Агрессивность сотрудника милиции: миф или реальность

(Гаврина Е. Е.)

("Юридическая психология", 2008, N 3)

Текст документа

АГРЕССИВНОСТЬ СОТРУДНИКА МИЛИЦИИ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ

Е. Е. ГАВРИНА

(Исследования проведены при финансовой поддержке

Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ),

проект N 07-06-00079а)

Гаврина Е. Е., кандидат психологических наук (Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, г. Рязань).

В настоящее время телевидение популяризирует образ типичного сотрудника правоохранительных органов (ПО), который при любом удобном случае бьет правонарушителя в лоб, после работы выпивает одну-другую бутылочки пивка или водки, каждый день ходит обедать в кафе, легко расстается с девушками и т. д. Именно этот образ разнузданного парня, которому многое в этой жизни позволено (в случае чего коллеги по работе прикроют), привлекает молодых ребят и вызывает у них желание служить в ПО. В отечественных фильмах последних лет большинство сотрудников милиции представлены агрессивно настроенными, готовыми в любую минуту применить насилие даже по отношению к невиновным гражданам, а уж что говорить о подозреваемых в преступлении. Очень часто у молодых сотрудников задолго до прихода на службу в ПО под влиянием телевидения и прессы формируются убеждения, ценностные ориентации, идеальный образ сотрудника, мечты, установки, влечения, желания, интересы, цели, мотивы с элементами личностной деформации. В рамках данной статьи будет осуществлена попытка демонстрации проявления деструктивного поведения сотрудников ПО в зависимости от склонности к агрессии.

Исследование специфики проявления деструктивного поведения сотрудников ПО в виде агрессии осуществлялось через сравнительный анализ трех категорий сотрудников:

1) сотрудники милиции, не склонные к деструктивному поведению;

2) сотрудники милиции, отнесенные к группе риска;

3) бывшие сотрудники милиции, отбывающие наказание в исправительных учреждениях России.

В качестве методологического инструментария исследования выступили:

1) опросник "Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности" В. В. Бойко;

2) базовый опросник, разработанный А. И. Папкиным и Е. Е. Гавриной, "Индекс жизненного стиля" Р. Плутчика, Г. Келлермана и Х. Р. Конта (адаптированный межрегиональный психологической лабораторией г. Ярославля);

3) опросник межличностных отношений В. Шутца (адаптация А. А. Рукавишникова);

4) опросник "Определение деструктивных установок в межличностных отношениях" В. В. Бойко.

В процессе исследования были получены результаты, которые развенчивают образ экранного типичного сотрудника милиции, склонного к проявлению агрессии. Основная масса сотрудников ПО вне зависимости от выделенных групп имеет невысокий уровень агрессии. Интересным представляется тот факт, что те из них, кто отнесен к группе риска, менее ориентированы на проявление жестокости и агрессии, несмотря на мнение о наличии именно у них подобной склонности.

Агрессивное поведение сотрудников милиции выражается в основном в неумении переключать агрессию на деятельность или неодушевленные предметы, склонности к отражательной агрессии, аутоагрессии и в ожидании расплаты за причиненную агрессию. Данное обстоятельство еще раз доказывает, что чаще всего сотрудники милиции прибегают к агрессии только в ответ. Примечателен тот факт, что они не склонны к анонимной агрессии, т. е. для них нехарактерно затаить обиду и потихоньку мстить своим оппонентам по спорным или проблемным ситуациям.

Проведенный корреляционный анализ первичных матриц с помощью компьютерной программы "STATISTICA 6.0" позволил выделить следующие закономерности в рассматриваемых нами группах сотрудников.

Центральные связи, полученные по корреляционной матрице по результатам исследования сотрудников, не склонных к проявлению деструктивного поведения, имеют меньше связей по сравнению с данными, полученными на основе анализа корреляционных матриц других двух групп сотрудников. Небольшое количество связей между исследуемыми признаками указывает на более стойкую личностную структуру сотрудников милиции к формированию деструктивного поведения. При этом на формирование деструктивных установок у сотрудников оказывает влияние меньшее количество различных факторов, как профессиональных, так и личностных.

В статье будут рассмотрены корреляционные плеяды только с наибольшим количеством связей. Проанализируем каждую группу сотрудников в отдельности.

1. Сотрудники милиции, не склонные

к деструктивному поведению

Корреляционные связи центральных признаков по опроснику "Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности" (В. В. Бойко) группы сотрудников, не склонных к деструктивному поведению, представлены "расплатой за агрессию", "склонностью к отражательной агрессии", "неспособностью тормозить агрессию", "провокационной агрессией", "склонностью заражаться агрессией". Еще раз обращаем ваше внимание на то, что в основном сотрудники данной категории агрессивно реагируют на внешние раздражители, но не являются источниками агрессии по отношению к окружающим.

Сотрудники, осознающие, что за проявленную ими агрессию по отношению к другим людям обязательно наступит расплата. Представители этой группы осознают, что им ни в коем случае нельзя применять агрессию по отношению к окружающим людям вследствие того, что за этим обязательно последует как минимум дисциплинарное наказание и как максимум уголовное наказание. Они считают, что не уверены в своих возможностях при исполнении обязанностей по должности. Для них характерно проецировать свои проблемы на примеры коллег, которые понесли различные наказания и лишения из-за слишком "активной" (с их точки зрения) работы, связанной с исполнением обязанностей по должности, оправдывая тем самым свою низкую профессиональную исполнительность. Самым распространенным примером такого поведения может быть следующий: "Оперуполномоченный П., раскрывая убийство, вынужден был припугнуть задержанного И., что, в свою очередь, оказало существенную помощь в раскрытии тяжкого преступления. В итоге, думаете, его поблагодарили? Нет, наказали за превышение должностных полномочий. Хотя таких отморозков, как И., необходимо не только пугать, но и делать все возможное, чтобы они исчезли с лица земли". Многие сотрудники ПО этой категории приписывают окружающим их людям агрессивные устремления по отношению к ним и, таким образом, как бы оправдывают свои агрессивные проявления, а если все-таки агрессия была применена, то ее целью считают защиту.

Сотрудники, не беспокоящиеся за наступление расплаты вследствие применения ими агрессии при исполнении служебных обязанностей, наоборот, легко относятся и даже, скорее всего, не обращают внимания на тот факт, что за агрессивные действия может наступить расплата в виде различных наказаний. Они более самостоятельны при выполнении служебных заданий, оценивают свою профессиональную подготовленность и знание своих правомочий (прав и обязанностей) как достаточно высокие, положительно воспринимают взаимоотношения с коллегами, работа представляет для них интерес, они не подвержены заражению агрессией, исходящей от окружающих, и не склонны к аутоагрессии. Такой тип психологической защиты, как проекция, для них не характерен. В результате сотрудники, способные к проявлению агрессии, более успешно выполняют свои профессиональные обязанности, однако это ни в коем случае не оправдывает сотрудников милиции, которые действительно превышают свои должностные обязанности (например, избивают задержанных для получения от них признательных показаний и т. д.). Приведенный пример наталкивает на мысль о необходимости создания структуры в ПО, обеспечивающей защиту прав сотрудников, которые вынуждены обоснованно применять силовое воздействие в процессе выполнения служебных задач, например при задержании вооруженного преступника. Многие сотрудники милиции в процессе беседы неоднократно заявляли о том, что они предпочитают не прибегать к силовому воздействию по отношению к задерживаемым, даже если они оказывают им сопротивление, угрожающее их здоровью и жизни. С их слов следует, что, если на подозреваемом окажется хотя бы один синяк, их адвокаты затаскают сотрудников по судам, будет масса различных служебных проверок по факту "незаконного задержания, избиения и пыток" по отношению к их подзащитному, с помощью которых сотрудники незаконно получили признательные показания, например, в 10 убийствах, и т. д. Следовательно, создание нормативной базы, защищающей права сотрудников в аналогичных случаях, и вынесение более строгих приговоров обвиняемым за сопротивление сотрудникам при исполнении ими служебных обязанностей, угрозы в их адрес, причинение им вреда и другие негативные действия позволят укрепить уверенность, самостоятельность и повысить активность сотрудников милиции при исполнении обязанностей по должности. Проведение мероприятий, направленных на формирование навыка рационального применения силового воздействия в процессе исполнения служебных задач и контроля над проявлением агрессии, обеспечит психологическую подготовленность сотрудников к возможным экстремальным ситуациям.

Сотрудники милиции, склонные к отражательной агрессии, в основном прибегают к ней только в ответ на ущемление их прав и проявление агрессии к ним со стороны окружающих. Их легко "завести" и втянуть в агрессивные действия, у них не хватает опыта не отвечать агрессией на агрессию. В некотором роде они напоминают людей, склонных к брюзжанию и недовольству. Так, они считают, что в их должностных инструкциях очень четко прописана такая сторона, как ответственность по должности, и совсем не упоминается о том, что же делать с поручениями, которые выходят за пределы их обязанностей.

При возникновении проблемной ситуации они заменяют решение субъективно более сложных задач на решение относительно более простых и доступных в сложившийся момент, что существенно снижает эффективность разрешения конфликтов. Кроме того, они могут прибегать к защитному механизму, который выражается в разрядке подавленных эмоций (как правило, враждебности и гнева) и направлен на объекты, представляющие меньшую опасность или более доступные, чем те, что вызвали отрицательные эмоции и чувства. Несмотря на все это, они ориентированы на дружеские отношения с людьми.

Не склонные к отражательной агрессии сотрудники милиции, напротив, имеют достаточный опыт для того, чтобы решать спорные и проблемные ситуации без использования агрессии, они не вспыльчивы, умеют контролировать свое поведение, воспринимают дополнительные поручения от руководства как само собой разумеющееся явление. Однако они не столь открыты для общения, особенно эмоционального, с окружающими их людьми.

2. Сотрудники милиции, отнесенные к группе риска

Согласно корреляционному анализу результатов обследования сотрудников, отнесенных к группе риска по опроснику "Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности" (В. В. Бойко), корреляционными связями центральных признаков являются: "спонтанность агрессии", "расплата за агрессию", "провокация агрессии", "ритуализация агрессии". Данная группа сотрудников, несмотря на наличие деструктивных установок, не склонна к проявлению агрессии, а если она и возникает, то в результате взаимодействия с агрессивно настроенной средой и в рамках стереотипных установок, принятых в их окружении.

Сотрудники милиции, склонные к проявлению спонтанной агрессии, представляют собой людей, недовольных всем и вся. В качестве основного способа разрешения всех проблемных ситуаций они используют силовое воздействие и угрозы. Очень часто их не устраивают те нормативные документы, которые регулируют их служебную деятельность. Учитывая их деструктивные особенности поведения, можно предположить, что эти документы, вероятно, ограничивают способы достижения ими желаемых результатов, может быть, даже антисоциальных интересов. Отметим, что недовольство регламентирующей их служебную деятельность документацией повлияло на невысокую оценку ими своих профессиональных качеств, умений и знаний. Эти лица отличаются замкнутостью, осторожностью при выборе друзей. В основном агрессией реагируют на агрессию. Склонны к анонимной агрессии, что может служить показателем злопамятности. С нашей точки зрения, данная категория сотрудников должна быть под особым контролем как психологов, так и непосредственного руководства. Полученные данные ни в коем случае не доказывают, что эти сотрудники ПО совершают должностные преступления. Однако их качества демонстрируют, насколько они далеки от идеала сотрудника милиции. Согласно проведенной нами математико-статистической обработки данных эта категория сотрудников немногочисленна (7% входящих в группу).

Сотрудники милиции, отнесенные к группе риска, обладающие достаточными умениями и навыками по сдерживанию спонтанной агрессии, в отличие от предыдущей категории сотрудников, напротив, позитивно относятся к разработанным для них функциональным обязанностям, высоко оценивают свои профессиональные знания, умения и навыки. Умеют эффективно разрешать проблемные ситуации, способны контролировать проявление агрессии. Они более открыты и дружелюбны по отношению к окружающим людям. Анализ их поведения доказывает наличие деструктивных установок и позволяет предположить возможность совершения ими антисоциальных действий под влиянием возникшей спонтанной агрессии. В качестве примера можно привести следующий случай. Оперуполномоченный С. при задержании Г., подозреваемого в убийстве двух граждан (с целью грабежа и дальнейшего приобретения наркотических средств), нанес ему легкие телесные повреждения в ответ на оскорбления в свой адрес. Этот случай показывает, насколько несдержанность сотрудников милиции и неумение решать конфликтные ситуации рациональным способом снижает престиж правоохранительных органов. Необходимо помнить, что сотрудник милиции как должностное лицо, наделенное властью, должен быть особенно корректен и сдержан в подобных ситуациях, обладать навыками их разрешения законными способами.

Сотрудники милиции, отнесенные к группе риска, осознающие возможность наступления расплаты за причиненную окружающим агрессию, значительно отличаются от остальных категорий сотрудников наличием большего количества деструктивных установок в служебной деятельности. Из-за ожидания, что обязательно наступит время, когда им придется ответить за проявление агрессии по отношению к окружающим, они считают себя менее защищенными вследствие некорректно и юридически неграмотно (с их точки зрения) разработанных должностных инструкций, которые не улучшают их положение, а ухудшают. От регламентирующих должностных документов они ожидают более высокой правовой защиты и предоставления большей свободы для осуществления своих функциональных обязанностей. Считают, что их очень часто привлекают к дисциплинарной ответственности, в некоторых случаях можно было бы даже и похвалить. Примером может послужить фраза одного из опрошенных нами сотрудников милиции: "Если для пользы дела милиционеру придется нарушить несколько пунктов законодательства, то его необходимо поблагодарить за смелость, а не сажать. Если похищен ребенок и есть подозреваемый, то пару раз его "тряхнуть" для острастки не возбраняется. И наказывать сотрудника в этом случае нельзя". Что же получается? Сотрудники ожидают для себя со стороны государства предоставления полномочий и прав вне УК РФ, т. е. больше прав, чем имеют простые граждане России. Самое интересное, что так высказываются сотрудники и проработавшие более пяти лет в правоохранительной системе, и только что приступившие к исполнению обязанностей по должности. Впрочем, такой точки зрения придерживается не весь личный состав правоохранительных органов, есть и те, кто заявляет о необходимости следования букве закона, и их немало.

В процессе исполнения обязанностей по должности лица рассматриваемой группы предпочитают опираться только на свое мнение, за советом к руководству и коллегам не обращаются, что связано с недоверием к окружающим. Одни считают, что кругом много завистников, и поэтому им говорить о своей некомпетентности в некоторых вопросах нельзя, так как это негативно скажется на их имидже в коллективе. Другие считают, что они гораздо умнее окружающих. Третьи думают: если они вдруг совершат какой-либо промах в своей профессиональной деятельности, то лучше будет, чтобы об этом никто из коллег не узнал. Предпочитают о своих проблемах никому не рассказывать, иначе, по их мнению, можно оказаться у своих сослуживцев на крючке. Как видим, сотрудники данной категории очень осторожны в рамках профессионального общения, не всегда склонны представлять объективную информацию о своей деятельности не только непосредственному руководству, но и коллегам. Круг общения их узок (2 - 3 человека), более того, они очень осторожно относятся к подбору друзей. Проявление агрессии возникает только под влиянием внешней среды.

Сотрудники милиции, отнесенные к группе риска, не уделяющие внимания возможному наступлению расплаты за причиненную агрессию окружающим, чувствуют себя более уверенными при исполнении обязанностей по должности. Нормативные документы, регулирующие их полномочия, права, ответственность, круг обязанностей и другие сферы, их устраивают. Дополнительных льгот от государства, связанных с их профессиональной деятельностью, не ожидают и не требуют. Общительны, дружелюбны, испытывают потребность в близких эмоциональных отношениях. Выполнять служебные задачи готовы как самостоятельно, так и совместно с коллегами, в коллективе. Стараются представлять начальству и коллегам объективную информацию о ходе своей работы. Не склонны к спонтанной и провокационной агрессии. Рискованность и самостоятельность в их профессиональной деятельности во многом определяются отрицанием фрустрирующих, вызывающих тревогу обстоятельств. В основном сотрудников этой категории не останавливает возможное наказание за применение физического воздействия при задержании особо опасного преступника. Хотя они осознают, что потом будет служебное расследование, и, вполне возможно, его результаты будут не в их пользу. Более того, конфликтные или фрустрирующие ситуации основаны на умственном преодолении, без переживаний. То есть они склонны пресекать переживания, вызванные неприятной или субъективно неприемлемой ситуацией, при помощи логических установок и манипуляций даже при наличии убедительных доказательств в пользу противоположного. Действительно, это для сотрудника милиции в каких-то случаях приемлемо, ведь если постоянно ожидать неприятностей, например, из-за общения с задержанными, которые высказывают в их адрес и адрес их семьи угрозы, часто используемой тактики давления на подчиненных со стороны руководства, можно заработать невроз, а поиск рациональных ответов на проблемные ситуации во многом защищает психологическое равновесие сотрудников данной категории.

3. Бывшие сотрудники милиции, отбывающие наказание

в исправительных учреждениях России

Корреляционный анализ результатов обследования бывших сотрудников, отбывающих наказание, по опроснику "Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности" (В. В. Бойко) позволил установить корреляционные связи центральных признаков: "спонтанность агрессии", "удовольствие от агрессии", "склонность заражаться агрессией", "ритуализация агрессии". Все мы знаем, что в течение жизни человек учится контролировать проявление агрессии. Анализируя полученные данные по этой выборке сотрудников, нельзя утверждать, что проявление агрессивного поведения наблюдалось у них в момент службы в правоохранительной системе. Скорее всего, изменения в доминировании форм коммуникативной агрессивности произошли под влиянием специфичных условий исправительного учреждения. Несмотря на то что сотрудники ПО отбывают наказание в исправительных учреждениях, предназначенных для данной категории осужденных, условия для находящихся в этом учреждении, их обычаи и традиции такие же, как и в обычных исправительных учреждениях. Следовательно, мы можем предположить, что такие формы агрессии, как удовольствие от агрессии и ритуализация агрессии, являются приобретенными в местах лишения свободы.

Бывшие сотрудники милиции, отбывающие наказание в исправительных учреждениях, склонные к проявлению спонтанной агрессии. В процессе службы в милиции бывшие сотрудники на фоне своей неудовлетворенности от выполняемой работы не желали изучать свои функциональные обязанности и развивать у себя такой навык, как личностная организованность. Они представляли собой некий протестующий пласт в структуре ПО, который отказывался от соблюдения в работе нормативных предписаний, инструкций, наставлений и уставных требований во взаимоотношениях с руководством. Более того, они ничего не предпринимали для налаживания позитивных взаимоотношений со своим руководителем, выражая ему полное недоверие как профессионалу. Агрессивное поведение в основном направлено на различные внешние раздражители, однако выявляются и такие формы агрессии, как получение удовольствия от агрессии и ритуализация агрессии, при одновременном осознании, что за их агрессию по отношению к окружающим обязательно наступит расплата.

Для этих лиц характерно прибегать к таким типам психологической защиты, как проекция, регрессия, замещение и компенсация. В нашем случае объясняться это может так: "это из-за неопытности руководства", "меня подставили", "кто объявил, например, выговор, того и по лицу не грех ударить", "несмотря на то что меня осудили, я все равно был лучшим оперуполномоченным уголовного розыска, я никогда не совершал никаких ошибок, и если бы не начальство, которому я мешал совершать их темные делишки, я до сих пор работал бы. Я лучший опер".

Очень часто возможной девиацией поведения у этих сотрудников являлась жестокость, в нашем случае завуалированная. Добраться до прокурора, выдвинувшего обвинение в его адрес, бывший сотрудник милиции не может, но прокурор, отбывающий вместе с ним наказание, совсем рядом и может выступить в роли замещающей модели.

Бывшие сотрудники милиции, отбывающие наказание в исправительных учреждениях и не склонные к проявлению спонтанной агрессии, в процессе исполнения служебных обязанностей в ПО испытывали удовлетворение от работы. Взаимоотношения с руководством были позитивные. Сотрудники придерживались в работе нормативных предписаний, инструкций, наставлений и уставных требований во взаимоотношениях с начальником. Свои профессиональные знания по должности оценивают как высокие. Обладают навыками по сдерживанию проявлений агрессивности.

Сотрудники милиции, отбывающие наказание в исправительных учреждениях, склонные к получению удовольствия от агрессии, не умели устанавливать в процессе службы в ПО эффективные взаимоотношения с руководством и коллегами по службе. Проявляли в основном агрессию на внешние раздражители. Завуалированная жестокость могла появиться в ответ на необоснованное, с их точки зрения, осуждение. Большинство сотрудников, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, не согласны с выдвигаемыми в их адрес обвинениями или с видом назначенного им наказания. Они испытывают чувство разочарованности по отношению к окружавшим их людям. Обращаем ваше внимание, что данная категория обследуемых имеет самый широкий спектр типов психологических защит в отличие от всей остальной выборки - это и вытеснение, и реактивные образования, и компенсация, и замещение.

У бывших сотрудников милиции, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, не стремящихся к получению удовольствия от агрессии, в процессе службы в ПО между ними и их руководством, коллегами сложились благоприятные взаимоотношения. При исполнении обязанностей по должности они не всегда следовали указаниям руководителя. У них достаточно навыков контролировать проявление агрессии, особенно в ответ на внешние раздражители. То есть данная категория сотрудников имеет менее деструктивное поведение.

Таковы социально-психологические портреты исследуемых групп сотрудников милиции с позиции оценки их общей агрессивности.

В заключение хотелось бы заявить о необходимости разработки и внедрения в работу практических психологов правоохранительных органов системы социально-психологических тренингов, обеспечивающих обучение сотрудников милиции рациональному реагированию на агрессивные действия со стороны окружающих. Во многом профессиональная деятельность сотрудников милиции связана с агрессивно настроенными по отношению к ним людьми (подозреваемые и обвиняемые, люди, негативно относящиеся к милиции, психически больные граждане и т. д.), да и ситуации, возникающие при исполнении обязанностей по должности, окрашены чаще всего агрессией (задержание, допрос агрессивно настроенных граждан, выезд на место преступления и т. д.). Следовательно, неважно, отнесен сотрудник к группе риска или нет, имеет или не имеет склонность к деструктивному поведению, с ним обязательно должна проводиться работа, направленная на формирование навыка самостоятельно контролировать проявление агрессии.

Представленные результаты развенчивают миф о склонности сотрудников милиции к агрессивному поведению. Еще раз обратим ваше внимание на тот факт, что в основном сотрудники милиции имеют средний уровень проявления агрессивности (76% от числа обследуемых), а если сотрудникам милиции и приходится прибегать к агрессии, то обычно это происходит в ответ на агрессию, направленную на них.

Название документа