Рњр•р–р”рјрќрђр рћр”рќр«р™ рљрћрќрўр рћр›р¬ р—рђ рџр рђр’рђрњр? рћрўрјр–р”р•рќрќр«рґ

С. БОРСУЧЕНКО

Светлана Борсученко, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии РПА Минюста России, г. Москва.

Все исправительные учреждения и места содержания задержанных лиц должны подвергаться независимым от властных структур проверкам. От этого во многом зависит соблюдение законных прав и свобод осужденных. Какие международные документы признаны Российской Федерацией и в каких формах осуществляется контроль?

Процесс сближения СССР с мировым сообществом, осуществляемый в ходе перестройки, позитивно отразился на ситуации в сфере исполнения уголовных наказаний. Советский Союз подписал Конвенцию ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984). Она была ратифицирована с оговорками и вступила силу 26 июня 1987 года (оговорки касались ст. 20 и ч. 1 ст. 30 Конвенции) <1>.

<1> Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21.01.1987 N 6416-XI.

Согласно ст. 19 данной Конвенции СССР возложил на себя обязанность регулярно представлять Комитету ООН против пыток доклады о соблюдении прав человека и предотвращении пыток (в том числе и при исполнении уголовных наказаний).

Это был первый шаг к распространению международного контроля на исправительные учреждения Союза.

В 1991 году Верховный Совет СССР принял ряд документов, расширяющих возможности международного контроля за соблюдением прав и свобод человека в местах лишения свободы. Соответствующими постановлениями высший орган законодательной власти закрепил присоединение СССР к Факультативному протоколу Международного пакта о гражданских и политических правах (1966), признал компетенцию Комитета по правам человека в соответствии со ст. 41 данного Пакта, снял оговорку в отношении ст. 20 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, признал компетенцию Комитета против пыток в соответствии со ст. ст. 21 и 22 Конвенции <2>.

<2> Постановления Верховного Совета СССР от 05.07.1991 N 2304-1, N 2305-1, N 2307-1.

В Советском Союзе появились новые формы международного контроля: указанные комитеты ООН получили право принимать и рассматривать сообщения других государств и индивидуальные жалобы лиц, находящихся под юрисдикцией СССР, о нарушении прав человека и применении пыток.

Дальнейшее развитие международный контроль за соблюдением прав человека в местах лишения свободы получил уже после распада СССР.

В связи с вступлением России в Совет Европы 28 февраля 1996 года Президентом РФ были подписаны важнейшие документы:

- Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950);

- Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987).

Первый документ был ратифицирован Федеральным законом от 30.03.1998 N 54-ФЗ. Согласно ст. 1 Закона N 54-ФЗ Российская Федерация признала компетенцию Европейской комиссии по правам человека и Европейского суда по правам человека по разрешению заявления (жалобы) любого лица (в том числе и осужденного), неправительственной организации или группы лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения Российской Федерацией их прав, изложенных в Конвенции и Протоколах к ней (в случаях, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления в действие этих договорных актов в РФ).

Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания была ратифицирована Федеральным законом от 28.03.1998 N 44-ФЗ. Согласно ст. 2 этой Конвенции члены Европейского комитета против пыток имеют право посещать любые места, где содержатся лица, лишенные свободы.

Создание аналогичного института - Подкомитета по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания Комитета ООН против пыток - было предусмотрено в соответствии с Факультативным протоколом к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Факультативный протокол к Конвенции был принят 18 декабря 2002 года Резолюцией 57/199 ООН.

Заметим, что данный Протокол открыт для подписания, ратификации и присоединения с 1 января 2003 года. С его подписанием и ратификацией Россия возьмет на себя обязательства не только разрешить посещение мест лишения свободы членами Подкомитета по предупреждению пыток, но и создать подобный отечественный орган (ст. ст. 3, 4). Тем самым появятся новые формы международного контроля за соблюдением прав человека в исправительных учреждениях.

Таким образом, международный контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется в четырех формах:

- представление Российской Федерацией периодических докладов о соблюдении прав человека (в том числе и при исполнении уголовных наказаний);

- сообщения иностранных государств о нарушениях прав осужденных, применении к ним пыток, других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания;

- обращения осужденных с жалобами, заявлениями в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека;

- посещение членами межгосударственных органов по защите прав и свобод человека мест принудительной изоляции граждан РФ, включая следственные изоляторы, исправительные учреждения.

С момента ратификации в 1998 году Конвенции о защите прав человека и основных свобод органы ФСИН по запросам Уполномоченного РФ при Европейском суде по правам человека провели расследования по 281 жалобе на следственные и судебные органы, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы.

В 2002 году Европейский суд по правам человека принял к рассмотрению 69 таких жалоб, в 2004 году - 41, в 2006 году - 23, в 2007 году - 10. К настоящему времени претензии заявителей к деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы были признаны обоснованными по 37 делам (13,2%), по 40 делам (14,2%) отклонены. По 204 делам (72,6%) решения длительное время не принимаются <3>.

<3> Доклад "О состоянии уголовно-исполнительной системы Российской Федерации". Вологда, 2009. С. 19.

В заключение хочется отметить, что развитие международного контроля за соблюдением прав человека в местах лишения свободы - важнейший шаг на пути улучшения деятельности системы учреждений по исполнению наказаний.