Влияние банковской системы на экономическую безопасность страны

(Елизарова В. В.)

("Налоги" (журнал), 2008, N 3(2))

Текст документа

ВЛИЯНИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ

НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ

В. В. ЕЛИЗАРОВА

Елизарова В. В., соискатель Академии экономической безопасности МВД России.

В современной рыночной экономике обеспечение экономической безопасности входит в состав важнейших функций государства. На экономическую безопасность страны существенное влияние оказывает функционирование банковской системы. Банковская система играет чрезвычайно важную роль благодаря ее взаимодействию со всеми секторами экономики.

Одной из приоритетных задач по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации является задача по развитию реального сектора, ориентированного главным образом на внутренний рынок. Решение этой задачи требует технологического перевооружения базовых отраслей, совершенствования технологий, используемых в производстве на базе достижений научно-технического прогресса, развития новых высокотехнологичных производств и модернизации существующих.

Понятие "экономическая безопасность" является относительно новым в российском лексиконе, хотя уже давно достаточно известно на Западе. Впервые проблема экономической безопасности была рассмотрена в 30-е годы в США. Ее актуальность была обусловлена сильнейшим мировым кризисом и необходимостью выработки мер быстрого реагирования на угрозы такого масштаба в рамках национальной экономики. В 70-е годы в развитых капиталистических странах термин "экономическая безопасность" стал рассматриваться как важнейшая составляющая национальной безопасности.

Первым официальным документом, затрагивающим вопросы обеспечения экономической безопасности нашей страны, стала Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (основные положения), одобренная Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. N 608. Государственная стратегия экономической безопасности разрабатывается в рамках Концепции национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. N 1300 (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. N 24)) с учетом национальных интересов в области экономики. Целью Государственной стратегии является "обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз".

Сегодня экономическая безопасность страны выдвинулась в число проблем, привлекающих внимание специалистов самого различного профиля. Все исследователи проблем экономической безопасности рассматривают ее как элемент национальной безопасности вместе с такими ее слагаемыми, как обеспечение обороноспособности страны, поддержание социального мира в обществе, защита от экологических бедствий. Связано это, прежде всего, с тем, что экономическая сфера государства является стержневой и определяет жизнеспособность прочих сфер. Не может быть военной безопасности и социального мира при слабой и неэффективной экономике. Влияние экономической сферы на другие более ощутимо, чем влияние этих сфер на нее. Соответственно, и экономическая безопасность является доминирующей по отношению к прочим видам безопасности и играет главную роль в обеспечении национальной безопасности. Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, которая определяет ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов.

Целью безопасности должно быть все же не удержание экономики от падения, а рост, не противодействие ее ослаблению, а содействие ее усилению. В условиях мировой глобализации необходимо устойчивое развитие экономики нашей страны, в противном случае позиция, занимаемая Россией в мировом сообществе, будет утеряна. Таким образом, наиболее полно сущность экономической безопасности изложена в определении В. К. Сенчагова. Сущность экономической безопасности можно определить как состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов. Иными словами, экономическая безопасность - это не только защищенность национальных интересов, но и готовность, и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества.

Каждый элемент экономической безопасности подвержен влиянию различных факторов. В частности, национальная банковская система оказывает влияние на все три элемента экономической безопасности:

- развитость национальной банковской системы в условиях мировой интеграции является одним из основных факторов обеспечения конкурентоспособности и относительной независимости экономики;

- денежно-кредитная политика, разрабатываемая Банком России, направлена на снижение инфляции и тем самым обеспечивает стабильность и устойчивость национальной экономики;

- привлечение коммерческими банками временно свободных денежных средств и использование этих средств для кредитования реального сектора экономики влияет на способность российской экономики к саморазвитию и прогрессу.

Для более глубокого понимания сущности экономической безопасности необходимо определить ее взаимосвязь с понятиями "развитие" и "устойчивость". Устойчивость экономики означает прочность и надежность связей между ее элементами, а также внутри самих элементов, способность выдерживать внутренние и внешние угрозы. Развитие - один из компонентов экономической безопасности. Отсюда следует, что банковская система как элемент национальной экономики будет играть положительную роль в обеспечении экономической безопасности тогда и только тогда, когда она устойчива и постоянно развивается. Устойчивость банковской системы означает прочность связей между элементами самой банковской системы (например, между Банком России и коммерческими банками), а также между банковской системой и другими элементами национальной экономики (например, между производственным сектором и банковским). Таким образом, при нарушении устойчивости банковской системы, при несоблюдении безопасности внутри нее самой, при ее недостаточной развитости банковская система сама может явиться угрозой экономической безопасности.

Стабильность функционирования банковской системы тесно связана с развитием экономики, социальной сферы, с финансовым состоянием государства, является основным фактором национальной безопасности.

Ключевое положение банковской системы в обеспечении функционирования экономики, эффективного привлечения и перераспределения финансовых ресурсов предопределяет высокую степень зависимости экономической безопасности страны от состояния экономической безопасности банковского сектора экономики.

Криминализация банковской сферы имеет особую опасность в силу тех угроз, которые она представляет для стабильности денежно-кредитной системы, подчиняя своему влиянию ключевых сегментов рынка, формированию финансовой базы по врастанию организованной преступности в различные органы государственной власти с помощью коррупции.

Криминализация банковской сферы развивается в различных формах: уклонение от уплаты налогов с использованием неучтенных наличных денежных средств, обналичивание денег и отмывание средств, полученных преступным путем, утечка капиталов за рубеж, преднамеренные банкротства и захват собственности, финансирование терроризма и другие.

Экономические преступления становятся частью скрытой преступности, непосредственно связанной с экономическими отношениями в стране и в мире.

В условиях нарастающих угроз со стороны преступности борьба с ней становится важной задачей государства, без решения которой невозможно обеспечить экономическую безопасность страны.

Реформирование кредитной системы является важнейшей составной частью проводимых в России социально-экономических преобразований. Основное звено этой системы - банковская система - должно быть надежно защищено в сложных условиях переходной экономики и мировой финансовой глобализации. Объективная необходимость ее качественного изменения очевидна. Это, прежде всего, законодательное формирование совершенно новых отношений между государством и кредитными организациями, между налогоплательщиками, вкладчиками, клиентами и банками, обновление организационной структуры, переориентация банковской системы на ускоренные темпы роста, долгосрочное кредитование реального сектора экономики страны. Эти меры позволят значительно сократить объемы теневых процессов и предупредить дальнейший их рост.

Предупреждение экономической преступности с учетом высокого процента ее организованности должно включать выявление и устранение причин и условий, способствующих воспроизводству организованных преступных формирований в экономической сфере; выявление и ликвидацию организованных преступных формирований в экономике; организацию взаимодействия государственных органов с целью координации усилий по борьбе с организованными преступными формированиями.

В сфере кредитно-денежного обращения большое значение имеет предупредительное воздействие, которое направлено на регулирование денежного и кредитного обращения в России, так как расстройство системы денежного и кредитного обращения является важнейшим элементом экономического кризиса.

Серьезную угрозу как для развития реального сектора, так и в целом для экономики нашей страны представляет собой процесс легализации доходов, полученных преступным путем. Запущенные в оборот "грязные" деньги наносят огромный вред обществу. Скрытые от контроля средства и последующее их использование ставят в неравные конкурентные условия законопослушных субъектов хозяйствования и тех, кто совершает преступления. Честному предпринимателю в таких условиях тяжело развиваться. Поэтому борьба с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, стала одной из основных функций государственных органов власти. Основными субъектами, через которые преступные капиталы проникают в экономику, являются финансовые учреждения; в первую очередь это кредитные организации. В этой связи на кредитные организации была возложена обязанность по выявлению операций с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемых с целью легализации доходов, полученных преступным путем, и направления сообщений о таких операциях в уполномоченные органы. Выполняя эту обязанность, кредитные организации выступают своего рода фильтром или щитом, минимизируют проникновение криминальных доходов в легальную экономику. Поэтому выполнение этой функции прямым образом влияет на экономическую безопасность нашей страны.

Одной из базовых подсистем в системе обеспечения экономической безопасности страны объективно является банковская система, опосредующая непрерывный кругооборот денежных потоков в процессе обслуживания финансовых взаимосвязей всех экономических субъектов, включая население. Отличительная особенность роли банковской системы в обеспечении экономической безопасности связана со следующими обстоятельствами. Обеспечение экономической безопасности представляет из себя многоуровневую проблему, где в качестве основных уровней выделяются: отдельная личность, страна, мировая экономическая система. Соответственно, экономическую безопасность отдельного объекта можно пытаться обеспечить в рамках соответствующего уровня и с помощью соответствующего этому уровню инструментария. Однако и результат в этом случае будет ограничен потенциалом самого объекта. Гораздо более целесообразным с точки зрения прогнозирования возникновения угроз национальной безопасности и своевременного принятия мер по их предотвращению или нейтрализации представляется управление экономической безопасностью через использование инструментария, позволяющего влиять сразу на все базовые уровни. Именно таким инструментом и является банковская система. Кредитные учреждения опосредуют движение денежных потоков, обслуживающих интересы и жизнедеятельность всех уровней экономических субъектов внутри страны, а также денежных потоков на межстрановом и мировом уровне.

Таким образом, банковская сфера, с одной стороны, является сферой повышенной концентрации угроз экономической безопасности, с другой - объективно обладает способностью обеспечивать как национальные интересы государства в целом, так и интересы отдельных предприятий и их объединений и отдельной личности (в части повышения качества и уровня жизни людей посредством привлечения средств населения на надежное хранение в доходных вкладах и различных форм кредитования физических лиц). Следовательно, выступать в роли их связующего элемента, в роли инструмента интеграции: различных экономических секторов и уровней внутри страны; интересов экономических субъектов всех уровней; страны в мировое сообщество. Характер взаимосвязей банковской системы с другими составляющими экономической системы государства имеет еще одну специфическую черту. Банковский сектор, как показала практика, может какое-то время успешно действовать и обеспечивать свои интересы вне жесткой взаимосвязи с интересами других экономических субъектов и даже вопреки им.

Тенденции изменения отдельных макропараметров развития экономики могут в течение некоторого временного промежутка идти вразрез с тенденциями развития банковского сектора. Однако при достижении определенного уровня качественных изменений (как позитивных, так и негативных) в экономике траектория развития банковского сектора неизбежно начинает идти в том же направлении, что и траектория развития экономики в целом. И здесь кроется следующая опасность. За время "относительного благоденствия" банковского сектора на фоне негативных процессов в экономике реальной становится утрата банковской системой своих функций как инструмента интеграции интересов всех экономических субъектов и, соответственно, предупреждения и нейтрализации угроз этим интересам. Более того, банковская система не только сама разрушается, но и становится проводником, каналом распространения угроз экономической безопасности на все уровни. Причем негативные тенденции в деятельности этой системы, многократно умножаясь, оказывают огромное влияние на состояние всего процесса функционирования экономики.

Таким образом, ключевое положение банковской системы в обеспечении бесперебойного функционирования экономики и устойчивости денежной системы предопределяет высокую степень зависимости экономической безопасности от состояния банковской системы. Уровень организованности и стабильности банковской системы выступает в этой связи одной из доминант безопасности экономики и одновременно характеризует эффективность проводимой денежно-кредитной и финансовой политики государства.

Литература

1. Федеральный закон от 03.02.1996 N 17-ФЗ "О банках и банковской деятельности" (с изм. от 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г., 30 июня, 8, 23 декабря 2003 г.) // Правовая база "КонсультантПлюс".

2. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (с изм. от 25 июля, 30 октября 2002 г.) // Правовая база "КонсультантПлюс".

3. Федеральный закон от 27 июня 2002 г. "О Центральном банке РФ (Банке России)" (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 5-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 23.12.2003 N 186-ФЗ) // Правовая база "КонсультантПлюс".

4. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (основные положения). Одобрена Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. N 608 // Правовая база "КонсультантПлюс".

5. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. N 1300 (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. N 24) // Правовая база "КонсультантПлюс".

6. Письмо ЦБ РФ от 28 ноября 2001 г. N 137-Т "О Рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в ред. письма ЦБ РФ от 16.01.2003 N 6-Т) // Правовая база "КонсультантПлюс".

7. Заявление Правительства РФ и ЦБ РФ от 30 декабря 2001 г. "О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации" с приложением // Правовая база "КонсультантПлюс".

8. Банковское дело: управление и технологии: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. А. М. Тавасиева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

9. Богданов И. Я. Экономическая безопасность России: теория и практика. М.: ИСПИ РАН, 2007.

10. Жарковская Е. Н., Арендс И. О. Банковское дело: Курс лекций. М.: Омега; Л., 2006.

11. Загашвили В. С. Экономическая безопасность России. М.: Юристъ, 2007.

12. Сенчагов В. К. Экономическая безопасность России. Общий курс: Учебник. М.: Дело, 2005.

Название документа