Негосударственные субъекты обеспечения безопасности предпринимательской деятельности

(Фокин С. В.) ("Административное и муниципальное право", 2008, N 6) Текст документа

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ СУБЪЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С. В. ФОКИН

Фокин Сергей Владимирович - соискатель Московского университета МВД России, следователь следственного управления ГУВД г. Москвы.

Следует сказать, что безопасность предпринимательской деятельности, а также отдельных предпринимателей осуществляется как государственными, так и негосударственными субъектами. К негосударственным субъектам обеспечения безопасности предпринимательской деятельности относятся службы безопасности, а также частные детективные и охранные структуры. В нашей стране негосударственные охранные структуры начали создаваться в начале 90-х годов XX в. Связано это было с принятием Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" <1>. -------------------------------- <1> См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 17. Ст. 888.

Принятие данного Закона было объективно необходимо, поскольку к концу 80-х годов XX в. отношения по обеспечению безопасности кооперативного бизнеса уже практически сложились. В связи с этим Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", по сути, поставил в правовой режим те общественные отношения, которые уже существовали. Данный законодательный акт с самого начала своего существования был объектом критики как со стороны самих частных детективных и охранных структур, так и правоохранительных органов. Как отмечается в научной литературе, Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" далеко не в полной мере создал должный административно-правовой режим функционирования частных детективных и охранных предприятий. По мнению В. В. Вандышева, рассматриваемый Закон содержал около 40% статей, которые отсылают к подзаконным нормативным правовым актам различных ведомств. В этой связи деятельность негосударственных субъектов обеспечения безопасности регламентируется не законом, а инструкциями, которые защищают ведомственный интерес <2>. -------------------------------- <2> См.: Вандышев В. В. Обеспечение безопасности предприятий в условиях рыночных отношений // Экономическая преступность. М., 1994. С. 83.

В настоящее время деятельность частных детективных и охранных структур, обеспечивающих безопасность предпринимательской деятельности, регламентируется целым рядом нормативных правовых актов. Так, статус негосударственных субъектов обеспечения безопасности предпринимательской деятельности определяют Приказ МВД России от 2 декабря 1992 г. N 442 "О некоторых мерах по обеспечению исполнения органами внутренних дел законодательства о частной детективной и охранной деятельности" <3>, Приказ МВД России от 15 июля 2005 г. N 568 "О порядке проведения органами внутренних дел Российской Федерации периодических проверок частных охранников, частных детективов (сыщиков) и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств" <4>, Приказ МВД России от 19 июня 2006 г. N 447 "Об утверждении инструкции об организации работы по лицензированию и осуществлению органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью на территории Российской Федерации" <5>. -------------------------------- <3> См.: Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств. 1993. N 3. <4> См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 34. <5> См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. N 29.

По данным специалистов, частные охранные предприятия и службы безопасности осуществляют следующие услуги, которые прямо или косвенно направлены на обеспечение безопасности предпринимательской деятельности: охрану грузов и объектов; личную охрану; информационное и техническое обеспечение предпринимательской деятельности; сыск, расследование; криптографическую защиту информации; комплексное обеспечение безопасности банков; обеспечение тайны переговоров; борьбу с электронным шпионажем; защиту коммерческой тайны (информации); проведение экспертиз; проведение расследований (обследований) по фактам пропажи и исчезновения людей, материальных ценностей и др.; производство охранной сигнализации; сбор информации о контрагентах по договорам, сбор информации относительно платежеспособности клиентов и др.; разработку и внедрение средств обнаружения подслушивающих устройств; защиту компьютерных систем и программ от компьютерных вирусов и вредоносных программ; экспертизу сделок <6>. -------------------------------- <6> См.: Дашков Г. В. Зарубежный опыт деятельности частных детективных и охранных служб // Экономическая преступность. М., 1994. С. 80.

Перечень услуг, которые оказывают негосударственные субъекты обеспечения безопасности предпринимательской деятельности, выходит за те рамки, которые определены Законом РФ от 11 марта 1992 г. "О частной детективной и охранной деятельности в РФ" <7>. В этой связи субъекты негосударственной системы обеспечения безопасности предпринимательской деятельности вызывают серьезные нарекания. -------------------------------- <7> См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 17. Ст. 888.

По данным МВД России, за 6 месяцев 2007 г. выявлено 38 тыс. различных нарушений, в том числе правил оборота оружия и конституционных прав граждан, 740 предприятий лишилось лицензий. К административной и уголовной ответственности привлечено 17 тыс. человек. 22 тыс. лишено права на занятие частной сыскной и детективной деятельностью. В течение пяти лет зафиксировано 800 случаев участия частных охранников в черном рейдерстве <8>. -------------------------------- <8> См.: Российская газета. 2007. 9 ноября.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что частные детективные и охранные структуры, а также службы собственной безопасности хозяйствующих субъектов не в полной мере оправдывают ожидания <9>. -------------------------------- <9> См.: Лазоренко А. В. Административно-правовой статус частного детектива и охранника // Административное и муниципальное право. 2008. N 1. С. 76.

В зарубежных государствах негосударственные правоохранительные институты занимают важное место в механизме обеспечения безопасности предпринимательской деятельности. А. В. Луговская отмечает, что "американцы полагают, что точное количество людей, занятых в США частным сыском и охраной, назвать невозможно. По приблизительным данным, их в два раза больше, чем полицейских" <10>. -------------------------------- <10> См.: Луговская А. В. Частная детективная и охранная деятельность в России // Подходы к решению проблем законодательства и правоприменения. Омск, 1995. С. 28.

Как отмечает А. В. Крысин, основные направления деятельности частных детективных и охранных служб в зарубежных государствах состоят в следующем: охрана торгово-промышленных, производственно-бытовых, кредитно-финансовых, страховых, транспортно-туристических объектов, а также общественного порядка при проведении массовых мероприятий; охрана павильонов, стендов, экспонатов в период проведения и подготовки выставок, ярмарок, аукционов; обеспечение безопасности монтажа, демонтажа, хранения, перевозки выставочных экспонатов, отдельных образцов изделий экспортной и импортной продукции; патрулирование определенных районов, зон, зданий, помещений; обеспечение безопасности перевозок (транзита, перегрузки) ценных, опасных, других коммерческих грузов, в том числе средствами специального транспорта; обеспечение личной безопасности (охраны) политических деятелей, коммерсантов, иных категорий граждан; проведение на охраняемых объектах первоначальных следственно-розыскных действий: опрос потерпевших лиц и свидетелей чрезвычайных и иных происшествий, принятие мер по сохранению следов противоправной деятельности злоумышленников; задержание и доставление в полицию, органы внутренних дел граждан, нарушающих внутренний распорядок охраняемых объектов и не выполняющих требования соответствующих законов; организация работы по вышеперечисленным направлениям в особых условиях, при чрезвычайных происшествиях, массовых беспорядках, стихийных бедствиях; приобретение, установка, эксплуатация, замена необходимых для охраны объектов технических средств, включая оперативную радио - и телефонную связь, спецтранспорт, в том числе скоростные автомобили, мотоциклы, катера, вертолеты, легкие самолеты; монтаж, демонтаж, наладка, ремонт внутренних и периферийных (внешних) средств аудиовизуального контроля за помещениями, зданиями, зонами, прилегающими к охраняемым объектам и территориям; защита коммерческих организаций, страховых агентств, бирж, банков от промышленного шпионажа, подделки фирменных документов и знаков, незаконной конкуренции, лживой рекламы, методов блефа, шантажа, угроз; охрана авторских прав и личной собственности сотрудников фирм (банков), а также клиентов; борьба с утечкой внутренней коммерческой информации в ходе переговоров с партнерами, утратой документов и образцов продукции и изделий, содержащих служебную коммерческую, финансовую, банковскую, производственную и технологическую тайну; выявление мест хранения документов, продукции, имущества, ценностей, похищенных злоумышленниками из коммерческих структур; добывание, обработка, накопление конфиденциальной биографической информации с целью составления социально-психологического портрета партнера по переговорам либо контрагента; сбор конфиденциальных сведений с целью выявления некредитоспособных и ненадежных коммерческих партнеров; добывание конфиденциальной информации для деловых встреч и бесед, проведение специальных мероприятий, способствующих благоприятному ходу и завершению коммерческих переговоров; сбор сведений на лиц, поступающих на работу в коммерческие и иные структуры; сбор доказательств по гражданским делам для последующей передачи в правоохранительные органы; консультирование на коммерческой основе внешних организаций и отдельных клиентов по вопросам защиты предпринимательской деятельности от преступных посягательств; поиск лиц, пропавших без вести <11>. -------------------------------- <11> См.: Крысин А. В. Безопасность предпринимательской деятельности. М., 1996. С. 19.

Исследование показывает, что в середине 90-х годов XX в. виды услуг, которые оказывались частными детективными и охранными структурами, в Германии выглядели следующим образом: осуществление охраны в качестве привратников, вахтеров, швейцаров, коридорных - 34%; охрана промышленных и военных объектов - соответственно 20 и 13%; обеспечение порядка в ходе проведения массовых спортивных мероприятий - 11,5%; осуществление патрульных функций - 7,6%; обеспечение безопасности пассажиров при сопровождении подвижного состава, в том числе охрана отдельных объектов железных дорог - 5,5%; защита граждан и объектов посредством обслуживания центров сигнализации - 5%; обеспечение безопасности транспортировки денежных средств и ценностей - 3,5%; охрана атомных станций - 1,3%; прочие услуги - 2,1% <12>. -------------------------------- <12> См.: Голубев В. И., Мосин И. В. Частные охранные бюро и службы безопасности в Германии // Вестник МВД России. 1996. N 6. С. 133; Крысин А. В. Безопасность предпринимательской деятельности. М., 1996. С. 19; Семенов В. Г. Частная детективная деятельность при расследовании преступлений. М., 2006. С. 19; Кочин А. А. Современные проблемы организации контроля органами внутренних дел за частной детективной деятельностью. М., 2006. С. 28.

Во многих зарубежных государствах частная детективная и охранная деятельность оказывает активное содействие государственным правоохранительным органам в сфере борьбы с преступностью и обеспечения правопорядка. Во многих зарубежных государствах сформированы процессуальные механизмы использования результатов частной детективной и охранной деятельности в уголовном судопроизводстве. Данный опыт может быть полезен и для нашей страны, несмотря на то, что институт частной детективной и охранной деятельности развивается в нашей стране с начала 90-х годов XX в., тем не менее больших успехов в деле обеспечения правопорядка и защиты прав и законных интересов граждан пока не достиг. Исследование зарубежного опыта правового регулирования, а также организации частной детективной и охранной деятельности позволяет сделать вывод о том, что в зарубежных государствах частные детективы наделены существенными полномочиями в сфере обеспечения правопорядка. Во многих зарубежных странах существует нормативно урегулированное взаимодействие полиции с фирмами, ассоциациями, бюро частных детективных и охранных служб в области раскрытия и предупреждения преступлений. Такое сотрудничество может быть выражено в различных формах, но существует и обязательное взаимодействие. Данный опыт также должен быть учтен при совершенствовании административно-правового регулирования частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации. В целях создания эффективных механизмов обеспечения безопасности предпринимательской деятельности в законодательстве необходимо более четко определить формы взаимодействия, а также механизмы координации между субъектами частной детективной и охранной деятельности органами внутренних дел, а также иными правоохранительными органами. Взаимодействие и координация вышеназванных субъектов может происходить по следующим направлениям: обеспечение безопасности личности; охрана общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; защита имущества субъектов предпринимательской деятельности; защита прав и законных интересов негосударственных охранных и сыскных организаций, обеспечение собственной безопасности охранников и сыщиков; розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших лиц; розыск похищенного или утраченного имущества различных форм собственности, оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов <13>. В законодательстве целесообразно закрепить взаимные права и обязанности как государственных органов, участников взаимодействия, так и охранно-сыскных структур, что создаст необходимые условия для плодотворного сотрудничества и, несомненно, даст положительные результаты в сфере обеспечения безопасности предпринимательской деятельности. -------------------------------- <13> См.: Арестова Е. Н. Организационно-правовые и социологические аспекты взаимодействия органов внутренних дел с частными детективными и охранными службами: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1995. С. 13; Ефанов Ю. И. Социальные последствия взаимоотношений органов внутренних дел и частных детективных (охранных) предприятий: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1997. С. 19; Козлов В. И. Административно-правовое регулирование частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999. С. 123.

Название документа