Правовые основы деятельности органов внутренних дел в сфере незаконного оборота наркотиков

(Волобуев И. А.) ("Российский следователь", 2008, N 12) Текст документа

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИКОВ

И. А. ВОЛОБУЕВ

Волобуев И. А., старший преподаватель БФЗО ДВЮИ МВД России, подполковник милиции.

Согласно п. "м" ст. 71 Конституции Российской Федерации производство наркотических средств и порядок их использования относятся к ведению Российской Федерации. Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" устанавливает, что в целях осуществления государственной политики в сфере оборота наркотиков и в области противодействия их незаконному обороту Президент или Правительство Российской Федерации уполномочивают специально образованные федеральные органы или иные федеральные органы исполнительной власти на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту <1>. -------------------------------- <1> См.: Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3 "О наркотических средствах и психотропных веществах" // СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 219.

Применительно к системе федеральных органов исполнительной власти, установленной Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314, специально образованным федеральным органом является Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков <2>. -------------------------------- <2> См.: Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // Российская газета. 2004. 11 марта.

В качестве иных федеральных органов, осуществляющих противодействие, выступают государственные заказчики Федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы", а именно: Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная таможенная служба, Федеральное агентство геодезии и картографии, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Федеральное космическое агентство, Федеральное агентство по образованию, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Федеральное агентство по промышленности, Федеральное агентство по сельскому хозяйству, Федеральное агентство по физической культуре и спорту. Каждый из этих органов обладает собственной правосубъектностью и в разной мере наделен правами и обязанностями в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту. Особое место в этой системе наряду с ФСКН занимает МВД. Органы внутренних дел, несмотря на существование ФСКН, в настоящий момент являются основным субъектом предупреждения незаконного оборота наркотиков. Сотрудники органов внутренних дел выявляют правонарушения в сфере незаконного оборота наркотиков в соответствии с Законом РФ "О милиции" <3>. -------------------------------- <3> См.: Закон РФ от 18 апреля 1991 г. "О милиции" // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 16. Ст. 503.

Цели и задачи подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации сформулированы в Приказах министра внутренних дел Российской Федерации от 30 июня 2003 г. N 500 "О создании ОРБ ПНОН ГУБОП СКМ МВД России" и от 12 августа 2003 г. N 624 "Вопросы деятельности подразделений по борьбе с организованной преступностью". Целями этих подразделений являются: - организация работы по противодействию незаконному обороту наркотиков; - обеспечение внутриведомственной координации (координация деятельности подразделений органов внутренних дел по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ); - осуществление межведомственного и международного взаимодействия в части, касающейся компетенции органов внутренних дел <4>. -------------------------------- <4> См.: Приказы МВД России от 30 июня 2003 г. N 500 "О создании ОРБ ПНОН ГУБОП СКМ МВД России" и от 12 августа 2003 г. N 624 "Вопросы деятельности подразделений по борьбе с организованной преступностью".

Необходимым условием взаимодействия правоохранительных органов в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков является их информационное обеспечение. Основным источником, характеризующим состояние незаконного оборота наркотиков в России, является форма статистической отчетности 1-НОН, выпускаемая с определенной периодичностью (квартал, полугодие, девять месяцев, год) ГИЦ МВД России. Данная форма отчетности предусмотрена Приказом МВД России от 17 апреля 2004 г. N 247. Раздел 4 формы 1-НОН содержит сведения о выявленных органами внутренних дел административных правонарушениях, связанных с наркотическими средствами и психотропными веществами, по ст. ст. 6.8 - 6.10, 6.13, 10.4, 10.5, 20.20, 20.22 КоАП РФ. В области информационного обеспечения в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков органами внутренних дел на основании Приказа МВД от 8 августа 2002 г. N 753 также ведется и административная практика - форма 1-АП. В ней содержатся сведения о правонарушениях в сфере оборота наркотических средств либо психотропных веществ по ст. ст. 6.8 - 6.10, 6.13 и 20.20 - 20.22 КоАП РФ. По нашему мнению, качественный и объективный анализ деятельности органов внутренних дел лишь на основании статей КоАП РФ, указанных в формах 1-НОН и 1-АП, сделать невозможно, так как: - в форме 1-НОН не отражена административная деятельность органов внутренних дел по следующим составам административных правонарушений, закрепленных КоАП РФ: ст. 6.15 "Нарушение правил оборота веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ"; ст. 11.9 "Управление судном судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения"; ст. 12.8 "Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения"; ст. 12.26 "Невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения"; ч. 3 ст. 12.27 "Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием"; ч. 3 ст. 12.29 "Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения"; ст. 12.32 "Допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения либо не имеющего права управления транспортным средством"; ст. 20.21 "Появление в общественных местах в состоянии опьянения"; - в форме 1-АП не отражена административная деятельность органов внутренних дел по следующим составам административных правонарушений, закрепленных КоАП РФ: ст. 6.15 "Нарушение правил оборота веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ"; ст. 10.4 "Непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов, мест хранения и переработки растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и конопли"; ст. 10.5 "Непринятие мер по уничтожению дикорастущих растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и дикорастущей конопли". По нашему мнению, необходимо внести изменения в раздел 4 приложения к Приказу МВД России от 17 апреля 2004 г. N 247 (форма 1-НОН), дополнив его сведениями об административной практике ОВД по ст. ст. 6.15, 11.9, 12.8, 12.26, 12.32, 20.21, ч. 3 ст. 12.27 и ст. 12.29 КоАП РФ, а также в приложение к Приказу от 8 августа 2002 г. N 753 (форма 1-АП), дополнив сведениями об административной практике ОВД по ст. ст. 6.15, 10.4 и 10.5 КоАП РФ. Немаловажное значение в предупреждении административных правонарушений органами внутренних дел в сфере незаконного оборота наркотиков принадлежит административному законодательству. Так, гл. 23 КоАП РФ определяет перечень субъектов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере незаконного оборота наркотиков: - судьи уполномочены рассматривать дела по ст. ст. 6.8, 6.9, 6.13, 6.15, 11.9, 12.8, 12.26, 20.21 КоАП РФ; - комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав уполномочены рассматривать дела по ст. ст. 6.10 и 20.22 КоАП РФ; - органы рыбоохраны уполномочены рассматривать дела по ст. 11.9 КоАП РФ; - органы морского транспорта уполномочены рассматривать дела по ст. 11.9 КоАП РФ; - органы внутреннего водного транспорта уполномочены рассматривать дела по ст. 11.9 КоАП РФ; - органы государственной инспекции по маломерным судам уполномочены рассматривать дела по ст. 11.9 КоАП РФ; - органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ уполномочены рассматривать дела по ст. ст. 10.4, 10.5 и 20.20 КоАП РФ; - органы внутренних дел уполномочены рассматривать дела по ст. ст. 10.4, 10.5, 11.9, 12.8, 12.26, 12.27, 12.29, 12.32, 20.20, 20.21 КоАП РФ. Как видим, органы внутренних дел наделены административным законодательством наибольшим объемом юрисдикционных полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях в сфере незаконного оборота наркотиков. В ст. 28.3 КоАП РФ содержится перечень субъектов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в сфере незаконного оборота наркотиков. К ним относятся: - члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав - уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 6.10 КоАП РФ; - должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ - уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. ст. 6.8, 6.9, 6.13, 6.15, 20.22 КоАП РФ; - должностные лица органов, уполномоченных в области телевидения, радиовещания и государственного контроля за техническим качеством вещания, - правомочны составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 6.13 КоАП РФ; - должностные лица органов, уполномоченных в области печати и средств массовой информации, - правомочны составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 6.13 КоАП РФ; - должностные лица органов внутренних дел - уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. ст. 6.8, 6.9, 6.10, 6.13, 6.15, 12.8, 12.26, 20.22 КоАП РФ. Таким образом, административное законодательство наделяет органы внутренних дел большими (в соотношении с другими субъектами) правомочиями и по составлению протоколов об административных правонарушениях в сфере незаконного оборота наркотиков. Приказ МВД России от 2 июня 2005 г. N 444 "О полномочиях должностных лиц МВД России и ФМС России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию" также содержит перечень должностных лиц органов внутренних дел, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере незаконного оборота наркотиков. Однако данным Приказом МВД России перечислены не все составы административных правонарушений, на которые распространяются юрисдикционные полномочия сотрудников органов внутренних дел по составлению протоколов об административных правонарушениях в сфере незаконного оборота наркотиков. Например, ст. 6.15 КоАП РФ "Нарушение правил оборота веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ". Хотя, как нами было рассмотрено раннее, ст. 28.3 КоАП РФ наделяет должностных лиц органов внутренних дел правомочиями составлять протоколы об административных правонарушениях по данной статье. Думается, что на уровне МВД России необходимо устранить данный правовой пробел, внеся изменения в Приказ МВД России от 2 июня 2005 г. N 444 "О полномочиях должностных лиц МВД России и ФМС России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию". В качестве вывода хотелось бы отметить, что необходимым условием эффективной работы органов внутренних дел по предупреждению административных правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков является опора на систему российского законодательства. Правовое регулирование оборота наркотических средств и предупреждение их незаконного оборота имеет комплексный характер и интегрирует нормы различных отраслей права, тем не менее преобладающее значение в вопросах предупреждения незаконного оборота наркотиков принадлежит административному законодательству.

Список использованных источников

1. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. "О милиции" // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 16. Ст. 503. 2. Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3 "О наркотических средствах и психотропных веществах" // СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 219. 3. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // Российская газета. 2004. 12 марта. 4. Приказ МВД России от 30 июня 2003 г. N 500 "О создании ОРБ ПНОН ГУБОП СКМ МВД России". 5. Приказ МВД России от 12 августа 2003 г. N 624 "Вопросы деятельности подразделений по борьбе с организованной преступностью".

Название документа