Миграционные процессы как фактор внутренней безопасности и территориальной целостности государства

(Безвербный В. А.)

("Миграционное право", 2008, N 2)

Текст документа

МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ КАК ФАКТОР ВНУТРЕННЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ

И ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ ГОСУДАРСТВА

В. А. БЕЗВЕРБНЫЙ

Безвербный В. А., аспирант Института социально-политических исследований РАН.

На сегодняшний день миграционные процессы приобретают особую актуальность не только в контексте мощного источника привлечения дешевой рабочей силы. Как показали последние события в Косово, Франции и Дании, неконтролируемая массовая международная миграция чуждых по культуре и языку людей может повлечь за собой межэтнические и межконфессиональные противоречия и дестабилизировать общество.

История знает немало примеров, когда массовая этническая миграция выступала в роли значимого инструмента геополитики и впоследствии ставила под угрозу территориальную целостность принимающей страны.

Одним из таких примеров являлся Мексиканский Техас первой половины XIX в. После экономического кризиса США в 1819 г. авантюристы, торговцы и разорившиеся американские землевладельцы, нуждавшиеся в расширении своих угодий с целью упрочения своего положения в Союзе и создании новых рабовладельческих штатов на западе США, обратили внимание на малозаселенные, богатые природными ресурсами и отличавшиеся великолепным климатом плодородные земли Техаса.

Предпринятая в июне 1819 г. неудачная попытка силового присоединения Техаса к территории США, провозглашение Миссурийского компромисса в 1820 г. и Доктрины Монро в 1823 г., фактически узаконившей территориальную и рабовладельческую экспансию США на юг, вынудили мексиканское Правительство Агустина I принять 4 января 1823 г. Закон о колонизации. На практике этот Закон ставил в равные с гражданами Мексики условия иностранцев-католиков, приобретающих землю, а также предоставлял им дополнительные права, льготы и привилегии. В результате данные процессы в разы усилили приток американских иммигрантов на территорию Техаса, в особенности из южных и юго-западных районов США, и закрепили дальнейшую "мирную" колонизацию Мексики. Необычайная дешевизна земли в Техасе привела к тому, что, по официальным цифрам, с 1824 по 1835 г. около 5 тыс. иммигрантов получили в собственность более 26 тыс. акров земли. Однако судить о реальных масштабах миграции, опираясь только на число землевладельцев, неверно, так как кроме них в Техас ринулись различные переселенцы, предприниматели, авантюристы и т. д., кроме того, многие семьи в качестве прислуги брали с собой негритянских рабов.

С течением времени численность прибывших американских колонистов неуклонно возрастала, и они установили полный контроль над Техасом. Несмотря на то что мексиканское Правительство осознало угрозу для своей территориальной целостности и в 1830 г. запретило дальнейшую иммиграцию из США, иммиграция в Техас все равно продолжалась. К середине 30-х годов число американских колонистов достигло 30 тыс. человек, их число стало значительно превышать количество мексиканцев, проживающих на своей территории (примерно 3,5 тыс. человек).

5 сентября 1836 г. был проведен плебисцит за немедленное включение провозглашенной независимой Республики Техас в состав США, в ходе которого подавляющее большинство опрошенных одобрили эту идею. После ряда военных и дипломатических противостояний и стремления Мексики вернуть контроль над Техасом Правительство США продолжило попытки присоединить Техас и всячески способствовало увеличению числа иммигрантов и этнических диаспор в этом регионе. Так, во второй половине 1830-х годов численность американских иммигрантов увеличилась практически вдвое. В 1839 и 1840 гг. независимость Техаса признали Англия и Франция. Наконец, 13 октября 1845 г. после проведения всенародного референдума, в котором участвовало более 4,5 тыс. человек, в основном этнических американцев, высказались за мирную аннексию Техаса. За Техасом последовали Калифорния, Новая Мексика, Аризона, Луизиана и Флорида.

В 1920 - 1930-е годы началось активное заселение немцами Судетской области Чехословакии. К 1938 г. их число достигло 3,3 млн. человек, что составляло подавляющее большинство населения этого региона. Без согласия Чехословакии, но с молчаливого согласия Правительств Франции, Англии и Италии 30 сентября 1938 г. было подписано Мюнхенское соглашение, по которому промышленно развитые территории, заселенные судетскими немцами, передавались Германии.

Однако для России с учетом этнокультурной и исторической близости славянских народов по-прежнему актуален пример сербского края Косово. Культурные и исторические факты говорят о том, что территория Косово еще в VI в. являлась центром сербской культуры и государственности. Массовая миграция албанцев, поддерживаемая Османской империей, начала нарастать в период турецко-австрийской войны 1683 - 1699 гг., после которой значительная часть сербов были вынуждены покинуть свои земли. Впоследствии темпы переселения албанцев в Косово только росли, и к началу Второй мировой войны население Косово состояло из 40% албанцев и 60% славян. Во время войны косовские албанцы, воевавшие на стороне фашистской Италии, произвели этническую чистку сербов, в ходе которой множество людей было убито и более 400 тыс. изгнано со своей земли. После окончания войны и прихода к власти Тито миграция албанцев только усилилась. Тито стремился ослабить независимое положение сербов и включить Албанию в состав Югославии в обмен на передачу ей Косово. Он принял 400 тыс. албанских беженцев и переселил из Косово и Метохии в другие регионы Югославии 200 тыс. сербов. Данные политические решения, а также демографический взрыв албанского населения, где на среднюю семью приходилось 6 - 9 человек, привели к тому, что к концу 1980-х годов сербов в крае осталось менее 20%. Значительный дисбаланс в этнической структуре Косово и других районов Югославии привел к чрезвычайно острому межэтническому и межконфессиональному противостоянию и распаду страны. 17 февраля 2008 г. албанские сепаратисты Республики Косово в одностороннем порядке объявили о своей независимости, которую не признает Сербия, но поддерживают США и большая часть стран Европейского союза. На сегодняшний день в Косово осталось менее 5% сербов. Ценой нескольких тысяч убитых мирных жителей, многочисленных гражданских войн, опустошающих натовских бомбардировок, разоренных и оскверненных церквей и памятников культуры в Косово и по сей день царит хаос.

Во всех вышеизложенных примерах отражены геополитические аспекты миграционных процессов и необходимость их наблюдения и контроля со стороны общества и государства во избежание повторения "мексиканского", "судетского" и "косовского" сценариев.

В этой связи положение нашей страны в контексте длительного периода депопуляции, огромных масштабов нелегальной миграции и нарастания этнических и межконфессиональных конфликтов вызывает большие опасения. Так, по данным ФМС России, численность нелегальных мигрантов, находящихся в стране в 2007 г., составила 5 - 7 млн. человек. Несмотря на значительное снижение масштабов, это по-прежнему огромная цифра. Нелегальная миграция является питательной средой для теневой экономики, коррупции, национальных анклавов и преступных группировок. По данным МВД России, число преступлений, совершенных иностранцами, неуклонно растет и за 15 лет выросло в 130 раз. В 2007 г. иностранцами совершено 50,1 тыс. преступлений, из них более 90% приходится на выходцев из СНГ. Около 14% трудовых мигрантов, прибывающих в Москву, являются носителями опасных инфекций: СПИДа, туберкулеза, гепатита и т. д. За счет трансфертов происходит значительная утечка капиталов за рубеж. Кроме того, по отношению к мигрантам постоянно растут антипатия и ксенофобия со стороны российского общества. За первую половину 2007 г. число совершенных против иностранцев преступлений составило 7,9 тыс.

Активно растут проявления русофобии и этнических конфликтов в отдельных субъектах Южного федерального округа. Особую тревогу вызывают процессы обезлюдения в приграничных и стратегически важных регионах России, обусловленные длительной депопуляцией и оттоком населения в экономически благополучные регионы России. Особые опасения связаны с Дальним Востоком. Взамен постепенно "вымывающемуся" русскому населению противопоставляется масштабная миграция китайцев из приграничных районов, что с учетом официальных претензий на 1 млн. кв. км российской территории и перенаселением Китая является прямой угрозой для суверенитета дальневосточных районов России.

Все это может в любой момент буквально "взорвать" российское общество, поставить под вопрос территориальную целостность и безопасность страны. От осознания и решения этих вопросов во многом зависит дальнейшее существование нашего государства. В противном случае афоризм Бернарда Шоу о том, что "единственный урок, который можно извлечь из истории, состоит в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков", будет отнесен и к России.

Название документа

Вопрос: Я купил 1/4 доли в праве собственности на квартиру. Собираюсь прописаться в этой квартире, однако остальные жильцы против моего проживания и прописки в ней. Могут ли мне отказать в прописке?

("ЭЖ-Юрист", 2008, N 17)

Текст документа

Вопрос: Я купил 1/4 доли в праве собственности на квартиру. Собираюсь прописаться в этой квартире, однако остальные жильцы против моего проживания и прописки в ней. Могут ли мне отказать в прописке?

Д. Корольчук, г. Коломна

Ответ: В соответствии с п. 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713, гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить:

- документ, удостоверяющий личность;

- заявление установленной формы о регистрации по месту жительства;

- документ, являющийся основанием для заселения в жилое помещение (ордер, договор, свидетельство о праве на наследство жилого помещения, решение суда о признании права пользования жилым помещением, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, либо иной документ или его надлежаще заверенная копия).

При этом под местом жительства гражданина, в частности, следует понимать место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника: жилой дом, квартиру, иное жилое помещение (абзац 2 п. 3 Правил).

Как следует из приведенных положений, в указанном пункте Правил содержится исчерпывающий перечень документов, необходимых для регистрации гражданина по месту жительства (именуемой ранее пропиской). В рассматриваемом случае такими документами будут помимо паспорта гражданина РФ или иного документа, удостоверяющего личность, заявления, договор купли-продажи доли в праве собственности.

Таким образом, Правила не предусматривают в качестве необходимого условия для регистрации наличие письменного или устного согласия иных проживающих в жилом помещении граждан. Следовательно, отказать в регистрации по данному основанию органы регистрационного учета не вправе.

Пункт 3.2 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в городе Москве, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 31.10.2006 N 859-ПП, практически воспроизводит положения Правил в части определения документов, необходимых для регистрации по месту жительства, за исключением отсутствия примерного перечня документов, являющихся основанием для вселения граждан в жилые помещения.

Судебная практика также свидетельствует о незаконности требования о предоставлении документов, подтверждающих согласие иных проживающих граждан. Например, суд обоснованно удовлетворил жалобу на отказ начальника паспортного стола ОВД в регистрации гражданина в жилом помещении, принадлежащем ему на праве общей собственности, на том основании, что когда собственников жилого помещения несколько, а регистрируется один из них, то необходимо предъявить письменное согласие остальных сособственников. Аналогичные примеры из судебной практики можно также изучить в Обзоре судебной и регистрационной практики паспортно-визовых служб, а также отделов виз и регистраций Московской области по применению законодательства, регулирующего порядок и процедуру регистрации по месту жительства граждан Российской Федерации, вынужденных переселенцев, а также беженцев, иностранных граждан и лиц без гражданства от 27.07.2003.

Кроме того, согласно ст. 247 Гражданского кодекса РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом. Участник долевой собственности имеет право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле.

Следовательно, в том случае, если проживающие в жилом помещении граждане и дальше будут препятствовать вселению и проживанию нового участника долевой собственности, последний праве обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав.

Ева Шипунова

Аспирант кафедры гражданского

и семейного права МГЮА

Название документа