Проблемы установления и перекрытия каналов и источников финансирования терроризма и экстремизма в России

(Паненков А. А.) ("Юридический мир", 2008, N 9) Текст документа

ПРОБЛЕМЫ УСТАНОВЛЕНИЯ И ПЕРЕКРЫТИЯ КАНАЛОВ И ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА И ЭКСТРЕМИЗМА В РОССИИ

А. А. ПАНЕНКОВ

Паненков А. А., старший научный сотрудник отдела НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ.

Под финансированием терроризма в Уголовном кодексе Российской Федерации понимается предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 настоящего Кодекса, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений <1>. Финансирование террористической деятельности является тщательно скрываемым процессом. Правоохранительные органы РФ совместно с заинтересованными ведомствами значительное внимание уделяют выявлению и перекрытию каналов и источников финансирования террористов. Имеющаяся информация свидетельствует о наличии двух основных источников их финансирования: внешнем и внутреннем. К внешнему относятся средства, поступающие от этнических диаспор, в том числе под видом гуманитарной помощи, инвестиций в образовательные программы, строительство религиозных учреждений, а также финансовая помощь от различного рода происламских экстремистских организаций. Часто передача денег осуществляется с использованием курьеров <2> и (или) неформальной финансовой сети "Хавала" ("Hawala") <3>, то есть нелегальных денежных переводов, без физического перемещения денег, которая запрещена в большинстве стран мира <4> (один из каналов). По данным спецслужб России, разветвленная система пунктов "Хавалы" <5> существует в большинстве федеральных округов России. К основным внутренним источникам относится финансовая и материальная помощь со стороны коммерческих структур, находящихся под контролем криминальных групп, созданных выходцами из мусульманских республик; подделка и реализация денежных знаков России и иностранных государств, средства, полученные от продажи похищенной нефти и незаконного оборота наркотических средств, оружия, средства от выкупа похищенных людей на территории РФ, отмывание криминальных доходов через зарубежные банки и компании, зарегистрированные в офшорных зонах. В 2006 - 2008 гг. во всех регионах Российской Федерации, в первую очередь Южного федерального округа, проводились мероприятия по выявлению и ликвидации незаконных каналов сбыта нефти и нефтепродуктов, установлению участников преступного бизнеса и пресечению их деятельности. Проводились крупномасштабные оперативно-профилактические операции, а также мероприятия по проверке законности расходования средств, выделенных на возмещение ущерба за утраченное жилье, например гражданами Чеченской Республики. Проверялись предприятия и организации, получившие бюджетные средства на осуществление восстановительных работ, осуществлялись и иные мероприятия. Несмотря на значительный объем проделанной работы, ряд выявленных нарушений и преступлений, в целом результаты этой деятельности минимальны. Анализ следственной практики свидетельствует о том, что недостаточно принимается мер к ликвидации финансовых основ террористической и экстремистской деятельности: в 2006 г. было возбуждено и расследовано одно уголовное дело по финансированию террористической деятельности <6>, в 2007 г. не осуждено ни одного лица за финансирование терроризма, поэтому работу всех правоохранительных органов и спецслужб РФ следует признать неэффективной и неудовлетворительной по выявлению и пресечению каналов и источников финансирования экстремизма и терроризма. В 1-й половине 2008 г. гражданин РФ А. Альдагир был признан Мосгорсудом виновным по ст. 205.1 УК РФ, то есть финансирование незаконного вооруженного формирования в Чеченской Республике, созданного боевиком Мусаевым, являвшегося структурным подразделением террористической организации "Высший военный Маджлисуль Шура объединенных сил моджахедов Кавказа", целью которой была борьба за независимость так называемой Чеченской Республики Ичкерия, а также совершение терактов против представителей власти <7>. Координирующую роль в террористических организациях продолжают играть эмиссары международных террористических организаций, через которых проходит финансирование организованной террористической деятельности в России. Продолжается финансирование террористической деятельности в России спецслужбами Грузии. ФСБ России пресекла на территории Южного федерального округа деятельность 9 агентов грузинских спецслужб <8>, в том числе гражданина России, уроженца Грузии, Рамзана Туркошвили, 1974 г. рождения, который проживал в Чечне, за выполнение заданий неоднократно получал от грузинских спецслужб денежные вознаграждения в американских долларах. На территории Ингушетии и других регионов Южного федерального округа он должен был вести поиск участников банд для их финансирования и организации вооруженного сопротивления <9>. По сравнению с объемами финансирования террористической деятельности отдельные успешные действия сотрудников спецслужб и правоохранительных органов РФ нуждаются в дальнейшем совершенствовании, повышении эффективности и результативности. Оставшиеся в живых лидеры организованных преступных формирований (ОПФ) террористического характера являются крупными бизнесменами, финансирующими противоправную деятельность. Так, М. Удугов является владельцем нескольких зарегистрированных в Турции и Прибалтике фирм, занимающихся торговлей лесом и металлом. Он был доверенным лицом А. Масхадова и занимался сбором пожертвований для единоверцев в Турции. Основные каналы финансирования организованных преступных формирований исходят из Саудовской Аравии, Катара и Турции <10>. Ходатайства Генеральной прокуратуры об экстрадиции М. Удугова пока остаются без удовлетворения. Не выдает Великобритания А. Б. Березовского, хотя имеются факты финансирования им ОПФ террористического характера в ЧР. Известен факт передачи денег якобы за военнопленных. В частности, об этом свидетельствовал и Масхадов, который на переговорах с российской стороной напрямую заявлял, что Березовский дает деньги и Удугову, и многим другим полевым командирам, снабжает их радиостанциями и другой техникой, тем самым повышая боеспособность банд <11>. Таким образом, внешние и внутренние источники финансирования терроризма остаются. Общеизвестно, что участники ОПФ получают деньги за совершение террористических актов <12>. Несмотря на существенное снижение зарегистрированных преступлений по ст. 205 УК РФ (- 88,2%) в 1-м полугодии 2008 г., говорить о победе в борьбе с терроризмом преждевременно, уровень террористической угрозы продолжает оставаться высоким. Наиболее острой остается проблема борьбы с терроризмом и иными проявлениями экстремизма в республиках Северного Кавказа <13>, финансируемым как из-за рубежа, так и из внутренних источников: продолжаются нападения и подрывы боевой техники и военнослужащих МО и ВВ МВД РФ, сотрудников правоохранительных органов. Сотрудниками спецслужб и правоохранительными органами России были предотвращены террористические акты в Москве и городах Кавказских Минеральных Вод. В Чеченской <14> и Ингушской <15> Республиках, Дагестане <16> в первом полугодии систематически проводились контртеррористические мероприятия по выявлению и задержанию активных членов организованных преступных формирований террористического и экстремистского характера. Расследование уголовных дел террористического характера, а финансирование терроризма особенно, представляет собой значительную сложность, поскольку для данной категории преступлений характерны тщательно спланированные, глубоко законспирированные действия с участием ограниченного количества специально посвященных лиц. -------------------------------- <1> См.: примечание к ст. 205.1 УК РФ "Содействие террористической деятельности" (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 153-ФЗ). <2> В качестве курьеров выступали лица, осуществляющие легальные перевозки товаров, грузов, пассажиров: работники транспортных организаций, лица, связанные с коммерческим туризмом, представители арабских стран, въезжающие легально, имея при себе крупные суммы долларов США, которые оседали в ЧР. Значительные денежные суммы поступают через пункты пропуска на российско-грузинской и российско-азербайджанской границе. <3> На арабском банковском жаргоне означает "переводить" или "телеграфировать". <4> См.: Александр Поливанов. "Хавала" по-московски. В столице раскрыта уникальная сеть нелегальных денежных переводов // http://www. lenta. ru/.29.06.2007, 14:54:02. <5> Пресечена деятельность пункта "Хавала" в г. Санкт-Петербурге и 3 пунктов в г. Москве. <6> Основанием к его возбуждению послужили материалы прокуратуры Республики Узбекистан о финансировании проживающими в г. Москве узбекскими гражданами международной террористической организации "Исламское движение Узбекистана". <7> См.: Верховный Суд смягчил наказание спонсору чеченских террористов // [Страна. Ru]. 07.05.2008, 10:35:00; GMT http://www. rian. ru/rian/intro. cfm. Верховный Суд РФ в среду смягчил с 4 до 3 лет и 1 месяца лишения свободы наказание гражданину России Амину Альдагиру, осужденному Мосгорсудом за финансирование террористической банды Мусаева, уничтоженного в Чечне в ходе спецоперации федеральных сил в феврале 2007 года. Уголовное дело расследовалось Следственным управлением ФСБ РФ. <8> См.: ФСБ объявила об аресте высокопоставленного грузинского шпиона // http://www. polit. ru/.12.08.2008, 11:38:11. <9> См.: Террористы вербуют с территории Грузии мусульманскую молодежь для экстремистской деятельности на Северном Кавказе, заявляют в ФСБ // 16 мая 2008 года, 11:47; http://www. interfax-religion. ru/gry/print. php? act=news&id=24481. <10> См.: Силовики начинают и выигрывают // Милиция. 2007. N 4. С. 5. <11> См.: Спецназ России. Июнь 2007. N 6(129). С. 16; Большая политика. Интервью с Н. Ковалевым, подготовленное И. Тарасовым. <12> См.: Приговор Верховного Суда ЧР от 18 июля 2005 года в отношении Ш. Д. Салаватова, Д. С. Джантемирова, С. Д. Мациева, В. З. Хабибулаева (первым 3 подсудимым суд определил наказание - пожизненное лишение свободы без штрафа с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. Хабибулаеву - 13 лет лишения свободы). За сбитый вертолет с комиссией Генерального штаба МО РФ и гибель 2 генералов, 8 полковников и 3 членов экипажа арабский эмиссар Абу-Якуб подарил С. Д. Мациеву пистолет АПС "Стечкина" и тысячу долларов США. <13> См.: Московский комсомолец. 29.06.2008. Электронный вариант. Группа боевиков напали на чеченское селение Беной-Ведено, застрелили 3 местных жителей, подожгли 5 домов и захватили несколько заложников. 13.06.2008 2 чеченских милиционера ранены в перестрелке. Под Грозным ранен сотрудник ФСБ. 23.06.2008 за сутки чеченские боевики убили 6 человек: 3 офицеров МВД и 3 мирных жителей в с. Элистанжи и Рошни-Чу Введенского района Чечни. <14> 14 января 2008 г. в Старопромысловском районе Грозного в результате боестолкновения в ходе спецоперации, проведенной сотрудниками МВД и ФСБ, был ликвидирован лидер незаконного вооруженного формирования У. Течиев, а также три члена его бандгруппы. Его бандгруппа причастна к многочисленным убийствам сотрудников милиции и гражданских лиц. <15> См.: Кавказ Мемо. Ру. Новости Кавказа. 9 июня в Назрани убит офицер УБОП. 11.06.2008 в г. Карабулак в ходе спецоперации нейтрализованы 5 боевиков. В ночь на 16 июня обстреляно из автоматов и гранатометов здание Назрановского ГОВД. 16 июня ранены сотрудник Назрановского РОВД и его родственник, в тот же день обстреляна автомашина сотрудника милиции в Назрани и он получил легкое ранение. 17.06.2008 в г. Карабулаке неустановленными лицами обстрелян и ранен сотрудник ОВД. <16> 21 января 2008 г. был нейтрализован Р. Тутурбеков (позывной "Азамат"), 1974 г. рождения, уроженец и житель населенного пункта Новолакское Новолакского района Республики Дагестан. Руслан Тутурбеков прошел диверсионно-террористическую подготовку в лагере боевиков в Веденском районе, участвовал в убийстве двух сотрудников РОВД Казбековского района Дагестана в январе 2005 г.

Основной сложностью при выявлении каналов и источников финансирования является сложная многоступенчатая и глубоко законспирированная система как самих чеченских организованных преступных формирований (ЧОПФ), так и международных террористических организаций. В систему финансирования посвящена лишь узкая группа особо доверенных лиц, которые, как правило, живыми не сдаются и не задерживаются. В каждом случае уничтожения руководителей банд или эмиссаров международных террористических организаций, через которых проходило финансирование, схемы и системы дальнейшего финансирования изменяются. Поэтому так мало возбуждается уголовных дел по факту финансирования террористической и экстремистской деятельности. Не на должном уровне оперативными подразделениями как органов внутренних дел, так и органов федеральной службы безопасности организуется и проводится оперативное сопровождение уголовных дел, связанных с финансированием терроризма. Необходима правовая основа введения в уголовный процесс данных разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, гарантий безопасности субъектов ее осуществления. Низкий уровень результативности и эффективности этих видов деятельности объясняется замкнутостью чеченских тейпов и диаспор, сложностью оперативного внедрения инородцев. Преступления террористического характера щедро оплачиваются внешними спонсорами, а поскольку привлекаются к уголовной ответственности за финансирование террористической деятельности единицы, полностью перекрыть каналы и источники финансирования не представляется возможным, то во 2-й половине 2008 г., несмотря на снижение зарегистрированных преступлений террористического характера, включая террористические акты, следует прогнозировать <17>: более широкое применение мин-ловушек <18>, самодельных взрывных устройств, автомашин, груженных взрывчатыми веществами, подрывы военной техники и личного состава частей и подразделений МО РФ, ВВ МВД РФ в СКР, обстрелы пунктов постоянной и временной дислокации силовых структур и правоохранительных органов, внедрение агентов в государственные и правоохранительные органы <19>, будут продолжать активно действовать хорошо организованные, жестко, по военному образцу, структурированные и глубоко законспирированные, внедрившиеся в государственный аппарат и правоохранительные органы члены международных террористических организаций и групп <20>, агенты иностранных спецслужб. Предложения по эффективной борьбе с финансированием терроризма находятся в общем русле борьбы с организованной преступностью, терроризмом и экстремизмом и заключаются в следующем <21>: необходимы системная фундаментальная разработка принципиально нового законодательства о борьбе с организованной преступностью, терроризмом и экстремизмом <22>, осуществление данной борьбы специализированными федеральными органами с обеспечением безопасности их сотрудников и членов их семей, обеспечением иммунитета от привлечения к уголовной ответственности секретных сотрудников и агентов, внедренных в террористические и другие организованные преступные формирования, принятие Федеральных законов "О борьбе с организованной преступностью", "О борьбе с коррупцией", изменений и дополнений в ФЗ "О противодействии терроризму", который направлен на совершенствование системы возмещения ущерба, в том числе выплаты компенсаций сотрудникам правоохранительных органов, спецслужб и их семьям, законодательно закрепить положения, запрещающие проводить реорганизацию правоохранительных органов без принятия соответствующих законов. Проблемы борьбы с финансированием терроризма остаются главным направлением деятельности правоохранительной системы России <23>, несмотря на снижение их количества, и поэтому пути выявления и перекрытия каналов финансирования терроризма вряд ли утратят свою актуальность в обозримом будущем. -------------------------------- <17> Анализ имеющихся материалов уголовных дел свидетельствует о том, что следует ожидать: дальнейшую провокационную активизацию участников ОПФ, под видом "федералов", учиняющих расправу над лицами, сотрудничающими с федеральной властью, а также расширение диверсионно-террористических актов (ДТА) на территории всего СКР и в сопредельных регионах России, активизацию эмиссаров и членов различных международных экстремистских и террористических организаций в СКР, агентов спецслужб, в том числе лиц, через которых идет финансирование террористической деятельности из-за рубежа (каналы финансирования из Турции в Россию через территорию Азербайджана, Грузии), активизацию пропагандистской деятельности интернет-сайтов сепаратистов: "Даймохк", "Кавказ-центр", "Чеченпресс", "Ингушетия. ру.", фактически призывающих к террористической деятельности и нарушению конституционной целостности России, дальнейшее создание и развертывание баз, тайников, схронов с оружием и боеприпасами, обмундированием. <18> При изготовлении так называемых мин-ловушек для максимального поражения личного состава используют взрывные устройства, изготовленные на базе бытовой техники, транзисторных радиоприемников, фотоаппаратов, в бутылках из-под минеральной воды различной емкости. Самую серьезную угрозу представляют радиоуправляемые взрывные устройства. Такие фугасы чаще устанавливают в кустах и на деревьях с целью маскировки и максимального поражения личного состава. <19> См.: В Чечне задержаны милиционеры - пособники боевиков. Они снабжали боевиков продуктами и боеприпасами // Московский комсомолец. 12.06.2008. Электронный ресурс. <20> См.: Мухин В. Террористы меняют тактику. География горячих точек на Северном Кавказе расширяется. Ввод дополнительных войск в Ингушетию не дает эффекта. На СК слишком мало делается для того, чтобы изжить главные причины сепаратизма и терроризма // Независимая газета. Понедельник, 3 сентября 2007. N 14(182). С. 13, 15. <21> См.: Предложения по принципиально новым подходам к борьбе с организованной преступностью и терроризмом / Под ред. А. И. Долговой. М., 2005. С. 7 - 11. <22> Необходимо внесение новых изменений в УК и УПК Российской Федерации, правовая основа введения в уголовный процесс данных разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, гарантий безопасности субъектов ее осуществления. Низкий уровень результативности и эффективности этих видов деятельности объясняется замкнутостью чеченских тейпов и диаспор, сложностью оперативного внедрения инородцев. Некоторые террористы скрываются на территории стран СНГ. <23> См.: Сундиев И. Ю. Основной вопрос стратегии борьбы с терроризмом; Алиев Э. Р. Борьба с финансированием терроризма; Паненков А. А. Финансирование организованных преступных формирований как необходимое условие их террористической активности // Криминальная экономика и организованная преступность. М., 2007. С. 152 - 166.

Название документа