Принципы производства по делам об административных правонарушениях в деятельности органов внутренних дел

(Бубнов С. В.) ("Административное и муниципальное право", 2008, N 6 Текст документа

ПРИНЦИПЫ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

С. В. БУБНОВ

Бубнов Сергей Владимирович - кандидат юридических наук, преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел Московского университета МВД России.

Органы внутренних дел являются одним из основных субъектов административной юрисдикции. Ежегодно по инициативе органов внутренних дел к административной ответственности привлекаются десятки миллионов граждан. Органы внутренних дел осуществляют выявление, предупреждение, пресечение административных правонарушений, осуществляют административное расследование дел об административных правонарушениях. Все эта деятельность строится на определенных принципах. Исходя из смысла термина "принцип" <1>, означающего начало, основу, правовые принципы определяются как основополагающие идеи, закрепленные в законе. С. С. Алексеев рассматривает принципы в виде комплекса идей, отражающихся в содержании норм права <2>. Помимо этого понятия, отдельно в юридической литературе существуют различные точки зрения по вопросу принципов права, отдельных отраслей права и их институтов, в связи с чем Л. С. Явич указывает на то, что принципы - это часть правосознания <3>. В различных отраслях права разработаны свои, отраслевые принципы. Так, В. И. Бородянский говорит о том, что принципы гражданского права - это обусловленные объективными потребностями развития экономических отношений и официально институциированные основные начала (идеи), определяющие сущность и содержание структурных элементов данной отрасли права, а также деятельности по их законодательному закреплению и реализации <4>. В. Д. Филимонов отмечает, что принципы уголовного права - это выраженные в уголовном законодательстве требования к законотворческой, правоприменительной деятельности и к поведению граждан, обусловленные указаниями международно-правовых актов о правах человека, Конституции России, а также задачами борьбы с преступностью и представляющие собой положения, определяющие содержание всей или значительной совокупности правовых норм и интегрирующие их в единую систему уголовного права <5>. -------------------------------- <1> См.: Толковый словарь иностранных слов // Составитель Н. Л. Шестернина. М., 1998. С. 229. <2> См.: Алексеев С. С. Общая теория права. Т. 1. М., 1981. С. 261. <3> См.: Явич Л. С. Право развитого социалистического общества. Сущность и принципы. М., 1978. С. 145 - 163. <4> См.: Бородянский В. И. Гражданское право: принципы и нормы. М., 2004. С. 19. <5> См.: Филимонов В. Д. Принципы уголовного права. М., 2002. С. 34.

Принципы приобретают значение императивных требований, конкретных правил и обязывают правоприменителя к определенному поведению или устанавливают определенные запреты. Посредством таких идей российское законодательство должно обогащаться общечеловеческими ценностями. Учитывая значение правовых принципов, можно сказать, что качество законов и эффективность правового регулирования во многом зависят от того, как в них сформулированы и раскрыты такие принципы <6>. -------------------------------- <6> См.: Зажицкий В. И. Правовые принципы в законодательстве РФ // Государство и право. 1996. N 11. С. 92.

Принципы производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого в органах внутренних дел, образуют систему, в которой они так или иначе связаны и взаимообусловлены. В системе принципов производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого в органах внутренних дел, можно выделить социально-правовые и специальные принципы. К социально-правовым принципам относятся те принципы, которые имеют общесоциальный характер и реализуются в административно-юрисдикционной деятельности независимо от уровня и места того или иного органа, должности лица, рассматривающего то или иное административно-юрисдикционное дело. Так, к социально-правовым принципам относятся гуманизм, социальная справедливость, демократизм, сочетание гласности и профессиональной тайны и др. Эти идеи-принципы не все закреплены в законодательстве, однако они должны пронизывать все производство по делам об административных правонарушениях, осуществляемое в органах внутренних дел. К специальным принципам производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого в органах внутренних дел, относятся следующие принципы: принцип законности прямо вытекает из Конституции России (ст. 15), ст. 1.6 КоАП России "Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением". Принцип объективной (материальной) истины неразрывно связан с предыдущим принципом. Законодательным закреплением этого принципа является указание в статье 24.1 КоАП России. Так, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение всех обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выяснение причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Следующий важный принцип производства по делу об административном правонарушении, осуществляемого в органах внутренних дел, является принцип равенства перед законом. Согласно данному принципу лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 1.4 КоАП России). Одним из важнейших принципов производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого в органах внутренних дел, является презумпция невиновности. Суть данного принципа производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого в органах внутренних дел, состоит в том, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном законом, установлена вступившим в законную силу постановлением должностного лица органа внутренних дел, рассматривающего дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность <7>. -------------------------------- <7> См.: Куракин А. В., Кардашова И. Б., Тюрин В. А., Малолетко А. Н., Обыденова Т. В. Производство по делам об административных правонарушениях в органах внутренних дел (милиции). М., 2003. С. 23.

К принципам производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого в органах внутренних дел, относится принцип обеспечения гарантий неприкосновенности личности и принцип охраны чести и достоинства личности. Согласно ст. 5 Закона РФ "О милиции" запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Согласно КоАП России, при применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство (п. 3 ст. 1.6 КоАП России). Согласно КоАП России, административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушении, или причинение ему физических страданий (п. 2 ст. 3.1 КоАП России). Следующим принципом производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого в органах внутренних дел (милиции), является принцип обеспечения права на защиту. Этот принцип преимущественно касается лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и потерпевшего (ст. ст. 25.1, 25.2 КоАП России). Данные участники производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого в органах внутренних дел, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника и иными процессуальными правами, предусмотренными Кодексом РФ об административных правонарушениях. С принципом обеспечения права на защиту самым тесным образом связан принцип двухстепенности производства по делу об административном правонарушении, осуществляемого в органах внутренних дел. Так, согласно ст. 30.1 КоАП России, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано: лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, законными представителями, защитником. Так, постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом органа внутренних дел (милиции) - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока по ходатайству лица, подающего жалобу, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу (ст. 30.3 КоАП России) <8>. -------------------------------- <8> См.: Куракин А. В., Кардашова И. Б., Тюрин В. А., Малолетко А. Н., Обыденова Т. В. Производство по делам об административных правонарушениях в органах внутренних дел (милиции). М., 2003. С. 23.

Принцип ведения производства по делу об административном правонарушении на государственном языке. Так, производство по делу об административном правонарушении в органах внутренних дел (милиции) ведется на русском языке - государственном языке РФ. Наряду с государственным языком РФ производство по делам об административных правонарушениях может вестись на государственном языке республики, на территории которой находится судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (ст. 24.2 КоАП России). Принцип гласности также присущ производству по делу об административном правонарушении, осуществляемому в органах внутренних дел. Дело об административном правонарушении подлежит открытому рассмотрению, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если это требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц. Решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении выносится органом, должностным лицом, рассматривающим дело, в виде определения (ст. 24.3 КоАП России). Принцип публичности производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого в органах внутренних дел, состоит в том, что производство по делу об административном правонарушении регламентирует порядок применения одного из видов публично-правовой ответственности - административной ответственности. В связи с чем содержание данного состоит в следующем: меры административной ответственности (административные наказания) устанавливаются государством; инициатива в возбуждении дела об административном правонарушении целиком находится в ведении государства и принадлежит, в частности, органам внутренних дел, и иным контрольно-надзорным органам; рассмотрение данной категории дел также носит характер публичности, официальности с обязанностью должностных лиц, рассматривающих дело, исследовать все обстоятельства и выявить объективную истину по делу, исключая односторонний подход при вынесении постановления; законодательно определен перечень органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (перечень должностных лиц органов внутренних дел, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, установлен в ст. 23.3 КоАП России); государство заинтересовано не только в правильном ведении производства по делу об административном правонарушении, но и в предупреждении совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (п. 1 ст. 3.1 КоАП России). Согласно ст. 29.13 КоАП России должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствующих его совершению, вносит в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий <9>. -------------------------------- <9> См.: Куракин А. В., Кардашова И. Б., Тюрин В. А., Малолетко А. Н., Обыденова Т. В. Производство по делам об административных правонарушениях в органах внутренних дел (милиции). М., 2003. С. 23.

Одними из наиболее существенных принципов производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого в органах внутренних дел, являются принципы оперативности и экономичности производства. Данные принципы проявляются в том, что дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения должностным лицом органа внутренних дел, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен должностным лицом, рассматривающим дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока должностное лицо органа внутренних дел, рассматривающее дело, выносит мотивированное определение. Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания. Кроме того, необходимо иметь в виду, что постановление по делу об административном правонарушении в общем порядке не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения (ст. 4.5 КоАП России). Законом предусмотрены случаи, когда назначение наказания осуществляется без составления протокола (ст. 28.6 КоАП России). В этом также может заключаться реализация принципов оперативности и экономичности производства по делу об административном правонарушении, осуществляемого в органах внутренних дел. Следующие два взаимосвязанных принципа производства по делу об административном правонарушении, осуществляемого в органах внутренних дел, - принцип непосредственности и устности производства. Данные принципы закреплены в ст. 29.7 КоАП России, согласно данной статье при рассмотрении дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости - и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение. Иными словами, законом предусмотрено получение доказательств из первоисточника, а методом их исследования является устное общение с участниками производства <10>. -------------------------------- <10> См.: Куракин А. В., Кардашова И. Б., Тюрин В. А., Малолетко А. Н., Обыденова Т. В. Производство по делам об административных правонарушениях в органах внутренних дел (милиции). М., 2003. С. 23.

С вышерассмотренными принципами тесно связан принцип непрерывности производства по делу об административном правонарушении, осуществляемого в органах внутренних дел. Проявлением данного принципа можно считать то, что согласно ст. 29.7 КоАП России "Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении" перед рассмотрением дела об административном правонарушении объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основе какого закона привлекается к административной ответственности, а завершается производство по делу об административном правонарушении объявлением постановления по делу об административном правонарушении. Принцип самостоятельности принятия решения по делу об административном правонарушении. Данный принцип находит свое выражение в производстве по делу об административном правонарушении, осуществляемом в органах внутренних дел, в следующих аспектах. Так, согласно ст. 25 Закона РФ "О милиции", сотрудник милиции при выполнении возложенных на него обязанностей подчиняется только непосредственным и прямым начальникам. Никто другой не вправе вмешиваться в законную деятельность сотрудника милиции, кроме лиц, прямо уполномоченных на то законом. Никто не имеет право понуждать сотрудника милиции выполнять обязанности, которые законом не возложены на милицию. При получении приказа или указания, явно противоречащих закону, сотрудник милиции обязан руководствоваться законом. Согласно ст. 26.11 КоАП России "Оценка доказательств", должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении (в том числе и должностное лицо органа внутренних дел), оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу <11>. -------------------------------- <11> См.: Куракин А. В., Кардашова И. Б., Тюрин В. А., Малолетко А. Н., Обыденова Т. В. Производство по делам об административных правонарушениях в органах внутренних дел (милиции). М., 2003. С. 23.

Следует отметить, что перечисленные принципы во многом определяют содержание производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого в органах внутренних дел.

Название документа