Понятие "безопасность государства" в системе норм Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации
(Петухов Р. Б.) ("Российский следователь", 2013, N 17) Текст документаПОНЯТИЕ "БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА" В СИСТЕМЕ НОРМ ОСОБЕННОЙ ЧАСТИ УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р. Б. ПЕТУХОВ
Петухов Руслан Борисович, Академия ФСО России (г. Орел), кандидат юридических наук.
В статье рассматривается понятие "безопасность государства" как видовой объект преступлений, включенных в главу 29 Уголовного кодекса РФ.
Ключевые слова: национальная безопасность, безопасность государства, объект преступлений.
Concept of "state security" in the system of norms of the special part of the Criminal Code of the Russian Federation R. B. Petukhov
In the article the concept "safety of the state" as specific object of the crimes included in chapter 29 of the Criminal code of the Russian Federation is considered.
Key words: national security, safety of the state, object of crimes.
Государство является основным институтом современного общества, обязанным обеспечить единство самых разнообразных компонентов политической системы. Оно призвано не только быть самостоятельным субъектом политических отношений, но и создавать необходимые условия для реального обеспечения конституционных принципов организации и деятельности всей политической системы, реального действия политических прав и свобод граждан <1>. -------------------------------- <1> Буянова М. О. и др. Юридический энциклопедический словарь / Отв. ред. М. Н. Марченко. М.: ТК Велби; Проспект, 2008. С. 146.
На протяжении всей своей истории Российское государство осуществляло уникальную историческую миссию, основное стратегическое содержание которой заключалось в достижении и сохранении статуса великой державы, чьими основными критериями традиционно являются не только размеры территории, численность населения, мощность вооруженных сил, но и уровень научно-технического развития, культуры, состояние духовности общества, которые в совокупности позволяют ей оказывать влияние на ход мирового развития <2>. -------------------------------- <2> Ласовская Н. Ф. Диалектика соотношения безопасности государства и здоровья населения // Общество и право. 2011. N 3. С. 315 - 319.
Одним из определяющих критериев способности любого государства обеспечивать свои внутренние и внешние интересы является его способность гарантировать свою собственную безопасность. Поэтому неслучайно понятие национальной безопасности, как правило, ассоциируется с понятием "национальный интерес" <3>. -------------------------------- <3> Солонина В. П. Социальная безопасность в регионе: здоровье населения. Ставрополь, 2005. С. 11.
По мнению В. Н. Кузнецова, определение категории "безопасность" - комплексное. Оно охватывает важнейшие сферы внутренней жизни государства и общества, тесно связанные между собой, во многом взаимозависимые <4>, поскольку трудно представить вне связи такие сферы безопасности государства, как военную, экономическую, политическую, экологическую и др. -------------------------------- <4> Кузнецов В. Н. Социология безопасности. М., 2007. С. 18.
Выступая с принципиальной позицией обеспечения безопасности всех членов мирового сообщества, Российская Федерация осуществляет политику по поддержанию юридической безопасности собственного государства во всех ее аспектах. Сюда входят меры по охране государственной независимости и территориальной целостности страны, недопущению любых видов вмешательства во внутренние дела, а также упорядоченные на основе права действия по реализации собственных национальных интересов: чтобы обеспечивать национальные интересы от внешних и внутренних угроз, правовая система должна быть интенсивно действующей, гарантирующей обеспечение безопасности в любой сфере <5>. -------------------------------- <5> Фомин А. А. Юридическая безопасность государства как особого субъекта российского права // Право и политика. 2005. N 3, 6.
Российская Федерация при обеспечении национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу исходит из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма, экстремизма, других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность <6>. -------------------------------- <6> Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 "О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" // СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.
Для определения конкретных общественных отношений, являющихся видовым объектом преступлений против безопасности государства, нам необходимо уяснить сущность самого понятия "безопасность государства". Необходимо отметить, что законодательного определения данного термина в настоящее время не существует, хотя оно и используется, помимо Уголовного кодекса РФ, в различных нормативных правовых актах: Федеральном законе от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" <7>, Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <8>, Федеральном законе от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" <9>, Указе Президента РФ от 23 ноября 1995 г. N 1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства" <10>, Постановлении Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. N 1027 "Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства" <11> и ряде других. -------------------------------- <7> Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (в ред. от 28 июля 2012 г., с изм. от 25 декабря 2012 г.) // СЗ РФ. 2003. N 28. Ст. 2895. <8> Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. I). Ст. 7598. <9> Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (в ред. от 29 ноября 2012 г.) // СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3349. <10> Указ Президента РФ от 23 ноября 1995 г. N 1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства" (с изм. от 15 марта 1999 г.) // СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4658. <11> Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. N 1027 "Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства" (в ред. от 2 октября 2009 г.) // СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 179.
Рассмотрение термина "безопасность государства" целесообразно начать с уяснения сущности понятия "безопасность" (или "национальная безопасность"), которое появилось в России с конца 80-х гг. XX в. в политологии, а затем и в некоторых нормативных правовых актах <12>. -------------------------------- <12> Отмечается, что появление в отечественной научной литературе этого понятия связано с изучением зарубежных и, в частности, американских политологических концепций, появившихся вскоре после окончания Второй мировой войны (см. подробнее: Попов Л. Л., Мигачев Ю. И., Тихомиров С. В. Военное право: Учеб. / Под ред. Ю. И. Мигачева. М.: Юрист, 2008. С. 45 - 60).
Законодательно понятие "безопасность" определялось в ст. 1 Закона РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-1 "О безопасности" как "состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз" <13>. -------------------------------- <13> Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-1 "О безопасности" (в ред. от 26 июня 2008 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 15. Ст. 769.
В дальнейшем в Федеральном законе от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" данная дефиниция уже отсутствует и определяется лишь предмет регулирования закона: "Основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее - безопасность, национальная безопасность), полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации" <14>. -------------------------------- <14> Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" // СЗ РФ. 2011. N 1. Ст. 2.
Таким образом, в настоящее время различаются: - безопасность государства; - общественная безопасность; - экологическая безопасность; - безопасность личности; - иные виды безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации (пожарная безопасность, безопасность дорожного движения, радиационная безопасность, продовольственная безопасность, экономическая безопасность и др.) <15>. -------------------------------- <15> Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в ред. от 30 декабря 2012 г.) // СЗ РФ. 1994. N 35. Ст. 3649; Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (в ред. от 28 июля 2012 г.) // СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4873; Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" (в ред. от 19 июля 2011 г.) // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 141; Указ Президента РФ от 30 января 2010 г. N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации" // СЗ РФ. 2010. N 5. Ст. 502; Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. N 608 "О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)" // СЗ РФ. 1996. N 18. Ст. 2117.
Впервые употребил термин "национальная безопасность" в своем Послании к Конгрессу США в 1904 г. американский президент Т. Рузвельт. В этом Послании речь шла о присоединении к США зоны Панамского канала, причем эта акция обосновывалась интересами "национальной безопасности" США <16>. -------------------------------- <16> Стремоухов А. А., Лунгу А. С. Внутренние войска МВД России как элемент системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Военно-юридический журнал. 2012. N 4. С. 4.
В нашей стране термин "национальная безопасность" впервые использован в Федеральном законе "Об информации, информатизации и защите информации" <17> (в настоящее время данный документ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <18>), а его определение дано в первом Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "О национальной безопасности" <19>, в котором национальная безопасность понималась как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства. -------------------------------- <17> Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (в ред. от 10 января 2003 г.) // СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 609. <18> Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (в ред. от 28 июля 2012 г.) // СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3448. <19> Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "О национальной безопасности". М., 1996.
Сущность национальной безопасности раскрыта в Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года и понимается как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие РФ, оборону и безопасность государства. "Угроза национальной безопасности" - прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства. Таким образом, понятие национальной безопасности носит межотраслевой характер, позволяет объединить в себе все виды безопасности, защищаемые государством, а также может рассматриваться как категория социально-политического характера, определенная Стратегией национальной безопасности РФ до 2020 года. Социально-политический характер данного понятия обусловлен прежде всего концептуальным характером указанного нормативного правового акта, определяющего основополагающие представления и принципы о путях, средствах и механизме защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства, в т. ч. в военной сфере <20>. -------------------------------- <20> Военное право: Учеб. Необходимо отметить, что в настоящее время военными учеными-юристами делаются попытки теоретико-правового обоснования военной безопасности как правового института, а также создания концепции правового обеспечения военной безопасности (см., например: Фатеев К. В. Правовое регулирование обеспечения военной безопасности Российской Федерации: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005).
В связи с этим отметим, что "безопасность государства", в отличие от термина "национальная безопасность", является юридическим понятием, что обусловлено его широким закреплением в нормативных правовых актах различных уровней законодательства Российской Федерации: Конституции РФ, федеральных конституционных законах, федеральных законах, подзаконных нормативных правовых актах. Специфика безопасности государства определяется прежде всего в задачах по ее обеспечению и, как следствие, в субъектах по поддержанию данной сферы деятельности государства. К основным задачам в области безопасности государства относятся: - выявление, предупреждение, пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности РФ; - выявление, предупреждение и пресечение актов терроризма; - борьба с коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя РФ; - обеспечение безопасности объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопасности в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок; - защита сведений, составляющих государственную тайну; - осуществление разведывательной деятельности органами внешней разведки; - обеспечение безопасности органов власти и должностных лиц, а также ряд иных мер <21>. -------------------------------- <21> Военное право: Учеб. С. 53 - 54.
В заключение необходимо отметить, что видовой объект преступлений против безопасности государства определен глобально, а его широта адекватна задачам, стоящим перед Уголовным кодексом РФ в целом (ст. 2 УК РФ). Фактические общественные отношения - это социальное явление, не включающее в себя ничего материального, структура общественных отношений выступает формой их содержания - деятельности людей как субъектов отношений. Для конкретизации общественные отношения следует рассматривать через их структуру, состоящую из таких элементов, как субъекты отношений, предмет отношений (то, по поводу чего они сложились), а также взаимосвязь между субъектами по поводу этого предмета <22>, в связи с чем необходима глубокая научная и законодательная проработка системы уголовно-правовых норм, регулирующих охрану общественных отношений в сфере безопасности государства, с точки зрения их соответствия видовому и непосредственным объектам рассматриваемой группы посягательств. -------------------------------- <22> Винокуров В. Н. Объект преступления: способы конкретизации, установления и закрепления в законе: Моногр. Красноярск: СибЮИ МВД России, 2010. С. 22.
Название документа