Принципы системы страхования вкладов

(Плохута-Плакутина Ю. И.) ("Банковское право", 2008, N 1) Текст документа

ПРИНЦИПЫ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ

Ю. И. ПЛОХУТА-ПЛАКУТИНА

Плохута-Плакутина Ю. И., заместитель председателя Правления КБ "ИНТЕГРО" (ОАО), соискатель кафедры предпринимательского (хозяйственного) права МГЮА.

В ст. 3 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (с послед. изм.; далее - Закон о страховании вкладов) названы четыре основных принципа системы страхования вкладов, а именно: 1) обязательность участия банков в системе страхования вкладов; 2) сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения банками своих обязательств; 3) прозрачность деятельности системы страхования вкладов; 4) накопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов за счет регулярных страховых взносов банков - участников системы страхования вкладов. Они достаточно подробно освещены в юридической литературе <1>. В самой статье эти принципы названы в качестве основных, что предполагает выделение еще ряда основополагающих начал организации и функционирования системы страхования банковских вкладов. -------------------------------- <1> См., напр.: Алексеева Д. Г., Пыхтин С. В., Хоменко Е. Г. Комментарий к Федеральному закону "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". М., 2005; Борисов А. Н. Комментарий к Федеральному закону "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (постатейный). М., 2005; Тосунян Г. А., Викулин А. Ю. Комментарий к Федеральному закону "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (постатейный). М., 2004; Комисарова М. В. Общая характеристика системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации // Финансовое право. 2005. N 4.

А. В. Турбанов в дополнение к изложенным называет следующие принципы: 1) законодательное закрепление системы страхования банковских вкладов; 2) обязательное участие государства в создании системы страхования банковских вкладов и обеспечении ее функционирования; 3) независимость системы страхования банковских вкладов в целях исключения нецелевого использования ее средств; 4) наличие специальной организации, осуществляющей функции страхования банковских вкладов, имеющей следующую компетенцию: формирование фонда страхования вкладов; совместный с Банком России мониторинг финансового состояния банков; оказание финансовой помощи банкам - участникам системы; организация и осуществление выплат вкладчикам; ликвидация несостоятельных банков - участников системы; 5) признание в качестве основного источника формирования фонда страхования вкладов обязательных взносов банков, имеющих право на работу с населением; 6) признание в качестве страхового случая лишение банка лицензии на право осуществления банковских операций либо введение моратория на удовлетворение требований кредиторов; 7) ограничительный характер выплат, позволяющий снизить действие фактора морального риска (moral hazard), возникающего при 100-процентном возмещении вкладов <2>; 8) принцип допуска в систему только финансово устойчивых банков; 9) максимальная скорость выплаты страхового возмещения <3>. -------------------------------- <2> Турбанов А. В. Финансово-правовые основы создания и функционирования системы страхования вкладов в Российской Федерации: Дис. на соиск. уч. степ. доктора юридических наук. М., 2004. С. 13 - 14. <3> Турбанов А. В. Основные подходы к формированию в России системы страхования банковских вкладов. М., 2003. С. 11 - 13, 16 - 18.

Несмотря на приведенный достаточно обширный перечень принципов, представляется возможным назвать еще семь. 1. Принцип ограничения видов и размеров вкладов, которые являются застрахованными. Он имеет субъектную, качественную и количественную составляющую. По субъектам - вкладчикам - ограничение состоит в том, что застрахованными являются только вклады физических лиц - граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства (п. 4 ст. 2 Закона о страховании вкладов). Страхование не распространяется на вклады (депозиты) индивидуальных предпринимателей (п. 1 ч. 2 ст. 5 Закона о страховании вкладов) и юридических лиц. Субъектная составляющая данного принципа, надо полагать, носит временный характер, поскольку ничто принципиально не мешает распространить страхование сначала на депозиты индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - субъектов малого предпринимательства, а затем - и на банковские счета указанных субъектов. Зарубежные системы страхования идут именно по этому пути. Так, согласно Директиве Европарламента и Совета от 16 мая 1994 г. N 94/19/EC "О системах гарантирования депозитов" гарантии сохранности сбережений распространяются на депозиты как физических, так и юридических лиц. В США застрахованы депозиты равным образом физических и юридических лиц в сумме до 100 000 долларов США в одном банке. Качественная составляющая рассматриваемого принципа заключается в том, что не подлежат страхованию следующие виды денежных средств (пп. 2 - 4 ч. 2 ст. 5 Закона о страховании вкладов): - размещенные физическими лицами в банковские вклады на предъявителя, в том числе удостоверенные сберегательным сертификатом и (или) сберегательной книжкой на предъявителя (необходимость данного исключения обусловлена наличием лимита страховой выплаты на одного вкладчика в одном банке (ст. 11 Закона о страховании вкладов), что можно осуществить только при строгой персонализации самого вкладчика); - переданные физическими лицами банкам в доверительное управление (договор доверительного управления является самостоятельным видом договора, отличным от договоров банковского вклада (счета); доходность доверительного управления, в отличие от процентной ставки по вкладу, заранее неизвестна (теоретически доверительное управление может быть как высокодоходным, так и убыточным, что обусловлено размещением средств в высокорисковые инструменты, выбор которых целиком и полностью зависит от доверительного управляющего); кроме того, осуществляя доверительное управление, доверительный управляющий вправе совершать в отношении объектов управления любые юридические и фактические действия, действуя при этом от своего имени с указанием, что он действует в качестве доверительного управляющего, следовательно, вклад находится в управлении самого банка, и соответственно банк, а не сам вкладчик принимает какие-либо решения по вкладу) <4>; -------------------------------- <4> Алексеева Д. Г., Пыхтин С. В., Хоменко Е. Г. Комментарий к Федеральному закону "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". М., 2005. С. 43.

- размещенные во вклады в находящихся за пределами территории РФ филиалах банков Российской Федерации (наличие этого исключения обусловлено политико-экономическими и юридическими причинами. Политико-экономические причины коренятся в целях Закона о страховании вкладов - укрепление доверия к банковской системе РФ и стимулирование привлечения сбережений населения в банковскую систему РФ (п. 1 ст. 1)). Иными словами, деньги вкладчиков должны работать в российской экономике. Юридическая причина состоит в исключении двойного страхования, поскольку в подавляющем большинстве развитых зарубежных стран действуют свои национальные системы страхования вкладов. В связи с рассмотренными исключениями необходимо помнить и о ч. 2 ст. 9 Закона о страховании вкладов, в соответствии с которой лицо, которое приобрело у вкладчика право требования по вкладам после наступления страхового случая, права на возмещение по таким вкладам не имеет. Необходимость данного исключения также обусловлена наличием лимита страховой выплаты на одного вкладчика в одном банке (ст. 11 Закона). Под термином "приобрело" в процитированной норме, очевидно, следует понимать уступку права требования к банку на возврат суммы вклада и причитающихся процентов (цессию - параграф 1 главы 24 ГК РФ) третьему лицу. Сложнее дело обстоит с вкладом в пользу третьего лица. В соответствии с п. 1 ст. 842 ГК РФ вклад может быть внесен в банк на имя определенного третьего лица. Если иное не предусмотрено договором банковского вклада, такое лицо приобретает права вкладчика с момента предъявления им к банку первого требования, основанного на этих правах, либо выражения им банку иным способом намерения воспользоваться такими правами. Обратим внимание, что в ч. 2 ст. 9 Закона о страховании вкладов речь также идет о приобретении прав по вкладу. Закономерен вопрос: распространяется ли ч. 2 ст. 9 на вклад в пользу третьего лица, если такое лицо выразило намерение воспользоваться правами вкладчика после наступления страхового случая? Полагаю, что нет, и вот почему. Пункт 4 ст. 2 Закона для целей системы страхования вкладов выделяет две группы субъектов, которые являются вкладчиками: лица (граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства), являющиеся стороной договора банковского вклада (счета); третьи лица, в пользу которых внесен вклад. Иными словами, для целей Закона о страховании вкладов третье лицо, в пользу которого внесен вклад, с момента заключения договора уже является вкладчиком. Такое определение понятия вкладчика является специальным по отношению к понятию вкладчика, предусмотренному ГК РФ. При этом согласно абз. 2 п. 1 ст. 842 ГК РФ указание имени гражданина, в пользу которого вносится вклад, является существенным условием соответствующего договора банковского вклада, т. е. это лицо заранее известно до наступления страхового случая. Вопрос о применении ч. 2 ст. 9 Закона о страховании вкладов также может возникнуть при наследовании вклада. Согласно п. 1 ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент. Очевидно, что отношения по наследованию - самостоятельная группа правоотношений, отличных от отношений по уступке прав требования (цессии): при наследовании имеет место не уступка прав, а универсальное правопреемство. Кроме того, иная трактовка необоснованно ставила бы наследников умершего вкладчика в худшее положение по сравнению с иными вкладчиками. Вместе с тем необходимо согласиться с мнением, высказанным в литературе, о том, что в отношении наследования вкладов вполне целесообразно дополнить ст. 9 частью третьей следующего содержания: "В случае смерти вкладчика право на возмещение по вкладу получают наследники вкладчика в порядке, предусмотренном гражданским законодательством" <5>. -------------------------------- <5> Алексеева Д. Г., Пыхтин С. В., Хоменко Е. Г. Комментарий к Федеральному закону "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". М., 2005. С. 61.

Количественная составляющая рассматриваемого принципа закреплена в ч. 2 ст. 11 Закона о страховании вкладов в виде лимита максимальной суммы выплачиваемого страхового возмещения, который в настоящее время составляет 400 000 рублей. 2. Принцип персонификации (индивидуальной определенности) выгодоприобретателя. Он заключается в том, что в каждый конкретный момент времени вплоть до наступления страхового случая и формирования реестра обязательств банка перед вкладчиками выгодоприобретатели (которыми в соответствии с п. 1 ст. 4 Закона о страховании вкладов являются вкладчики) должны быть известны и индивидуально определены. Данный принцип неразрывно связан с вышерассмотренным принципом в части исключения из страхового покрытия предъявительских вкладов и вкладов, по которым состоялась уступка прав требования после наступления страхового случая и предопределен им, поскольку отсутствие соответствующих исключений делало бы возможным после наступления страхового случая, передавать "сверхлимитные" вклады родственникам, знакомым и иным лицам с тем, чтобы те от своего имени заявляли требования о выплате страхового возмещения, что ставило бы вкладчиков в неравные условия, делало бы лимит возмещения бессмысленным и приводило бы к увеличению совокупного размера выплат Агентства по страхованию вкладов по сравнению с ситуацией, когда выплаты осуществлялись бы первоначальным вкладчикам. 3. Принцип единства страхового тарифа - состоит в том, что ставка страховых взносов является одинаковой для всех банков - участников системы страхования, независимо от их финансового положения или каких-либо иных критериев (ч. 1 ст. 35 Закона о страховании вкладов). Согласно Официальному сообщению Агентства по страхованию вкладов от 23 марта 2007 г. "О ставке страховых взносов банков в фонд обязательного страхования вкладов" начиная с III квартала 2007 г. ставка страховых взносов была снижена с 0,15% до 0,13% расчетной базы. Взносы подлежат уплате со дня внесения банка в реестр банков и до дня отзыва (аннулирования) лицензии Банка России или до дня исключения банка из реестра банков в соответствии с п. 2 и 3 ч. 3 ст. 28 Закона о страховании вкладов. Периодичность уплаты взносов - ежеквартально, в течение пяти дней со дня окончания квартала путем перевода денежных средств на счет Агентства по страхованию вкладов в Банке России. Первым расчетным периодом признается период со дня внесения банка в реестр банков до дня окончания календарного квартала включительно, в котором банк был внесен в реестр банков. В соответствии с ч. 6 и 15 - 16 ст. 36 Закона о страховании вкладов ставка страховых взносов не может превышать 0,05% расчетной базы начиная с квартала, следующего за кварталом, в котором сумма денежных средств фонда обязательного страхования вкладов превысит 5% общей суммы вкладов в банках; уплата страховых взносов автоматически приостанавливается начиная с квартала, следующего за кварталом, в котором сумма денежных средств фонда обязательного страхования вкладов превысит 10% общей суммы вкладов в банках и возобновляется с квартала, следующего за кварталом, в котором сумма денежных средств указанного фонда составит менее 10% от общей суммы вкладов. 4. Принцип пропорциональности суммы страховых взносов - сводится к исчислению суммы квартального страхового взноса не в фиксированном размере, а исходя из средней хронологической за квартал ежедневных балансовых остатков на счетах по учету вкладов, за исключением денежных средств во вкладах, которые не подлежат страхованию в соответствии с Законом о страховании вкладов (ч. 2 ст. 36). Таким образом, в абсолютном выражении банки, имеющие большие суммы вкладов, уплачивают страховой взнос в большем размере, нежели банки с незначительными объемами привлеченных во вклады денежных средств. 5. Принцип независимости страхового случая от способности/неспособности банка удовлетворить требования вкладчиков. В большинстве зарубежных систем страхования вкладов страховым случаем является признание банка банкротом. Однако согласно ст. 8 Закона о страховании вкладов страховым случаем признается одно из следующих обстоятельств: а) отзыв (аннулирование) у банка лицензии Банка России на осуществление банковских операций; б) введение Банком России моратория на удовлетворение требований кредиторов банка. Если анализировать приведенную норму, то можно прийти к выводу о том, что аннулирование лицензии вообще не может влечь за собой обязанность Агентства по страхованию вкладов осуществить страховую выплату, и вот почему. Согласно ч. 8 ст. 23 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (с послед. изм.) решение об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций принимается Банком России по ходатайству кредитной организации в случае прекращения ее деятельности на основании решения учредителей (участников). Иными словами, аннулирование лицензии осуществляется на основании волеизъявления уполномоченного органа самой кредитной организации, т. е. сам банк инициирует наступление страхового случая. А согласно п. 1 ст. 963 ГК РФ страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения или страховой суммы, если страховой случай наступил вследствие умысла страхователя, выгодоприобретателя или застрахованного лица. Поэтому как минимум слово "аннулирование" из п. 1 ч. 1 ст. 8 Закона о страховании вкладов следует исключить. В литературе высказано мнение о том, что "система страхования банковских вкладов создается для обеспечения возмещения по вкладам в тех банках, которые не могут самостоятельно выполнить свои обязательства перед вкладчиками, т. е. являются несостоятельными. Поэтому закрепление в качестве страхового случая формального признака "отзыв лицензии", без уточнения оснований такого отзыва, учитывая, что по российскому законодательству отзыв лицензии не всегда связан с неплатежеспособностью кредитной организации, представляется некорректным и требующим изменения" <6>. В этой связи предлагается считать страховым случаем не формальный отзыв лицензии, а только тот отзыв, основанием для которого послужила неплатежеспособность банка <7>. Я полностью солидарна и разделяю данную точку зрения. -------------------------------- <6> Турбанов А. В. Финансово-правовые основы создания и функционирования системы страхования вкладов в Российской Федерации: Дис. на соиск. уч. степ. доктора юридических наук. М., 2004. С. 163 - 164. <7> Там же.

6. Принцип обеспечения финансовой устойчивости системы страхования вкладов - является ключевым, поскольку в конечном счете именно достаточность средств фонда страхования вкладов обусловливает возможность осуществить страховые выплаты при наступлении страхового случая. О важности этого принципа говорит хотя бы тот факт, что в Законе о страховании вкладов финансовым основам системы страхования вкладов посвящена целая глава (глава 5). Законом установлено, что для осуществления текущих (вне системного банковского кризиса) страховых выплат достаточность средств фонда страхования вкладов составляет 10% общей суммы вкладов в банках (ч. 15 ст. 36 Закона о страховании вкладов). Однако общепризнанным является тот факт, что этих средств может не хватить в случае системного банковского кризиса. Для такой ситуации Законом о страховании вкладов предусмотрен механизм получения ассигнований из федерального бюджета (ст. 41). 7. Принцип невмешательства в деятельность Агентства по страхованию вкладов - нормативно закреплен в ч. 1 ст. 27 Закона о страховании вкладов, в соответствии с которой федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления и Банк России не имеют права вмешиваться в деятельность Агентства по страхованию вкладов по реализации законодательно закрепленных за ним функций и полномочий. Согласно ч. 2 и 3 ст. 27 Закона о страховании вкладов Агентство и Банк России координируют свою деятельность и информируют друг друга по вопросам осуществления мероприятий по страхованию вкладов. В целях информационного обеспечения функционирования системы страхования вкладов Банк России направляет в Агентство отчетность банков и иную необходимую информацию. Состав информации, направляемой Банком России Агентству и Агентством Банку России, определен в ч. 4 и 5 ст. 27, а также ст. 29 Закона. Специфика статуса Агентства состоит и в том, что оно не является органом банковского надзора, в отличие, скажем, от Федеральной корпорации страхования депозитов в США. Поэтому Агентство не вправе принимать собственных надзорных решений. Однако Агентство участвует в осуществлении контроля за исполнением банками обязанностей, возложенных на них Законом. Так, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 15 Закона о страховании вкладов одной из функций Агентства является сбор страховых взносов и контроль за их поступлением в фонд. Полномочие по контролю за поступлением страховых взносов реализуется через взаимодействие Агентства с Банком России <8>. -------------------------------- <8> Гузнов А. Г. Особенности и некоторые правовые проблемы надзора за банками, вступающими или состоящими на учете в системе страхования вкладов // Банковское право. 2005. N 1.

Таким образом, изложенные принципы системы страхования вкладов, взятые в совокупности, составляют ее квинтэссенцию, раскрывают ряд моментов изотерического порядка. Строгое и неукоснительное следование им обеспечивает единство правопонимания и правоприменения при обращении к нормам Закона о страховании вкладов.

------------------------------------------------------------------

Название документа