Создание системы противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов в Российской Федерации

(Карпович О. Г.) ("Юридический мир", 2008, N 8) Текст документа

СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О. Г. КАРПОВИЧ

Карпович О. Г., доктор юридических наук, профессор.

Образование системы противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов в России началось с разработки концепции и проекта Федерального закона "Об ответственности за легализацию преступных доходов" в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 мая 1994 г. N 1016 <1>. -------------------------------- <1> См.: "Грязные" деньги и закон. Сб. матер. / Под ред. Е. А. Абрамова. М.: Инфра-М, 1995. С. 3 - 41.

В процессе работы над проектом указанного Федерального закона при согласовании его с правоохранительными, экономическими и финансовыми ведомствами концепция Закона изменилась: он стал называться проектом Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем". Исходя из содержания этого проекта, в 1998 г. в России была защищена первая диссертация, посвященная рассматриваемой проблеме <2>. -------------------------------- <2> См.: Коротков Ю. В. Уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбы с легализацией (отмыванием) незаконных доходов: Автореф. на соиск. уч. степ. канд. юрид. наук. М.: ВНИИ МВД РФ, 1998.

В связи с подготовкой рассматриваемого Федерального закона в принятом в 1996 г. Уголовном кодексе РФ появилась ст. 174, установившая уголовную ответственность за легализацию (отмывание) доходов, полученных незаконным путем. Та же концепция была реализована при разработке Модельного закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем", принятого Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ 8 декабря 1998 г. <3>. -------------------------------- <3> См.: Международно-правовые основы борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов. Сб. документов. М., 2004. С. 444 - 459.

Россия участвовала в деятельности созданного в 1997 г. Комитета Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег, в мае 1999 г. подписала Страсбургскую конвенцию Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г. К середине 1999 г. при МВД России был создан Межведомственный центр по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, в состав которого вошли сотрудники МВД России, а также прикомандированные специалисты Минфина России, МНС России, ГТК России, ФСБ России, ФСНП России, ВЭК России, Минэкономики России. Согласно Положению о Межведомственном центре, утвержденному совместным Приказом от 14 мая 1999 г., в его основные задачи входили: - сбор, анализ и предварительная проверка сведений о финансово-экономических операциях с денежными средствами или иным имуществом, имеющих незаконный или экономически нецелесообразный характер; - информационно-аналитическое и организационно-методическое обеспечение общероссийских мероприятий по выявлению и пресечению легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем; - организация взаимодействия федеральных органов исполнительной власти по выявлению и пресечению легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем, и сотрудничество с аналогичными структурами иностранных государств и международными организациями. Создание Межведомственного центра внесло определенный вклад в реализацию в России международных стандартов борьбы с отмыванием денег, координацию деятельности финансовых, правоохранительных и контрольных органов. В то же время указанный Центр не мог выполнять функции национального подразделения финансовой разведки (ПФР) из-за отсутствия в стране системы обязательного представления финансовыми учреждениями информации о подозрительных операциях. Для создания такой системы требовалась соответствующая правовая основа, включая базовый Закон о борьбе с отмыванием денег. Между тем судьба данного Закона в связи с изменением его концепции складывалась довольно непросто. 21 октября 1998 г. Государственная Дума РФ приняла Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем", который не получил необходимого одобрения со стороны Совета Федерации. После доработки законопроекта созданной для этого согласительной комиссией Федеральный закон в несколько измененной редакции был принят 4 июня 1999 г. Государственной Думой и 25 июня 1999 г. одобрен Советом Федерации. Однако на этот раз Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем" был отклонен Президентом РФ под предлогом его противоречия основам конституционного строя РФ, международным договорам РФ, ряду федеральных законов, а также подписанной Россией Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности. В письме Президента РФ от 12 июля 1999 г. N Пр-916 отмечалось, что в соответствии с названной Конвенцией компетентные органы вправе вести борьбу только с теми доходами, которые представляют собой материальную выгоду, полученную в результате совершения преступления. Одновременно указывалось, что подобный подход соответствует конституционным требованиям, согласно которым ограничение свободы экономической деятельности, гарантированной ст. 8 Конституции РФ, а также лишение имущества (ст. 35 Конституции РФ) возможны только на основании решения суда. Таким образом, препятствием для подписания Президентом РФ указанного Закона стало распространение сферы его действия на доходы, полученные не только преступным путем, но и в результате совершения иных незаконных действий. В связи с этим необходимо отметить, что Венская конвенция ООН 1988 г. и Страсбургская конвенция Совета Европы 1990 г. нацелены на противодействие легализации доходов, полученных в результате совершения преступлений. Кроме того, отклоненный Закон содержал и другие расхождения с международными стандартами. Так, он предусматривал представление организациями, осуществляющими операции с денежным средствами или иным имуществом, сведений только об ограниченном перечне операций, подлежащих обязательному контролю. Основным и обязательным признаком таких операций являлась их сумма: не менее 2000 МРОТ (600 тыс. рублей) для физических лиц и 20000 МРОТ (6 млн. рублей) для юридических лиц, в то время как в соответствии с рекомендациями ФАТФ в обязанность финансовым учреждениям должно вменяться представление сообщений о подозрительных операциях независимо от суммы, на которую они совершаются. Согласно указанному Закону сообщения об операциях, подлежащих обязательному контролю, следовало направлять в государственные налоговые инспекции, а об операциях с иностранной валютой - в Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю (ВЭК России). Очевидно, что такой подход не позволил бы создать в России единое подразделение финансовой разведки, соответствующее данному группой "Эгмонт" указанию о том, что ПФР должно стать центральным национальным органом, ответственным за получение, анализ и дальнейшую передачу компетентным органам раскрываемой финансовой информации. 19 октября 1999 г. Государственная Дума приняла Постановление о создании специальной комиссии в связи с отклонением Президентом РФ названного Закона, пригласив для участия в работе указанной комиссии представителей Президента РФ, Совета Федерации и Правительства РФ. Однако особых подвижек в этой сфере до середины 2000 г. не наблюдалось. В июне 2000 г. ФАТФ опубликовала список стран и территорий, недостатки в системах противодействия отмыванию денег которых являлись препятствием для международного сотрудничества в этой области. Среди 15 стран, включенных в первую редакцию "черного списка" ФАТФ, была указана и Россия. Следует признать, что на момент проведения оценки ФАТФ система противодействия отмыванию денег в России действительно отсутствовала. Согласно заключению экспертов ФАТФ, из 25 принятых для этих целей критериев Россия полностью не соответствовала международным стандартам по десяти критериям (1, 4, 5, 10, 11, 1, 21, 23, 24, 25). В качестве основного фактора, препятствующего улучшению национального режима в данной сфере, в обзоре ФАТФ было указано на отсутствие отвечающих международным стандартам базового Закона о противодействии отмыванию денег и нормативных актов, обеспечивающих его имплементацию. Отмечалось, что в России не было следующих ключевых компонентов "антиотмывочной" системы: - комплексных требований по идентификации клиентов; - системы представления сообщений о подозрительных операциях; - функционирующего подразделения финансовой разведки, обеспеченного необходимыми ресурсами; - эффективных механизмов оказания помощи в международных расследованиях. По мнению ФАТФ, Россия, находясь на стадии перехода к рыночной экономике, встретилась с уникальным вызовом в сфере борьбы с отмыванием денег. Продолжавшееся широкомасштабное бегство капиталов, неразвитые рыночные институты и нехватка фискальных ресурсов - все это осложняло борьбу с отмыванием денег. По итогам обзора эксперты отметили, что успех России в данной сфере зависит от поддержки на высоком уровне борьбы с отмыванием денег, а также от четкого определения полномочий и адекватного ресурсного обеспечения соответствующих ведомств. В опубликованном в июне 2000 г. докладе по данному вопросу ФАТФ обратилась ко всем 15 странам, включенным в список несотрудничающих стран и территорий, с призывом предпринять как можно скорее законодательные и практические меры для устранения выявленных недостатков. Ссылаясь на свою Рекомендацию 21, ФАТФ рекомендовала финансовым учреждениям уделять особое внимание деловым отношениям и сделкам с лицами, включая компании и финансовые учреждения, из несотрудничающих стран и территорий на период до того, как они примут и реализуют необходимые решения. Кроме того, в докладе ФАТФ отмечалось, что если страны или территории, признанные несотрудничающими, не осуществят необходимые преобразования, то страны - члены ФАТФ должны будут рассмотреть вопрос о применении надлежащих мер. Важнейшим шагом по устранению указанных недостатков и созданию системы противодействия отмыванию денег в России стала доработка имевшихся проектов Законов "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем" и "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем". В соответствии с поручением Президента РФ от 12 июля 2000 г. N Пр-1457 и поручением Правительства РФ от 12 июля 2000 г. N МК-П4-20164 с этой целью была создана межведомственная рабочая группа. Учитывая большую общественную значимость указанных проектов, в состав рабочей группы вошли руководители и эксперты из многих министерств и ведомств, включая Минфин России, МИД России, Генпрокуратуру России, Минюст России, МВД России, МНС России, ФСНП России, ФСБ России, ФКЦБ России, Банк России и Администрацию Президента РФ. Работа над проектами протекала в острых дискуссиях, по ряду вопросов согласованность позиций достигалась с большим трудом и потребовала значительного времени. Одним из наиболее принципиальных вопросов являлась направленность разрабатываемого законодательства на противодействие легализации доходов, полученных только в результате совершения преступлений или от любой незаконной деятельности. Например, предлагалось сохранить более широкую сферу применения законодательства, имея в виду возможность пресечения с помощью его механизмов всего спектра правонарушений. Тем не менее, учитывая, что в мировой практике приоритетной является борьба с отмыванием денег от преступлений, было признано целесообразным предусмотреть направленность российского законодательства на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем. На стадии подготовки основного законопроекта к внесению в Государственную Думу из него была исключена норма о приостановлении уполномоченным органом подозрительных операций, которая имелась в принятом ранее, но не вступившем в силу Законе. При этом разработчики проекта сослались на отсутствие соответствующего требования в рекомендациях ФАТФ и высказались за возможность дополнительного внесения такой нормы в Закон по результатам анализа практики его применения. Законопроекты были внесены в Государственную Думу Президентом РФ в апреле 2001 г. и стали там предметом острого обсуждения. В процессе принятия законопроекта в него был внесен ряд депутатских поправок, направленных в основном на сужение сферы его действия. Так, из состава преступлений, являющихся предшествующими по отношению к легализации доходов, были исключены налоговые, таможенные и валютные преступления, предусмотренные ст. 193, 194, 198 и 199 УК РФ. Кроме того, были сокращены перечень организаций, обязанных представлять информацию в уполномоченный орган, и список операций, подлежащих обязательному контролю. Следует учитывать, что к тому времени прошло около года с момента включения России в "черный список" ФАТФ, и дальнейшая задержка с принятием базового Закона могла привести к принятию ФАТФ определенных санкций в отношении нашей страны и осложнить проведение российскими юридическими и физическими лицами внешних финансовых расчетов. В такой ситуации Федеральный закон N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", принятый Государственной Думой 13 июля 2001 г., одобренный Советом Федерации 20 июля 2001 г. и подписанный Президентом РФ 7 августа 2001 г., стал в значительной степени результатом компромисса всех заинтересованных сторон. Страсбургская конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности была ратифицирована Федеральным законом от 28 мая 2001 г. N 62-ФЗ. При этом Российская Федерация не воспользовалась имевшейся в соответствии с п. 4 ст. 6 названной Конвенции возможностью заявить о неприменении мер уголовного преследования к отмыванию доходов от определенных категорий преступлений (хотя такие изъятия и были затем установлены Федеральным законом N 115-ФЗ) <4>. -------------------------------- <4> См.: "Грязные" деньги и закон. Сб. матер. М., 1995. С. 7 - 41; Международно-правовые основы борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов. Сб. докум. М., 2004. С. 466 - 477; Алиев В. М. Легализация (отмывание) доходов, полученных незаконным путем. Уголовно-правовое и криминологическое исследование. М., 2001. С. 7 - 46; Болотский Б. С., Волеводз А. Г., Воронова Е. В., Калачев Б. Ф. Борьба с отмыванием доходов от индустрии наркобизнеса в странах Содружества. М.: Юрлитинформ, 2001. С. 10 - 86.

Россия находилась в "черном списке" ФАТФ вплоть до 2002 г. Ситуация изменилась только со вступлением в силу Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" и учреждением в России Комитета по финансовому мониторингу - специального органа, отслеживающего крупные финансовые операции на предмет соответствия их закону. Необходимым условием исключения из списка стало также присоединение России к Конвенции Совета Европы 1990 г. "Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности". Несмотря на имеющиеся недостатки, Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ заложил необходимые правовые основы для решения следующих задач: - создания системы предупреждения легализации (отмывания) преступных доходов, включая определение перечня организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом (кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые и лизинговые компании, организации связи и иные некредитные организации, осуществляющие перевод денежных средств, и ломбарды), установление их обязанностей по выявлению и фиксированию операций, подлежащих обязательному контролю, и подозрительных операций, а также по представлению соответствующей информации в уполномоченный орган; - организации противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов на государственном уровне, включая определение основных функций уполномоченного органа (получение от организаций информации о финансовых операциях, анализ этой информации на предмет выявления возможной связи операций с легализацией преступных доходов и, при наличии достаточных оснований, передача материалов соответствующим правоохранительным органам), установления порядка предоставления уполномоченному органу информации и материалов органами государственной власти и Банкам России; - организации участия уполномоченного органа и иных органов государственной власти РФ в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации преступных доходов, включая обмен информацией, правовую помощь, признание решений иностранных судов, выдачу и транзитную перевозку лиц, совершивших преступления, связанные с легализацией преступных доходов; - обеспечения исполнения положений данного Федерального закона, включая ответственность за его нарушение (в частности, отзыв лицензий у организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом), прокурорский надзор за его исполнением, а также порядок обжалования действий уполномоченного органа и его должностных лиц. В связи с принятием Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" был принят Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 121-ФЗ, предусматривающий внесение необходимых изменений и дополнений в законодательные акты РФ, включая Уголовный кодекс РФ, Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "О банках и банковской деятельности". Статья 174 УК была изложена в новой редакции, предусматривающей признание в качестве преступления легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем, а не незаконным путем, как было в прежней редакции. УК РФ был дополнен новой ст. 174.1, касающейся легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления. Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" был дополнен положениями, предусматривающими аннулирование лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в случае неоднократного нарушения в течение одного года профессиональными участниками этого рынка требований, установленных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" (ст. 42 и 44). В Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" были внесены положения об отзыве лицензий у кредитных организаций за неоднократное нарушение в течение одного года требований Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" (ст. 20). Кроме того, ст. 26, относящаяся к банковской тайне, дополнена положениями, подтверждающими обязанность кредитных организаций представлять в уполномоченный орган информацию в случаях, порядке и объеме, которые предусмотрены Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", а также обязанность уполномоченного органа не раскрывать эту информацию третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных тем же Законом. Исходя из рассматриваемого Федерального закона, Президент РФ издал Указ от 1 ноября 2001 г. N 1263 "Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", которым предусматривалось образование Комитета РФ по финансовому мониторингу (КФМ России). Согласно названному Указу КФМ России являлся федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Устанавливалось, что КФМ России подотчетен Минфину России, а обязанности председателя КФМ России исполняет первый заместитель Министра финансов РФ. Указом были определены следующие задачи КФМ России: - сбор, обработка и анализ информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством РФ; - создание единой информационной системы и ведение федеральной базы данных в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем; - направление соответствующей информации в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция, сделка связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем; - осуществление в соответствии с международными договорами РФ взаимодействия и информационного обмена с компетентными органами иностранных государств в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем; - представление Российской Федерации в международных организациях по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. В соответствии с данным Указом Правительству РФ поручалось утвердить положение о КФМ России, обеспечить финансирование его деятельности, включая создание единой информационной системы и ведение федеральной базы данных в сфере противодействия легализации преступных доходов, утвердить предусмотренный Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ порядок представления органами государственной власти и организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, Комитету РФ по финансовому мониторингу информации и документов, необходимых для решения возложенных на него задач, а также принять ряд иных нормативных правовых актов, связанных с выполнением Федерального закона. Банку России рекомендовалось принять нормативные акты, определяющие порядок исполнения Федерального закона кредитными организациями, согласовать с КФМ России порядок предоставления ему информации и документов Банком России, а также оказать содействие КФМ России в создании единой информационной системы и ведении федеральной базы данных в сфере противодействия легализации преступных доходов. Во исполнение поручений Президента РФ к 1 февраля 2002 г. (т. е. установленной дате вступления в силу Федерального закона N 115-ФЗ) были созданы необходимые правовые и организационные предпосылки для начала функционирования национальной системы противодействия легализации преступных доходов. Правительство РФ, Банк России и КФМ России обеспечили принятие и введение в действие ряда нормативных правовых актов, формирование штата, размещение и техническое оснащение подразделений КФМ России, создание защищенных каналов связи. Для решения указанных вопросов Правительством РФ были выделены необходимые материальные ресурсы, широко использовались передовой зарубежный опыт и современные технологии, что позволило обеспечить соответствие российской системы противодействия отмыванию денег действующим международным стандартам. В июне 2002 г. КФМ России, пройдя установленную процедуру приема, был официально признан членом международного объединения подразделений финансовой разведки - группы "Эгмонт". Принятие КФМ в группу "Эгмонт" подтвердило его соответствие общепринятому определению ПФР, включая наличие необходимых полномочий на получение, обработку и дальнейшую передачу информации, а также достижение им в полной мере функционально оперативного состояния, правоспособности и готовности к сотрудничеству с ПФР других стран <5>. -------------------------------- <5> См.: Щеткова Е. С. Организационно-правовые проблемы противодействия легализации преступных доходов в банковской системе РФ: Автореф. канд. дис. Тюмень, 2005; Филимонов М. И. Роль Банка России в системе финансового мониторинга в РФ: Автореф. канд. дис. М.: МГЮА, 2006; Гусева Т. А. Задачи и правовые основы деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу // Законодательство и экономика. 2004. N 12. С. 42 - 48.

23 - 28 сентября 2002 г. Россию посетила миссия экспертов ФАТФ, которая ознакомилась с российским законодательством о противодействии легализации преступных доходов, с деятельностью КФМ России, МВД России, Банка России и иных правоохранительных и надзорных органов, а также кредитных, страховых и иных финансовых организаций по его исполнению. Эксперты ФАТФ побывали в ряде регионов России, где изучили работу территориальных подразделений указанных выше федеральных органов исполнительной власти и Банка России, а также организацию внутреннего контроля в местных финансовых учреждениях. По результатам обсуждения доклада экспертов и отчета о принятых мерах в сфере противодействия легализации преступных доходов, представленного Россией, на пленарном заседании ФАТФ в октябре 2002 г. в Париже было принято решение об исключении России из "черного списка" ФАТФ. Следует отметить, что на экспертов ФАТФ, посетивших Россию, произвели большое впечатление как реальный прогресс, достигнутый в сфере создания национальной системы противодействия отмыванию преступных доходов, так и проявленная государственной властью готовность к продолжению этой работы. Одним из примеров такой готовности стало принятие Государственной Думой в последний день пребывания в нашей стране экспертов ФАТФ двух важных Федеральных законов, представленных Президентом РФ, направленных на дальнейшее совершенствование правовых основ этой системы. Федеральный закон N 131-ФЗ, подписанный Президентом РФ 30 октября 2002 г., предусматривал внесение изменений и дополнений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем". Наряду с устранением ряда пробелов и недостатков, выявленных в процессе применения указанного Закона, его влияние было распространено на противодействие финансированию терроризма. При этом дополнительно к действовавшим мерам по выявлению подозрительных операций был установлен порядок автоматического административного приостановления финансовых операций с участием лиц, связанных с террористической деятельностью. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 30 октября 2002 г. N 131-ФЗ в перечень организаций, обязанных осуществлять внутренний контроль и представлять информацию в уполномоченный орган, были дополнительно включены: - организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; - организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также проводящие лотереи и иные игры, в которых организатор разыгрывает призовой фонд между участниками, в том числе в электронной форме; - организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами. Внесение указанных изменений и дополнений фактически означало принятие новой редакции Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ, получившего новое название "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Одновременно с изменением редакции Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ Кодекс РФ об административных правонарушениях был дополнен положениями, направленными на установление дополнительных административных санкций, включая денежных штрафы, за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. В феврале 2003 г. Россия приняла участие в пленарном заседании ФАТФ в качестве наблюдателя, а на пленарном заседании в июне 2003 г. в Берлине она стала полноправным членом ФАТФ. Этому решению предшествовала еще одна комплексная оценка национальной системы противодействия легализации преступных доходов, проведенная экспертами ФАТФ в апреле 2003 г., которая была основана на новой методике и подтвердила соответствие в целом российской системы противодействия легализации преступных доходов международным стандартам. Вместе с тем в адрес России был высказан ряд замечаний и рекомендаций, направленных на совершенствование правовых основ системы противодействия легализации преступных доходов. В соответствии с указанными рекомендациями Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ были приняты новые редакции статей 174 и 174.1 УК РФ, предусматривающие криминализацию отмывания денег независимо от размера соответствующего деяния (ранее уголовным преступлением признавалась легализация преступных доходов на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда, т. е. свыше 600000 рублей). То, что Россия стала полноправным членом ФАТФ, было важным шагом на пути к включению страны в международную систему борьбы с отмыванием преступных доходов. Вместе с тем нельзя было не заметить слабую подготовленность российского законодательства и правосознания россиян для полного выполнения высоких требований этой организации.

Название документа