Правовые особенности личностных свойств и качеств сотрудников органов внутренних дел

(Анохин С. А.) ("Административное и муниципальное право", 2008, N 11) Текст документа

ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ И КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

С. А. АНОХИН

Анохин Сергей Александрович, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры трудового права и экологического права Московского университета МВД России.

Ключевые слова: правовая культура, правовые качества, правосознание, правопорядок, сотрудник органов внутренних дел, профессиональные качества юриста, формирование правовых качеств личности.

***

Проблема правовых качеств сотрудников органов внутренних дел является практически не исследованной. В статье предпринята попытка рассмотреть правовые качества личности на примере правовых и личностных качеств сотрудников органов внутренних дел. Разработка обозначенной в названии статьи проблемы имеет важное практическое значение, поскольку правовые качества, так же как и другие социально полезные качества, объективно присущи личности.

***

В различные периоды истории нашей страны формировался различный тип сотрудников органов внутренних дел, по-разному оценивались их профессиональное поведение и статус. Так, весьма негативно на деятельности органов милиции и ее сотрудников сказалась их передача в 1949 г. из Министерства внутренних дел в Министерство государственной безопасности Союза Советских Социалистических Республик. Как позднее признавал заместитель министра внутренних дел И. А. Серов, в госбезопасности было немало карьеристов, а также профессионально непригодных сотрудников, в подчинение которым в оперативном отношении попали органы милиции <1>. В результате снижался уровень профессионализма сотрудников милиции. -------------------------------- <1> См.: Правда. 1957. 21 декабря.

Практически для всего периода деятельности советской милиции характерным было то, что укрепление ее кадров проводилось традиционно в форме партийно-комсомольской мобилизации. В условиях происходящей социальной трансформации, содержанием которой объективно является переход к иной политической и иной экономической системе, тенденции развития личности сотрудника органов внутренних дел привлекают к себе особое внимание. Руководители правоохранительных органов в середине 90-х годов обоснованно жаловались на недостаток кадров, объясняя его оттоком профессионалов из государственных структур в частные. Между тем еще более опасным явлением, по-видимому, следует считать общую неподготовленность многих сотрудников органов внутренних дел к переменам, их неприспособленность к принятию действительно значимых самостоятельных решений. Ранее они были вынуждены зачастую лишь оформлять чужие решения. На худой конец рядом всегда находился опытный "дядька-наставник". Но теперь, когда во многих ситуациях слово сотрудника органов внутренних дел становится делом, сказывается на правопорядке, за это приходится отвечать. Поэтому сложившееся положение требует от личности сотрудника органов внутренних дел проявления особых качеств, которые могли бы способствовать формированию правомерного поведения. Серьезную основу для изучения личности сотрудников органов внутренних дел создали работы, посвященные исследованию вопросов их профессионального правосознания, профессиональной правовой культуры, правового воспитания <2>. Эти исследования дали богатый материал для понимания основ правомерного поведения данной категории сотрудников. -------------------------------- <2> См.: Иванов В. И., Иванов О. Е., Кузнецов Э. В., Назаренко А. Ф., Сальников В. П. Правосознание и правовая культура сотрудников органов внутренних дел. Л., 1981; Сальников В. П. Правовая культура сотрудников милиции. Л., 1983; Кузнецов Э. В., Сальников В. П., Сапун В. А., Федоров В. П., Янгол Н. Г. Методологические проблемы правосознания сотрудников органов внутренних дел. Л., 1986; Сальников В. П. Уважение к праву в деятельности органов внутренних дел. Л., 1987; Баранов П., Витрук Н. Правосознание работников милиции: мифы, деформации, стереотипы // Право и жизнь. 1992. N 1. С. 110.

По моему мнению, анализ личности сотрудника органов внутренних дел должен способствовать проведению определенной политики развития ее свойств и черт, обеспечивающих качественное исполнение данной профессии. Подходящим для этого является подход к исследованию правовых качеств личности. На этой основе в структуре личности сотрудника органов внутренних дел выделяются следующие группы качеств: 1) мировоззренческие, к которым относятся отношение к общепризнанным социальным ценностям, прежде всего личности, ее основным правам и свободам; отношение к праву, закону, обществу, власти; такие качества, как гражданственность и патриотизм; этические и моральные нормативы, в том числе милосердие, сострадание, чувство верности, чести, собственного достоинства и др.; 2) интеллектуально-мыслительные, к которым относятся общие профессиональные знания, способность решения мыслительных задач, как типовых, так и нестандартных, способность к обучению, наблюдательность, способность концентрироваться на предмете познания, воспринимать информацию в процессе коммуникации и др.; 3) психологические, к которым можно отнести развитость волевого начала, соотношение конформности и нонкомформности, психологическую восприимчивость, правдивость, коммуникативность, самооценку, терпение, определенную степень мужества как готовность противостоять реальным и мнимым угрозам и пр.; 4) физические, к которым относятся: возраст, состояние здоровья, утомляемость, некоторые индивидуальные физические свойства (зрение, подвижность и пр.) <3>. -------------------------------- <3> См.: Жалинский А. Э. Профессиональная деятельность юриста. Введение в специальность. М., 1997. С. 96.

Разрабатывая модель юриста, С. С. Алексеев и В. Ф. Яковлев считали, что это так называемое желательное состояние личности юриста, которое включает общие требования и показатели модели юриста, а также специфические (специализированные), относящиеся к тем или иным разновидностям юридической работы, юридическим специальностям. Основными общими показателями, по их мнению, являлись: 1) "марксистско-ленинская идейность, политическая зрелость, принципиальность, правильное понимание своего общественного и государственного долга; 2) высокая общая культура, всесторонняя духовная и интеллектуальная развитость; 3) высокий и притом "специализированный" нравственный уровень - подчинение деятельности юриста ряду этических норм, таких как честность, уважительное отношение к людям, внимание к ним и т. д.; 4) надлежащая общая юридическая культура, развитое юридическое мышление; 5) глубокое знание советского законодательства и практики его применения; 6) общеюридические практические навыки - "умения" (навыки исследования фактов, нахождения и толкования нормативных актов, составления юридических документов, устных выступлений по юридическим вопросам и др.); 7) общекоммуникативные и организационные качества, навыки работы с людьми, знание психологии людей; 8) навыки научно-исследовательской работы; 9) качества общественного деятеля, в частности навыки публичных выступлений" <4>. -------------------------------- <4> См.: Алексеев С. С., Яковлев В. Ф. О модели юриста и обучении в юридических вузах // Правоведение. 1976. N 4. С. 73 - 74. Дагель П. С., Овчинников Н. И., Резниченко И. М. Модель юриста // Правоведение. 1976. N 4. С. 93.

По большому счету все такого рода черты и свойства должны быть присущи сотруднику органов внутренних дел; он должен иметь определенное мировоззрение, быть принципиальным и пр. Однако социальные изменения, смена мыслительных парадигм и представлений о социальных ценностях убедительно показывают, что личность сотрудника правоохранительных органов неизбежно включает в себя механизм оценки внешнего мира, разумного и взвешенного отношения к тому, что когда-то именовалось партийностью, актуальностью. Каждое из свойств личности сотрудника органов внутренних дел может быть, в свою очередь, нормативным, т. е. обязательным, и ненормативным. Они могут быть присущи: а) всем сотрудникам органов внутренних дел; б) группе сотрудников, к примеру сотрудникам службы БЭП; в) конкретному сотруднику органов внутренних дел. По иному критерию эти свойства могут быть, к примеру: а) одобряемыми; б) осуждаемыми; в) нейтральными. Наконец, они могут подразделяться по роли в структуре личности на ведущие, существенные, малозначимые. При этом в личности сотрудника органов внутренних дел как бы преобразуется система качеств, которые могут соответствовать друг другу или находиться в противоречии и представлять собой целостное уникальное явление. Но так или иначе каждое из названных качеств и их система должны рассматриваться с позиций задач профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел, а именно: необходимости обеспечения правовой безопасности, правовой стабильности, правовой рациональности жизни общества и поведения людей, с позиции соответствия личности сотрудника органов внутренних дел потребностям и надеждам общества. Отдельные свойства личности сотрудника органов внутренних дел рассматриваются законодателем как обязательные для осуществления юридической профессии или по меньшей мере части юридической профессии. Имеет смысл выделить эти качества в такую группу, как нормативно-правовые формализованные качества личности сотрудника органов внутренних дел. Профессиональная подготовленность сотрудника органов внутренних дел и ее уровень. Прежде всего, правовое состояние "сотрудник органов внутренних дел", по нашему мнению, есть некоторое качество индивида, предполагающее наличие правовых знаний, навыков, усвоенных правовых традиций и стереотипов поведения. В юридической литературе справедливо отмечается факт актуализации проблемы профессиональной подготовленности как определенного качества личности <5>, в частности, по следующим соображениям: а) меняются потребности в круге профессиональных знаний; б) резко расширяется и углубляется подготовка сотрудников органов внутренних дел (созданы вузы университетского уровня в системе Министерства внутренних дел России). -------------------------------- <5> См.: Профессиональная деятельность юриста. Введение в специальность. М., 1997. С. 102.

В соответствии со ст. 21 Закона Российской Федерации "О милиции" "лица, принимаемые на службу в милицию, в обязательном порядке проходят специальное профессиональное обучение или переподготовку. Профессиональные кадры сотрудников милиции готовят образовательные учреждения профессионального образования (средние специальные и высшие учебные заведения) системы Министерства внутренних дел Российской Федерации". Вместе с тем приходится констатировать, что уровень правового знания у лиц, специализирующихся в области расследования преступлений, оставляет желать лучшего. Так, в свое время министр внутренних дел привел такую цифру: только одна треть следственных работников Министерства внутренних дел имеет высшее юридическое образование. Выходит, две трети пытаются вести следственные действия, не имея юридического образования <6>. -------------------------------- <6> См.: Конфликт закона и правовая реформа // Государство и право. 1997. N 2. С. 23.

Возраст. Это свойство личности сотрудника органов внутренних дел закон учитывает весьма однозначно. Так, ст. 19 Закона Российской Федерации "О милиции" гласит: "На службу в милицию имеют право поступать граждане Российской Федерации не моложе 18 лет и не старше 35 лет". По большому счету проблема возраста, включая верхний предел, имеет принципиальный характер. В этой связи вполне оправданным является включение в указанную статью положения о необходимости установления для поступающего на работу в милицию испытательного срока от 3-х до 6-ти месяцев. Это должно позволить молодым сотрудникам приобрести необходимый опыт для принятия оправданных юридических решений и совершения юридически значимых действий. Состояние здоровья. В уже упоминавшейся ст. 19 Закона Российской Федерации "О милиции" специально обращено внимание на то, что сотрудниками милиции могут быть граждане Российской Федерации, способные по своей физической подготовке и состоянию здоровья исполнять возложенные на них обязанности. Думается, что с учетом реальных интересов выполнения обязанностей, вытекающих из особенностей данной профессии, а также без дискриминации отдельных граждан целесообразно на законодательном уровне раскрыть понятие "здоровье". Среди правовых качеств сотрудников органов внутренних дел имеет смысл выделить такую их группу, которую можно охарактеризовать как нормативно-правовые оценочные свойства личности сотрудника органов внутренних дел. Так, законодательство о милиции, в частности ст. 19 Закона Российской Федерации "О милиции", гласит, что "не могут быть приняты на службу в милицию граждане, имеющие либо имевшие судимость, а также лишенные на определенный срок вступившим в законную силу решением суда права занимать должности сотрудников милиции". Такие требования отражают качества личности сотрудника органов внутренних дел как бы в позитивно-негативном плане: указывается, что должно быть и что может отсутствовать. При этом возникает два существенных вопроса: общество, а от его имени государство должно решить, какие свойства личности сотрудника органов внутренних дел оно вправе считать препятствием занятию профессией; как описать эти признаки, исключая возможность их произвольного толкования и, главное, применения. Пока же трудно сказать, какие моральные качества Закон считает обязательными для сотрудников органов внутренних дел или других юристов. К сожалению, практика также не дает ответа на этот вопрос. Вероятно, следовало бы увольнять из органов внутренних дел сотрудников, дающих ложную информацию в прессе, имеющих сомнительные связи, не расследующих качественно дела и пр. Можно полагать, что становление такого подхода - дело не только ближайшего будущего, но и сегодняшнего дня. Безусловно, исследуя проблему правовых качеств личности сотрудника органов внутренних дел, вместе с тем мы преследуем и цель выявления тех правовых качеств, которые негативно сказываются на деятельности органов внутренних дел. Для более глубокого изучения личности преступника (в нашем случае сотрудника органов внутренних дел, совершившего преступление) необходимо установить то, что наиболее типично для такой личности. Смысл типологии (типизации) состоит в том, что предметом познания является не отдельная личность, а множество лиц, выступающих в единстве как объект исследования. Типология позволяет интегрировать представление о личности преступника, выделить в ней главное, существенное, поэтому в научной литературе ей придается большое значение <7>. -------------------------------- <7> См.: Воронин Ю. А. Типология личности преступников: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Свердловск, 1974; Дагель П. С. Проблема типологии и классификации личности неосторожных преступников // Вопросы борьбы с преступностью. 1978. Вып. 28; Игошев К. Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения. Горький. 1974; Сахаров А. Б. Личность преступника и типология преступников // Социалистическая законность. 1973. N 3.

Выявленные учеными черты и свойства личности, предопределяющие во многом характер преступного поведения, не являются абсолютно одинаковыми для всех сотрудников, совершивших правонарушения. Весьма широкий диапазон имеют нравственно-психологические характеристики лиц, совершающих правонарушения. В одних случаях это типичные ситуативные правонарушители, имеющие незначительные нравственные дефекты, уступающие давлению неблагоприятных жизненных обстоятельств, вынужденные преступить закон вследствие материальных затруднений. Проводимые исследования показали, что противоправный характер преобладающей части обследуемых лиц был связан с удовлетворением своекорыстных интересов и потребностей, мотивация других выражалась в карьеристских и ведомственно-корпоративных побуждениях, поведение третьих было обусловлено неумением контролировать свои действия и т. д. Это, в свою очередь, не позволяет говорить о существовании особого мотива у данных субъектов, да и сами правонарушители не составляют однородной массы. Поэтому, учитывая особенности отдельных категорий правонарушителей, их можно группировать и классифицировать по различным критериям. В криминологической литературе можно встретить множество вариантов типологии личности правонарушителей. В зависимости от критериев типологизации все известные типологии делят на три группы. Первая группа дифференцирует правонарушителей в зависимости от характера личностно-мотивационных свойств, проявляющихся в негативном поведении (корыстные, насильственные, неосторожные и иные правонарушители). Вторая - делит их в зависимости от степени выраженности криминогенных искажений личности (криминогенный и случайный преступники). Основанием третьей является социальная направленность личности (профессиональный, привычный, неустойчивый, небрежный и случайный типы преступников) <8>. -------------------------------- <8> См.: Криминология. СПб., 1998. С. 135.

Вместе с тем изложенные подходы объединения типологий не могут трактоваться как завершенные и требуют проведения новых исследований распространенности различных типов преступников, что позволит в дальнейшем внести в них необходимые изменения и уточнения. Прогрессирующие негативные тенденции преступности сотрудников органов внутренних дел и богатый эмпирический материал по данной проблеме позволил некоторым ученым обратить внимание на особенности личностных свойств и качеств сотрудников правоохранительных органов, совершающих преступления, и вычленить их типы. Так. Е. М. Юцкова предлагает условно выделить три типа сотрудников правоохранительных органов, совершивших преступления, используя в качестве критерия комплекс их личностных черт. Рассмотрение особенностей личности рассматриваемой категории преступников строится, по ее мнению, с учетом степени профессиональной деформации и в зависимости от влияния объективных причин преступности. Так, первый тип характеризуется достаточно ровным течением службы длительное время, но с определенного момента начинают отмечаться нарушения, взыскания, злоупотребление алкоголем, а затем - совершение преступления. Стаж практической деятельности таких лиц превышает восемь лет, и у них прослеживается постепенная профессиональная деформация. Второй тип составляют лица, принятые на службу после 1993 г. и имеющие практический стаж работы в правоохранительных органах от пяти до восьми лет. У них изначально отмечается более низкая моральная и психологическая устойчивость в условиях усвоения негативных ценностей и норм морали в период интенсивного реформирования общества. Третий тип представлен лицами с минимальным стажем практической деятельности в органах внутренних дел. Им присущи изначальная ориентированность на совершение должностных и иных преступлений и гораздо менее устойчивая нравственно-психологическая устойчивость <9>. -------------------------------- <9> См.: Юцкова Е. М. Граждане и власть: некоторые криминологические аспекты // Преступность и власть. М., 1997. С. 30.

Краткая характеристика описанных выше типов, конечно же, не может быть взята за основу. Изучая личность преступника-милиционера, следует заметить, что до сих пор не выявлен ее какой-то особый тип, поскольку как рассматриваемые субъекты, так и формы их преступных проявлений весьма разнообразны. Между тем, учитывая особенности данной категории преступников, их можно классифицировать, взяв за основу устойчивость антиобщественной направленности личности. Это позволит не только найти и вычленить в преступнике нечто типичное, но и даст сбалансированное представление о характере и содержании целей и мотивов преступного поведения. Между тем следует обозначить весьма важную, на мой взгляд, особенность. Результаты проведенных исследований свидетельствуют о том, что среди сотрудников милиции, совершивших различные преступления, в том числе и общеуголовного характера, отсутствуют лица с устойчивой антиобщественной ориентацией и "полной преступной зараженностью" <10>. Поэтому выделение среди рассматриваемой категории преступников неустойчивого и случайного типа личности, на наш взгляд, вполне обоснованно. Это объясняется прежде всего тем, что на службу в органы внутренних дел принимаются лица с безупречной правовой репутацией и устойчивой линией законопослушного поведения, прошедшие специфическую систему отбора. Следовательно, рассматриваемых субъектов нельзя характеризовать как злостных или особо злостных преступников. В этой связи самым криминогенным типом данной категории преступников будет парциальный (неустойчивый) тип, правовое сознание которого переродилось в "сознание преступное". -------------------------------- <10> См.: Алтухов С. А. Преступления сотрудников милиции (понятие, виды и особенности профилактики). СПб., 2001. С. 38.

Поэтому правоохранительные органы, как зеркало отражающие общественное состояние, не всегда могут противостоять преступным проявлениям и сами могут оказаться пораженными деформационными процессами. При этом следует понимать, что, с одной стороны, каждая профессия, кроме общих черт, имеет свою специфику, что обусловливает в определенной степени правовую культуру различных ее представителей. А с другой - с учетом образования, возраста, правового опыта и других аспектов правовая культура граждан различается как по объему, так и по качеству ее содержания <11>. -------------------------------- <11> См.: Теория права и государства / Под ред. В. В. Лазарева. М., 2001. С. 276.

Противоправная деятельность, равно как и укрепление режима законности, не должна оставаться вне поля зрения исследователя при изучении влияния правовой культуры на юридически значимое поведение сотрудников правоохранительной деятельности. Особо важно определить пути искоренения тех изъянов в правовой культуре личности, которые создают одну из предпосылок совершения ею правонарушений. А последние, как известно, могут оказывать негативное влияние на правовую культуру и поведение лиц, ведущих длительное время борьбу против этих нежелательных для общества явлений. У этой категории лиц могут проявляться элементы профессиональной деформации, которые иногда приводят к нарушению режима законности. Работники правоохранительных органов, осуществляя деятельность по укреплению законности и правопорядка, соприкасаясь ежедневно с правонарушителями, подвергаются длительному воздействию отрицательных факторов, испытывают значительные психические перегрузки. Жизнь сталкивает их с наиболее уродливыми антиобщественными явлениями. Исходя из ложно понятых служебных интересов, такой сотрудник любыми средствами добивается желаемого результата, порой сознательно идет на нарушение законности. Нельзя допускать, чтобы в силу отрицательных влияний рождались черствость, грубость, равнодушное восприятие сломанной судьбы или ошибки человека, чтобы у некоторых сотрудников проявлялись черты профессиональной деформации, очерствение и притупление чувств. Такая ситуация особенно неприемлема и опасна в деятельности сотрудников правоохранительных органов, непосредственной обязанностью которых является реализация требований закона и обеспечение режима законности. Необходимо постоянно вырабатывать стойкий и надежный иммунитет, предупреждать профессиональную деформацию, стремиться сохранить свою профессиональную стойкость и боеспособность. Необходимо настойчиво воспитывать и формировать профессионализм и культуру в работе сотрудников правоохранительных органов, глубокое уважение к людям, строжайшее соблюдение законности. Без указанных качеств сегодня немыслим ни один сотрудник правоохранительных органов.

Библиографический список

1. Алексеев С. С., Яковлев В. Ф. О модели юриста и обучении в юридических вузах // Правоведение. 1976. N 4. 2. Алтухов С. А. Преступления сотрудников милиции (понятие, виды и особенности профилактики). СПб., 2001. 3. Баранов П., Витрук Н. Правосознание работников милиции: мифы, деформации, стереотипы // Право и жизнь. 1992. N 1. 4. Воронин Ю. А. Типология личности преступников: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Свердловск, 1974. 5. Дагель П. С., Овчинников Н. И., Резниченко И. М. Модель юриста // Правоведение. 1976. N 4. 6. Жалинский А. Э. Профессиональная деятельность юриста. Введение в специальность. М., 1997. 7. Игошев К. Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения. Горький. 1974. 8. Кузнецов Э. В., Сальников В. П., Сапун В. А., Федоров В. П., Янгол Н. Г. Методологические проблемы правосознания сотрудников органов внутренних дел. Л., 1986. 9. Конфликт закона и правовая реформа // Государство и право. 1997. N 2. 10. Теория права и государства / Под ред. В. В. Лазарева. М., 2001. 11. Правосознание и правовая культура сотрудников органов внутренних дел. Л., 1981. 12. Профессиональная деятельность юриста. Введение в специальность. М., 1997. 13. Сахаров А. Б. Личность преступника и типология преступников // Социалистическая законность. 1973. N 3. 14. Сальников В. П. Правовая культура сотрудников милиции. Л., 1983. 15. Сальников В. П. Уважение к праву в деятельности органов внутренних дел. Л., 1987. 16. Юцкова Е. М. Граждане и власть: некоторые криминологические аспекты // Преступность и власть. М., 1997.

Название документа