши данные подтверждают тезис о необходимости создания системы специализированной "ювенальной юстиции" для подростков <8>. Только в рамках такой системы правосудия в отношении несовершеннолетних возможно достижение оптимального сочетания различных мер профилактического воздействия в отношении подростков (без перегибов ни в сторону тотального гуманизма, ни в сторону излишней репрессии). -------------------------------- <7> См.: Радченко В. Хорошо сидим // Российская газета. 2008. 2 сен. <8> См.: Ткачев В. Н. Восстановительное правосудие и ювенальная юстиция: способы реализации уголовной политики в отношении несовершеннолетних. Ростов-на-Дону, 2007.

Во-вторых, деятельность по предупреждению наркотизма лиц молодого возраста должна носить системный характер и лишь в исключительных случаях обострения криминальной ситуации допускается применение специализированных антинаркоопераций. Системность обеспечивается посредством детального прогнозирования и планирования профилактической деятельности. Подавляющее большинство опрошенных нами респондентов - 146 человек (97%) считают, что современная отечественная система профилактики преступлений в целом и особенно в отношении несовершеннолетних характеризуется непоследовательностью, "метаниями из стороны в сторону". В-третьих, важный принцип профилактики - комплексный подход к выполнению приоритетных задач на основе объединения усилий и координации деятельности государственных органов, общественных объединений и организаций; открытость программ и отдельных мер государства по борьбе с преступностью для общества; совместное осуществление государственной политики федеральной властью и органами власти субъектов Федерации <9>. В ходе проведенного нами анкетирования большая часть респондентов - около 99% (148 человек) признали, что пока еще не создана система четкого межведомственного взаимодействия в системе криминологической профилактики. Однако в отношении профилактики несовершеннолетних многие отмечали определенные успехи в этом направлении, ссылаясь на действие Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", - 136 человек (примерно 91%). -------------------------------- <9> См.: Жевлаков Э. Указ. соч. С. 128.

В-четвертых, первостепенную роль среди принципов профилактики наркотизма несовершеннолетних занимает принцип экономии мер государственного принуждения. Требование этого принципа заключается в том, что в законодательстве и практике его применения должна быть обеспечена, с одной стороны, разумная достаточность для достижения целей наказания и реальная исполнимость государственного принуждения, а с другой - ликвидация избыточности уголовно-правовых запретов и конкретных мер наказания <10>. В области уголовного права этот принцип объективируется прежде всего в определении объема и характера уголовно-правового запрета; видов и пределов санкций; направлений повышения эффективности воздействия уголовно-правовых норм на правосознание молодежи. Ответы респондентов в ходе проведенного нами анкетирования работников правоохранительной и судебной систем свидетельствуют об их негативной оценке изъятий из общего режима уголовной ответственности, установленных в отношении несовершеннолетних по действующему УК. Многие связывали с этим сложившуюся ситуацию безнаказанности в отношении несовершеннолетних на фоне роста их правонарушаемости (128 человек - около 85%). Среди негативных тенденций практические работники также указали необоснованно широкую практику применения ст. 73 УК РФ. -------------------------------- <10> См.: Жевлаков Э. Указ. соч. С. 129.

В-пятых, важно обеспечить специализацию деятельности субъектов профилактики наркотизма несовершеннолетних, вплоть до создания особых процедур в рамках системы ювенальной юстиции. Идеальная модель суда, занимающегося несовершеннолетними, - это суд межотраслевой судебной юрисдикции, в котором решаются в комплексе вопросы как судебной защиты прав несовершеннолетних (одна из форм защиты прав и интересов несовершеннолетних как цель политики), так и их юридической ответственности за совершенные проступки и правонарушения (одна из форм защиты общества от правонарушений и преступных посягательств несовершеннолетних как цель политики) <11>. Мнения опрошенных нами практических работников разделились. В ответах респондентов четко прослеживается следующая тенденция: работники следственного аппарата негативно относятся к идее специализации работы в отношении несовершеннолетних (около 85% высказались против). Что же касается работников судебной системы, то они, напротив, ратуют за подобную специализацию ("за" высказалось более 95% респондентов). Видимо, все же представители следствия недооценивают всю остроту ситуации, считая, что особенности расследования здесь обеспечиваются в полной мере нормами УК и УПК. Все же в этом видится формальный подход, согласиться с которым нельзя. -------------------------------- <11> См.: Криминологические и уголовно-правовые идеи борьбы с преступностью. М., 1996. С. 39.

В-шестых, деятельность по профилактике наркотизма несовершеннолетних должна осуществляться в рамках концепции восстановительного правосудия с акцентом на меры ресоциализации и реадаптации молодых лиц, допустивших преступную деятельность в сфере незаконного оборота наркотиков. В-седьмых, в условиях федеративного государственного устройства России профилактика наркотизма среди несовершеннолетних и молодежи должна учитывать специфику этнического и регионального факторов. Очевидно, что обширная территория страны предполагает различия в состоянии, уровне, причинном комплексе наркоситуации в различных субъектах Федерации. Подводя итог, отметим, что, по нашему глубокому убеждению, учет рассмотренных принципов позволит сформировать такую систему профилактики наркотизма несовершеннолетних в РФ, которая создаст реальные условия для установления социального контроля над этой неумолимо разрастающейся угрозой с масштабом национального бедствия. Время социальных экспериментов прошло, наркоситуация в РФ требует адекватного реагирования, которое невозможно без научно обоснованных и практически выверенных долгосрочно нацеленных концепций профилактики, с четко определенными принципами ее построения.

Название документа